Задания к лекции № 5-6.

Тема: «Частная физиология ЦНС»

Задания А

Задания Б

Задания С

 

Задания А.

1.    Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Эта структура мозга действует как расторопный регулировщик на оживленном перекрестке в часы «пик», одни сигналы пропуская раньше, да еще снабжая дополнительной энергией, другим дает дорогу во вторую очередь. А иные вообще задерживает на время пока не станут они для организма важными. Назовите этого регулировщика ____________________________________________

2)Где находится центр рвоты?

 _________________________________

3) Где находится центр ориентировочных рефлексов?

 ______________

4) Где находится центр сердечно-сосудистой деятельности?

______________________________________________

5) Где находится центры речи?

 _________________________________

6) Какой отдел мозга отвечает за перевод кратковременной памяти в долговременную?

 __________________________________________

7) Именно на эту структуру действуют наркотики, которые парализуют ее и она перестает «будоражить» кору, которая перестает «думать». Человек теряет сознание совсем или наполовину _______________________________________________

8) Назовите центр боли

_______________________________________

9) Перечислите нервы, отвечающие за движение глазного яблока __________________________________________________________

10) Почему при операциях на мозге больные совершают непроизвольные движения, например, рукой, ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим впереди от центральной борозды? _________________________________________________

11) После травмы у человека двигаются только верхние конечности. На каком уровне произошло повреждение? _______________________

12) Назовите центры регуляции циклов сна и бодрствования __________________________________________________________

13) У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающиеся рвотой. У ребенка диагностировали острое респираторное заболевание. Почему сильный кашель у ребенка сопровождается  рвотой? ___________________________________________________

14) Назовите 10 пару черепно-мозговых нервов

 _________________________________________________________

15) В клинике находится больной, у которого в одном из отделов опухоль. Лицо этого человека не может выражать эмоции. Поражение какого отдела мозга привело к такому результату? __________________________________________________________

16) Назовите центр мигания

 _____________________________________

17) В клинике находится больной, у которого в одном из отделов опухоль. При высовывании язык этого человека смещается в сторону Поражение какого отдела мозга привело к такому результату? _______________________________________________

18) Назовите центр сторожевого рефлекса

 _________________________

19) У собаки 2 месяца назад удалили мозжечок. Какие симптомы нарушения двигательных функций вы можете обнаружить у этого животного? _______________________________________________

20) У двух больных произошло кровоизлияние в мозг: у одного в кору головного мозга, у другого-в продолговатый мозг. У какого больного прогноз более неблагоприятный? _________________________________________________________

21) Стрихнин является антагонистом глицина. К чему приведет введение стрихнина в орга­низм лягушки?_________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Впишите название соответствующих отделов головного мозга

 

 

3.    Заполните таблицу

Отделы головного мозга

Функции

Продолговатый мозг

 

 

 

 

Мост

 

 

 

 

Средний мозг

 

 

 

 

Промежуточный мозг

 

 

 

 

Мозжечок

 

 

 

 

Базальные ганглии

 

 

 

 

Кора больших полушарий

 

 

 

 

Лимбическая система

 

 

 

 

Ретикулярная формация

 

 

 

 

 

4. Заполните таблицу «Различия между симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы»

Особенности организации

Симпатическая НС

Парасимпатическая НС

Место выхода нервных волокон

 

 

Расположение ганглиев

 

 

 

 

Длина волокон

 

 

 

Медиатор

 

 

 

Условия активации

 

 

 

Эффект

 

 

 

 

Задания Б.

1. Определите отделы мозга и соотнесите их с выполняемыми функциями (впишите напротив функции цифры)

1. Отдел мозга, где расположены жизненноважные центры

2. Центр болевой чувствительности

3.Отдел мозга, отвечающий за координацию движений

4.Высший отдел регуляции вегетативной нервной системы

5.Отдел мозга,  отвечающий за осуществление сторожевого рефлекса

6.Отдел мозга, играющий важную роль в терморегуляции

7.Отдел мозга, где располагаются ядра тройничного (V пара), отводящего (VI пара) и лицевого (VII пара) нервов

8.Отдел мозга, в котором находится центр голода и насыщения

9.Отдел мозга, отвечающий за нормальное распределение тонуса мышц

10.Отдел мозга, где находится черная субстанция, четверохолмие, крсаное ядро, ретикулярная формация и голубое пятно

11.Отдел мозга, в котором находится центр голода и насыщения

12.Отдел мозга, от которого отходит X нерв (блуждающий)

13.Отдел мозга, отвечающий за вегетативные процессы организма

14.Отдел мозга, где располагаются ядра бокового (IV пара) и глазодвигательного   ( III пара) нервов

15.Отдел мозга, разрушение которого приводит к следующим расстройствам: атония, атаксия, астения, актазии, головокружению, расстройству речи)

16.Отдел мозга, участвующий в осуществлении защитных рефлексов (чихание, мигание, глотание, кашель и др.)

17.Отдел мозга, осуществляющий высшую нервную деятельность

18.Отдел мозга, отвечающий за ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы

19.Отдел мозга, разрушение структуры которого приводит к паркинсонизму

20.Отдел мозга, участвующий в поддержании гомеостаза

 

1.    Заполните кроссворд

 

Кроссворд «Строение головного мозга»

 

1. Отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха. 2. Мозг, включающий в себя продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга. 3. Мозг, состоящий из трёх частей – верхней, центральной и нижней. 4. Мозг, по своему строению и функциям сходен со спинным мозгом. 5. Нижняя часть промежуточного мозга. 6. Выступающие части поверхности больших полушарий. 7. Он осуществляет координацию движения, делает их плавными, точными. 8. Отдел ЦНС, управляющий внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ.

9. Центральная часть промежуточного мозга. 10. Отдел нервной системы, специализирующийся на восприятии информации, поступающей из окружающей среды и управлении движениями тела в пространстве. 11. Высший орган автономной нервной системы. 12. Зона, расположенная впереди центральной борозды.

13. Углубления на поверхности полушарий. 14. Нервная система, регулирующая работу поперечно-полосатой мышечной ткани скелетных мышц. 15. Через него проходят в кору слуховые пути.

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Участок, сегмент мышечного волокна 2. Ученый, открывший животное электричество 3. Изменение кривизны хрусталика  4. Биологически активные вещества, выделяемые нервным окончанием и являющиеся посредниками в процессе синаптической передачи 5. Хроническое заболевание головного мозга человека, имеющее различную этиологию и характеризующееся главным образом повторными припадками, а также постепенным развитием изменений личности 6. Отдел головного мозга, в котором располагаются нейроны, воспринимающие все изменения, происходящие в крови и спинномозговой жидкости (температуру, состав, содержание гормонов и т.д.) 7. Элемент, недостаток которого может привести к судорожным сокращениям мышц 8. Универсальный общебиологический принцип, лежащий в основе активности всех живых систем,  предложенный  А. А. Ухтомским  9. Медиатор, недостаток которого в организме приводит к паркинсонизму и шизофрении 10. Крупная нервная клетка в передних рогах спинного мозга 11. Синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец. 12. Близорукость 13. Медиатор симпатической нервной системы 14. Свойство нервных центров

По вертикали: 1. Белок, входящий в состав миофибрилл мышц 2. Медиатор, при нехватке которого у человека развивается депрессия 3. Специализированная зона контакта между нейронами или нейронами и другими возбудимыми образованиями, обеспечивающая передачу сигналов с сохранением, изменением или исчезновением ее информационного значения 4. Фибриллярпый белок, один из главных компонентов сократительных волокон мышц  5. Сужение миелинового нервного волокна, образующееся на границе между двумя соседними шванновскими клетками 6. Состояние, возникающее при раздражении ретикулярной формации и гипоталамуса 7. Отдел мозга, выполняющий роль коммутатора и ретранслятора, сортирующего раздражители и рассылающего их различным отделам коры. 8. Французский антрополог и хирург, именем которого назван участок  коры головного мозга,  расположенный в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающих моторную организацию речи. 9. Медиатор, выделяющийся на концах парасимпатической нервной системы и в преганглионарных волокнах симпатической нервной системы 10. Ритмические колебания потенциалов электроэнцефалогрммы с частотой 4–7,5 кол/с, амплитудой 10–200 мкВ, связанные с эмоциональным напряжением 11. Тело нейрона 12. Отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса 13. Немецкий невопотолог и хирург, именем которого назван  участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи. 14. Колебания частотой менее 3.5 Гц основной ритм сна/

 

2.    Выберите один верный ответ

1. Какая из предложенных стратегий является наиболее эффективной для преодоления нарушения суточного ритма организма?

А) принять мелатонин на следующий день после прибытия в пункт назначения

Б) избегать дневного света в течение нескольких суток

В) посидеть на солнце в пункте прибытия

Г) спать при включенном свете

2. Ваш головной мозг потребляет приблизительно столько же электричества, как и:

А) лампочка в холодильнике  

Б) ноутбук

В) машина на холостом ходу  

Г) машина, несущаяся на большой скорости

3. Какой из следующих видов деятельности, скорее всего, повысит ваши успехи в университете?

А) прослушивание классической музыки во сне

Б) прослушивание классической музыки во время занятий

В) обучение в детстве игре на музыкальном инструменте

Г) игры на компьютере

4. Что из перечисленного является для вашего мозга самой сложной задачей?

А) деление в столбик  

Б) рассматривание фотографий

В) игра в шахматы   

Г) сон

5. Вы проходите под строящимся домом. Внезапно замечаете летящий на Вас кирпич. Вы уклоняетесь и избегаете удара. Центр, контролирующий эту реакцию, находится:

А) в нижних буграх четверохолмия   

Б) в медиальных коленчатых телах   

В) в верхних буграх четверохолмия

Г) в продолговатом мозге    

Д) в коре больших полушарий

6. Человек стоит на перроне и ждет приближения поезда. Внезапно он замечает лежащего на рельсах человека без сознания. Он бросается на рельсы, несмотря на приближение поезда. Нормальна ли такая реакция?

А) да, это проявление альтруизма  

Б) нет, у человека, скорее всего, поврежден продолговатый мозг

В) нет, у человека повреждена деятельность коры больших полушарий

Г) нет, у человека опухоль в миндалевидном теле   

Д) да, у человека повреждена префронтальная кора

7. Вы сидите, пишите лекцию. Внезапно кто-то открывает дверь, и вы поворачиваете голову. Центр, контролирующий эту реакцию, находится в:

А) среднем мозге 

Б) промежуточном мозге  

В) коре больших полушарий   

Г) продолговатом мозге  

Д) спинном мозге

8. Наркоман, чтобы приглушить симптомы «ломки» ломает себе два пальца на руке и ему становится немного легче. Какие структуры мозга обеспечивают улучшение его состояния?

А) гипоталамус и лимбическая система 

 Б) таламус и ретикулярная формация

В) кора больших полушарий и базальные ганглии   

Г) продолговатый и средний мозг

9. Двухлетний ребенок упал со стула и громко заплакал. К нему в страхе подбежала мать и обнаружила, что ничего страшного не произошло. Но мать еще долго продолжала тревожиться после того, как опасность миновала. Повреждение каких структур мозга, вероятнее всего, могло способствовать этому?

А) миндалевидного тела     

Б) префронтальной коры   

Г) гипокампа   

Д) гипоталамуса

10. Вы получили удовольствие от просмотренного фильма. Какой отдел головного мозга у Вас активирован?

А) кора больших полушарий   

Б) гипоталамус    

В) таламус   

Г) красное ядро

 

3.    Опираясь на данные рисунка 52 учебника, заполните таблицу «Влияние стимуляции отделов автономной нервной системы на различные функции и процессы»

Органы и физиологические показатели

Симпатическая

НС

Парасимпатическая НС

Сердце

 

 

Сосуды

 

 

Кишечник

 

 

Потовые железы

 

 

Слюнные и слезные железы

 

 

Количество сахара в крови

 

 

Мочевой пузырь

 

 

 

4.    Представьте, что Вы нечаянно прикоснулись к горячему предмету и отдернули руку. Зарисуйте схему данной рефлекторной реакции.

 

 

 

 

 

 

 

Задания С.

1. Почему при отравлении фосфорорганическими соединениями (хлорофос, нервно-паралитические газы), которые являются ингибиторами ацетилхолинэстеразы, у больного наблюдаются судороги скелетной мускулатуры, сменяющиеся ее параличом?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В результате автокатастрофы у пострадавшего произошёл полный разрыв спинного мозга и паралич нижних конечностей. На каком, приблизительно, уровне произошёл разрыв спинного мозга, и какие при этом функции ещё нарушились?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В эксперименте животному произвели перерезку спинного мозга, при этом сохранилось только диафрагмальное дыхание. На каком уровне была произведена перерезка?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Человек в результате падения ударился головой и у него «посыпались искры из глаз». Какой из участков коры головного мозга в этом случае был травмирован?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В каких отделах коры наблюдаются вызванные электрические потенциалы: а) при свето­вых воздействиях; б) при акустических воздействиях; в) при тактильных воздействиях?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. У человека внезапно возник приступ тахикардии, при этом у него при себе не оказалось необходимых медикаментозных средств. Как можно уменьшить проявление приступа?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В Древней Индии подозреваемый в преступлении должен был проглотить горсть сухого риса. Если ему этого не удавалось, его вина считалась доказанной. Объясните с физиоло­гической точки зрения суть данного испытания.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Иногда некоторым больным с язвенной болезнью желудка производят селективную ваготомию (перерезку блуждающих нервов). Какая цель данной операции?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В ряде стран для проверки того, говорит ли человек правду на задаваемые ему вопросы, используется «детектор лжи», при этом регистрируются различные физиологические по­казатели. Объясните с физиологической точки зрения работу данного прибора.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. У человека-правши в результате травмы головного мозга нарушилась способность гово­рить и понимать речь. С какой стороны и в каких зонах больших полушарий произошла травма?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Известно, что Юлий Цезарь умел делать несколько дел одновременно. Какой отдел мозга у него был наиболее развит?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Почему детям для того, чтобы они научились быстрее говорить  рекомендуют перебирать чечевицу, мелкие предметы?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Человек попал в аварию и получил травму головы, после чего он стал забывать события, произошедшие с ним 5 минут назад. В какую область пришелся удар?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Почему животных нельзя научить держать ручку и писать?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. У человека высокий лоб. О чем это может свидетельствовать? (или почему у обезьян лоб низкий?)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Врач скорой помощи во время экстренного случая не смог правильно построить речь и дать указания медсестрам. При обследовании у него была обнаружена опухоль в мозге. В каком отделе мозга она расположена?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Почему немые от рождения бывают чаще всего и глухими?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. После кpовоизлияния в мозг  у  человека пpопала pечь. Какова локализация инсульта, если известно, что человек пишет пpавой pукой?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Во  вpемя  наpкоза анестезиолог, увидев, что у пациента зpачки откpытых глаз пеpестали pеагиpовать  на свет,  немедленно уменьшил дозу наpкотического вещества.  Чем pуководствовался анестезиолог?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Прикоснувшись к горячему предмету, люди обычно отдергивают руку. Однако при желании человек может заставить себя держат руку на этом предмете. Чем это можно объяснить?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________