Бюджетный бухгалтерский
учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в
денежном выражении о
состоянии и движении финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов
государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного
самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений. Конечным звеном в
технологической цепочке бюджетного бухучета является бухгалтерская отчетность.
Бюджетный
бухгалтерский учет получателей средств основан на методе начисления. Все
хозяйственные факты движения бюджетных средств принимаются
к бюджетному бухгалтерскому учету в том отчетном периоде, в котором они имели
место, независимо от даты (момента) оплаты.
Основными задачами
бюджетного бухгалтерского учета являются:
•
формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении
активов и обязательств учреждений, о финансовых результатах их деятельности, а
также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
•
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской
Федерации при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью,
наличием -и движением имущества и
обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в
соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами;
•
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения и выявление
внутрихозяйственных резервов Повышения
эффективности его деятельности.
Предметом бюджетного
бухгалтерского учета является поступление и использование бюджетных средств в обычной
деятельности
органов власти разного уровня. Все, что попадает в сферу бюджетного учета, составляет его объекты.
Объектами бюджетного бухгалтерского учета являются имущество (хозяйственные средства) и
источники его формирования в стоимостном выражении, а также их наличие и движение, обусловленные хозяйственными
процессами. К объектам бюджетного учета относят:
1. Активы и обязательства учреждения;
2. Хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств
учреждения в течение финансового года;
3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, принятые
юридические обязательства;
4. Финансовые результаты
деятельности учреждения.
В составе активов
функционируют финансовые и нефинансовые активы.
К первым относятся
денежные средства в кассе, на лицевом счете и др., финансовые вложения, все виды
дебиторской задолженности.
Нефинансовые активы представлены
основными средствами,
нематериальными, непроизведенными активами и
материальными запасами. Обязательства представляют
кредиторскую
задолженность учреждения работникам по оплате труда, поставщикам, бюджету по налогам,
государственным внебюджетным фондам и др.
Хозяйственные факты,
приводящие к изменению активов и обязательств учреждения, связаны с исполнением смет
доходов и расходов
учреждений в течение финансового года. Это различные хозяйственные процессы —
содержание основной деятельности учреждения.
Финансовый результат
деятельности учреждений образуется лишь в рамках внебюджетной деятельности. Он может быть
положительным
(прибыль), когда доходы превышают расходы, или отрицательным (убыток), когда сумма произведенных
расходов превышает полученные организацией доходы. В рамках бюджетной деятельности финансовый результат
заключается в соответствии предусмотренных сметой расходов фактически
произведенным расходам в течение
отчетного года.
Метод бюджетного бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов,
с помощью которых учитываются объекты бюджетного бухгалтерского учета, обеспечиваются
достоверные учетные показатели, тем самым достигаются приоритетные цели
бухгалтерского учета в целом.
В бюджетном учете
действуют те же элементы метода: первичное наблюдение, формирующее информационное обеспечение бюджетного бухгалтерского учета;
стоимостное измерение; группировка и систематизация учетной информации; полное (комплексное) обобщение и
соизмерение информации об учетных объектах. Напомним, что они изучаются в курсе теории
бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет в
учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом
исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами,
сохранностью денежных
средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и
расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется с
составлением единого
баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет
внебюджетных источников.
Бухгалтерский учет в
учреждениях ведется в валюте Российской Федераций — в рублях и копейках. Ведение регистров
бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы,
составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Бухгалтерский учет
ведется учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до
реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Все хозяйственные
операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на
счетах бухгалтерского учета без каких-либо
пропусков или изъятий.
Учреждения расходуют
бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по
целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения
мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную
дисциплину и обеспечивая экономию материальных
ценностей и денежных средств.
Принципы бухгалтерского учета учреждениями,
финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание,
определены Инструкцией
по применению Единого плана счетов.
При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам,
органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
1. бухгалтерский учет
государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их
изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов
осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского
учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;
2. бухгалтерский учет ведется
методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту
их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные
средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных
операций;
3. бухгалтерский учет
ведется непрерывно исходя из
предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в
обозримом будущем;
4. информация в денежном
выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях их изменяющих и финансовых
результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на
соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть
полной, с учетом существенности;
5. информация об имуществе,
обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения
бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется
субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета
(аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним
пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно
законодательству Российской Федерации;
6. данные бухгалтерского учета
и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у
государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том
числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности;
7. рабочий план счетов субъекта
учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в
рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяется при условии обеспечения
сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный,
текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый
период);
8. в бухгалтерском учете
подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений,
позволяющая ее пользователям положиться
на нее, как на правдивую. В целях настоящей
Инструкции существенной информацией
признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на
экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации),
принятое на основании данных
бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета;
9. имущество, являющееся
собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения,
учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного
учреждения в пользовании (управлении, на хранение);
10.
обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у
него на праве оперативного управления, а также указанное имущество, учитываются
в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.