Задания
к лекции №2.
Тема:
Физиология возбудимых тканей
1.Дайте
определение следующим терминам:
Потенциал покоя -
____________________________________________________________________________________________________________________
Потенциал действия -
____________________________________________________________________________________________________________________
Деполяризация -
____________________________________________________________________________________________________________________Реполяризация -
____________________________________________________________________________________________________________________
Гиперполяризация
-____________________________________________________________________________________________________________________
Миелин -
___________________________________________________________________________________________________________________
Абсолютная рефрактерность -
____________________________________________________________________________________________________________________
Перехват Ранвье -
____________________________________________________________________________________________________________________
Экзальтация -
____________________________________________________________________________________________________________________
2. Расшифруйте обозначения стадий
потенциал действия
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
Какая структура клетки изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1,2,3?
Какую функцию выполняют каждый из обозначенных элементов?
1.
Заполните таблицу
Стадии
ПД |
Возбудимость |
Деполяризация |
|
|
Относительная
рефрактерность |
Отрицательный
следовой потенциал |
|
|
Субнормальная
возбудимость |
2.
Схема, какого
процесса приведена ниже? Добавьте недостающие звенья. Раздражение нерва →……………………. →вход натрия внутрь клетки→…………………….
→генерация ПД и перезарядка мембраны→…………………………………….→реполяризация
мембраны→…………………………………...→восстановление мембранного потенциала.
1.
Разгадайте кроссворд
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
9 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Фаза
потенциала действия, во время которой происходит снижение заряда мембраны, 2.
Ион, концентрация которого преобладает на наружной поверхности мембраны, 3.
Итальянский физик и физиолог, доказавший, что электрические явления в живой ткани
связаны с наличием замкнутой цепи, состоящей из двух
разнородных металлов и жидкости, 4. Отрицательно заряженный ион, концентрация
которого выше внутри клетки, 5. Вещество, входящее в состав клеточной мембраны
и выполняющее транспортную функцию в ней, 6. Автор мембранно-ионной теории,
согласно которой потенциал
покоя нервных и мышечных волокон определяется избирательной проницаемостью
мембраны для ионов калия и их диффузией по концентрационному градиенту, 7.
Структурный компонент клеточной мембраны, 8. Невозбудимость мембраны, 9. Фаза
потенциала действия, во время которой происходит перезарядка мембраны, 10.
Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ответную реакцию ткани.
По вертикали:
1. Яд,
содержащийся в рыбе фугу, действие которого связано с блокадой натриевых
каналов, 2. Итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей
электрофизиологии и учения об электричестве, основоположник экспериментальной
электрофизиологии, 3. Способность ткани отвечать на раздражение возбуждением,
4. Ион, определяющий потенциал покоя, 5. Батрахотоксин по отношению к натриевым
каналом является…, 6. Одно из состояний быстрых натриевых каналов, 7.
Жироподобное вещество, покрывающее аксон и выполняющее изолирующую функцию, 8.
Одно из состояний быстрых натриевых каналов, 9. «Заякоренные» в плазмалемме
молекулы олигосахаридов, полисахаридов, гликопротеинов и гликолипидов,
выполняющие рецепторную функцию, 10. Стадия супервозбудимости.
2. Ответьте
на следующие вопросы:
1) Если бы
клеточная мембрана была абсолютно
непроницаема для ионов натрия,
как бы изменилась величина потенциала покоя?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Как изменится возбудимость
клетки при увеличении уровня критической деполяризации мембраны?
3) Если обработать нерв протеолитическими ферментами, то пострадают ли при
этом механизмы, связанные с генерацией ПД?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Известно,
что возбуждение нерва или мышцы можно вызвать, применяя различные раздражители
— электрические, химические, механические и т.д. Чем объяснить, что
раздражители разной природы вызывают один и тот же эффект — возбуждение?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на
следующие вопросы:
1) Почему токи УВЧ, применяемые в клинике для физиотерапевтических процедур, не вызывают болевого эффекта при прохождении их через ткани?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Возникает ли распространяющееся возбуждение в нерве, если известно,
что мембранный потенциал равен 90 мВ, критический уровень деполяризации на 30%
ниже, а раздражающий ток сдвигает мембранный потенциал в одном случае на 10 мВ,
в другом – на 30 мВ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) В результате длительного раздражения постоянным током критический уровень деполяризации (Ек)
упал на 20%. Величина деполяризации – 10% от уровня мембранного потенциала (Ео).
Исходные величины Е0=100 мв, Ек=70 мв. Как изменится возбудимость
нерва в этом случае?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) На
какую величину должен сдвинуться КУД, чтобы возникло возбуждение, если Ео
увеличится на 10 мв? Исходные Е0= - 100 мв, Ек = - 70 мв.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Два человека случайно
подверглись кратковременному действию переменного тока одинаково высокого
напряжения. Но разной частоты. В одном случае частота тока составила 50 Гц, в
другом – 500000 Гц. Один человек не пострадал, другой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Первый зарегистрированный случай
отравления этим ядом был описан в бортовом журнале капитана Джеймса
Кука от 7 сентября 1774 года.В этот день Кук записал, что его команда
съела местную тропическую рыбу, а остаток скормила свиньям на корабле. После
этого команда испытывала чувство онемения и одышку, а все свиньи были
найдены мёртвыми на следующее утро. Очевидно, что члены команды получили
умеренную дозу токсина, а свиньи, съевшие остатки рыбы, содержащие основную часть
токсина, были смертельно отравлены. Каким ядом они были отравлены? Опишите
механизм действия яда.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Одно из первых упоминаний этого
яда встречается у древнегреческого историка Ксенофонта. «….встречалось огромное
количество пчел, и все солдаты, которые ели мед лишались рассудка, мучились
рвотой и расстройством желудка, валились с ног. Те, кто отведал чуть-чуть
походили на сильно пьяных, е кто съел много были подобны безумным, а некоторые,
казалось, умирали». Назовите этот яд и объясните механизм его действия.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Что произойдет с нервной
клеткой, если ее обработать цианидами?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Батрахотоксин — сильный
нейротоксин, который значительно увеличивает натриевую проницаемость мембраны
в покое. Как этот яд повлияет на величину ПД?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) Вы зашли в помещение и почувствовали приятный запах. Через
некоторое время вы перестали его ощущать, несмотря на то, что источник запаха
не исчез. Объясните механизм данного явления. Что вам нужно сделать, чтобы
вновь ощутить этот запах? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________