Действуя в интересах всего общества, государство как правообразующее устанавливает единые для всех и однозначные нормы бухгалтерского учета.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1 уровень  - законодательный;

2 уровень – нормативный;

3 уровень – методический;

4 уровень – организационный.

 

К документам первого уровня, регламентирующие бюджетный учет относятся:

1.                             БК РФ;

2.                             НК РФ;

3.                             ФЗ «О бюджетной классификации» от 15.08.1996 г.№115 –ФЗ;

4.                             Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

5.                             ГК РФ;

6.                             ФЗ «Об автономных учреждениях» от 3.11.2006 г. № 174 ФЗ.

7.                             ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ

 

Основными источниками правового регулирования бюджетного учета является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно статье 2 этого закона, его положения распространяются и на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Закона № 402-ФЗ установлено, что его положения применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Нормативный уровень представлен документами, в которых регламентируются правила и принципы формирования учетной политики, учетов фактов деятельности бюджетных учреждений, активов, требований и обязательств, доходов и расходов. Основным документом является инструкция по бюджетному учету от 01.12.2010 г. № 157-Н. В данной  инструкции прописана организация бюджетного учета, приведен единый план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению для всех государственных и муниципальных учреждений. А так же представлены унифицированные формы первичных документов и регистров бюджетного учета, произведена типовая корреспонденция счетов бюджетного учета. Инструкция №157-н стала основой для разработки плана счетов и инструкций для каждой из организационно – правовых форм организации.

Характеристики

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Общие требования по ведению учета

Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета... и Инструкции по его применению»

Инструкция по применению Плана счетов

Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Применение бюджетной классификации*

Приказ Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Регистры учета

Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственных органов), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»

Отчетность

Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Методический уровень составляют специализированные документы отраслевого характера, которые утверждаются федеральными органами, министерствами и ведомствами. Как правило, они содержат указания, рекомендации, возможные варианты учета, связанные с отраслевыми особенностями (методические указания, письма, обзор практики разрешения споров Высшим арбитражным судом РФ и т.п.).

К ним относят – методические указания по инвентаризации имущества и финансовым обязательствам, о порядке проведения переоценки основных средств и нематериальных активов, а так же инструкции и письма Минфина РФ и других ведомств.

Документы 4-го уровня включают в себя приказы, распоряжения руководства учреждения, должностные инструкции, формы внутренней отчетности, график документооборота, график проведения инвентаризации различных объектов учета, список материально ответственных лиц. Основным локальным актом относящимся к организационному уровню, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в казенном, бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика.