Тема
№ 12. Манипуляции в общении
Одним из врожденных свойств, присущих
всякому здоровому живому организму, в том числе и человеку, является стремление
удовлетворить свои потребности, интересы, желания. Всему живому хотелось бы, по
возможности, жить лучше, а не хуже. Большинство людей мечтает о том, чтобы их
отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без
столкновений и конфликтов. Таков идеал всех философских и религиозных систем.
Но в нашей земной жизни реализовать этот идеал непросто.
Нередко другие люди пытаются привлечь нас
к делам или исполнению решений, которые нам не по душе, и участвовать в которых
мы не согласны. Так же часто мы попадаем в ситуации, когда сами желаем достичь
чего-либо, что считаем за благо. Если события принимают нежелательный оборот,
то, ввиду ли характера или под влиянием настроения, мы либо замыкаемся в себе,
либо с излишней строптивостью бросаемся в бой. Соответственно или отступаем,
сдавая одну позицию за другой, или скорее наживаем врагов, нежели добиваемся
удовлетворения своих потребностей и желаний.
Цель научить эффективному общению, а
именно: как договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не
только с пользой для самих себя, но и как правило, с выгодой для наших
противников. Такой способ поведения называется ассертивным
и предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по
крайней мере, в данной конкретной ситуации), и может это четко сформулировать –
без страха, неуверенности, напряжения, иронии, сарказма и любых других форм
нападения на противоположную сторону.
Ассертивно
поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей,
но при этом не позволяет и «вить из себя веревки». Желаемой цели он достигает,
не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами
посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов
эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или
любезности. Не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и
не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться
и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. В предложенном ниже
тесте попробуйте определить собственные показатели ассертивности:
Приложение 4.
Тест: ассертивны ли вы?
Обведите
кружком выбранные вами ответы в следующих ниже позициях:
1. |
Меня раздражают ошибки других людей |
да |
нет |
2. |
Я могу напомнить другу о долге |
да |
нет |
3. |
Время от времени я говорю неправду |
да |
нет |
4. |
Я в состоянии позаботиться о себе сам |
да |
нет |
5. |
Мне случалось ездить «зайцем» |
да |
нет |
6. |
Соперничество лучше сотрудничества |
да |
нет |
7. |
Я часто мучаю себя по пустякам |
да |
нет |
8. |
Я человек самостоятельный и достаточно решительный |
да |
нет |
9. |
Я люблю всех, кого знаю |
да |
нет |
10. |
Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с
текущими проблемами |
да |
нет |
11. |
Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть начеку,
чтобы суметь защитить свои интересы |
да |
нет |
12. |
Я никогда не смеюсь над неприличными шутками |
да |
нет |
13. |
Я уважаю авторитеты и восхищаюсь ими |
да |
нет |
14. |
Я никому не позволю вить из себя веревки. Я заявляю протест |
да |
нет |
15. |
Я поддерживаю всякое доброе начинание |
да |
нет |
16. |
Я никогда не лгу |
да |
нет |
17. |
Я практичный человек |
да |
нет |
18. |
Меня угнетает один лишь факт того, что я не могу потерпеть
неудачу |
да |
нет |
19. |
Я согласен с изречением:: «Руку
помощи прежде всего ищи у собственного плеча» |
да |
нет |
20. |
Друзья имеют на меня большое влияние |
да |
нет |
21. |
Я всегда прав, даже если другие думают иначе |
да |
нет |
22. |
Я согласен с тем, что важна не победа, а участие |
да |
нет |
23. |
Прежде чем что-либо предпринять, я хорошенько подумаю, как
это воспримут другие |
да |
нет |
24. |
Я никогда никому не завидую |
да |
нет |
Теперь
подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях:
1,
6, 7, 11, 13, 18, 20, 23
Счет
А=
2,
4, 8, 10, 14, 17, 19, 22
Счет
Б=
3,
5, 9, 12, 15, 16, 21, 24
Счет
В=
Самый
высокий показатель достигнут в счете А. Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею в жизни. Вы
часто испытываете недовольство собой и окружающими.
Самый
высокий показатель достигнут в счете Б. Вы на правильном пути и можете очень
хорошо овладеть ассертивностью.
В принципе, вы уже сейчас способны
действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки поступатьассертивно
выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик ни набивал себе шишек!
Самый
высокий показатель достигнут в счете В. Несмотря на результаты предыдущих двух
подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностью.
Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете
себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка,
необходимого при контактах с окружающими.
Наименьший показатель достигнут в счете Б. То что, вам
не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, - не трагедия. Важно
научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать. Когда вы изучите
данную главу, ваш результат может быть двояким. Либо вы овладеете ассертивностью, либо удовольствуетесь тем, какие вы есть.
Второй вариант наиболее вероятен, поскольку он не требует затрат сил на такие
вещи, как обучение ассертивности.
Наименьший показатель достигнут в счете А. Ассертивности можно научиться. Как сказал С.Лек: «Тренировка
– это все, даже цветная капуста – всего-навсего хорошо вымуштрованная белокачанная».
Наименьший показатель достигнут в счете В. Вот это уже
проблема. Вы себя переоцениваете и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не
столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете… Неплохо
было бы поразмыслить над собой.