Работа 3. Определение поля зрения
Полем
зрения называется пространство, в пределах которого видны все его точки
при фиксированном положении глаза. Для лучей разной длины волны поле зрения
неодинаково (рис. 38).
1800
Рис. 38. Границы поля зрения для разных
цветов. Черная линия – для белого цвета, пунктирная – для синего цвета,
пунктирная с точками – для красного цвета, точечная – для зеленого цвета
Наиболее велико поле зрения для
белого цвета, т. е. для смешанного света. Это объясняется тем, что палочки, чувствительные
ко всем видимым лучам и воспринимающие не цвет, а свет, находятся и на крайней
периферии сетчатки, где уже не встречаются колбочки – аппарат цветового зрения.
Для
определения поля зрения пользуются периметром (рис. 39). Полукруг периметра
градуирован в градусах. Специальная пластинка а служит подставкой для подбородка
испытуемого. В середине полукруга периметра укреплено зеркальце б, которое
испытуемый фиксирует глазом.
Рис. 39. Периметр (объяснение в
тексте)
Цель
работы: определить поле зрения для различных цветов.
Объект
исследования: человек.
Для
работы необходимы: периметр; схема для зарисовки поля зрения;
карандаши; линейка.
Ход работы. До
начала эксперимента начертите в тетради схему, изображенную на рисунке 40.
Предложите испытуемому положить подбородок на пластинку а периметра
(рис. 39), один глаз испытуемого закрыт, а другим глазом фиксируется зеркальце
6. По шкале периметра от периферии к центру ведите ползунок в с
цветным кружком. Отметьте, на каком градусе испытуемый начал отчетливо видеть
предлагаемый ему для различения цвет.
Опыт проводят сначала при
вертикальном положении полукруга, а затем при повороте его на 45, 90, 135, 180°. В работе используйте
следующие цвета: зеленый, красный, синий, белый.
Рис. 40. Чертеж
для построения поля зрения
Испытуемый не должен знать заранее,
какого цвета ползунок ведут по шкале. Поэтому в опыте все время меняйте цвета.
На схеме, зарисованной в тетради, точками
отметьте соответственно ответам испытуемого те расстояния от центра в градусах,
на которых он смог определить тот или иной цвет. Соедините между собой точки, найденные
для каждого цвета, чтобы получить кривые, ограничивающие поле зрения для исследованных
цветов.
Повторите то же самое для другого
глаза.
Сравните результаты, полученные для
правого и левого глаза, а также поле зрения для различных цветов.
Результаты оформите в рабочей
тетради.