Лекция № 4. Познавательная подструктура
профессиональной деятельности юриста
1. Особенности психической деятельности
следователя при осмотре места происшествия
3.
Психология
предъявления для опознания. Особенности проведения следственного эксперимента
1. Особенности психической деятельности
следователя при осмотре места происшествия
Место происшествия
– источник информации о психологических особенностях личности преступника.
Место происшествия – это, прежде всего пространство, на котором разворачивается
предметная деятельность лица, совершившего преступление, а так же потерпевшего, свидетелей, в последующем –
следователя понятых, специалистов. Особенно наглядно в обстановке места
происшествия отражаются потребности преступника, направленность его личности на
их удовлетворение, мотивы, побудившие его совершить преступление. Совершая
преступления, преступники нередко на месте происшествия прибегают к различного
рода инсценировкам, чтобы направить следователя по ложному пути. Например,
инсценируется совершение одного преступления для сокрытия другого или
непреступное событие – для сокрытия преступления. Как правило, инсценировка
сопровождается умышленным искажением действительной картины события,
уничтожением определённых вещественных доказательств.
Приступая к
осмотру, целесообразно получить максимум информации о происшедшем событии,
определить цель, сформулировать задачу предстоящей поисковой детальности,
мысленно наметить общий план или схему наблюдения, в то же время, не
ограничивая себя жёсткими рамками этого плана. В ходе осмотра места
происшествия рекомендуется мысленно расчленять объект наблюдения,
последовательно изучая различные детали обстановки. Теперь несколько замечаний
о роли эмоционального фактора при осмотре места происшествия. Известно, что
место происшествия является средоточением достаточно большого количества различным
раздражителей, нередко вызывающих отрицательные эмоциональные состояния,
которые влияют на результативность следственного осмотра. Эти объекты,
воздействуя на психику следователя через зрительные, обонятельные рецепторы,
вызывают эмоции, обусловленные биохимическими
факторами. Например, объекты с неприятным запахом вызывают обонятельные
ощущения, окрашенные негативными эмоциями, что, в свою очередь, может снижать
оптическую чувствительность зрительного анализатора – явление, получившее
название сенсибилизации. Человек, испытавший эмоции отвращения, подсознательно
стремится отстраниться от объекта, вызывающего такие эмоции, либо сократить
время контакта с ним. У следователя, других лиц, занятых в осмотре места
происшествия, трупов, различных объектов – носителей следов биологического
характера, сильные эмоции отвращения могут привести к деструктивному поведению
и вследствие этого существенно снизить результативность осмотра. Получив
сообщение о происшествии, не следует проявлять излишней торопливости, создавать
без особой необходимости обстановку дефицита времени, нагнетающей состояние
психической напряжённости. Находясь в пути к месту происшествия, следователю
целесообразно отключиться от всяких
посторонних раздражителей, всевозможных мыслей о каких-либо служебных или
семейных неприятностях. Следует ещё больше активизировать состояние деловой
активности, желание преступить к осмотру, найти следы преступления. Заботясь о
своём настроении, в это время необходимо акцентировать мысли на положительных
моментах своей прошлой профессиональной деятельности, на своих положительных
качествах, которые помогали добиваться успеха.
Перспективным
направлением в работе следователя, особенно по сложным уголовным делам, видится
участие в осмотре места происшествия в качестве специалиста судебного
психолога, который сможет оказать необходимую помощь участникам осмотра в
дешифровке по материальным следам смысловых показателей психологического
содержания преступного поведения правонарушителя, в составлении
психологического портрета преступника.
С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут
сложиться две основные ситуации. Первая, - когда обыск для него явился
неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных
на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств. И вторая ситуация, -
когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска
(дома, на рабочем месте и т.д.), в связи, с чем предпринял необходимые меры к
сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на
уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход
поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты
своего поведения.
Наиболее простая
линия поведения обыскиваемого лица, направленная на сокрытие разыскиваемых
органами предварительного следствия предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в
недоступных (труднодоступных) местах из расчёта на то, что следователь не в
состоянии будет преодолеть объективно существующие преграды. Такими местами
сокрытия предметов могут оказаться, например, различные чердачные, захламлённые
помещения, выгребные ямы, колодцы, специально сооружённые и тщательно маскируемые тайники в
домостроения, в различных частях бытовых приборов и т.п.
Ценную для поиска
информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением,
психофизиологическими реакциями обыскиваемого. Чтобы такая информация не
ускользнула от следователя, обыск целесообразно проводить не менее чем, двумя,
работниками прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в
это время незаметно наблюдает за обыскиваемым.
Стремясь ввести
следователя в заблуждение, а иногда просто желая скрыть свой волнение,
обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам:
·
Демонстрируют
мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в
расчёте на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему
мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;
·
Умышленно
отвлекают внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами,
жалобами на своё здоровье, хождением по квартире под видом какой-либо срочной необходимости;
·
Дезориентируют
следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его
обмана;
·
Совершают
провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы,
направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.
Помимо наблюдения
следователь может применять различные тактико – психологические методы, приёмы
проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной
психологии и криминалистике (Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей.
–М., 1967 С.235,239.);
·
Метод
беседы («словесной разведки»), суть которого состоит в том, что следователь,
прежде чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется у
обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакцией обыскиваемого;
·
Метод
испытания, когда следователь через некоторое время вновь возвращается к
обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого
непроизвольных реакций;
·
Метод
сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых предметах существенные
различия, неоднородность окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие
признаков, которые должны быть.
3.Психология
предъявления для опознания. Особенности проведения следственного эксперимента
Для следственной
(судебной) практики наибольший интерес представляет опознавательный процесс,
который получил название идентификации (установления тождества) объекта-
стимула с помощью образа, запечатлённого в памяти человека, опознающего
предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов.
Сохранение
воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали
проведённые исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего
сохраняется в памяти в течении первой недели с момента восприятия. Вот почему
обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и
оказываются особенно высокими на 6-7-й день. Затем результативность опознания
снижается.
Воспроизведение
(описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его
узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для
опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т.д. Опознающий
предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал
соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он
может опознать его (ст.193 УПК РФ).
Сличение
(сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатлённым в сознании
опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из
них. Процессуальный порядок, условия предъявления для опознания различных
объектов перечислены в законе (ст.165 УПК РФ). Установлено, что при
рассмотрении человеческого лица больше всего внимание сосредотачивается на
глазах, губах и на носу.
Оценка результатов
опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением
опознавательного процесса. Поскольку этот процесс не поддаётся стороннему
наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда),
который в силу этого не располагает какими-то достаточно чёткими критериями его
достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результат в
контексте со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.
В криминалистике
разработана тактика следственного эксперимента, определены его виды по целям,
которые могут быть достигнуты в ходе его проведения. В частности, различаются
следующие виды следственного эксперимента:
1. Следственный
эксперимент для проверки возможности восприятия и сохранения в памяти субъектом
каких-либо фактов. Во время следственного эксперимента в тех же самых условиях
повторяются аналогичные совершённым ранее действия, например, воспроизводятся
различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия освещения и т.д.
2. Следственный эксперимент
на исследование возможности совершения субъектом определённых действий, наличия
у него тех или иных двигательных навыков, способностей. Совершение в этих
случаях опытных действий, о которых говорится в законе, послужит подтверждением
того, что они были (могли быть) совершены данным лицом.
3. Следственный
эксперимент на выявление объективной возможности существования какого-либо
явления, определ1нной закономерности. Например, подобного рода эксперимента
проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил
техники безопасности. В какой-то мере они напоминают стендовые испытания.
4. Следственный
эксперимент на установление механизма происшедшего события, его динамических
характеристик и других, связанных с этим обстоятельств. Весьма распространены
подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий.