Тема
№ 6. Общие основные учения о личности определения понятия личности
3. Основные концепции личности
Человек как субъект социальных отношений,
носитель социально значимых качеств является личностью.
Наряду с понятием личность мы используем и
такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют
специфику, но они взаимосвязаны:
- человек –
наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую
степень развития жизни. Продукт общественно – трудовых процессов, нерасторжимое
единство природного и социального. Но, неся в себе социально – родовую
сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;
- индивид –
конкретный человек как представитель рода homo
sapiens, носитель предпосылок (задатков)
человеческого развития;
-индивидуальность
– неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально –
приобретённых свойств.
Таким образом, личность – это человек со своими
взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство
социально – психологических качеств в межличностных, общественных отношениях,
сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и
способный руководить ими.
Именно в этом смысле понятие личности используется в
юридической литературе, в правовых актах в одном смысловом ряду с такими
терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо.
В жизни у человека периодически происходит смена
множества его образов самого себя. Она проявляется в год, когда ребенок делает
над собой усилия для прямохождения, проявляется в три года, когда говорит «Я
сам», «буду», «не хочу», в шесть лет, когда он входит в новый коллектив таких
же, как и он сам и вынужден активно социализироваться в учебном коллективе, в
двенадцать-четырнадцать лет, когда приходят новые чувства – стыд и ощущения,
когда в двадцать либо двадцать пять лет проводит черту жизненного этапа и
спрашивает себя – «кто Я есть?», «чего Я достиг в жизни?» и т.д. Всё это
является весьма продолжительного и очень важного процесса самопознания, который
предполагает развитие у человека определённых познавательных способностей, интеллекта.
Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, «всякое знание о себе уже фактом своего
получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим»
(Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. С.
302.). Поэтому всякое продвижение к самопознанию человека, закреплённое в его
«Я-образе», представляет весьма значимый шаг в его развитии, в построении им
своей собственной системы взаимоотношений, прежде всего с самим собой, а так же
взаимодействия с другими людьми.
Напротив, неадекватный, искажённый «образ самого себя»
может свидетельствовать об определенном интеллектуальном отставании субъекта, о
его сниженной критичности, задержке психического, личностного развития, что
немаловажно учитывать при оценке личности виновного, потерпевшего, особенно
когда с первого взгляда бывают, непонятны до конца мотивы поведения. Иногда
стремление человека отстоять собственный «Я-образ» может выступать в качестве
побудительной силы (мотива), толкающей его на те или иные поступки, в том числе
и противоправного характера.
Одним из важнейших элементов Я-образа является такое
личностное образование как «моё». Это не только само тело человека и его части,
но и любые другие объекты, при утрате которых он чувствует себя лишённым
чего-то очень важного для него. Размытые границы между «моё» и «не моё» могут
говорить о ещё далеко не завершившимся процессе формирования личности,
сниженной критичности, о личностной незрелости человека или, как говорят,
инфантилизме личности – явлении, чаще встречаемом при рассмотрении в судах
правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодыми людьми.
Человек, как
субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является
личностью.
Наряду с понятием
личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и
индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:
-человек -
наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую
степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое
единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность,
каждый человек есть единичное природное существо, индивид;
-индивид –
конкретный человек как представитель рода homo
sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого
развития;
-индивидуальность
– неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и
социально-приобретенных свойства.
Личность имеет
многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической
организации личности – ее потребностно -мотивационная сфера – это направленность
личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным
обязанностям.
В понятии личности
на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.
Личность имеет
многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической
организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность
личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своими социальными
обязанностям.
Человек не
рождается с готовыми способностями, характером и т.д. эти свойства формируются
в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа
человеческого организма (генотип) определяет его анатомо – физиологические
особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В
природной, биологической организации человека заложены возможности его
психического развития.
Человеческое
существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих
поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и
духовной культуры.
Автономность
личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность
– высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность
человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия.
В становлении
индивида как личности существенны процессы личностной идентификации и персонализации.
Жизненный путь
личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Каждая
личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему
обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с
иерархией своих ценностных ориентаций. Социально ценная стратегий –
высоконравственная самореализация личности, выработка духовного стиля жизни.
При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а
не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить социально ценным жизненными
перспективами.
3. Основные
концепции личности
Когда
психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они
сталкиваются , это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.
Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы,
ценностные ориентации, волевые, эмоциональны и интеллектуальные особенности,
соотношение сознательного и несознательного
( подсознательного) и многое другое - вот далеко не полный перечень
характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать
психологический портрет личности.
Обладая
многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.
Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи : во-первых, понять все множество
свойств личности как систему, выделив в ней то,
что принято называть системообразующим фактором (или свойством); во-вторых,
раскрыть объективные основания этой системы. Это главные проблемы общей
психологии.
Пожалуй,
самой популярной за пределами психологии является концепция человека,
разработанная Зигмундом Фрейдом. В
1923 году 3. Фрейд опубликовал работу «Я и
Оно». Выдающийся психолог рассматривает организацию психической жизни в
виде модели, имеющей своими компонентами
различные психические инстанции, обозначенные терминами: «Оно» (ид), «Я»
(эго) и «Сверх -Я» ( супер-эго).
Под
Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все
прирожденное, генетически первичное, унаследованное людьми от животных,
подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об
обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна
удовлетворят инстанция «Я» (эго).
Эго
следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих
адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго-посредник между стимулами, идущими как из этой
среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и ответными
двигательными реакциями- с другой. К функциям эго относится самосохранение
организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегания
угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.
Рис.7 «Оно» входит
в «Я».
Особое
значение Фрейд придавал «Сверх-Я» (супер-эго), которое служит источником
моральных и религиозных чувст, контролирующим и наказующим агентом. Если ид
предопределен генетически, а «Я»- продукт индивидуального опыта, то супер- эго
- продукт влияния, исходящих от других людей, с которыми мы общаемся в течение
жизни. Оно возникает в раннем детстве (
связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически
неизменным в последующие годы. «Сверх-Я» образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него
моделью. Если «Я» (эго) примет решение или совершит действие в угоду «Оно» (ид)
(рис.7), но в противовес «Сверх-Я» (супер-эго), то «Оно» испытывает наказание в
виде укоров совести, чувства вины. Поскольку «Сверх-Я» черпает энергию от ид,
постольку «Сверх-Я» часто действует жестко, даже садистки. От напряжений,
испытываемых под давление различных сил, «Я», эго спасатеся с помощью
специальных «защитных механизмов» -
вытеснения, рационализации и др. вытеснение означает непроизвольное устранение
из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область
бессознательного, они продолжают мотивировать
поведение, оказывать на него давление, переживаются в виде чувства
тревожности.
Ученик
З.Фрейда Карл Юнг продолжил
исследование психики человека. Его труды
включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики
психически-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических
типов и, что еще важнее, детального описание универсальных и психических
образов, берущих свое начало в глубинных пластах
бессознательной психики. Юнг назвал эти бессознательные образы архетипами
коллективного бессознательного.
Идея
психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической
психологии с классификацией «психологических типов», различают несколько таких
типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном
сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности,
которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.
Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверсия
и интроверсия - всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения.
В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные
психологические функции: мышление, чувство, ощущения, интуиция.
Попытка вывести психологическую типологию была
предпринята в начале 20-х г.г. нашего века немецким врачом – психиатром,
психологом Э. Кречмером (1888-1964), опубликовавшим в 1921 г. свой широкий
известный труд «Строение тела и характер»,
в котором проблема «соотношения души и тела», психического и физического
была центральной. Учёный обратил внимание, что два наиболее распространённых
психических заболеваний – шизофрения и маниакально – депрессивный психоз чаще
наблюдается у людей с определённым типом телосложения. В дальнейшем он перенёс
эту, с его точки зрения, закономерность и на психически здоровых людей.
Так, наблюдая за больными с различными психическими
расстройствами, Кречмер заметил, что среди них чаще встречаются лица, имеющие
«три постоянно повторяющихся главных строения тела»: пикническое, астеническое
и атлетическое. Причём эти морфологические типы учёный видел и в популяции
психически здоровых людей.
У лиц, больных шизофренией, по мнению Кречмера, чаще
наблюдается астеническое (или лептосомное – буквально узкотелое) телосложение.
Они худощавы, узкоплечи. У них сравнительно с общими размерами тела длинная
узкая плоская грудь, неразвитая мышечная и жировая ткани с явным отставанием
веса от длины тела. Причём такой тип телосложения наблюдается не только среди
больных, страдающих шизофренией, но и у психически здоровых людей, которых
Кречмер назвал шизоидами (или шизотимиками) за их внешнее
сходство с больными шизофренией и ярко выраженные черты «шизоидного»
характера.
Таким наиболее
выраженными чертами характера шизоидов, с его точки зрения, являются:
замкнутость, эмоциональная холодность, отчуждённость, сдержанность в проявлении
эмоций, несмотря на то, что у них тонко чувствующая натура. Они полностью
погружены в мир собственных переживаний, застенчивы, внутренне отгорожены от
окружающих.
Страдающие маниакально – депрессивным психозом чаще
имеют так называемый психический склад телосложения. У них средний рост,
плотная фигура, более развитая по отношению к телу грудь, крупная голова,
широкое с мягкими чертами лицо, выступающий живот. Такой тип людей, по мнению
Кречмера, имеет «циклоидный» характер. Они общительные и добросердечные,
весёлые и остроумные, беспечные, любят жизнь, прагматики. У них часто меняется
настроение. Их чувства открыты и понятны окружающим. С ними легко общаться.
…к атлетическому типу Кречмером были отнесены люди
среднего или высокого роста, с развитой грудной клеткой, мускулатурой,
широкоплечие с сужающейся книзу формой туловища и т.д. (Кречмер Э. Строение
тела и характер. М., 1995. С. 353, 354,
362, 450, 517.)
В 1915 г. А.Ф. Лазурским (1874-1917) была предложена
первая в России классификация личности. Он разделил на две большие группы, было
деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими
и экзопсихическими. По мнению Лазурского, эндопсихические отношения
личности выражают «как бы внутренний механизм человеческой личности». Это так
называемая им эндопсихика, включающая в себя темперамент, характер, умственную
одарённость человека, его способность к восприятию, память, мышление, воображение,
снимание, эмоционально-волевую устойчивость, психоматорику и т.п.
Широко известна типологическая модель личности, в
основу которой положено учение И.П.
Павлова (1849-1936) о соотношении свойств нервной системы, которые
уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей
средой. Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его
условно-рефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с
преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных
типа нервной системы, лежащих в основе четырёх традиционных типов темперамента
(сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический).
Первым у нас в стране к разработке психологической
структуре личности подошёл С.Л. Рубинштейн (1889-1960), который в 1940г. писал
о том, что «в психическом облике выделяются различные сферы или области черт,
характеризующие разные стороны личности» (Рубинштейн С.И. Основы общей
психологии. Т.2. М., С. 102.).