Бюджетный бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений. Конечным звеном в технологической цепочке бюджетного бухучета является бухгалтерская отчетность.

Бюджетный бухгалтерский учет получателей средств основан на методе начисления. Все хозяйственные факты движения бюджетных средств принимаются к бюджетному бухгалтерскому учету в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от даты (момента) оплаты.

Основными задачами бюджетного бухгалтерского учета являются:

   формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении активов и обязательств учреждений, о финансовых результатах их деятельности, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

   обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием -и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

   предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов Повышения эффективности его деятельности.

Предметом бюджетного бухгалтерского учета является поступление и использование бюджетных средств в обычной деятельности органов власти разного уровня. Все, что попадает в сферу бюджетного учета, составляет его объекты.

Объектами бюджетного бухгалтерского учета являются имущество (хозяйственные средства) и источники его формирования в стоимостном выражении, а также их наличие и движение, обусловленные хозяйственными процессами. К объектам бюджетного учета относят:

1. Активы и обязательства учреждения;

2. Хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения в течение финансового года;

3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, принятые юридические обязательства;

4. Финансовые  результаты деятельности учреждения.

В составе активов функционируют финансовые и нефинансовые активы. К первым относятся денежные средства в кассе, на лицевом счете и др., финансовые вложения, все виды дебиторской задолженности. Нефинансовые активы представлены основными средствами, нематериальными, непроизведенными активами и материальными запасами. Обязательства представляют кредиторскую задолженность учреждения работникам по оплате труда, поставщикам, бюджету по налогам, государственным внебюджетным фондам и др.

Хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения, связаны с исполнением смет доходов и расходов учреждений в течение финансового года. Это различные хозяйственные процессы — содержание основной деятельности учреждения.

Финансовый результат деятельности учреждений образуется лишь в рамках внебюджетной деятельности. Он может быть положительным (прибыль), когда доходы превышают расходы, или отрицательным (убыток), когда сумма произведенных расходов превышает полученные организацией доходы. В рамках бюджетной деятельности финансовый результат заключается в соответствии предусмотренных сметой расходов фактически произведенным расходам в течение отчетного года.

Метод бюджетного бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых учитываются объекты бюджетного бухгалтерского учета, обеспечиваются достоверные учетные показатели, тем самым достигаются приоритетные цели бухгалтерского учета в целом.

В бюджетном учете действуют те же элементы метода: первичное наблюдение, формирующее информационное обеспечение бюджетного бухгалтерского учета; стоимостное измерение; группировка и систематизация учетной информации; полное (комплексное) обобщение и соизмерение информации об учетных объектах. Напомним, что они изучаются в курсе теории бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

Бухгалтерский учет в учреждениях ведется в валюте Российской Федераций — в рублях и копейках. Ведение регистров бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Бухгалтерский учет ведется учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

Принципы бухгалтерского учета учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов.

При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:

1.     бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;

2.     бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;

3.     бухгалтерский учет ведется  непрерывно исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем;

4.     информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности;

5.     информация об имуществе, обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского  учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации;

6.     данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;

7.     рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяется при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период);

8.     в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая  ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. В целях настоящей Инструкции  существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных  бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;

9.     имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранение);

10.           обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество, учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.