Задания к лекции №4-5.

Тема: «Общая физиология ЦНС»

 

Задания А

Задания Б

Задания С

 

Задания А.

1.    Дайте определения следующим понятиям:

Рефлекс

____________________________________________________________________________________________________________________

Рефлекторная дуга –

____________________________________________________________________________________________________________________

Синапс –

____________________________________________________________________________________________________________________

Медиатор –

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Инерционность –

____________________________________________________________________________________________________________________

Торможение –

____________________________________________________________________________________________________________________

Иррадиация возбуждения –

____________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дайте название частям нервной клетки, обозначенным цифрами на рис. и кратко опишите функции этих элементов нейрона.

 

Нейрон 02

1___________________________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________________________________________________5___________________________________________________________________________________________________________________6___________________________________________________________________________________________________________________

7___________________________________________________________________________________________________________________

8___________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Дайте название частям синапса, обозначенным цифрами на рис. и кратко опишите функции этих элементов синапса.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza5/3736517627933.files/image002.jpg

1___________________________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________________________________________________5___________________________________________________________________________________________________________________6___________________________________________________________________________________________________________________

 

4. По функциям нейроны разделяют на:

1_________________________________нейроны

2_________________________________нейроны

3_________________________________нейроны

 

5. Синапсы классифицируются по:

1) типу соединяемых клеток __________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

2) типу контакта __________________________________________________________________________________________________________

3) функциональному эффекту __________________________________________________________________________________________________________

4) типу медиатора __________________________________________________________________________________________________________

5) способу передачи сигналов __________________________________________________________________________________________________________

 

1.    Дайте название частям рефлекторной дуги, обозначенным цифрами на рис. и объясните, что произойдет при нарушении функции каждого из компонента:

 

Рис. 205. Схема рефлекторной дуги.

 

1___________________

при повреждении наблюдается

__________________________________________________________

2_________________________________________________________ при повреждении наблюдается

__________________________________________________________

4_________________________________________________________ при повреждении наблюдается

_________________________________________________________

5_________________________________________________________ при повреждении наблюдается

__________________________________________________________

6_________________________________________________________ при повреждении наблюдается

__________________________________________________________

 

 

Задания Б.

1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика свойств электрических и химических синапсов»

 

Свойство

Электрические синапсы

Химические синапсы

Проведение ПД

Утомляемость

Лабильность

Синаптическая задержка

Трансформация ритма ПД

Скорость проведения

Наличие медиаторов

Место нахождения в организме человека

 

 

 

2.    Заполните таблицу «Характеристика медиаторов ЦНС»

Медиатор

Рецепторы

Локализация

Физиологическая роль

Заболевания, возникающие при избытке или нехватке

Ацетилхолин

 

 

 

 

 

Норадреналин

 

 

 

 

 

 

Дофамин

 

 

 

 

 

 

Серотонин

 

 

 

 

 

 

Глутамат

 

 

 

 

 

 

ГАМК

 

 

 

 

 

Глицин

 

 

 

 

 

 

3.    Ответьте на вопросы, выбрав один вариант ответа

 

1. В спорынье содержится соединение, из которого получают  наркотическое вещество:

а) диэтиламид лизергиновой кислоты     (ЛСД)   

б) героин 

в) морфин  

г) кокаин

2. Причиной «агрессивного действия» ржаного хлеба может быть:

а) хранение зерна для приготовления хлеба в условиях повышенной влажности

б) не соблюдение правил технологии приготовления хлеба

в) использование  проросшего зерна для приготовления хлеба

г) употребление большого количества ржаного хлеба

3.Вещество, присутствующее в спорынье, является антагонистом медиатора:

а) норадреналина  

б) серотонина  

в) глицина  

г) ацетилхолина

4. Серотонин образуется:

а) на свету из аминокислоты триптофана

б) в темноте из аминокислоты триптофана

в) в черной субстанции среднего мозга

г) в головном мозге из аминокислоты тирозина

5. Смерть животного при действии яда кураре наступает в результате:

а) паралича скелетной и дыхательной мускулатуры  

б) паралича сердечной мускулатуры   

в) невозможности передачи импульсов в ЦНС

г) кровоизлияния в мозг

6. К компонентам синапса, которые блокируются ядом кураре относятся:

а) мускариновые рецепторы

б) никотиновые рецепторы

в) ацетилхолинэстераза

г) синаптические пузырьки

7. Ацетилхолин действует на рецепторы:

а) мускариновые и ГАМК-рецепторы  

б) никотиновые и ГАМК-рецепторы    

в) мускариновые и никотиновые   

г) атропиновые и никотиновые

8.Рецепторы мускаринового типа располагаются в мускулатуре:

а) сердечной   

б) скелетной 

в) дыхательной   

г) кишечной

9. Рецепторы никотинового типа не располагаются в:

а) нервно-мышечных синапсах

б) вегетативных ганглиях

в) некоторых структурах головного мозга

г) сердечной мускулатуре   

10. Механизм действия кураре проявляется в блокаде:

а) только  М-холинорецепторов  

б) только Н-холинорецепторов 

в) М- и Н- холинорецепторов  

г) ацетилхолинэстеразы

11. Использование яда кураре при полостных операциях связано с возможностью обездвиживания больного в результате расслабления скелетной мускулатуры при сохранении:

а) работы сердца

б) дыхания

в) работы сердца и дыхания

г) сознания

12. Скорость передачи импульсов в нервных волокнах зависит от:

а) наличия миелина, толщины нервного волокна и интенсивности обмена веществ

б) наличия миелина и длины нервного волокна    

в) длины и толщины нервного волокна  

г) интенсивности обмена веществ

13. Миелиновая оболочка покрывает:

а) аксон

б) дендриты

в) тело нейрона

г) все указанные структуры

14. Открытые участки мембраны осевого цилиндра нервного волокна, на которых прерывается миелиновая оболочка, носят название:

а) терминали аксона    

б) перехваты Ранвье    

в) дедритные шипики

г) аксонные холмики

15. Выберите на рис. структуру, посредством которой происходит передача возбуждения вдоль мякотного нервного волокна

 

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=45ebe7e094ce2334&mb=imgdb_preview_1094

1

 

 

http://studentus.net/pictures/books/11306.files/image042.jpg

 

2

 

http://900igr.net/datas/biologija/Kletka-i-ejo-stroenie/0024-024-Kletka-i-ejo-stroenie.jpg

3

 

 

http://www.medkursor.ru/pics/250_1540484662.jpg

4

 

а) 1

б) 2                                                         

в) 3

г) 4

 

Задания С.

 

1. За счет чего проведение возбуждения у позвоночных животных происходит быстрее, чем у беспозвоночных?

____________________________________________________________________________________________________________________

2.Каково время проведения возбуждения по мякотному волокну, если между отводящими и регистрирующими электродами находится 15 перехватов Ранвье? (через каждый участок возбуждение проходит за 0,07 мсек).

____________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите, сколько перехватов Ранвье находится между электродами, если известно, что возбуждение проходит  это расстояние за 140 мсек.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Слабое покашливание включает пpеимущественно мышцы самой глотки, тогда как пpи сильном кашле в действие вступают мышцы гpудной клетки,  плеч,  живота,  диафpагмы. Какие пpинципы кооpдинации pефлектоpной деятельности  демонстpиpует сильный кашлевой pефлекс?

____________________________________________________________________________________________________________________

5. Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но и помогает себе головой, ногами и даже языком. Каков механизм этого явления?

____________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему при утомлении человека у него сначала нарушается точность движений, а потом уже сила сокращений?

____________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему при введении стрихнина у лягушки наблюдаются судороги в ответ на любое, даже легкое раздражение?

____________________________________________________________________________________________________________________

8.Известный ученый высказал мысль. Что высшее проявление человеческой психики – талант – зависит не от величины нервных клеток и их численности, а от чего?

____________________________________________________________________________________________________________________

9. В опытах по утомлению мышц руки И.М. Сеченовым была установлена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работает мышца другой руки. Объясните это явление.

____________________________________________________________________________________________________________________

10. Аксон 1 вызывает надпороговое возбуждение в нейроне 1, а аксон 2 - такое же возбуждение в нейроне 2. Эти аксоны конвергируют на нейроне 3, причем каждый из них вызывает подпороговое возбуждение этого нейрона. Что произойдет при одновременном раздражении обоих аксонов?

____________________________________________________________________________________________________________________

11. Почему при охлаждении мозга можно продлить продолжительность периода клинической смерти?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Два студента решили доказать в эксперименте, что тонус скелетных мышц поддерживается рефлекторно. Двух спинальных лягушек подвесили на крючке. Нижние лапки у них были слегка поджаты, что свидетельствует о наличии тонуса. Затем первый студент перерезал передние корешки спинного мозга, а второй студент перерезал задние корешки. После каждой из перерезок у обеих лягушек лапки повисли, как плети. Какой из студентов поставил опыт правильно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. У больного эпилепсией развился судорожный приступ, вызванный возникновением в го­ловном мозгу патологического очага повышенной возбудимости. Врачу "скорой помо­щи" удалось купировать приступ введением больному реланиума - лекарственного пре­парата, повышающего чувствительность ГАМК-ергических рецепторов ЦНС. Объясните противосудорожное действие реланиума.­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________