Тема 6. Документация и инвентаризация

 

Цель занятия: выяснение роли и сущности документирования как способа (метода) бухгалтерского учета, уточнение реквизитов бухгалтерских документов, изучение правил заполнения документов, приобретение навыков составления первичных документов.

 

План занятия

1.    Документирование как метод бухгалтерского учета

2.    Роль и  значение документов. Реквизиты документов.

3.    Классификация бухгалтерских документов.

4.    Порядок составления, обработки и  хранения документов.

5.    Инвентаризация как метод бухгалтерского учета.

6.    Порядок проведения и виды инвентаризации

 

Контрольные вопросы

 

1.      Что представляет собой первичное наблюдение, первичный учет?

2.      Что такое документ?

3.      В чем состоят сущность и значение документирования в бухгалтерском учете?

4.      Какие показатели относятся к обязательным реквизитам?

5.      Для чего нужны дополнительные реквизиты? Приведите примеры.

6.      Какие требования предъявляются к оформлению документов?

7.      Что такое унификация и стандартизация документов? Какова их роль в учете?

8.      Как классифицируются документы?

9.      В каких документах нельзя производить исправления?

10.  Что такое документооборот и каково его значение?

11.  Каким нормативным документом регламентируется проведение инвентаризации?

12.  Виды и содержание инвентаризаций?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 25. Составить бухгалтерские проводки по следующим хозяйственным операциям (табл.17):

Таблица 17

п/п

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1.

Выявлена недостача денег в кассе

 

 

5000

2.

Выявлена недостача материалов на складе

 

 

15000

3

Выявлена недостача объекта основных средств в цеху

 

 

140000

4

Выявлена недостача  готовой продукции на складе

 

 

45000

5

Выявлен излишек денег в кассе

 

 

10000

6

Выявлен излишек готовой продукции на складе

 

 

14000

7

Выявлена недостача бензина на заправке

 

 

4000

8

Кассир восстановил недостачу

 

 

 

9

Недостача материалов отнесена на материально-ответственное лицо

 

 

 

10

Недостача объекта основных средств отнесена на охранное предприятие

 

 

 

11

Недостача готовой продукции  удержана из зарплаты завсклада по рыночной стоимости

 

 

60000

12

Недостача бензина оказалась в пределах норм естественной убыли

 

 

4000

13

Выявлена недостача материалов  в кладовой цеха №1

 

 

56000

14

Выявлен излишек материалов в  кладовой цеха №1

 

 

50000

15

Разница в результате пересортицы отнесена на начальника цеха №1

 

 

6000

16

Начальник цеха №1  не признал своей вины в недостаче материалов.

 

 

6000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты для проверки текущих знаний

(правильный ответ отмечается галочкой или обводится кружочком и записывается в таблицу, приведенную в конце тестовых заданий)

 

1. Бухгалтерский документ - это:

1. Письменное свидетельство действительного совершения хозяйственной операции или дающее право на ее совершение;

2. Источник информации о совершении хозяйственной операции;

3. Сведения о факте хозяйственной деятельности;

4. Основание для проведения хозяйственных операций.

2. Способы проверки достоверности документов:

1. Арифметическая проверка, встречная, с формальной стороны, по существу;

2. Встречная проверка, арифметическая, бухгалтерская, по существу;

3. Арифметическая, бухгалтерская, по существу, с формальной стороны;

4. Арифметическая, формальная, бухгалтерская, встречная проверка.

3. Порядок составления документов регламентируется:

1. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ;

2. Положением о бухгалтерской отчетности;

3. Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете;

4. Планом счетов бухгалтерского учета.

4. Сущность бухгалтерской обработки документов состоит:

1. В проставлении корреспонденции счетов и сумм по ним;

2. В определении показателей для записи на счетах бухгалтерского учета;

3. В проверке постоянных показателей;

4. В определении стоимостных показателей.

5. Ответственность за достоверность данных в документах несет:

1. Руководитель;

2. Главный бухгалтер;

3. Лица, подписавшие документ;

4. Исполнители операции, отраженной в документе.

6. Документооборот – это:

1. Организационная система создания, проверки и обработки бухгалтерских документов;

2. Путь прохождения бухгалтерских документов с момента их составления до сдачи в архив;

3. Группировка документов в пачки, однородные по своему содержанию;

4. Способ первичного наблюдения за движением хозяйственных средств.

7. График документооборота составляет:

1. Руководитель;

2. Главный бухгалтер;

3. Материально-ответственные лица;

4. Аудитор.

8. Бухгалтерские документы классифицируются:

1. По назначению, по объему содержания, по месту составления, по способу составления, по способу охвата операций;

2. По объему содержания, по месту составления, по способу составления, по назначению;

3. По назначению, по месту составления, по способу составления, по способу охвата операций;

4. По назначению, по объему содержания, по способу составления, по способу охвата операций.

9. По назначению документы бывают:

1. Распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления, комбинированные;

2. Первичные, сводные, внутренние и внешние;

3. Разовые, накопительные, комбинированные, бухгалтерского оформления;

4. Первичные, сводные, разовые, накопительные.

10. Унификация документов - это:

1. Установление одинаковых по содержанию бланков для оформления однородных операций в различных отраслях;

2. Установление одинаковых размеров бланков однотипных документов;

3. Использование на всех предприятиях одинаковых документов;

4. Применение разовых документов для отражения хозяйственных операций.

11. Формы первичных документов для предприятия утверждает:

1. Федеральная служба государственной статистики;

2. Руководитель организации в составе учетной политики организации;

3. Государственная служба по налогам и сборам;

4. Правительство РФ.

12. К документам бухгалтерского оформления относятся:

1. Счет-фактура, расходная накладная, кассовый ордер;

2. Расчет начисления заработной платы, мемориальный ордер, расчет пособия по листку временной нетрудоспособности;

3. Счет-фактура, товарно-транспортная накладная, мемориальный ордер;

4. Расчет заработной платы за дни отпуска, мемориальный ордер, счет-фактура.

13. Инвентаризация – это:

1. Элемент метода бухгалтерского учета;

2. Сверка правильности учетных записей по расчетным или иным операциям;

3. Уточнение данных текущего бухгалтерского учета;

4. Проверка наличия состояния и оценка имущества и обязательств предприятия.

14. К комбинированным бухгалтерским документам относятся:

1. Кассовые ордера;

2. Счета-фактуры;

3. Мемориальные ордера;

4. Расчет начисления заработной платы.

15. Единицей первичного наблюдения в бухгалтерском учете является:

1. Отдельный вид хозяйственных средств или источник его образования;

2. Хозяйственная операция;

3. Факт хозяйственной жизни, который приводит к изменению характеристики средств предприятия и источников их возникновения;

4. Факт хозяйственной жизни, который не приводит к изменению характеристики средств предприятия и их источников, возникновению, изменению или прекращению хозяйственно-правовых отношений.

16. Стандартизация документов – это:

1. Установление одинаковых по содержанию бланков для однородных операций в различных отраслях народного хозяйства;

2. Установление одинаковых размеров бланков однотипных документов;

3. Использование документов, изготовленных типографским способом;

4. Применение на всех предприятиях однотипных документов

17. Инвентаризации проводят перед составлением годового бухгалтерского отчета:

1. Полные;

2. Частичные;

3. Контрольные;

4. Выборочные.

18. Расхождения между данными учета и действительностью возникают:

1. В результате неточностей при приеме и отпуске средств, злоупотреблений;

2. В результате несплошного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности;

3. В результате ошибок в учете;

4. В результате естественной убыли, неточностей при приеме и отпуске средств, злоупотреблений, ошибок в учете.

19. Бухгалтерская запись: Д-т сч. 44 «Расходы на продажу» К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» означает:

1. Недостача товаров отнесена на издержки обращения;

2. Недостача ранее списанного товара отнесена на уменьшение издержек;

3. Отражение недостачи ценностей, ранее отгруженных;

4. Отражение недостачи незавершенного производства.

20. Исправление ошибок в инвентаризационной описи производится:

1. Замазыванием;

2. Переписыванием;

3. Зачеркиванием неправильных записей с подписью членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственного лица;

4. Не делаются.

21. По месту составления документы бывают:

1. Распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления, комбинированные;

2.  Внутренние и внешние;

3. Разовые, накопительные, комбинированные, бухгалтерского оформления;

4. Первичные, сводные, разовые, накопительные.

22. По охвату объектов (объему) документы бывают:

1. Распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления, комбинированные;

2. Первичные, сводные, внутренние и внешние;

3. Разовые, накопительные, комбинированные, бухгалтерского оформления;

4. Первичные, сводные.

23. По способу охвата операций документы бывают:

1. Распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления, комбинированные;

2. Первичные, сводные, внутренние и внешние;

3. Разовые, накопительные, комбинированные, бухгалтерского оформления;

4.  разовые, накопительные.

24. По способу составления документы бывают:

1. Технические, бухгалтерского оформления, комбинированные;

2. Машинные, ручным способом;

3. Разовые, накопительные, комбинированные, бухгалтерского оформления;

4. Электронные, машинные,  составленные ручным способом.

25.Реквизиты документов – это:

1. Технические характеристически документов;

2. Способы составления документов;

3. Объемные показатели документов.

4. Показатели, содержащие в документах.

26. Обязательные реквизиты документов – это:

1.Технические характеристически документов.

2. Способы составления документов.

3. Объемные показатели документов.

4. Показатели, без наличия которых первичный документ не признается составленным правильно.

27. К обязательным реквизитам документов относятся:

1. Корреспонденция счетов;

2. Наименование документа;

3. Резолюция руководителя предприятия;

4. Подпись главного бухгалтера.

28. К обязательным реквизитам документов относятся:

1. Бухгалтерская проводка;

2. Содержание ФХЖ;

3. Резолюция руководителя предприятия;

4. Подпись главного бухгалтера.

29. К дополнительным реквизитам документов относятся:

1. Наименование документа;

2. Содержание ФХЖ;

3. Резолюция руководителя предприятия;

4. Дата составления документа.

30. К дополнительным реквизитам документов относятся:

1. Наименование документа;

2. Содержание ФХЖ;

3.  Количество и сумма ФХЖ;

4. Корреспонденция счетов.

31. К дополнительным реквизитам документов относятся:

1. Наименование организации;

2. Содержание ФХЖ;

3.  Количество и сумма ФХЖ;

4. Резолюция руководителя.

32. К дополнительным реквизитам документов относятся:

1. Наименование документа;

2. Дата составления документа;

3.  Количество и сумма ФХЖ;

4. Бухгалтерская проводка.

33. К распорядительным документам относятся:

1. Приказ о зачислении на работу;

2. Табель отработанного времени;

3.  Накладная на отпуск готовой продукции в торговую сеть;

4. Наряд на выполненные работы.

34. К оправдательным документам относятся:

1. Приказ о зачислении на работу;

2. Распоряжение о проведении инвентаризации на складе;

3. Авансовый отчет руководителя;

4. Расходный кассовый ордер.

35. К оправдательным документам относятся:

1. Требование на отпуск материалов;

2. Распоряжение о проведении инвентаризации на складе;

3. Накладная на перемещение материалов внутри предприятия;

4. Приходный кассовый  ордер.

 

Результаты выполнения тестов представить в следующей таблице

 

вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма баллов______________