Лекция № 8. Судебно-психологическая экспертиза
в уголовном и гражданском процессах
1. Предмет судебно – психологической экспертизы, основания
и поводы её назначения
2.
Подготовка, назначение, использование судебно – психологической экспертизы
следователем (судом)
1. Предмет судебно – психологической
экспертизы, основания и поводы её назначения
Основная задача судебно – психологической экспертизы сводится к
оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком
исследовании специальных вопросов психологического содержания, входящих в
предмет доказывания по уголовным делам, являющихся составным элементом
гражданско – правовых споров, а также в исследовании психологического
содержания целого ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе.
Поэтому предметом судебно- психологической экспертизы являются психические
процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном
и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (не
болезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная
оценка которых имеет значение для установления объективной истинны по делу.
Основания назначения судебно – психологической экспертизы.
Общие основания для назначения любой, в том числе судебно –
психологической, экспертизы, когда требуются специальные познания в уголовном
процессе, в частности в области психологии, содержатся в ст.195 УПК РФ «Порядок
назначения судебной экспертизы».
Кроме того, перечисляя случаи обязательного проведения экспертизы
(ст.196 УПК РФ «Обязательное назначение судебной экспертизы»), законодатель
указывает, что экспертизу следует проводить: «для определения психического …
состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение с их
способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и
давать о них правильные показания». Совершенно очевидно, что здесь
подразумевается широкий круг психических явлений, которые являются предметом
изучения не только в психиатрии, но и в психологии.
Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении от 3 июля 1963г. №6
«О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» обязал суды
при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего правонарушителя
выяснять уровень этой отсталости, его способность полностью осознавать значения
свих действий и руководить ими путём проведения экспертизы «специалистами в
области детской, юношеской психологии» либо экспертами-психиатрами. В этом
постановлении, по существу, впервые было конкретно указано на необходимость
использования в уголовном процессе специальных психологических познаний.
В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964г. №2 «О
судебной практике по делам об изнасиловании» говорится о необходимости
исследования судами беспомощного состояния потерпевшей, имевшего место не
только в силу её физического, но и в силу психического состояния, из-за
которого она «не могла понимать характера и значения, совершаемых с нею
действий или не могла оказать сопротивления виновному».
Мысль о правомерности привлечения эксперта –психолога в ходе
предварительного следствия, судебного разбирательства возникает также и при
анализе п.4 ст.196 УПК РФ, которая запрещает допрашивать в качестве свидетеля
«лицо, которое в силу свих … психических недостатков не способно правильно
воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них
правильные показания».
В гражданском процессе также предусмотрены законные основания для
проведения любой, равно как и судебно-психологической экспертизы с привлечением
в качестве экспертов специалистов соответствующих отраслей знания, в том числе,
разумеется, и в области психологии.
Поводы назначения судебно – психологической экспертизы.
В новом уголовном законе содержится более широкий и с психологической
точки зрения более определённый перечень психических явлений, имеющих
уголовно-правовое значение (психические расстройства, психическое принуждение,
аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания и пр.). В некоторые
статьи УК РФ введены такие понятия и категории из области психологии, как:
«психофизиологические качества» лица, причинившего вред а «экстремальных
условиях», «нервно-психические перегрузки» (ст.28 УК РФ «Невиновное причинение
вреда»), «обоснованный риск (ст.61 УК РФ «Обстоятельства, смягчающие
наказание») и т.п.
Выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные
признаки упомянутых выше явлений, проявившиеся в поведении этих лиц, могут
рассматриваться в качестве повода для назначения судебно – психологической
экспертизы. Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве
такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная
эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия обстановки, внешне
наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи т.п.).
По делам об изнасиловании поводами для назначения судебно –
психологической экспертизы обычно служат признаки поведения потерпевшей в
момент нападения на неё, свидетельствующие о её психической беспомощности, не
связанной с психическим заболеванием (не звала на помощь, не оказывала
активного сопротивления, хотя физически могла бы сделать и т.д.).
При расследовании происшествий, связанных с управлением различными
техническими устройствами.
По уголовным делам о совершении преступлений несовершеннолетними
поводами для назначения судебно – психологической экспертизы обычно служат
признаки их отставания в психическом развитии, кажущаяся безмотивность,
жестокость, избыточная демонстративность их действий, признаки их
педагогической запущенности.
При рассмотрении судом искового заявления о признании
недействительности сделки поводами для назначения судебно – психологической
экспертизы могут быть определённые поведенческие признаки заявителя, необычное
состояние его психики в момент заключения договора, свидетельствующие о том,
что он находится под воздействием сильного эмоционального стресса, оказавшим
негативное влияние на его познавательные, прогностические способности, в том
числе и на способность полностью понимать значение свих действий (Сахнова Т.В. Основы
судебно – психологической экспертизы по гражданским делам. –М., 1997.).
Поводами назначения экспертизы по гражданским делам также могут явиться
данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта,
который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения.
Иногда сам характер спора, например: с кем из родителей после
расторжения брака будет находиться ребёнок, может послужить поводом для
назначения судебно – психологической экспертизы с привлечением для её
проведения специалистов в области детской психологии.
При разрешении вопросов, связанных с возмещением гражданину морального
вреда поскольку суд должен установить, что именно подтверждает факт причинения
потерпевшему нравственных или физических страданий (Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994г. №10 «Некоторые вопросы применения
законодательства о компенсации морального вреда».), в качестве повода для назначения экспертизы могут рассматриваться
признаки сильных эмоциональных переживаний, психической травмы, о которых
свидетельствует сам гражданин или его близкие, иные лица, наблюдавшие за ним
после причинения ему вреда.
2. Подготовка, назначение, использование
судебно – психологической экспертизы следователем (судом)
Качество и результативность судебно-психологической экспертизы во
многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя:
Сбор материалов, необходимых для проведения
экспертизы. Следователь (суд),
предвидя возможность проведения судебно – психологической экспертизы,
направляет свои усилия на получение объективной информации о личности
обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для
всестороннего изучения обстоятельств совершённого преступления.
Информация о личности испытуемого. В зависимости от целей, которые стоят перед
экспертизой, в ходе изучения личности индивида собираются сведения о том, как
он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким
образом и в чём конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики,
какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах
развития.
В процессе расследования собираются сведения об индивидуально –
психологических особенностях личности, проявляемых в разнообразных видах
деятельности. Эти свойства личности определяются отношением субъекта к
различным явлениям окружающей действительности. Прежде всего, обращается
внимание:
· На отношение испытуемого к окружающим людям,
насколько он общителен, активен, разборчив в установлении межличностных
контактов, с кем поддерживается знакомства; его положение и роль в неформальной
группе;
· Характер его отношений с родителями,; какими
воспитательными средствами пользовались родители, боялся ли он их в детстве,
насколько был, зависим от них; были ли у него побеги из дома, их поводы; есть
ли братья, сёстры, отношения с ними; если женат, как часто возникали ссоры с
женой, их поводы и причины;
· Эмоциональные реакции в связи с неприятными
происшествиями в коллективе, семье; степень сопереживания, эмоционального
реагирования, чуткость, доброта, отзывчивость, садистские наклонности и пр.;
· Отношение к себе, самооценка (адекватная,
завышенная, заниженная); уровень притязаний и его отношение с реальными
способностями и возможностями; отношение к своим телесным ощущениям, здоровью,
лечению; жизненные планы, отношение к своему будущему; насколько испытуемый
аккуратен в быту, у себя дома, на рабочем месте;
· Отношение к различным видам деятельности; успехами в
учёбе, где и как учился; способности к усвоению нового материала, склонности к
учебным дисциплинам;
· Поведение испытуемого, совершал ли он
правонарушения, их характер, мотивы совершения правонарушений; наблюдались ли у
него агрессивные формы поведения; в одиночку или в группе сверстников
совершал противоправные действия;
физическая активность; проявлялась ли лживость в отношениях со сверстниками;
смел или труслив; насколько способен к самостоятельному принятию решений;
степень настойчивости в достижении поставленных целей;
· Как характеризуется его поведение в целом; не
отличается ли оно манерностью, демонстративность; не замечались ли за ним
суицидных попытки или высказывания подобного рода; не свидетельствую ли его
поступки о проявлениях упрямства, не мативированного негативизма;
· Увлечения, любимые занятия;
· Употребляет ли алкогольные напитки, наркотики, как
их переносит;
· Сексуальные отношения; когда начал половую жизнь;
наблюдались ли какие – либо отклонения в поведении сексуального характера;
· Обычное настроение (приподнятое, ровное,
депрессивное и т.д.), его устойчивость; характер эмоций; динамика эмоциональных
состояний, их продолжительность, глубина.
При исследовании аффектогенной ситуации рекомендуется выяснять:
·
Характер
поступков окружающих, их высказывания, затрагивающие самооценку обвиняемого,
травмирующего его психику;
·
Обстоятельства,
угрожающие физическому состоянию человека;
·
Характер
неожиданно возникшего раздражителя, непосредственно предшествовавшего
противоправным действиям (внезапное нападение, грубое оскорбление и т.п.); в
некоторых случаях – характер длительно травмирующей обстановки (стойкие
неприязненные отношения с потерпевшим, длительные систематические унижения и
издевательства со стороны последнего);
·
Фактор
субъективной значимости, эмоциональной окрашенности обстановки совершения
преступления, субъективного восприятия ситуации в качестве безвыходной, трудно
разрешимой; была ли необходимость быстрого принятия решения в сложной,
конфликтной ситуации.
Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта – психолога, как правило,
допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в
области психологии (имеющую учённую степень в области психологии). Чтобы
убедиться в компетентности специалиста необходимо выяснить: в какой отрасли
психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных
знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его
работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные,
научные возможности.
В своём заключении эксперты- психологи должны не только указать, какие
исследования провели и получили результаты, но и научно обосновать свои выводы.
В уголовном процессе заключение судебно-психологической экспертизы
используется следователем (судом) в следующих случаях.
При изучении механизма совершенного преступления. Содержащаяся в заключении информация о личности
испытуемого помогает понять динамику, мотивы преступления, увидеть подлинные
причины, способствовавшие совершению противоправных действий.
При доказывании и квалификации содеянного. Заключение судебено-психологической экспертизы
является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих значение по
делу.
Кроме того, судебно – психологическая экспертиза может быть
использована как способ установления фактов, имеющих значение для более
качественного поведения других экспертных исследований.
При необходимости проверить факты невиновного
причинения вреда лицом, которое
хотя и предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их
в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно –
психическим перегрузкам, экстремальным условиям, в которых оно оказалось.
Для установления обстоятельств, смягчающих наказание, например, при совершении преступления под влиянием
аффекта, иного состояния эмоциональной, психической напряжённости, при
обнаружении у обвиняемого (подсудимого) признаков отставания в психическом
развитии, не исключающих вменяемости.
В целях применения справедливых мер
уголовно-правового характера в отношении виновных в совершении преступлений с учётом их личности (ч.1
ст.6 УК РФ «Принцип справедливости»).
В тактических целях: для установления психологического контакта во время
допроса, проведения других следственных действий; для изобличения
допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения
фактов свидетелем.
С помощью судебно – психологической экспертизы создаются необходимые
условия для наиболее полного исследования субъективной стороны преступления,
объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых),
выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных,
характеризующих его личность, а также для установления психологических причин и
условий, способствовавших совершению преступлений.
3. Судебно –
психологическая экспертиза при разоблачении инсценировок несчастных случаев и
самоубийств
В следственной практике встречаются случаи, когда служебные или бытовые
контакты двух человек завершаются гибелью одного из них от падения с высоты
(балкона, окна и т.п.). Результаты осмотра места происшествия, даже
проведённого очень качественно, не могут дать полного представления о событии.
Показания отставшего в живых лица бывают
непоследовательными, а то и противоречивыми. Подобные ситуации всегда
представляли значительную сложность для криминалистов.
При таких условиях в осложнённом процессе доказывания возрастает
значение различных видов экспертиз, в том числе судебно – психологической. Она
проводится с целью установления психического состояния, предрасполагающего к
самоубийству. Разнообразность жизненных ситуаций позволяет успешно использовать
заключение психолога и при расследовании гибели людей в обстоятельствах, противоречащих
версии о самоубийстве.
Так, в больницу г. Братска была доставлена 14-летняяя Наташа С. с
множественными телесными повреждениями, характерными для падения с высоты. Она
умерла в тот же день, не приходя в сознание. Установили, что потерпевшая приходила
в квартиру к своей знакомой, где находился только старший брат последней.
Вскоре соседи, чьё внимание привлёк шум падения тела, обнаружили С. под окнами
квартиры П. Следователь прокуратуры при осмотре обнаружил в квартире П.
колготки потерпевшей, а также сломанный замок детской комнаты, откуда С. выпала
с 3-его этажа. Сам П. ранее был, судим за хулиганство и покушение на групповое
изнасилование. Он характеризовался как лживый, сексуально распушенный человек.
На допросе П. рассказал, что когда С. ждала сестру, то пыталась, стоя на
подоконнике, прикрепить часть оконной шторы и нечаянно выпала наружу. Сказанное
опровергли свидетели видевшие, как П. отцеплял штору уже после падения девушки.
Ему предъявили обвинение в покушении на изнасилование несовершеннолетней,
повлёкшем её гибель. Арестованный выдвинул новый вариант оправдательной
легенды. По его словам, С. призналась в любви и стала раздеваться, почему при
следственном осмотре были обнаружены её колготки. Когда П. отверг её, она якобы
выбросилась в окно. Дополнительные криминалистические и судебно-медицинские
экспертизы позволили установить, сто Наташа пыталась выбраться из окна квартиры
П. на балкон ниже этажом, но вследствие внезапной деформации металлического
кронштейна перевернулась головной вниз и упала.
Обвиняемый продолжал твердить то о самоубийстве С., то о «несчастном
случае» при закреплении шторы. В уголовном деле имелся большой объём материалов
о личности погибшей. Она характеризовалась как скромная, целомудренная,
жизнерадостная, умевшая постоять за себя. Судебно-медицинская экспертиза
установила, что погибшая была девственницей. Следователь прокуратуры назначил
посмертную судебно-психологическую экспертизу, поставив на её разрешение
вопросы: особенности С.? какая ситуация могла заставить Наташу С. пытаться
покинуть квартиру П. подобным образом? Эксперт дал подробную психологическую
характеристику потерпевшей и пришёл к выводу, что Наташа оказалась в ситуации,
угрожающей её сексуальной неприкосновенности. Это вызвало стрессовое состояние,
влекущее за собой повышение уровня психической активности, и привело С. к
действиям, ставшим причиной её смерти. Иркутский областной суд при вынесении
обвинительного приговора сослался на это заключение эксперта. По мнению
судебной, коллегии, только реальная угроза изнасилования заставила Наташу С.
покинуть квартиру через окно, чтобы попасть на балкон другой квартиры. П.был
осуждён на 10 лет лишения свободы. Верховный Суд России оставил приговор в
силе, сославшись в своём определении на приведённое заключение психолога.