Лекция №
8. Дидактика профессиональной подготовки юриста
1.
Сущность
и методическая система обучения юриста. Задачи профессиональной подготовки
юриста
3. Подготовка юристов к научно-исследовательской работе
4.Организационная
подготовка юриста
5.Работа студента по овладению профессией юриста
1. Сущность и
методическая система обучения юриста. Задачи профессиональной подготовки юриста
Сущность
обучения заключается в формировании у обучающихся знаний, навыков и умений
(таблица 38.). Одна часть их образует профессиональное мастерство, другая
становится компонентом образованности обучаемого – общей и профессиональной.
Таблица 38.
Содержание и особенности процесса обучения.
Фундаментом
всех знаний юриста выступает знание закона. «...В основании обвинения и защиты
лежит юридическая оценка события», – писал известный русский юрист П.С.
Пороховщиков (П. Сергеич). По его словам, кто не сумел доказать факта или
убедить судей, тот, может быть, достоин жалости, но не заслужил осуждения;
тот, кто не сумел найти нужный закон, тот не исполнил долга, тот виновен.
Незнание закона является преступлением.
Опираясь
на знания, профессионал разбирается в жизни, правой сфере, обстановке,
планирует решение стоящих перед ним задач, продумывает пути выполнения
служебных функций, изучает возникающие проблемы, намечает цели и задачи их
решения, готовит решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает
свое поведение. Чем глубже и обстоятельнее он понимает все это, тем выше его
профессионализм, тем успешнее его деятельность. В ситуациях конфронтации,
борьбы с преступником специалист побеждает, если он больше знает, глубже
понимает все аспекты и тонкости их.
Специализированные
знания имеют прикладное значение. Это знания, относящиеся к правоохранительной
деятельности, обеспечивающие осмысленное выполнение профессиональных действий
и решение задач.
Таблица
39. Принципы обучения.
Современные
требования, содержащиеся в новых законах об образовании в России, обязывают
гармонично сочетать формирование фундаментальных и специализированных знаний у
студентов, не допускать снижения первых ниже уровня, предусмотренного
государственными образовательными стандартами, не сводить обучение к
профессиональному натаскиванию, но не допускать и противоположной крайности –
голой абстрактности обучения, его оторванности от жизни. Для этого необходимо
соблюдать принципы обучения указанные в таблице 39. Как бы ни были важны знания,
но профессионал – это, прежде всего, человек, умеющий профессионально
действовать, получать практические результаты.
Таблица
40. Основные методы обучения.
В
юридическом образовании применяются многочисленные методы (таблица 40.) и
методики, которые подразделяются на:
Пассивные
методики (таблица 41.). Студент выступает в роли объекта обучения, он должен
усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем -
источником знаний (иногда ни методики называют репродуктивными). Обычно это
происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача
информации от преподавателя к студенту), чтении, демонстрации. Студенты при
этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо
проблемных заданий.
Таблица
41. Особенности устного изложения учебного материала.
Активные
методики. Студент в большей степени становится субъектом обучения, вступает в
диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Отчасти здесь
также заметна однонаправленная передача студентом информации, ранее полученной
от преподавателей или из литературы. Но появляется и обратная связь - вопросы
от студента к преподавателю, вопросы преподавателя, развивающие творческое
мышление. Студент устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не
с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на
семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов.
Таблица
42. Характеристика метода обсуждения изучаемого материала.
Интерактивные
методики. Интерактивные методики (oт англ. interact - взаимодействовать, т.е. находиться во
взаимодействии, действовать, влиять друг па друга) предполагают совместное обучение
(обучение в сотрудничестве, таблица 42.): и студенты, и преподаватель являются
субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного
организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса при
этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают
проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и собственное
поведение. Обучаемый погружается в реальную атмосферу делового сотрудничества
по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего
юриста. В целях самодиагностики предложен тест оценки уровня творческого
потенциала личности, приложение 8.
Приложение 8.
Тест оценки уровня творческого
потенциала личности.
В тесте используется девятибалльная
шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, которые и
характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.
Однако следует помнить, что все
оценки относительны. При самооценке мысленно представьте себе высший (девятый)
уровень развития соответствующего качества и низший (первый) уровень и найдите
себе место на девятибалльной шкале.
1. Как часто начатое вами дело удается довести до логического
конца?
2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов
(т. с. генераторов идей), то в какой степени вы — генератор идей?
3. В какой степени вы относите себя к людям
решительным?
4.В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще
всего отличается от исходного проекта, замысла?
5.
Насколько
вы способны проявлять требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые
обещали вам что-то,, выполнили бы свое обещание?
6.
Как
часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
7.
Как
часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и
напористости?
8.
Какой
процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы
и предложения?
9. Как часто у вас бывает оптимистичное и
веселое настроение?
10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за
последний год, условно разделить на теоретические и практические, то
каков среди них удельный вес практических проблем?
11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы,
убеждения?
12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность
способствует решению жизненно важных для вас проблем?
13.Как
часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение
наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?
14.Как
часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
15.Как
часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то
опередить своих соперников по работе или учебе?
16.Как
много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком
воспитанным и интеллигентным?
17.Как
часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было
воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое
дело?
18.Как
часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить
принципиально новые подходы в решении старых проблем?
Вы можете определить уровень вашего творческого
потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.
Суммарное число баллов |
Уровень творческого
потенциала личности |
18-39 |
1
— очень низкий уровень |
40-54 |
2
— низкий |
55-69 |
3
— ниже среднего |
70-84 |
4
— чуть ниже среднего |
85-99 |
5
— средний уровень |
100-114 |
6
— чуть выше среднего |
115-129 |
7
— выше среднего |
130-142 |
8
— высокий уровень |
143-162 |
9
— очень высокий уровень |
Психологическими
компонентами мастерства, обеспечивающими это, выступают профессиональные навыки
и умения.
Профессиональным
навыком называется автоматизированный способ выполнения действия,
обеспечивающий эффективность последнего. Свойствами навыков являются: скорость,
точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и
затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике
действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях),
консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие
разрушающим факторам – перерывам в выполнении, помехам, отрицательным
психическим состояниям специалиста), успешность.
Важное
значение в образовании имеют методы обучения. Основными методами обучения
юристов являются:
–
словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;
–
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, показ;
– методы
учебных действий: упражнение, лабораторная работа, поисковая работа,
контрольная работа, обучающее наблюдение, обучение в практической деятельности
(во время практик и стажировок);
– методы
учебного моделирования реальных действий: словесно-образного моделирования
(словесного описания обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми),
фактического моделирования, имитации, психологического моделирования (вызова у
обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных
для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, метод
моделирования нагрузок (физических, моральных, психологических).
Неотъемлемой
частью методической системы являются средства обучения. К ним относятся: речь,
наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и
действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные
печатные, видео- и аудиоматериалы, документальные материалы и техника,
оружие, учебные модели профессиональной обстановки и реальная обстановка,
трудности и противодействие «противника».
Качество
выступления резко повышается при использовании наглядных пособии. В качестве
таких пособий могут быть использованы схема, чертеж, таблица, диаграмма,
рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме
выступления. Любой текст, изображение могут быть просто продемонстрированы,
воспроизведены на плакате, ксерокопированы и розданы слушателям, увеличены на
экране с помощью проектора и т.п. Важно подготовить помещение, чтобы наглядные
пособия были доступны всем слушателям. Следует подумать о целесообразности
демонстрации каждого наглядного пособия, возможной реакции аудитории, чтобы
ваши слушатели, с одной стороны, не представили себя зрителями в цирке, где вы
фокусник, достающий из рукава все новые предметы, а с другой стороны, не
увлеклись незапланированным переписыванием текстов с плакатов, не давая вам
возможности продолжать выступление. Наглядные пособия должны работать на ваше
выступление, а не наоборот.
Образовательные
учреждения закладывают надежные основы профессионализма специалистов
правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации
к конкретной должности, на которую назначается выпускник, что обычно
обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании.
Профессиональная подготовка, проводимая
непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально организованную
педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной
подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся,
конкретных задач. Она, как и система воспитания, является важным элементом
организации управления и обеспечения деятельности правоохранительного органа.
С этой целью у
юристов со студенческой скамьи необходимо формировать следующие способности:
– профессиональное
мышление (юридическое, тактическое,
криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое и др.);
– профессиональную
наблюдательность;
– профессиональную
память;
– способность к
перевоплощению и ролевому поведению;
– профессиональную
бдительность;
– скорость
реакции;
–
профессионально-психологическую устойчивость и др.
В заключение
следует отметить, что эффективному обучению юристов способствует сочетание
методов и средств обучения.
2. Педагогические принципы профессиональной
подготовки юриста (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 341.)
Система
педагогических принципов профессионального обучения – это отражение целостно
функционирующих в процессе подготовки и влияющих на ее результаты объективных
педагогических закономерностей. В их совокупности выделяются те, которые
присущи основным компонентам педагогической системы подготовки, а именно
содержательные, организационные и методические.
К содержательным
педагогическим принципам относятся следующие:
1. Принцип профессионально-педагогической
целеустремленности отражает закономерную связь отбора содержания подготовки от
четко осмысленных и сформулированных целей ее содержания.
2. Принцип профессионально-прикладной направленности –
принцип, отвечающий основному предназначению подготовки, проводимой в
практических органах.
3. Принцип профессиональной основательности отвечает
необходимости строить подготовку на достоверной, соответствующей требованиям
жизни информации, знаниях, проверенном опыте, доводить формирование всех
компонентов профессионализма до совершенного, в деталях отработанного прочно
сохраняющегося и устойчивого к разрушающим факторам уровня.
4. Принцип профессиональной надежности нацелен на
удовлетворение высоких требований к профессионализму сотрудников
правоохранительных органов, необходимость учиться действовать не кое-как, а
наилучшим образом, в любых условиях, преодолевать любые трудности.
Организационные
педагогические принципы отражают закономерную связь подготовки от
организационного порядка в ней и предполагают обеспечение качественного
функционирования ее педагогической системы.
1.
Принцип
педагогической эффективности профессиональной подготовки. Профессиональная
подготовка проводится не ради формального соблюдения чьих-то предписаний. Она
нужна для дела, для повышения профессионализма личного состава, для повышения
успешности правоохранительной деятельности.
2.
Принцип
плановости и дисциплины подготовки определяет необходимость четкой
продуманности, определенности, ясности и обязательности в построении
подготовки.
3.
Принцип
комплексирования и дифференциации подготовки учитывает комплексный характер
профессионализма в правоохранительной деятельности и необходимость организованного
формирования каждого из его видов, сторон, субъектов.
4.
Принцип
полноценной обеспеченности подготовки в целом и каждого занятия, как и везде, –
важный принцип полноценной организации. Обеспечение включает управленческие,
кадровые, методические, материально-технические, финансовые и иные меры.
Методические
принципы профессионального обучения включают в себя следующие принципы:
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения юристов.
2. Принцип
психолого-педагогической технологичности. Он требует продуманности,
обоснованности и объединения во взаимосвязанный комплекс (микросистему) всех
методов и элементов методики, приведения их в полное соответствие с
психолого-педагогическими закономерностями формирования знаний, навыков и
других компонентов профессионального мастерства, активного использования
интенсивных педагогических технологий.
3. Принцип
сознательности и активности отражает зависимость успешности подготовки от этих
факторов и отражается в правилах.
4. Принцип
образности и наглядности учитывает зависимость ясности, глубины и прочности
усвоения учебного материала от этих особенностей его предъявления обучающимся.
5. Принцип
алгоритмизации («поэтапности», «структурирования») отражает зависимость
успешного формирования знаний, а особенно профессиональных навыков и умений от
их структуры и трудностей овладения ими.
6. Принцип
профессионализации учебных трудностей констатирует общую и специальную
зависимость качества усвоения учебного материала, темпов, роста реальной
подготовленности обучающихся сотрудников и военнослужащих внутренних войск от
степени и характера трудностей, присущих подготовке.
7. Принцип
профессиональной надежности важен для построения всей подготовки, но особое
значение имеет для подготовки сотрудников правоохранительных органов к
действиям в экстремальных, особых, чрезвычайных условиях.
8. Принцип
максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и
служебно-боевым отражает зависимость успешности профессиональных действий
сотрудника военнослужащего внутренних войск от условий, в которых обучался их
выполнению.
3. Подготовка юристов к
научно-исследовательской работе
Одним из наиболее
важных аспектов методологии обучения студентов в учреждениях высшей школы
образования является формирование принципов и навыков научно-исследовательской
работы.
Практика показала,
что многие работники правоохранительных органов не в состоянии выступать перед
аудиторией. Студенты, как будущие практические работники правоохранительных
органов, должны уметь кратко и убедительно, с использованием необходимых
нормативных актов, обосновывать свой вывод по любым правовым вопросам.
С этой целью
многие практические занятия необходимо проводить в форме деловых игр. По программам, разработанным
кафедрами, деловые игры позволяют приблизить студентов к ситуациям, которые
возникают в практической деятельности правоохранительных органов и в
организациях различных форм собственности. В заданиях для деловой игры должны
быть предусмотрены различные варианты ответа на поставленные вопросы.
Важно присутствие
студентов при рассмотрении гражданских и уголовных дел в федеральных судах и
при рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах. Обсуждение порядка
рассмотрения и принятых решений по этим делам с анализом использованного законодательства
и сложившейся судебной практики позволяет студентам высказать своё мнение о
правильности применения норм материального и процессуального права.
Очень
сильный обучающий эффект дает подготовка публикаций о делах, проведенных
самими начинающими юристами (консультация,
выступление в суде, участие в законотворческой деятельности). Используя
радиопередачи, телевидение, газеты, Интернет,
можно организовать правовое просвещение населения, а также оказание
юридической помощи в виде ответов па конкретные вопросы, с которыми обращаются
граждане в СМИ.
Студенты-юристы
могут писать статьи и готовить репортажи
обо всех событиях, связанных с ходом программы обучения и практики,
проведением любых социальных проектов.
Одной из форм
научно-исследовательской подготовки является обобщение судебной, арбитражной и
производственной практики. По заданию
преподавателя, с согласия правоохранительных органов и администрации
организации, можно обобщить практику по отдельным категориям дел по тематике
практических занятий. Результаты обобщения могут быть обсуждены студентами не
только на практических занятиях, но и на научно-студенческом кружке, на
научно-студенческой конференции, опубликованы в печати.
Полезно
приглашение специалиста - кто лучше практика сможет прокомментировать
практические действия начинающего юриста, поделиться опытом практической
деятельности, помочь отработать практические навыки и включиться в
исследовательскую работу по решению правовых вопросов и задач. Приглашенные
специалисты могут стать активными участниками любых интерактивных занятий -
дискуссий, анализа казусов, ролевых игр, различных проектов... Специалистами в
данном случае считаются представители различных профессий, связанных с темами
занятий: судьи, прокуроры, адвокаты, сотрудники ОВД, чиновники, ученые...
Также может быть полезно приглашение депутатов, активистов общественных
организаций.
Публичная защита
студентом курсовой работы на практическом занятии также является одной из
методов обучения научно-исследовательской работе. Целесообразно её проводить, если тема
курсовой работы соответствует теме практического занятия. Сама процедура защиты
с коллективным обсуждением привлечёт внимание всех студентов к изучаемой
проблеме, заинтересует студента более ответственно подходить к написанию
курсовой работы, а при защите – отстаивать своё мнение по обсуждаемой проблеме
(Гудимов Н. Методика проведения практических занятий со студентами юридического
факультета вуза // Рос. юстиция. 1996. № 5. С. 52.).
4.Организационная
подготовка юриста
К числу
основных организационных форм обучения относятся: лекция, семинар, индивидуальное
собеседование, коллоквиум, практические и лабораторные занятия,
профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в
учебных центрах и некоторых средних образовательных учреждениях), экскурсия,
учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты,
экзамены. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций – вводная,
установочная, основная, обзорная и др., семинар – тематический, межпредметный
(спецсеминар), дискуссионный, опросный, с докладом и др. (Горлинский И.В.
Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных
заведениях МВД России. М., 1997.)
Все формы
обучения призваны одновременно выполнять ряд педагогических функций: обучающую,
развивающую, образовательную, воспитательную и дополнительные – направляющую,
активизирующую, организующую (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс
лекций. М., 2000. С. 341-355.).
Лекция –
ведущая форма обучения. Ведущей она является потому, что с нее начинается
каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных
программами. Лекция пока незаменима, ибо она не повторяет даже учебник, а
дополняет его самыми последними данными науки, порой даже неопубликованными, но
известными преподавателю, фактами из жизни, личным пониманием и отношением его
к излагаемому.
Лекция –
это сплав, произведение научной мысли, эстетики слова, глубокого понимания и
пристрастного отношения преподавателя к тому, о чем идет речь.
Лекции
присущи следующие функции:
1.
Познавательная. Она выражается в вооружении студентов научным, цивилизованным
пониманием действительности и юридической деятельности, всесторонне
осмысленных способов обеспечения ее эффективности и совершенствования. Лекция
призвана давать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое,
самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном
вопросе жизни, правовой действительности и предстоящей слушателям практической
правоохранительной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с
практикой.
2.
Развивающая. Лекция всегда должна быть ориентирована не на память студентов, а
на мышление, учить их не запоминать, а думать, понимать. Она призвана будить и
направлять мысль, и тогда она станет лабораторией научной мысли, участниками
работы которой становятся и обучающиеся.
3.
Воспитательная. Основные воспитательные возможности связаны с усвоением
слушателями ее содержания. Глубоко поняв преподавателя, внутренне одобрив его
рассуждения и доказательства, студенты приходят к убеждениям, оценкам,
отношениям, связанным с содержанием. Это происходит не только при слушании
правильных мыслей, но и при испытываемом эмоциональном подъеме. Когда слушатели
в аудитории видят на кафедре человека, действующего так, они как бы
присутствуют при рождении и биении мысли, и это притягивает, оказывает на них
заражающее и внушающее влияние. Даже если преподаватель говорит не «по
писанному» гладко, а порой подбирает слова, ищет способ точного оформления
своей мысли и это происходит на глазах у слушающих, завораживающее влияние на
них усиливается.
4.
Организующая. Лекция займет свое место, когда она повлияет на работу студентов
и в ходе ее и после нее. Эта функция сознательно усиливается при чтении
установочных и вводных лекций.
На лекции
особенно важно установить психологический контакт с аудиторией, захватить ее
внимание и мышление, действовать в унисон, что усилит воздействие
преподавателя на нее – и познавательное, и развивающее, и воспитательное
(Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 341-355.).
Следующей
формой обучения являются семинарское, практическое и лабораторное занятия.
Характерная
особенность семинарского занятия заключается в групповом обсуждении студентами
под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического,
прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на
углубление знаний студентов, полученных в ходе лекции по определенной теме и
при подготовке к семинару по заданию преподавателя. Бывает, что семинар
превращается в проверку знаний студентов по теме. Однако более эффективен
семинар, имеющий дискуссионный характер.
Практическое
и лабораторное занятия предназначены для формирования у студентов навыков и
умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных
городках, полигонах, на местности, в расположении местных правоохранительных
органов.
Интересной
и содержательной формой обучения является тренинг (тренировочные практические
занятия). Это форма практических занятий, развивающая результаты предшествующих
семинарских, практических и лабораторных занятий. Новые знания, навыки и
умения на них студентами не приобретаются. Основная цель их – доведение
способа выполнения осваиваемого обучающимися профессионального действия до
совершенства, до требуемых показателей, нормативов, отвечающих требованиям
профессионализма, а также развитие какого-то профессионального качества.
Конференция
также является одной из ведущих форм обучения. Она похожа на большой семинар,
но основные выступления на ней заранее распределяются между студентами и
тщательно подготавливаются.
Следующими
формами обучения являются экскурсия и игра.
Экскурсия
(«выезд») – это форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику.
Проводится путем выезда преподавателя со студентами в практические
правоохранительные органы или другие организации для непосредственного
зрительного, вообще — чувственного ознакомления с реальностями жизни и
юридической деятельности. К проведению ее привлекаются представители практики,
дающие пояснения наблюдаемому студентами и отвечающие на их вопросы.
Игра –
это форма практического обучения, в которой имитируются (поэтому их называют
имитационными) деятельность и взаимодействие юриста с коллегами и гражданами.
Она позволяет отрабатывать навыки и профессиональные умения в выполнении
функциональных обязанностей и решении задач, а также развивать мышление,
находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них. В ролевых играх
один из обучаемых играет роль юриста, а 3–5 других выступают в роли, например,
потерпевшего, свидетелей, подозреваемого и пр. Ход заседания может быть
записан на видеокамеру, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры.
В ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда
(Корнеев С.М. Методика проведения практических занятий по гражданскому праву //
Методика преподавания юридических дисциплин.
М., 1986. С. 79.).
Нередко
бывает полезным заранее подготовить имитатора – студента или лаборанта,
которому преподаватель заблаговременно поручает, например, роль подсудимого и
договаривается с ним о линии поведения. Хорошо, когда подбирают человека с
артистическими задатками, находчивого в ведении диалога, быстро ориентирующегося
в изменениях ситуации. После отработки действий одной группой студентов и
разбора преподавателем назначается новая группа с теми же ролями или иными.
В
группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве
в одиночку. В такой группе достаточно много участников для выработки различных
мнений и продуктивного обмена информацией. В то же время у каждого имеется
возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным
самому. При работе в малой группе из пяти человек участники могут выполнять
следующие роли:
·
ведущею
(посредник - организатор работы группы);
·
секретаря
(записывает результаты работы);
·
докладчика
(представляет результаты работы группы другим группам);
·
наблюдателя;
·
хронометриста
(следит за временем, отпущенным на групповую работу).
В заключение
следует отметить, что в педагогической деятельности важно сочетание разных форм
обучения.
5.
Работа студента по овладению профессией юриста
Федеральные законы
«Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
квалифицируют обучающихся, студентов в качестве субъектов деятельности в системе
образования, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Определенный
смысл и в том, что они стали именоваться не обучаемыми, а обучающимися, что
предполагает активный характер их позиции, их заинтересованность в процессе и
результате овладения образовательными программами и в становлении как
профессионалов.
Требование
высшего юридического образования по существу отсылает нас к Государственному
образовательному стандарту высшего профессионального образования.
Стандарт,
в свою очередь, разделяет квалификационные требования (п. 1.3) и требования к
профессиональной подготовленности юриста (п. 7.1), относя к последним умение
«решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным
требованиям, указанным в п. 1.3
настоящего государственного образовательного стандарта».
В
перечне квалификационных требований выделены профессиональные умения и навыки
юриста. Что же должен уметь юрист?
•
Толковать
и применять законы и другие нормативные правовые акты;
•
обеспечивать
соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических
и юридических лиц;
•
юридически
правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
•
разрабатывать
документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных
актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
•
принимать
правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с
законом;
•
вскрывать
и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и
наказания виновных; принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных
нрав;
•
систематически
повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и
практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Учебу в
профессиональном образовательном учреждении правильно называют первой
профессиональной пробой: каков студент в учебе, таким, скорее всего, он будет и
юристом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет
добросовестным юристом, мало знающий – тонким профессионалом, бездарный –
интеллектуалом, безответственный – ответственным должностным лицом. Практика
подтверждает (Атанесян Г.А. Использование научно-технических средств для
совершенствования учебного процесса в юридических вузах // Методика
преподавания юридических дисциплин. М.,
1986. С. 15.), что студенты, которые не
научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными
специалистами. Только интенсивное учение каждого студента со всеми проявлениями
положительных личностных потенций и усилий может сформировать полноценного
профессионала. Поэтому нельзя откладывать проблему, задачу формирования
личности на потом. Ее надо обязательно решать в образовательном процессе.
Зарубежный
опыт обучения профессионализму, чрезвычайно разнообразен. Британские
преподаватели Хю Брэйн, Найджел Данкан и Ричард Граймз в книге «Клиническое
юридическое образование: активное обучение в вашей школе права» (Brain H., Duncan N., Grimes R/ Clinical Legal Education: Active
Learning in Your Law School. London. 1998. P. 57.) подчеркивают; что каждое учебное заведение
по-своему формулирует учебные задачи и изменяет обучение по мере приобретения
опыта. В этой связи они предлагают следующий перечень знаний и навыков:
• навыки проведения
правовых исследований, техники юридического письма, коммуникативные навыки;
• понимание
принципов группового и межличностного взаимодействия;
•
способность
принимать и отстаивать этические решения;
• знания о доступе к
правосудию, его ограничениях и возможности улучшений;
• понимание
персональной ответственности и обязанностей юриста по отношению к клиентам;
• понимание
взаимосвязи принципов права и юридических процедур;
• понимание
взаимосвязи правовой доктрины и ожиданий клиента и предполагаемых результатов,
определение слабых мест и возможностей для реформирования права и процесса;
• способность
разрешать проблемы, определяя для этого стратегию;
• понимание связи
права и других дисциплин, таких, как философия, экономика, психология.
Известный
российский юрист С.С. Алексеев подчеркивал особую значимость становления
личности юриста у молодых людей, обучающихся в юридическом вузе (Алексеев С.С.
Введение в юридическую специальность. М., 1976. С. 242-244.). С первых же дней учебы в вузе студент активно
«входит в роль» настоящего юриста. Обучаясь, он уже юрист, хотя пока не
подготовлен в полной мере и не имеет право занимать ответственные юридические
должности (старшекурсники уже привлекаются к участию в практической работе).
Сам студент уже должен чувствовать себя юристом, и окружающие должны
относиться к нему как к юристу, чем определяются и повышенные требования к его
работе над собой.
Важное значение в
профессиональной подготовке юристов имеют специальные курсы. Их основные
задачи: сориентировать студента в предстоящей работе, целях и задачах ее,
требованиях к ней, условиях успешности, необходимости самоформирования,
содержании и методах, возможностях, предоставляемых образовательным
учреждением, технике работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных
кабинетах, информационном фонде, способах самооценки достигаемых результатов и
др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными
юристами, старшекурсниками, выпускниками не в одной аудитории, а с проведением
экскурсий по образовательному учреждению, выездами в местные правоохранительные
органы. Полезно вручать молодым студентам и памятку-методичку с советами по
работе.
В
ходе учебы самим студентам, педагогическому коллективу, преподавателям следует
обращать внимание на проявление отношения каждого студента:
–
к учебе как к труду;
–
к усвоению содержания образования;
–
к другим людям;
–
к себе.
В ходе обучения
студентов необходимо готовить их к технологии работы на аудиторных занятиях, с
книгой, с персональным компьютером. Студенту рекомендуется работать
внимательно, активно и инициативно, тщательно готовиться к каждому занятию,
выполнять все задания преподавателя, на семинарах не ожидать вызова
преподавателем, а самому включаться в обсуждение, потому что все это упражняет
и развивает интеллект, деловые качества, укрепляет и обогащает знания и что
все это идет на пользу именно ему (приложение 9.).
Приложение 9.
Тест.
Оценка способности к саморазвитию, самообразованию
1. За что вас ценят ваши
друзья:
а) преданный и верный друг; б) сильный и готов в
трудную минуту за них постоять; в) эрудированный, интересный собеседник?
2. На основе сравнительной
самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный; б) трудолюбивый; в) отзывчивый.
3. Как вы относитесь к идее
ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц,
ближайшую неделю, день:
а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени; б)
я пытался это делать, но нерегулярно; в) положительно, так как я давно это
делаю?
4. Что
вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться:
а) нет достаточно времени; б) нет подходящей
литературы; в) не всегда хватает силы воли и настойчивости?
5. Каковы
типичные причины ваших ошибок и промахов:
а) невнимательный; б) переоцениваю свои способности;
в) точно не знаю?
6. На
основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего
подходит:
а) настойчивый; б) усидчивый; в) доброжелательный.
7. На
основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего
подходит:
а) решительный; б) любознательный; в) справедливый.
8. На
основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего
подходит:
а) генератор идей; б) критик; в) организатор.
9. На
основе сравнительной самооценки выберите, какие качества
у вас развиты в большей степени:
а) сила воли; б) память; в) обязательность.
10. Что
чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное
время:
а) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби; б)
читаю художественную литературу; в) провожу время с друзьями либо в кругу
семьи?
11. Какая
из нижеприведенных сфер для вас в последнее время
представляет познавательный интерес:
а) научная фантастика; б) религия; в) психология?
12.Кем
бы вы могли себя максимально реализовать:
а) спортсменом; б) ученым; в) художником?
13.Каким
чаще всего считают или считали вас учителя:
а) трудолюбивым; б) сообразительным; в)
дисциплинированным?
14. Какой
из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего:
а) живи и наслаждайся жизнью; б) жить, чтобы больше
знать и уметь; в) жизнь прожить — не поле перейти?
15. Кто
ближе всего к вашему идеалу:
а)
человек здоровый, сильный духом; б) человек, много знающий и умеющий; в)
человек, независимый и уверенный в себе?
16. Удастся
ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном
плане:
а) думаю, что да; б) скорее всего, да; в) как повезет?
17. Какие
фильмы вам больше всего нравятся:
а) приключенческо-романтические; б) комедийно-развлекательные;
в) философские?
18. Представьте себе, что вы заработали очень большую
сумму денег. Куда бы вы предпочли ее истратить:
а) путешествовал бы и смотрел мир; б) поехал бы
учиться за границу или вложил бы деньги в любимое дело; в) купил бы коттедж с
бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие?
Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим
образом:
Вопрос |
Оценочные баллы ответов |
Вопрос |
Оценочные баллы ответов |
1 |
а
— 2, б — 1, в — 3 |
10 |
а
- 2, б - 3, в - 1 |
2 |
а
— 3, б — 2, в — 1 |
11 |
а—.1, б — 2, в —3 |
3 |
а
- 1, б -2, в—3 |
12 |
а- 1, б
- 3, в - 2 |
4 |
а
— 3, б — 2, в — I |
13 |
а
— 3, б — 2, в - 1 |
5 |
а
— 2, б — 3, в — I |
14 |
а
— 1, б — 3, в — 2 |
6 |
а
— 3, б — 2, в — 1 |
15 |
а-1,6-3, в-2 |
7 |
а
— 2, б — 3, в — 1 |
16 |
а
- 3, б - 2, в - 1 |
|
а
— 3, б — 2, в — 1 |
17 |
а
-2, б - 1, в - 3 |
9 |
а
— 2, б — 3, в — 1 |
18 |
а
— 2, б — 3, в — 1 |
По результатам
тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и
самообразованию:
Суммарное число баллов |
Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию |
18-25 |
1 — очень низкий
уровень |
26-28 |
2 — низкий |
29-31 |
3 — ниже
среднего |
32-34 |
4 — чуть ниже
среднего |
35-37 |
5 — средний |
38-40 |
6 - чуть выше
среднего |
41-43 |
7— выше среднего |
44-46 |
8 — высокий |
47-54 |
9 - очень
высокий |
Знания
и навыки - это средства достижения цели, инструменты разрешения проблем.
Эффект применения инструмента зависит не только от того, насколько профессионально
он используется, но и от того, в чьих руках он находится, кто его использует.
Реальный эффект использования профессиональных знаний и навыков также зависит
от качеств юриста.
Педагогическая
направленность отвечает требованиям высокой профессиональной культуры, если
базируется не на простых представлениях, а на твердом знании законов, тенденций
мирового развития, потребностей общества, данных педагогической и
психологической наук и правильно осмысленного передового опыта преподавания.
В
документах Международной комиссии юристов приводятся рекомендации, особенно актуальные для стран, находящихся на переходном
этапе развития:
1.
В изменяющемся и взаимозависимом мире юристы должны играть ведущую роль в создании новых правовых концепций, институтов
и механизмов, защищающих человека, помогающих ему
преодолевать трудности и обеспечивающих удовлетворение интересов всех
людей. В настоящее время юрист не может
ограничиваться рамками своей практической деятельности и отправления
правосудия. Он не должен оставаться в
стороне от важных изменений в экономической и социальной сферах: если
он действительно юрист по призванию, он примет активное участие в общественных
делах, содействуя экономическому развитию и укреплению в обществе социальной
справедливости. Опыт и знания юриста должны использоваться на благо не только
клиентов, но и всего общества.
2.В
каждой стране обязанностью юриста как в его практической деятельности, так и в
общественной жизни является всемерное содействие тому, чтобы обеспечить
существование ответственной законодательной власти, выбранной демократическим
путем, независимой, получающей адекватное вознаграждение судебной власти и
защиту гражданских прав и свобод человека.
3.Юристы
обязаны отказываться от сотрудничества с любой властью в осуществлении любых
действий, нарушающих принципы правления права.
4.Юристы
не должны спокойно смотреть на распространение бедности, невежества и
неравенства в обществе, а призваны играть ведущую роль в их искоренении, ибо,
пока эти отрицательные общественные явления существуют, гражданские и политические
права не могут сами по себе обеспечить достойного человека уровня жизни.
5.Юристы
обязаны принимать активное участие в правовой реформе. Если уровень
общественного сознания невысок, особенно важно, чтобы именно юристы, поскольку они обладают специальными
знаниями, пересмотрели действующее законодательство и представили в
соответствующие органы программы реформ.
6.Юристы
должны прилагать усилия к распространению правовых знаний и внушать уважение к
принципам права, способствовать пониманию всеми людьми их прав и законных
интересов.
7.Так
как юристы призваны исполнять свои обязанности в соответствии с принципами
права, им следует проявлять собственную инициативу и действовать через все
возможные организации, включая, в частности, самоуправляющиеся ассоциации
юристов. Такие ассоциации должны быть полностью свободны от вмешательства и
контроля со стороны исполнительной власти.
<…>
13.Юрист
должен стремиться неуклонно следовать таким идеалам своей профессии, как
неподкупность, компетентность, мужество и полная самоотдача» (Правление права
и права человека: Принципы и определения / Женева: Международная комиссия
юристов. 1966 (цит. по: Козлихин И.Ю. Идеи правового государства: история и
современность. СПб., 1993. С. 146- I47).).