Тема № 1. Предмет и задачи общей психологии

 

1.    Психология как наука  

2.    Объект и предмет социальной психологии старения

3.    Значение психологического фактора в формировании оптимального контакта

4.    Методы изучения личности, используемые в психологии

 

1.Психология как наука

Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таблица 1. Предмет и задачи общей психологии.

 

Психология изучает:

-возникновение и развитие психики;

-сознание человека как высшую форму психики;

-обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

-нейрофизиологические основы психической деятельности;

-структуру психики человека;

-закономерности формирования психических образов;

-отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

-индивидуально-психологические особенности личности;

-психологические особенности поведения человека в социальной сфере;

-психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Таблица 2. Этапы развития психологии.

 

Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования.

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах, клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов, в управленческих структурах, в правоохранительной системе и аналитических центрах социального развития.

Фундаментальными понятиями, положенными в основу курса  психологии, являются понятия личности и деятельности, которые нередко проявляются в условиях межличностного, внутригруппового взаимодействия людей.

Личность, понятие многообразное. Можно выделить два основных подхода: один их них рассматривает личность как конкретного человека, носителя знаний (Платонов К.К. Личность и труд.  М., 1965. С. 19.), другие делают упор на социальные свойства индивида как на «совокупность интегрированных в нём социально – значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 7.). «Для психологии, - отмечает Е.В. Шорохов, - личность – это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения» (Шорохов Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 17.).

Каждый конкретный человек – это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально – типические черты класса, этнической общности, группы.

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека-закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

Таблица 3. Методологические и теоретические основы психологии.

 

Основные методические принципы психологии:

-признание детерминированности (причинной обусловленности) психологических явлений материальной действительностью;

-генетический подход к психическим явлениям - исследование их в развитии;

-признание неразрывной взаимосвязи  психики и деятельности;

-изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность - не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром не социально-культурной основе.

 

2.Объект и предмет социальной психологии старения

Пожилые люди как большая группа общества имеют свою специфику и оказывают прямо или опосредованно существенное влияние на жизнь социума. Поэтому их выделяют в научных целях в особую социальную группу для организации всестороннего комплексного исследования их проблем и наиболее эффективных решений в этой области. В связи с этим объектом исследования социальной психологии старения является пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений (как мы условились, под пожилым человеком в нашей работе понимается индивид, достигший 60 лет).

Сегодня многие ученые и практики сталкиваются с проблемой недостаточности знаний в области пожилых людей и с необходимостью изучения их социальных установок и переживаний, отношения к ним в обществе со стороны разных социальных групп, исследования ролевых аспектов пожилых и старых людей, контактов и активности , установок и функций старших в семье, роли профессиональной и общественной деятельности в жизни пожилых, т.е. с теми вопросами, которые представляют собой предмет изучения социальной психологии старения, а именно адаптация и социализация пожилого человека в социуме.

В зависимости от конкретных целей научного исследования социальной психологии старения могут быть определены следующие важнейшие взаимосвязанные направления:

-место и роль старения и старости в жизнедеятельности личности;

-социальное самочувствие пожилого человека, его возможности и их реализация и использование в интересах самого пожилого человека, его семьи и общества;

-проблема взаимоотношений и взаимодействия, солидарности поколений;

-семейный статус пожилого человека.

Указанные направления социально-психологических исследований (не все возможные направления исследований здесь приведены) показывают, что социальная психология старения занимает место на стыке различных гуманитарных, естественных и социальных наук – философских, медицинских, исторических и др. Психология старения опирается на психолого-ориентированные концепции старения, изучает влияние психических процессов и состояний на старение и протекание старости, особенности психологического статуса пожилых людей, специфику воздействия на него и способы его оптимизации.

Главной задачей социальной психологии старения является осмысление старости как периода, не исключающего позитивного, поступательного развития личности, и выявление социальных условий, способствующих этому.

Реализация этих задач поможет достичь следующих целей: повышение социального статуса пожилых людей, содействие самоактуализации пожилых, реализация их творческого потенциала. На основе знаний социальной психологии старения вырабатываются практические рекомендации для оптимизации состояния и тенденций развития индивида и социума.

Наибольший интерес для изучающих  психологию может представлять близкая к приведённым выше взглядам концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности в виде её четырёх составных компонентов или подструктур.

Согласно данной концепции, структура личности включает в себя следующие основные подструктуры (Платонов К.К. Структура и формирование личности. М., 1986.).

Подструктура направленностит. Она представлена совокупностью наиболее устойчивых и социально значимых качеств личности субъекта: его мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов. Направленность личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права. Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, уровень его нравственного развития, ведущие мотивы, желания, нравственные чувства. Знание направленности личности позволяет во многом прогнозировать поступки и поведение человека.

Подструктура опыта. Данная подструктура включает в себя знания, умения, привычки. Через данную структуру личность наиболее отчетливо проявляется в своём развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определённых результатов. Обычно эту подструктур называют индивидуальной культурой (или подготовленностью), формирующейся в процессе обучения.

Подструктура психических форм отражения. Она объединяет индивидуальные особенности психических процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления. Сюда же относятся и такие формы отражения, как эмоции, чувства, которые проявляются в психических состояниях, переживаемых человеком в процессе какой-либо деятельности.

Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биологическими, наследственно обусловленными признаками, особенностями нервной системы индивида и зависят от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей мозга.

Все эти вышеперечисленные подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

 

3.Значение психологического фактора в формировании оптимального контакта

Если рассматривать человека с са­мого начала его появления на свет, го о нем в этот период можно говорить лишь как об индивиде. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее разви­тие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его соци­альной среды, в той или иной мере адаптируется к нет, к социальным ус­ловиям своего бытия. Таким образом, происходит постепенный процесс его социализации, формирования его лич­ности. Вот почему говорят, что человек не рождается личностью, а ею стано­вится. С этой точки зрения по сравне­нию с понятием «индивид» понятие «личность» — качественно более новое образование, появляющееся значи­тельно позже рождения человека, всту­пающего в отношения с окружающи­ми его людьми (Платонов К.К. Структура и формирование личности. М., 1986. С. 87.).

Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразумевают её уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. «Индивидуальность, - пишет А.В. Петровский, - проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности» (Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. С. 388.).

В ниже приведенной таблице 4. дается сущностная характеристика личности, где заметим особенности личности.

Таблица 4. Сущностная характеристика личности.

 

Важным критерием оценки уровня развития личности субъекта является сформированность его самооценки. Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворённости либо неудовлетворённости субъекта самим собой. Потому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей сформировавшейся личности.

Так, слишком завышенная самооценка может говорить не только о незавершившимся процессе формирования личности, но и о серьёзных отклонениях  от психической нормы. Известно, например, что больные шизофренией чаще оценивают себя более высоко, чем психически нормальные люди. Человек с завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможности, что служит иной раз причиной конфликтных отношений с окружающими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее признание, на более высокий социальный статус. Всё это в большей мере усугубляет характер межличностных отношений, способствует свёртыванию контактов с окружающими людьми, самоизоляции субъекта, развитию у него таких отрицательных личностных качеств, как излишняя подозрительность, повышенная обидчивость, чрезмерная мнительность, нарочитое высокомерие, отчуждение, замкнутость.

Социально-психологические черты пожилого человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения и стереотипизации поведения, для компенсации которых должны разрабатываться различные меры как государственного, так и индивидуального порядка.

В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей, которые они вырабатывают, реагируя на неблагоприятные условия жизни.

Первую стратегию реагирования можно отнести к конструктивным способам. Многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями.

К конструктивным способам относится психологическое сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни.

Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личностную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решений, правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовые события жизни и справляться со стрессовой ситуацией путем выработки соответствующих навыков.

Ключом к умению справляться со стрессовой ситуацией в позднем возрасте является компетентность, которая определяется как успешное представление пожилых о своих социальных ролях, как способность адаптироваться к окружающей среде, изменениям в социальной ситуации, что дает чувство интернального контроля. Таким образом, психологическое сопротивление является своего рода защитным механизмом.

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми. Социальная поддержка имеет разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими.

По значимости функциональной поддержки близкие люди распределяются следующим образом: супруг, друзья, взрослые дети. Социальная поддержка должна быть часть реабилитационных мероприятий в позднем возрасте.

Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

-пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;

-пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), - вполне нормальны, т.е. соответствуют их возрасту и положению;

-общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;

-общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативные способы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных  мероприятий в пожилом возрасте.

Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте – это решение задач развития, таких как:

-приспособление к потере физической силы и здоровья;

-приспособление к выходу на пенсию;

-приспособление к потере супруга (супруги);

-эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых;

-гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых.

Другую категорию реагирования на неблагоприятные условия в позднем периоде жизни можно отнести к неконструктивным.

Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, по причине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянного поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своим внукам или детям, они создают в доме, в быту очаги социальной напряженности, отрицательно влияющие на настроение, работоспособность активной части населения, прецеденты для подрыва авторитета старших у подрастающего поколения и т.д. Таких людей относят к агрессивному типу старения.

Основной способ психологической поддержки стареющих людей – обращение к тем их способностям, которых лишены более молодые люди. Прежде всего, этого мудрость. Познавательная сфера взрослого описывается в терминах «социальный интеллект», «мудрость» и «компетентность».

Познавательное развитие взрослого тесно связано с его личностным развитием (синтезированный интеллект) и межличностной сферой. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.

 

4. Методы изучения личности, используемые в психологии

Наиболее распространёнными методами изучения личности, личностных качеств человека, которыми пользуются юристы в своей профессиональной деятельности, являются:

А) Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нём и других лиц. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его психическом состоянии, его отношении к тем или иным событиям, людям;

Б) Наблюдение. Особенно широко метод наблюдения используется в познавательных целях, к примеру, следователем в ходе проведения следственных действий: осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания и т.п.;

В) Экспериментальный метод. Данные метод используется для проверки и уточнения данных имеющих значение для установления истины путём воспроизведения действий, обстановки и т.д. Данный метод обычно проводится в виде следственного (судебного) эксперимента с соблюдением особой процессуальной формы. Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания;

Г) «Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение о жизни человека, с момента рождения и до того периода, который интересует следователя, суд;

Д) Метод обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех её проявлениях, рассматривать человека с разных сторон, исключив субъективизм в оценке его поведения;

Е) Анализ результатов деятельности. Анализ продуктов деятельности правонарушителя позволяет составить определённое мнение о нём даже в тех случаях, когда его личность ещё не установлена;

Ж) Методы тестирования. Условно тесты можно разделить на следующие группы:

1.              Тесты, которыми исследуются познавательные способности, психические процессы (восприятие, память, мышление и пр.), интеллектуальные возможности человека, его умения, навыки и т.п.;

2.              Различные личностные опросники, используемые для измерения индивидуально – психологических особенностей личности путём анализа ответов испытуемого на строго определённые вопросы;

3.              Проективные (прожекторные) тесты. В ходе тестирования испытуемый выявляет скрытые, порой даже неосознаваемые им самим побуждения, свойства личности, анализируя которые можно понять его характер, мотивационную сферу.

В настоящее время все эти методы используются в экспертной практике при расследовании (рассмотрении) уголовных дел. Применение их предполагает наличие специальных знаний и навыков у лиц, которым поручается тестирование.