Лабораторная работа №6. Создание электронных таблиц и  выполнение простейших операций с помощью MicrosoftExcel

 

Цель работы:

-                   Освоить основные навыки работы с электронными таблицами MicrosoftExcel;

-                   Изучить режимы отображения программы MiсrosoftExcel;

-                   Научиться выполнять простейшие манипуляции с электронной книгой MiсrosoftExcel;

-                   Освоить основные команды редактирования электронной книги MiсrosoftExcel;

 

Методика выполнения работы

1.Создайте новую рабочую книгу (кнопка Создать на стандартной панели инструментов или меню Файл команда Создать как).

2.Переименуйте текущий рабочий лист (дважды щелкните на ярлыке текущего рабочего листа и переименуйте его).

3.Добавьте еще один рабочий лист в рабочую книгу (щелкните  правой кнопкой мыши на ярлыке листа и в контекстном меню выберите команду Добавить).

4.Сохраните созданный Вами файл под именем book.xls в своем каталоге (меню Файл, команда Сохранить).

5.Создайте таблицу по предложенному образцу (см. табл. 3.1). Для этого нужно выполнить следующие действия:

·   в ячейку А1 ввести заголовок таблицы “Экзаменационная ведо­мость”;

·   в ячейку A3 ввести “№ п/п”;

·   в ячейку ВЗ ввести “Фамилия, имя, отчество”;

·   в ячейку СЗ ввести “№ зачетной книжки”;

·   в ячейку D3 ввести “Оценка”;

·   в ячейку Е3 ввести “Фамилия экзаменатора”.

 

 

        Пример выполнения пятого пункта задания.                                                

                                                                                                        Таблица 3.1

п/п

Фамилия, имя, отчество

  

    зачетной           

     книжки

    Оценка

    Фамилия

экзаменатора

1

Иванов И. И.

З-2330/12

 

Шевелев Г.Е.

2

Петров В. В.

З-2331/21

 

Огородников А.С.

3

Сидоров С. С.

З-6230/09

 

Шевелев Г.Е.   __

4

Федоров Ф. Ф.

З-11230/23

 

Огородников А.С.__

5

Фролов Е.Е.

З-6230/05

 

Шевелев Г.Е.        __

6

Демидов Д. Д.

З-3530/05

 

Огородников А.С.

6.     Отформатируйте ячейки шапки таблицы:                                                  

·   выделите блок ячеек З:ЕЗ);

·   выполните  из  меню   Формат  команду Ячейки и  откройте вкладку

Выравнивание;

·     в диалоговом окне Выравнивание выберите опции:

 Горизонтальное – по центру,  Вертикальное – по верхнему краю;

·установите флажок Переносить по словам;

·откройте вкладку Шрифт и установите шрифт Times New Roman, начертание полужирное,  размер 12 пт. Аналогичные операции проделайте для ячейки A1.

7.     Измените ширину столбцов, в которые не поместились введенные данные. Для этого можно перетащить границы между строками и столбцами или навести указатель мыши на границу между заголов­ками столбцов, дважды щелкнуть основной кнопкой мыши. Для более точной настройки надо выбрать команду Строка (Столбец) из меню Формат и активизировать подходящую команду из открывающегося меню.

8.     Присвойте каждому студенту свой порядковый номер (не менее 10 студентов), используя маркер заполнения. Для этого:

·   сделайте текущей первую ячейку столбца “№ п/п” и введите в нее цифру 1;

·   затем заполните цифрой 2 следующую ячейку этого столбца;

·   выделите блок, состоящий из двух заполненных ячеек;

·   установите указатель мыши на правый нижний угол выделенного блока. Указатель мыши  станет черным  крестиком – это маркер запол­нения. Перетащите маркер заполнения при  нажатой правой кнопке мыши вниз или выберите команду Правка—> Заполнить—>Прогрессия.

9.     Заполните столбец “Фамилия экзаменатора”. Воспользуйтесь методом автозавершения, который состоит в том, что Excel  “угадыва­ет” слово, которое собирается вводить пользователь, или заполните ячейки с помощью маркера заполнения. Для включения Автозавершения надо в меню сервис выполнить команду Параметры, открыть вкладку Правка и установить флажок Автозавершение значений ячеек.

10.                   Заполните 2-ой и 3-ий столбцы таблицы данными для своей группы.

11.                   Обрамите таблицу: Панель инструментов—> кнопка Обрамле­ние (Граница).

12.                   Скопируйте таблицу на другой рабочий лист при помощи буфе­ра обмена. Для этого следует:

·        выделить таблицу или диапазон ячеек;

·        правой клавишей мыши вызвать контекстное меню;

·        выполнить команду Копировать;

·        затем перейти на другой лист;

·        установить курсор в первую ячейку предполагаемой таблицы;

·        выполнить команду Вставить из контекстного меню.

13.   Добавьте в новую таблицу одну строку и один столбец. Для этого нужно:

·        выделить диапазон ячеек по столбцу;

·        щелкнуть правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выбрать команду Добавить ячейки;

·        то же самое повторить для строки.

14.   Внесите в таблицу ряд изменений:

·        очистите колонку с фамилией экзаменатора;

·        озаглавьте эту колонку “Подпись экзаменатора”.

15.   Отсортируйте в новой таблице столбцы 2 и 3 по возрастанию – Данные —> Сортировка  или на Стандартной панели инст­рументов -  кнопка   Сортировать  по  возрастанию.

 

Построение диаграмм

Задание. На основе данных, приведенных в табл. 3.2, постройте не­сколько типов диаграмм, наглядно показывающих итоги сессии.

                                                                                                              Таблица 3.2

Средний балл по группе

Группа

Информатика

Математический

анализ

История

Экономика

З- 8530

4,2

3,8

4,5

4,3

З- 2330

4,0

4,4

4,4

4,2

З- 3530

3,9

4,0

4,0

3,9

З- 6530

4,3

4,4

4,4

4,1

З-2231

3,8

4,0

4,0

3,9

З-2232

3,3

3,9

3,9

3,6

З-11230

4,5

4,8

4,8

3,9

 

 

Методика выполнения работы

1.На листе 1 создайте таблицу “Сведения о результатах сдачи сес­сии в представительстве ТПУ”, внесите в нее данные.

2.Постройте диаграмму для всех групп и всех предметов на от­дельном листе типа   График  (см. табл.  3.2).  Для этого следует:

·   выделить всю таблицу;

·   выполнить команду меню Вставка —> Диаграмма

или воспользоваться кнопкой Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов.

3. На третьем шаге построения диаграммы внесите название диа­граммы, обозначения осей, добавьте легенду (рис. 3.2).

4. Постройте диаграммы и сравните результаты сдачи по отдельным предме­там (например, по предмету “История” см. рис. 3.3). Для этого следует:

·  выделить столбцы “Группа”, “Информатика” и построить диаграмму по этому предмету;

·  выделить столбец “Группа” и, удерживая клавишу Ctrl, выделить столбец “Математический анализ” и построить диаграмму по этому предмету.

Аналогично строятся диаграммы и для остальных предметов, столбцы которых не   граничат   со столбцом  “Группа”.

5.   Измените результаты сдачи сессии и проверьте, как это отразилось на построенных диаграммах.

                               

 

  

Рис. 3.2. Средний балл по группам            Рис. 3.3. Средний балл по группам

               для всех предметов                                      по предмету История

 

6.  Отчет о работе представьте в виде диаграмм на отдельных листах рабочей книги.

Сортировка данных в списке

Задание

1.Выполнить сортировку данных табл. 3.6 по возрастанию кода предмета, даты проведения занятия, номера группы.

2.Выполнить сортировку данных табл. 3.6 по возрастанию, исполь­зуя сочетания признаков: код предмета и дату проведения занятия; код предмета и номер группы; номер группы и дату проведения занятия, а также сочетание всех трех признаков.

Методика выполнения работы

1.  Создайте новую рабочую книгу (меню Файл команда Создать) и сохраните ее под именем SORT.XLS в рабочем каталоге (меню Файл команда Сохранить как).

2. Сформируйте таблицу результатов занятий.

                                                                                              Таблица 3.6

А

В

С

D

Е

F

G

H

1

№ группы

№ зачет­ной книж­ки

Код пред­мета

Табл. № препод.

Вид занятия

Дата

Оценка

2

З-3230

З-3230/03

П1

А1

Практика

26.05.99

3

3

З-3230

З-3230/12

П2

А2

Лекция

26.05.99

4

4

З-3230

З-3230/06

П1

А1

Лекция

11.06.99

4

5

З-3330

З-3230/08

П1

А2

Лекция

11.06.99

5

6

З-3330

З-3230/18

П2

А1

Практика

16.05.99

2

7

З-6230

З-6230/03

П2

A3

Лекция

20.05.99

3

8

З-3230

З-3230/09

П1

А1

Лекция

16.05.99

3

9

З-3230

З-3230/18

П1

A3

Лекция

16.05.99

4

10

З-3330

З-3330/03

П1

А2

Лекция

26.05.99

4

11

З-3531

З-3531/02

П2

А1

Лекция

11.06.99

2

12

З-3532

З-3532/03

П1

А2

Практика

20.05.99

5

13

З-3230

З-3230/20

П2

А1

Лекция

26.05.99

5

                        

3.Отформатируйте шапку таблицы следующим образом:

·   Шрифт Times New Roman;

·   размер шрифта 12 пт., курсив;

·   выравнивание по горизонтали — По значению;

·   выравнивание по вертикали — По верхнему краю;

·   установите ключ “Переносить по словам” (выделить соответст­вующие ячейки и выполнить   команду  Формат  —>  Ячейки).

4.Выполните сортировку по столбцу “Код предмета”, расположив коды предметов по  возрастанию.  Для этого нужно:

·   выделить таблицу с одной строкой заголовка;

·   выполнить команду меню Данные  —>  Сортировка;

·   в окне Сортировка диапазона в строке Сортировать по “коду предмета”.

5.     Результат сортировки скопируйте на Лист 2:

·   выделите всю таблицу, выполнить команду Правка  —> Копировать;

·   затем на Листе 2 установите курсор в ячейку А1 и выполните ко­манду Правка —> Вставить.

6.     Переименуйте Лист 2, дав ему имя – Сортировка:

·   указатель мыши установите на ярлычке Лист 2;

·   правой клавишей мыши вызовите контекстное меню;

·   выполните команду Переименовать.

7.     Выполните сортировку по столбцу “Дата”, расположив данные возрастанию. Для этого следует установить курсор в любую ячейку поля “Дата” и ввести команду Сортировка из меню  Данные, при этом должна выделиться вся об­ласть списка, а в окне Сортировка Диапазона в строке  Сортировать по – столбец G. Если этого не произошло, то предварительно   выдели­те  весь   список, а затем выполните указанную команду.

8.     Выполните сортировку по сочетанию признаков “Дата”, “№ группы”, “Код предмета”. Для этого следует выделить всю таблицу и в диалоговом окне Сортировка установить:

·   в строке Сортировать по — поле “Дата” по возрастанию;

·   в строке Затем — поле “№ группы”, по возрастанию;

·   в следующей строке Затем — поле “Код предмета” по возраста­нию;

·  установите флажок Строка меток столбцов.

        Результат сортировки скопировать на Лист 3 и переименовать его в Сортировка 2.

 

Фильтрация записей

 

Цель работы: ознакомиться со способом фильтрации записей спи­ска, автофильтрации, работой с формой данных.

 

 

 

Методика выполнения работы

 

1.Создайте новую рабочую книгу с названием “Фильтрация”.

2.Скопируйте в новую рабочую книгу таблицу 3.6).

3.Переименуйте Лист1, присвоив ему имя “Автофильтр №1”.

4.  Чтобы применить Автофильтрацию, установите курсор в об­ласть шапки таблицы и выполните команду Данные—>Фильтр—>Автофильтр.

5.  Сформируйте условия отбора: для преподавателя А1 выбрать сведения о сдаче экзамена на положительную оценку, вид занятий – Лекция. Для этого выполните следующие действия:

·     в столбце Таб препод. нажмите кнопку Фильтр, из списка усло­вий отбора выберите А1;

·      в столбце Оценка нажмите кнопку Фильтр, из списка условий отбора выберите Условие и   в диалоговом окне сформируйте условие отбора  >2;

·      в столбце Вид занятий нажмите кнопку Фильтр, из списка условий отбора выберите   Лекция.

6.     Результат фильтрации скопируйте на новый лист, присвоив ему имя “Автофильтр  №2”.

7.     На листе “Автофильтр №1” результат автофильтрации отмени­те, установив указатель мыши в область списка и выполнив команду Данные —> Фильтр —> Автофильтр.

8.     Сформулируйте выборку: для группы З-3230 получите сведения о сдаче экзамена по предмету П1 на оценки 3 и 4.

9.     Результат сохраните на новом листе, присвоив ему имя “Авто­фильтр №3”.

10.   Скопируйте исходную таблицу на новый рабочий лист, пере­именовав его в Форма данных.

11.   Установите курсор в область шапки таблицы и выполните команду Дан­ные —>Форма.

12.   В окне Форма данных просмотрите записи списка и внесите не­обходимые  изменения  по своему усмотрению  с помощью  кнопок <Предыдущая> и <Следующая>.

13.   С помощью кнопки <Создатъ> добавьте новые записи.

14.   В окне Форма данных сформируйте условия отбора записей.
Для этого нажмите кнопку <Критерии>, название которой поменяется на <Правка>. В пустых строках имен полей списка введите критерии:

·        в строку Табл. № препод. введите А1;

·        в строку вид занятия введите Лекция;

·         в строку оценка введите условие  > 2.

15.   Просмотрите отобранные записи нажатием на кнопку <Предыдущая> или <Следующая>.

16.  По аналогии сформулируйте условия отбора записей, указан­ные в п. 8.

 

 

Формулы в Excel

 

Цель работы: создание и использование простых формул в Excel.

 

Задание 

Компьютерная фирма имеет следующие результаты своей торговой деятельности за отчетный период (табл.3.3).

                                                                                                        Таблица 3.3

           A                                   B                          C                          D               

         Наименование

1.       продукции

Цена за ед., р

Продано, шт.

Выручка от продажи, р.

2.

 

 

 

3.  Модем

1460

10

 

4.  Принтер

2500

15

 

5.  Монитор, 17"

5750

20

 

6.  Компьютер

19899

25

 

7.  Цифровая   фотокамера

10900

4

 

8. Переносной    накопитель, 128 Mb

1535

6

 

9.  Сканер

3050

7

 

10. Жесткий диск, 80 Gb

2840

13

 

11. Ноутбук

51470

1

 

12. CD-ROM

745

4

 

13. CD-ReWriter

1550

6

 

14. Итого, сумма выручки, р.

 

 

 

    Используя возможности Excel, найти сумму выручки от продаж по каждому виду продукции и общую суммы выручки.

Методика выполнения работы

1.     Для того чтобы иметь возможность вводить в ячейки информацию в несколько строк, необходимо выполнить Формат → Ячейка, затем выбрать закладку Выравнивание и в пункте Отображение выбрать Переносить по словам.

2.     В столбец A, начиная с ячейки A1 и до A13 ввести наименование продукции, затем  ввести информацию в столбцы B и C (табл.3.3).

3.     В ячейку D3 ввести формулу расчета выручки в следующей последовательности:

·   сделать эту ячейку активной;

·   набрать знак ‘=’;

·   щелкнуть на ячейку B3;

·   набрать знак ‘*’;

·   щелкнуть на ячейку С3.

        В результате в ячейку D3 будет записана формула:  =B3*C3. После нажатия <Enter> в этой ячейке появится результат расчета по этой формуле.

4.     Теперь методом Автозаполнения получите аналогичные формулы для остальных видов продукции. Для этого установите указатель мыши на правый нижний угол ячейки D3. Указатель мыши  станет черным  крестиком – это маркер запол­нения. Перетащите маркер заполнения при  нажатой правой кнопке мыши вниз до ячейки D13. После отпускания клавиши мыши выручка будет подсчитана для всех видов продукции фирмы.

5.     Подсчитайте сумму выручки от продажи всех видов товаров. Щелкните мышкой на ячейку D14  и нажмите кнопку Автосумма на стандартной панели инструментов (знак Σ) или воспользуйтесь кнопкой Вставка  функции, расположенной также на стандартной панели. В окне Мастер функций следует выбрать СУММ из категории Математические.

 

Контрольные вопросы:

1.                Что называют листом электронной книги MiсrosoftExcel?

2.                Режимы работы электронной таблицы MiсrosoftExcel?

3.                Интерфейс программы MiсrosoftExcel?

4.                Как осуществить переименование ячеек электронной таблицы?

5.                Типы данных, хранимых в ячейках электронной таблицы MiсrosoftExcel.

6.                Что называют блоком ячеек?

7.                Какие вы знаете адресные ссылки на ячейки электронной таблицы?

8.                Какие логические знаки используемые  в электронных таблицах MiсrosoftExcel вы знаете?

9.                Какие логические функции используемые  в электронных таблицах MiсrosoftExcel вы знаете?

10.           Параметры логической функции ЕСЛИ?

11.                      Типы данных, хранимых в ячейках электронной таблицы MiсrosoftExcel.