Действуя в
интересах всего общества, государство как правообразующее устанавливает единые
для всех и однозначные нормы бухгалтерского учета.
В зависимости от назначения и статуса нормативные
документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1 уровень -
законодательный;
2 уровень – нормативный;
3 уровень – методический;
4 уровень – организационный.
К документам первого уровня, регламентирующие
бюджетный учет относятся:
1.
БК РФ;
2.
НК РФ;
3.
ФЗ «О бюджетной
классификации» от 15.08.1996 г.№115 –ФЗ;
4.
Федеральный закон от 6
декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
5.
ГК РФ;
6.
ФЗ «Об автономных
учреждениях» от 3.11.2006 г. № 174 ФЗ.
7.
ФЗ «О
некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ
Основными источниками правового
регулирования бюджетного учета является Федеральный закон от 6
декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно статье 2
этого закона, его положения распространяются и на государственные органы,
органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных
фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Кроме того, пунктом
2 статьи 2 Закона № 402-ФЗ установлено, что его положения применяются
при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и
муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и
обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.
Нормативный уровень представлен документами, в которых
регламентируются правила и принципы формирования учетной политики, учетов
фактов деятельности бюджетных учреждений, активов, требований и обязательств,
доходов и расходов. Основным документом является инструкция по бюджетному учету
от 01.12.2010 г. № 157-Н. В данной
инструкции прописана организация бюджетного учета, приведен единый план
счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению для всех
государственных и муниципальных учреждений. А так же представлены
унифицированные формы первичных документов и регистров бюджетного учета,
произведена типовая корреспонденция счетов бюджетного учета. Инструкция №157-н стала
основой для разработки плана счетов и инструкций для каждой из организационно –
правовых форм организации.
Характеристики |
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
Общие требования по ведению учета |
Приказ Минфина России от
1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов
бухгалтерского учета... и Инструкции по его применению» |
||
Инструкция по применению Плана счетов |
Приказ Минфина России от
6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного
учета и Инструкции по его применению» |
Приказ Минфина России от
16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» |
Приказ Минфина России от
23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» |
Применение бюджетной классификации* |
Приказ Минфина России от
21 декабря 2012 г. № 171н «Об утверждении Указаний о порядке
применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на
плановый период 2014 и 2015 годов» |
||
Регистры учета |
Приказ Минфина России от
15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных
документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами
государственной власти (государственных органов), органами местного
самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами,
государственными академиями наук, государственными (муниципальными)
учреждениями и Методических указаний по их применению» |
||
Отчетность |
Приказ Минфина России от
28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке
составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об
исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» |
Приказ Минфина России от
25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке
составления и представления годовой, квартальной отчетности государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» |
Методический уровень составляют
специализированные документы отраслевого характера, которые утверждаются
федеральными органами, министерствами и ведомствами. Как правило, они содержат
указания, рекомендации, возможные варианты учета, связанные с отраслевыми особенностями
(методические указания, письма, обзор практики разрешения споров Высшим
арбитражным судом РФ и т.п.).
К ним относят – методические указания по
инвентаризации имущества и финансовым обязательствам, о порядке проведения
переоценки основных средств и нематериальных активов, а так же инструкции и
письма Минфина РФ и других ведомств.
Документы 4-го уровня включают в себя приказы,
распоряжения руководства учреждения, должностные инструкции, формы внутренней
отчетности, график документооборота, график проведения инвентаризации различных
объектов учета, список материально ответственных лиц. Основным локальным актом относящимся к организационному уровню,
регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в казенном,
бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика.