Тема № 4. Память и мышление, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста

 

1. Особенности памяти

2. Нарушение памяти у пожилых

3. Понятие мышления

4. Мышление и речь

5. Закономерности мышления

6. Развитие мышления

 

1. Особенности памяти

Памятьспособность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранения информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводителя. Эти процессы называются памятью.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Итак, память это сложное психическое явление, проявляющееся в способно­сти человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизво­дить различные обстоятельства, имевшее место в прошлом.

 

Таблица 9. Сущность памяти.

 

По характеру психической активности память делят на двигательную, эмо­циональную, образную и словесно-логическую (см. таблицу 9).

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память - это память чувств. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Соответственно она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

МЕТОДИКА "ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ”

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотбо­ре. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. воспро­извести на бланке.

Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и Вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили".

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспро­изведения образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

Стимульный материал

Словесно-логическая память - это вид памяти, основным содержанием ко­торой являются наши мысли, выраженные в словесной форме.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. В тех случаях, когда такая цель стоит, говорят о произвольной памяти.

   По характеру своей деятельности юристам приходится удерживать в памя­ти большое количество фактов и событий.

 

Таблица 10. Характеристика памяти.

 

К тому же, часто эти сведения прихо­дится сохранять в памяти довольно продолжительное время. Поэтому для повышения эффективности своей деятельности юридическим работникам рекоменду­ется использовать специальные приёмы для улучшения памяти и собственно са­мого процесса запоминания. В изображенной таблице 10. перечислены критерии эффективности памяти. Среди них можно выделить такие как - составление плана, смысловая организация материала, построение вспомогательных схем и таблиц, классификация и систематизация материала и др.

Классификация.

По времени хранении память подразделяют:

Мгновенная

0,1-0,5 с

- удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память-образа).

Кратковременная

До 20 с

-представляет собой  способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та  информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

 

Оперативная

До нескольких дней

- хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная

Неогран.

- хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Генетическая

 

-информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная

 

-сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая

 

-запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная

 

- запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная

 

- память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая...

 

-удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

 

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессов человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

 

МЕТОДИКА "ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА"

         Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 сек. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

       Инструкция: "Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше числе. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те числа, которые Вы запомнили".

Таблица

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

 

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

 

2. Нарушение памяти у пожилых

Представление о нарушениях памяти как основном собственно- возрастном симптоме психологического старения имеет широкое распространение. Память, как  и интеллектуально- логическая деятельность в целом , является сложной психической функцией , зависящей и от влияния других психических свойств( таких как настроение, психическая актуальность, установка), социальных факторов , а также от состояния физического здоровья . Выраженная тревога отрицательно сказывается на таких параметрах, как « логическая память», «психический контроль».Обнаружено,что негативные культурные установки на поздний возраст становятся актуальной причиной ухудшения памяти в старости. Экспериментальные исследования памяти позволяют сделать следующие выводы:

-        при определенных условиях ухудшения памяти частично обратимо у людей в возрасте до 80 лет;

-        кратковременная память страдает в той же мере, что и долговременная;

-        процесс старения памяти носит прерывистый характер с двумя периодами спада: 1) 60-70лет и 2) после 80 лет. 70-80 лет - период относительной стабильности.

Проблема нарушений памяти тесно связана с проблемой особого отношения к прошлому или роли воспоминаний в жизни пожилого человека. «Уход в прошлое» занимает отчетливое место в старческой психике,функцией воспоминания считается сохранение самооценки в условиях уменьшения физических и интеллектуальных способностей , сохранения целостности личности , создания идеализированной версии событий, которая оправдывала бы жизнь . В одном исследование , проводившемся в течение пятнадцати лет , выделены четыре группы пожилых людей с разной эмоциональной реакцией на воспоминания . Первая группа получала удовольствие от воспоминаний. У второй группы воспоминания были навязчивы, увеличивали тревогу и депрессию, были связаны с чувством вины и сожаления. Третья группа вообще не имела воспоминаний. Четвертая группа в процессе воспоминания испытывала ностальгию и депрессию из -за контраста прошлого и настоящего. Жизненный опыт индивидуальные качества, уровень одаренности, присущие конкретному человеку , формируют собственные механизмы компенсации и адаптации к этим возрастным изменениям, определяя уровень интеллектуальной активности.

В практике трудовой деятельности иногда возникает необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти – амнезией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызванная склерозом мозга. Для неё характерна, прежде всего, забывание собственных имён, их смешивание. Наибольшему забыванию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далёкого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно.

Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясение мозга) могут страдать ретроградной амнезией. В этих случаях они, прежде всего, забываю факты, которые непосредственно предшествовали, а затем всё более и более отдалённые факты. При выздоровлении начинается обратный процесс

Нередко амнезия связана с поражением отдельных участков коры больших полушарий (при различных ранениях, опухолях, кровоизлияниях). При поражении височной области мозга утрачивается речедвигательное представление (афазия). Афазия может иметь различные формы), человек не может говорить, но понимает чужую речь или наоборот, говорит, но не понимает чужой речи). Афазия часто связана с нарушением осмысленного воспроизведения. Поражение теменно-затылочной области мозга нередко ведёт к изменению зрительных образов. В результате крайнего переутомления может затрудняться процесс узнавания, временное нарушение памяти называемой парамнезией. Это мы видим порой на улице, когда мимо нас проходят знакомые нам люди, но в силу их крайнего переутомления, зрительный нерв фиксирует лица для узнавания, но память не в силах воспринять и переработать полученную информацию.

 

3. Понятие мышления

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.

Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру – стадии и механизмы достижения познавательной цели.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления – когнитивным стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Итак, мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с ре­чью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опо­средованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.

Изучая мышление, психология учитывает и исследует какие именно по­требности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потреб­ность в анализе, синтезе и т.д.

 

Таблица 11. Особенности мышления.

 

Индивидуальные особенности мышления (таблица 11.) у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности. К индивидуаль­ным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мыслительных процессов, познавательная активность, глубина и широта мышления.

 

Таблица 12. Содержание мышления.

 

Изображенной  таблице мы заметим целостное содержание мышления, схему которого необходимо учесть при проведении различных следственных действий учитывая, пол, возраст, интересы лиц проходящих по делу.

 

4. Мышление и речь

              Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление индивида опосредствуется его речью. Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» :в языке проявляется общественное сознание, в речи – индивидуальное.

Речь – индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды.

Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов. Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковых значений.

Отношение речи к мышлению – отношение фирмы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.

Классификация явлений мышления.

В многообразных явлениях мышления различаются:

- мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи проблем;

- мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и конкретизация;

- форма мышления: суждение, умозаключение, понятие;

- виды мышления: практически – действенное, наглядно – образное и теоретически – абстрактное.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико – синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др. , образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности.

Практически – действенное, наглядно-образное, понятийное и теоретически-отвлеченное – таковы взаимосвязанные виды мышления.

Генетически самый ранний вид – практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами. Этот вид мышления преобладает у ребенка в возрасте до 3-х лет и отличается синкретичностью (выявляются лишь внешние, малосущественные взаимосвязи явлений), трансдуктивность (выявляются отношения лишь между частными признаками явлений), игнорируется иерархия признаков (единичное – общее - всеобщее).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления доминирует в поведении ребенка до семилетнего возраста. Основным средством его реализации является уже не практическое действие, а умственный образ.

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную. Структурная единица практического мышления – действие; художественного – образ; научного мышления – понятие.

 

5. Закономерности мышления

Мышление возникает в связи с необходимостью решения проблемы; условием его возникновения является проблемная ситуация – обстоятельство, при котором человек встречается  с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта – путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

Основным механизмом мышления, общей закономерностью его динамики является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтез) с другими объектами.

Процесс познания начинается с первичного синтеза – восприятие нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию.

Человек применяет определенную стратегию поиска – оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами – эвристическими методами поиска. К ним относятся:

-временное упрощение ситуации;

-использование аналогий;

-решение вспомогательных задач;

-рассмотрение «крайних случаев»

-переформулировка требований задачи;

-временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе;

-совершение «скачков» через информационные разрывы.

Итак, анализ через синтез – познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним, исследование его в свете высоковероятных предположений.

 

6. Развитие мышления

Современные зарубежные исследователи достаточно много внимания уделяют изучению особенностей мышления пожилых людей. Несмотря на превосходство памяти, молодые люди проигрывают пожилым в определенных сферах мышления, особенно в таком аспекте, как мудрость.

Мудрость -  это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Экспертные знания, которые ассоциируются с мудростью, по мнению зарубежных исследователей, можно разделить на 5 категорий: фактуальные знания, процедурные знания, контекстуальные, знания относительности жизненных ценностей и значение непредсказуемой изменчивости жизни.

Большинство исследований сходится на том, что мудрость – это когнитивное свойство человека, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека.

На основании теоретических и экспериментальных исследований можно предположить, что мудрость человека обладает рядом когнитивных свойств.

Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов, которые чаще всего касаются смысла жизни и состояния конкретных людей.

Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок.

В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в особых ситуациях.

В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель и используется кА ради личного благополучия, так и для пользы человечества.

В-пятых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

Таким образом, поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы человека. Однако говорить о том, что у всех лиц, достигших данного возраста, динамика развития когнитивной сферы имеет одинаковый характер, было бы неверно. К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с противоположным явлением – снижением познавательной деятельности пожилого человека.