Тема
№ 7. Понятие структуры личности ее целостности и стабильности
2.
Понятие самооценки как проявление цельности личности. Сохранения уровня
самооценки
6.
Образцы старости и удовлетворенность жизнью
Личностную черту можно определить
как устойчивую характеристику личности человека, которая гипотетически является
основой его поведения. Например, если о человеке говорят, что он «очень
нервный», то можно предугадать, как он будет себя вести при просмотре фильма
ужасов. С помощью факторного анализа психологии выделили основные измерения
личности. Наиболее известным является измерение личности, предложенное Айзенком. На основе факторного анализа структуры личности Айзенк выделяет следующие типы измерения личности,
названные им соответственно: интроверсия (И) – экстраверсия (Э), нейротизм (Н) – стабильность (нестабильность –
стабильность) и психотизм (П) – сила суперэго. Люди с
высокой выраженностью психотизма – суперэго
эгоистичны, импульсивны, равнодушны к другим и антисоциальны. Нейротизм проявляется как эмоциональная нестабильность,
напряжённость, эмоциональная возбудимость. Высокие показатели по шкалам «психотизм» и «нейротизм» не
обязательно означают, что человек имеет психические расстройства, а скорее то,
что в состоянии стресса он может проявить психотические или невротические черты
поведения.
Экстраверсия, психотизм
и нейротизм изменяются, когда люди становятся старше,
пол также имеет значение. П
снижается с возрастом, но величина снижения более выражена у мужчин, чем у
женщин. В 16 лет мужской показатель П
почти в два раза превышает женский, но к 70 годам это различие уже практически
не существует. Более интересны изиенения Э. И мужчины, и женщины становятся
более интровертными с возрастом. Мужчины в конце
второго десятка более экстравертны, чем женщины, но затем их экстравертность гораздо быстрее снижается, так что к 60
годам мужчины более интровертны, чем женщины (точка
пересечения, когда оба пола одинаково интровертны,
оказывается в районе 40 лет). Изменения в Н
менее однозначны. Для обоих полов существует снижение нейротизма,
но в любом возрасте женские показатели остаются более высокими, чем мужские. Айзенк утверждает, что эти факты могут говорить о меньшей
склонности пожилых людей к резким колебаниям настроения и глубоком спокойствии.
Отметим, что Айзенк не утверждал того, что это
спокойствие – аналог счастья в старости. Если что-то и изменяется, то в направлении
возрастающего безразличия к окружающему миру, сопровождающегося лишь небольшими
колебаниями в ту или иную сторону. В идеале это безразличие должно перерасти в
безмятежность, но с той же вероятностью могут появиться нежелательная апатия и
праздность. Изменения в стиле жизни являются основными причинами изменений в
уровнях Э, П и Н. Например, пожилые люди могут стать
более интровертными не потому, что у них изменилась
степень коркового возбуждения, а потому что, когда они стареют, общество всё
меньше реагирует на их нужды. Это заставляет пожилых людей уходить в себя, что,
в свою очередь, порождает чувство сдержанности и, следовательно, увеличенную
интроверсию. Мужчины чаще, чем женщины, оценивают себя в соответствии со своим
социальным статусом, поэтому они показывают значительно большую потерю уверенности с возрастом
и, как следствие, снижение экстраверсии.
2.
Понятие самооценки как проявление цельности личности. Сохранения уровня
самооценки
Одни из самых
ранних попыток систематизировать типы стареющей личности пришли из
психоанализа. Основатель психоанализа З.Фрейд. Сутью
теории Фрейда является то, что личность состоит из трёх основных систем: Ид,
Эго и Суперэго. Ид описывает биологические влечения, Эго – психику
человека, Суперэго – набор нравственных норм.
Фрейд считал возможным применение понятия энергии, определяемой с точки
зрения осуществляемой работы, к психической активности. По его мнению,
психическая энергия может трансформироваться в физиологическую и наоборот. Ид
является местом встречи энергии тела и энергии личности. По мере старения сила
Эго снижается по отношению к Ид. Основное положение теории Фрейда заключается в
том, что Эго пытается контролировать Ид. Чтобы помешать Ид преобладать над
остальным, Эго стремится сохранить энергию, рационализируя ресурсы. С точки
зрения психоанализа это означает изменение относительно постоянного набора
реакций, даже если они не совсем соответствуют ситуациям, в которых оказываются
пожилые люди. Однако эта воспринимаемая негибкость пожилых людей обманчива.
Например, Пратт и др. не обнаружили никаких
возрастных различий в оценке нравственных норм, и как будет показано ниже,
стареющая личность сильно варьирует.
Эриксон утверждал, что личность определяется
в основном детскими привычками, считал, что личность развивается на протяжении
жизни. Он заявлял, что в различные возрастные периоды разрешаются различные
конфликты. Например, в младенчестве человек должен решать конфликт «доверять –
не доверять», развивая чувство доверия. Существует 8 таких конфликтов,
требующих разрешения, из которых только последний появляется в старости. Цель
его – целостность Эго: принятие того, что все прежние цели были
достигнуты и не осталось никаких «хвостов». Человек, ощущающий, что не достиг
всего, к чему стремился, может испытывать чувство отчаяния, ибо осознаёт, что с
приближением смерти остаётся всё меньше возможностей что – то исправить. Как
следствие, возникает боязнь смерти и финал жизни сопровождается чувством
тревоги и депрессией.
Пек развил теорию Эриксона и утверждал, что
в старости существуют три конфликта три конфликта, которые нужно разрешить.
Первый – конфликт переоценки «я» вне профессиональной роли. Второй конфликт связан с осознанием
факта ухудшения здоровья и старения тела. Если человек придаёт слишком
большое значение хорошему состоянию организма и удовлетворённости жизнью, то
его ждёт неизбежное разочарование. Успешное старение подразумевает способность
преодолеть физический дискомфорт или по крайней мере найти такой род
деятельности, при котором состояние организма не имеет значение. Третий
конфликт Пека связан с утратой самоозабоченности.
По существу, это означает, что человек примирился с фактом неизбежности смерти.
Очевидно, что это неприятная мысль, но Пек утверждает,
что существование без заботы о себе и собственной судьбе можно преодолеть,
заботясь о тех, кто останется после того, как человек умрёт, пытаясь улучшить
жизнь и благосостояние любимых людей.
В целом было выделено пять основных типов
личностных черт:
1. Конструктивный тип сходен с
интегративным типом в концепциях Эриксона и Пека. Мужчины этого типа
адаптированы к старению, спокойны, любят жизнь и устанавливают тёплые
эмоциональные отношения с другими.
2. Зависимый тип
также социально
приемлем, хорошо интегрирован, но пассивен и полагается не на
себя, а на помощь других. Рассматривает уход на пенсию как освобождение от
работы и связанных с ней ответственности и напряжения.
3. Защитный
тип по существу является невротическим типом. Мужчины, обладающие этим типом
черт, продолжали работать или были заняты ответственной деятельностью, как бы
«доказывая», что они здоровы и не нуждаются в помощи других людей.
4. Агрессивно –
обвинительный тип. Люди с этим набором черт обвиняли в собственных неудачах
других, а также обстоятельства. Их реакцией было пагубное негодование,
например, по отношению к молодым.
5. Они обычно
придерживались неадекватного представления о себе и мире. Частично это вытекало
из ощущения жизненной «неудачливости». Последний тип определяется Рейчардом и др. как самообвинительный.
Рейчард и др.
обнаружили, что люди, обладающие первыми тремя типами, в отличие от обладателей
последними двумя, были хорошо адаптированы к старости. Однако, если принять во
внимание то, что исследовательские описания личности не дают ясных
представлений об уровне жизни, это неудивительно.
C другими людьми
личность взаимодействует на основе «Я – концепции», личностной рефлексии –
своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.
Мотивация – обусловленное актуализированной
потребностью возбуждение определённых нервных структур (функциональных систем),
вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в
кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или
ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только его объективных
качеств, но и от мотивационного состояния организма.
Внешние раздражители становятся стимулами,
т.е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии
организма.
Мотивация поведения всегда эмоционально
насыщена. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от
мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной
системой. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.
К мотивационным состояниям
человека относятся:
интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Интерес – эмоционально
насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями
человека. Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические
процессы, активизирует их.
Желание – мотивационное
состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их
удовлетворения. Желание представляет собой определённый этап вызревания
потребности, соотнесение её с целью и планом действий. Желание связано со стремлением
– повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Страсть –очень стойкое
аффективное стремление к определённому объекту, потребность в котором
доминирует над всеми остальными потребностями и придаёт соответствующую
направленность всей жизнедеятельности человека.
Состояние
навязчиво тяготения к определённой группе объектов – влечение. Оно может быть естественным и
сформированным в социальных условиях. Естественные влечения не всегда
осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере
регулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на
организацию, направленность сознания.
Деятельность человека обычно побуждается
несколькими мотивами – иерархией мотивов. При этом определённые мотивы
приобретают ведущее значение . Ведущее мотивы придают
деятельности, её объектам и условиям личностное значение – смысл.
Установка – состояние готовности к
определённому способу поведения в определённых ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель
поведения. Установка – константная, устойчивая основа поведения человека.
Самооценка
является важнейшим личностным показателем, имеющим многофакторный характер,
социально обусловленный и неодинаково выраженный у разных людей. Самооценка –
это то, что индивид значит сам для себя, это ценностный, а не когнитивный
показатель.
В поздний период
жизни, когда прекращается трудовая деятельность или снижается ее объем,
проявляется переизбыток свободного времени и при сужается круг общения,
происходят изменения или утрата многих социальных ролей, нарушается жизненный
стереотип, что ведет к необходимости его смены и адаптации к новым социальным
условиям. В то же время с возрастом происходит ухудшение здоровья, снижается
память, творческая и социальная активность, нарастает неуверенность, тревожность,
раздражительность. Очевидно, что люди позднего возраста вынуждены
приспосабливаться не только к изменениям социальной ситуации, но и реагировать
на изменения в самих себе. В этой связи возникает вопрос: как пожилой и старый
человек оценивает себя и свое существование в свете новых обстоятельств, в
которых он оказался, и те изменения, которые он наблюдает у себя, т.е. вопрос о
самооценке в позднем возрасте как важнейшем регуляторе поведения.
По данным многих
авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния
здоровья и эмоционального тонуса старых людей. При сравнении различных мотивов
личной неудовлетворенности следует выделить семейные конфликты, материальные
трудности и плохое здоровье. Наиболее отчетливую связь с указанными факторами и обнаруживают
крайние типы самооценки – низшую и высшую. В числе обстоятельств, существенно
влияющих на самооценку в пожилом и старом возрасте, следует указать не степень
расхождения между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих
возможностей в прожитой жизни. Известно, как часты у стариков сожаления о
нереализованных возможностях, совершенных неправильных шагах в решающие
моменты, непоправимых жизненных ошибках. Чем больше расхождения между истинным
положением и представлением о том, каким оно могло быть при других условиях,
тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности.
Существует три
типа нормовозрастных изменений личности.
Первый тип – тип
адекватного самовосприятия с пониманием ущербных
изменений: повышение тревожности, неудовлетворенность своими возможностями,
понимание необратимости усилия недугов и стремление «себя обезопасить»,консерватизм взглядов и ригидность суждений и
интересов.
Второй тип –
гипертрофированное восприятие изменений, претерпеваемое с возрастом, в
психической, физической и социальной сферах, что проявляется пожизненным
настроением, чувством невозвратимости жизненных потерь, «замыканием» интересов
на вопросах здоровья, социального и материального благополучия, развитием ипохондричности, тревожности.
Третий тип –
полярный второму – характеризуется субъективной недооценкой возрастных
изменений, несколько преувеличенным представлением о своих способностях наряду
с недооценкой сниженных возможностей. Два последних типа при нарастающем заострении
представляются граничащими с акцентуацией личности соответственно по типу
депрессии и гипомании.
Социализация
личности – формирование
способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею
социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе
социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами
исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация –
освоение личностью социальной действительности.
Социализация даёт личности возможность
функционировать в качестве полноправного члена общества. Она связана с
выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям.
Источниками
социализации
личности являются:
- опыт раннего
детства – формирование психических функций и элементарных форм поведения
(отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте);
- социальные
институты – системы воспитания, обучения и образования;
- взаимное влияние
людей в процессе общения и деятельности.
Первоначальная разновидность отклоняющегося
поведения – делинквентное
поведение – система незначительных правонарушений, провинностей,
проступков. Делинквентность может быть обусловлена
как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью,
так и психическими аномалиями, ригидностью (негибкостью) поведения, склонностью
к аффективным реакциям.
Делинквентное
поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания,
«гиперопекой» или крайне жёстким обращением,
неблагоприятным влиянием микросреды.
Отвержение базовых социальных ценностей –
такова первопричина социально дезадаптивного
поведения. К отклоняющимся формам поведения прибегает отвергнутая социумом
личность.
Различаются личности социализированные, десоциализированные, психически аномальные.
Можно выделить ряд
особенностей социализированной личности, находящейся в пределах
психической формы.
Наряду с социальной адаптированность
развитая личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении
своей индивидуальности.
Нормой для личности является пребывание в
состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации,
постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего
дня», поиск возможностей актуализации своих способностей в трудных условиях,
толерантность, способность к адекватным действиям в ситуации противодействия.
Развитая личность обладает высокоразвитым
чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в
достижении объективно значимых целей, но не ригидна –
способна к коррекции поведения.
Наряду с
эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность,
высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному, отвергая низменность и безнравственность.
Обладая развитым чувством самоуважения, личность саморефлексивна
– она подвергает себя самоконтролю на основе своей «Я – концепции».
6.
Образцы старости и удовлетворенность жизнью
Для понимания
личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на
представление пожилых о себе и их удовлетворенность жизнью. Общая проблема –
довлеющее влияние стереотипа «типичного» пожилого человека.
Установили, что
стереотипы в отношении пожилых людей являются более сильными, чем стереотипы в
отношениях половых различий, например первичные
«мужские» качества особенно склонны к изменениям в старости.
Стереотипы,
возможно, влияют на самооценку пожилых людей – чем больше пожилые люди
подвержены воздействию стереотипов, тем ниже их самоуважение. С возрастом у
большинства людей самооценка снижается. Масса способов, от косметики до
медицинского вмешательства, могут смягчить по крайней мере некоторые физические
проблемы, но изменения роли в обществе и отношений – бесповоротно.
Работа и пенсия.
Изучение пожилых
людей, которые работали или находились на пенсии и работали. Обнаружено, что их
хорошее состояние связано не с тем, насколько много они работают, а с тем,
хотят ли они выполнять эту работу. Люди, приближающиеся к пенсионному возрасту,
зачастую обеспокоены надвигающимися переменами, но в большинстве случаев опыт
свидетельствует, что выход на пенсию может оказаться приятным. Однако есть и
примеры иного характера: выйдя на пенсию, человек чувствует себя невостребованным,
бесполезным, у него начинаются проблемы психологического характера.
Вдовство.
Вдовство обычно
больше влияет на женщин, чем на мужчин, из-за различной продолжительности жизни
обоих полов. Обнаружено, что стресс от потери может быть меньшим, если умерший болел
в течение какого-то времени. Кроме того, у пожилых людей реакция менее острая,
чем у молодых.
Другие факторы.
Хотя уход на
пенсию и вдовство являются двумя основными факторами, влияющими на самооценку и
удовлетворенность жизнью, иные, порой скрытые, факторы также оказывают влияние,
и денежные проблемы в том числе.
Другие факторы
также могут вносить свой вклад в удовлетворенность жизнью. Участие в
организованных групповых занятиях воспоминаниями повышает уровень
удовлетворенности жизнью среди пожилых женщин в одном доме-интернате.
Брак.
В целом считается
установленным, что пожилые супружеские пары чувствуют себя столь же
удовлетворенными или даже более, чем молодые супружеские пары. Частично это
может быть вызвано уменьшением объема работы и родительский обязанностей.
Установлено, что пожилые пары продемонстрировали большее единство в выборе
целей и источников удовольствия, а также, как правило, обладали приблизительно
одинаковым состояния здоровья. В основе взаимоотношений пожилых супружеских пар
лежит не только боязнь мрачной перспективы жить отдельно.
Роль семьи.
Многие люди, если
дать им выбор, предпочли бы сочетать аспекты свободного и активного образа
жизни. Оказалось, что по крайней мере в западном обществе пожилые люди
предпочитают жить независимо, но при этом их дети и близкие родственники должны
жить поблизости.
Мак-Куббин и Паттерсон представили анализ вмешательства семьи в
двойной ABCX-модели, где A-это событие,
вызывающее кризис, B-семейные ресурсы
для того, чтобы справиться с проблемой, C-семейное
восприятие кризиса и X-полученный
стресс. Вариации в A, B и C определяют общий
уровень стресса, который переживает семья и пожилой человек.
В западном
обществе, процент населения в возрасте старше 60 лет драматически увеличился за
последние сто лет. В то же самое время по ряду причин процент рождаемости упал.
Это означает, что сегодня пожилые люди имеют меньше близких, у которых они
могут искать поддержки, чем имели пожилые люди в историческом прошлом.
Следует отметить,
что данные о роли семейной поддержки могут варьироваться в соответствии с
социальным классом семьи. Также обнаружено, что пожилые люди из «более высоких»
социальных классов с большей вероятностью посещали других членов своей семьи.
Однако показатель уровня эмоциональной близости между членами семьи оставался
примерно одинаковым для всех социальных классов.