Лекция № 5. Предмет юридической педагогики
1. Предмет, цели и задачи педагогики
профессиональной деятельности юриста
3.
Педагогика
в практике деятельности правоохранительных органов за рубежом
4. Использование
мирового опыта в профессиональной подготовке юриста
1.
Предмет,
цели и задачи педагогики профессиональной деятельности юриста
Педагогика
профессиональной деятельности юриста – сравнительно молодая отрасль
педагогической науки. Ее появление связано с дальнейшим совершенствованием
профессиональной подготовки специалистов.
Специфика предмета педагогики (таблица 29)
профессиональной деятельности юриста будет более очевидной, если раскрыть соотношение
педагогики профессиональной деятельности юриста как по предмету, так и по
другим признакам со всей системой смежных, близких к ней наук.
Таблица 29. Предмет педагогики.
Определение места педагогики профессиональной
деятельности юриста в ряду других наук необходимо и как важное условие более
четкой постановки тех особых задач и проблем исследования, которые встают
именно перед юридической педагогикой.
В
ряду вопросов, связанных с определением места педагогики в профессиональной деятельности
юриста в системе наук, существенное
значение имеет и выяснение как степени ее «родства» с другими, особенно
смежными, дисциплинами, так и степени ее самостоятельности.
Педагогика
профессиональной деятельности юриста является разделом юридической педагогики.
Ей присущи положения данной отрасли педагогики.
Юридическая
педагогика занимается познанием юридико-педагогической реальности в
теоретическом и практическом плане. Ее теоретической базой выступает общая
педагогика - богатая на конструктивные идеи и обладающая огромным опытом наука.
Педагогика
профессиональной деятельности юриста – это специальная область научных юридико-педагогических знаний
– разновидность (подотрасль) юридической и профессиональной педагогики. Она опирается на разработки других отраслей
педагогики: истории педагогики, теории воспитания, методики,
социальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педагогики
управления, пенитенциарной и сравнительной
педагогики.
Итак,
педагогика профессиональной деятельности юриста
является междисциплинарной областью научного знания - отраслью
юридической и профессиональной педагогики. Ее положение между юридической и
профессиональной педагогикой определяет
ее название.
Педагогика профессиональной деятельности
юриста тесно связана со всеми другими
отраслями педагогики и юридической науки, а также с социологией права,
юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией
работы с персоналом, профессиональной этикой юриста.
Педагогика профессиональной
деятельности юриста кроме юридической педагогики, разумеется, имеет много общего с социологией,
в частности философскими, идеалистическими основами методологии, а в
определенной мере и проблематикой исследования, что и позволяет говорить о
педагогическом направлении в социологии, с одной стороны, и о прикладных
социальных проблемах в профессиональной педагогике – с другой. Наличие такой
общности до сих пор мешает многим социологам разобраться в специфике предмета
данных наук, дает повод для отождествления этих отраслей знания. «В современной
науке используется теория систем, которая рассматривает определенную группу
явлений или объектов, находящихся в сети устойчивых взаимосвязей, в качестве
элементов единого структурного комплекса, функционирующего как целое, т.е. как
система. Возникающие при этом системные свойства целого оказывают обратное
влияние на элементы, на процессы, происходящие внутри системы. Положения
теории систем в полной мере относятся к реальности, исследуемой и описываемой
рассматриваемой отраслью педагогики. Так,
важной категорией педагогики является категория педагогической системы,
охватывающая целостно функционирующую структуру целенаправленной педагогической
деятельности: объект, субъект, цели, задачи, содержание, организацию,
средства, методы, технологии, условия, способы контроля и оценки процесса и
результатов их коррекции. Все элементы ее должны быть взаимосвязаны,
состыкованы, согласованы, чтобы обеспечить наибольший педагогический эффект» (Столяренко А.М.
Юридическая педагогика. Курс лекций. М.,
2000. С. 5-25.).
Взаимодействуя с
другими науками, педагогика профессиональной деятельности юриста, однако, имеет
собственную теорию и принципы реализации ее требований на практике, внутреннюю
логику своего развития. Выделение педагогики профессиональной деятельности
юриста в самостоятельную отрасль педагогической науки основывается на двух
критериях: внешнем и внутреннем.
Внешним критерием
является ее связь с рядом отраслей юридической науки (теорией государства и
права, государственным, конституционным, уголовным, уголовно-исправительным
правом, криминологией), в решении ими теоретических и практических задач
подготовки юристов. Такая же связь педагогики профессиональной деятельности
юриста имеется с некоторыми неюридическими дисциплинами: психологией,
социологией, историей, политологией и др.
Внутренним
критерием выделения педагогики профессиональной деятельности юриста из педагогических наук является необходимость
ее развития как системы научных знаний о способах и методах поддержания
правопорядка, о формах профилактики преступлений, необходимых работникам
правоохранительных органов.
Вопрос об объекте
и предмете педагогики профессиональной
деятельности юриста относится к числу ее важнейших методологических проблем,
прежде всего, потому, что исходным моментом всякого исследования является выбор
объекта или проблемы изучения в соответствии с представлением о предмете
науки.
Объект
познания педагогики профессиональной
деятельности юриста – это процесс подготовки специалистов в
области охраны законности и правопорядка.
Необходимой
предпосылкой выявления специфики предмета педагогики профессиональной
деятельности юриста в
отличие от других педагогических наук, которые в основном имеют дело с
человеком и его профессиональной деятельностью, должно быть четкое разграничение
объекта исследования и предмета науки.
Предмет педагогики
профессиональной деятельности юриста - педагогические факты,
закономерности и механизмы образования, обучения и воспитания юристов.
Соглашаясь с мнением Столяренко А.М., следует отметить, что познание
юридико-педагогических явлений, относящихся к предмету юридической педагогики,
разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и
эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем,
кто занимается этим на практике, составляет специальную цель данной
подсистемы педагогики (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс
лекций. М., 2000. С. 7.).
Таблица 30. Задачи
педагогики.
Каждая наука
наряду с предметом исследования выделяет основные задачи, решение которых
является основной целью создания данной науки.
Основными задачами
педагогики профессиональной деятельности юриста являются:
– изучение истории
развития юридико-педагогического знания и его использование в обществе и
органах правопорядка;
– разработка
методологии, методики юридико-педагогического познания;
– повышение
эффективности юридического образования, профессиональной подготовки,
подготовки к профилактической деятельности в различных сферах;
–
разработка
педагогической системы профессионально-психологической подготовки юристов.
Комплексность,
многогранность и многообусловленность предмета юридической педагогики и ее
задач определяют структуру ее научного знания, дифференцированность и
взаимосвязанность ее разделов и направлений исследований.
Уровень развития
разных направлений и разделов юридической педагогики далеко не одинаков.
Хорошо развита исправительная (пенитенциарная) педагогика, педагогика
юридического образования, педагогика профессионального воспитания сотрудников
и военнослужащих внутренних войск. Находятся в процессе интенсивного развития
педагогика управления в правоохранительных органах, дидактика профессиональной
подготовки, экстремально-юридическая педагогика, сравнительно-юридическая педагогика.
Слабо развиты педагогика правового воспитания населения, педагогика правовой
пропаганды, превентивная педагогика, социально-юридическая педагогика, а часть
разделов находится в зачаточном состоянии и ждет своих энтузиастов. Одним из
них является педагогика профессиональной деятельности юриста.
Расширение фронта
исследований с охватом всех направлений и разделов юридико-педагогического
знания, в том числе и педагогики профилактической деятельности юристов, при
повышении их научности, юридико-педагогической специфичности, прикладной
направленности и приоритетной разработки наиболее актуальных проблем определит
ближайшее развитие юридической педагогики.
Педагогика
профессиональной деятельности юриста выступает, как нами было отмечено,
как педагогическая наука, подотрасль юридической педагогики. В связи с этим
возникает вопрос о ее соотношении с общей педагогикой.
Как справедливо
отмечает Столяренко А.М. (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций.
М., 2000. С. 12.), «в своих теоретических
построениях юридическая педагогика не может и не должна быть простым
приложением общих положений педагогики к сфере права, ибо тогда это будет в
лучшем случае просветительская «педагогика для юристов», а не особая отрасль
научного знания — юридическая педагогика, отражающая специфику педагогической
реальности в сфере права». По его мнению, было бы неверным вовсе отрицать
познавательную пользу рассуждений, построенных на юридическом материале с
общепедагогическим комментарием к нему.
Но специфичность педагогико-юридического исследования и знания, их
особая теоретическая и практическая ценность возникает лишь при выявлении
особенного в той педагогической реальности, которая включена в сферу права.
Юридико-педагогическая
реальность – это реальность законности, борьбы с преступностью, действий в
опасных для жизни условиях, деятельности профессионалов, педагогика решения
жизненных проблем и др.
Методологию этой науки составляет совокупность принципов, законов,
категорий, необходимых для разработки теоретических концепций и
инструментального аппарата исследования (методов, методик, процедур и техники
исследования) (таблица 31.).
Таблица 31. Методологические и теоретические основы педагогической
науки.
Педагогика профессиональной деятельности юриста (как и любая другая
наука) глубоко усваивает общие теоретико-методологические принципы
диалектического материализма, творчески их перерабатывает и на этой основе
создает свою систему методологических принципов и методов исследования,
исходных положений построения теории исправления и ресоциализации осужденных.
Прежде всего, она в соответствии со своими потребностями привносит специфику в
методологические принципы, которыми руководствуются педагогическая и юридическая
науки.
Выделяют три
уровня методологии научного исследования и знания: общая методология, частная
(или специальная) методология, методы и методика. Они приемлемы и в педагогике профессиональной деятельности
юриста.
Общая методология
педагогики — совокупность основных научных положений, воплощающих главные
выводы, уроки опыта познания педагогической реальности.
Как и всякая
наука, педагогика профессиональной деятельности юриста включает в себя
определенную систему элементов, куда входят накопленный в процессе
исследований фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и
категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, методика и техника
исследования.
Особое внимание
при исследовании необходимо обратить на принципы. Одним из важных принципов
педагогики профессиональной подготовки юриста является принцип объективности.
Он обязывает строить систему научного
знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать только то,
что действительно принадлежит ей, т.е. ее факты, закономерности и механизмы.
Необходимо принимать все меры для исключения влияния на исследование и выводы
пристрастий, личных взглядов, предубеждений и низкой подготовленности того
(или тех), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание
достоверной картины юридико-педагогической реальности. Следующим принципом
является принцип детерминизма (причинности, каузальности), отражающий
объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывающий обнаруживать
причины тех или иных юридико-педагогических явлений, а также рассматривать их и
как причины иных следствий: педагогических и юридических. Как справедливо
отмечает Столяренко А.М., установление причин – важнейшее условие разработки
конструктивных предложений по совершенствованию практики, ориентированных на
создание, изменение или устранение именно причин для достижения нужных
следствий (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 5-25.).
Не менее важным
является принцип взаимосвязи и взаимодействия. Он вытекает из факта
существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они находятся в
определенных отношениях, характеризуемых взаимовлияниями. Если изучаемое
явление попадает в другую систему взаимоотношений, то оно изменяется под новыми
влияниями и, в свою очередь, как-то изменяет их. Это совершенно необходимо
учитывать при изучении педагогических явлений и их возможностей достигать
нужного в педагогической практике.
Следующий
принцип – принцип развития – отражает
факт постоянных изменений в окружающем мире и людях. Исследуемые в данный
момент юридико-педагогические явления надо рассматривать как срез на пути
непрерывного их изменения с определенными тенденциями, идущими из прошлого в
будущее. Важно раскрыть тенденции, понять их движущие силы, найти при
необходимости способы изменений. Принцип развития — основа педагогического
оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных
изменений по восходящей тенденции.
Частная
(специальная) методология педагогики профессиональной деятельности юриста
отвечает объективной необходимости учитывать качественное своеобразие
исследуемых педагогических фактов, закономерностей и механизмов,
присущих правовой сфере общества и относящихся к предмету исследования.
Основные и
своеобразные юридико-педагогические закономерности и их совокупности находят
отражение в специальных научных принципах юридической педагогики. На
основе опыта проведенных научных исследований можно назвать важнейшие из них.
В юридической
педагогике ученые (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М.,
2000. С. 8.) выделяют следующие
принципы, которые, по нашему мнению, подходят и рассматриваемой отрасли.
Принцип
педагогической предметности определяет необходимость при решении проблем
укрепления законности и правопорядка целеустремленно исследовать именно
педагогические явления. Но надо понимать, что образование, обучение,
воспитание, развитие – явления комплексные и изучаются одновременно и другими
науками. «Специфически педагогическое в них – это прежде всего педагогические
закономерности, т.е. причинно-следственные связи между педагогическими
воздействиями и педагогическими результатами, способы их учета и оптимизации в
интересах укрепления законности и правопорядка» (Столяренко А.М. Юридическая
педагогика. Курс лекций. М., 2000. С.
15.).
Важнейшим и вместе
с тем специфическим именно для педагогики профессиональной подготовки юриста
является принцип юридико-педагогической специфики. В сфере права, в
профессиональном образовании, в деятельности персонала, конечно, проявляются
многие общепедагогические закономерности. Выявить их действие в сфере права –
значит стать на надежный теоретический и методологический фундамент.
Важно выявление,
описание и практический учет юридико-педагогических закономерностей,
своеобразных юридико-педагогических феноменов и механизмов, адекватных им
научных понятий, создание своей научной парадигмы, анализ педагогических
систем, содержательно отличных в основных звеньях от изученных в общей
педагогике, педагогическая проработка присущих правоохранительным органам и не
существующих больше нигде направлений деятельности и их педагогического
обеспечения, разработка педагогико-юридических теорий по специфичным для
правоохранительной деятельности проблемам и методик решения различных
профессионально-педагогических задач.
Следующим особо
важным принципом является принцип единства образования, воспитания,
обучения, развития, деятельности, образа жизни и юридически значимого
поведения, действий человека. В юридико-педагогических проявлениях,
изменениях, усовершенствованиях он характеризует наиболее существенные
зависимости и влияния, обнаруживающиеся взаимосвязано на уровнях отдельного
человека, групп людей, организационных структур. Этот принцип заслуживает
самого пристального внимания и всесторонней разработки, ибо только в единстве
возможна профессиональная подготовка.
Принцип
современности (историзма) ориентирует на изучение реально существующих в
данное время юридико-педагогических явлений, их зависимостей, тенденций
изменения. Правовая сфера весьма динамична. Педагогические явления тоже имеют
конкретно-исторический характер. Образование, воспитание, обучение, развитие
не могут носить вневременной, оторванный от современных реалий жизни характер.
Прикладной характер юридической педагогики просто обязывает заниматься
исследованием актуальных, болезненных, перспективных, не поддающихся пока
успешному практическому решению проблем создания правового государства,
укрепления законности и правопорядка, правовой системы, деятельности
правоохранительных и иных органов, поиском отвечающих духу времени решений и
рекомендаций.
Принцип
гуманности, демократичности и законности обусловлен задачами построения
российского общества с соответствующими его желательному будущему чертами и
преодолением отживающих реальностей, противоречащих им. Все педагогические
исследования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с
этих позиций, а разработка педагогических усовершенствований направлена на их
упрочение в правовой сфере.
Принцип
конструктивности
предостерегает от сведения исследований к констатации фактов, к описательности
и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования
юридико-педагогической реальности, практики деятельности государственных и
правоохранительных органов.
Сила педагогики профессиональной деятельности
юриста, потенции роста ее авторитета и значимости связаны, как и любой отрасли
педагогики, с возможностями и научными традициями детальной проработки путей и
предложений по совершенствованию практики. Теоретическое решение проблем
должно дополняться научной разработкой методов (таблица 32.) и методик работы,
педагогических технологий.
Таблица 32. Методы
педагогики.
Важными методами юридико-педагогического исследования
являются:
1. Метод
изучения состояния исследованности проблемы. Любое исследование должно
начинаться с изучения научных публикаций по проблеме. Усовершенствовать
решение проблемы возможно изучив то, что
сделано в педагогической науке по решению интересующей проблемы.
2. Метод
разработки научной гипотезы (исходного педагогического моделирования).
«Общенаучный метод, заключающийся в разработке теоретического, априорного
видения проблемы исследователем, ее самостоятельного понимания и путей
решения» (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С.
33.).
Научная гипотеза
возникает на основе изучения исследователем состояния исследованности проблемы
(по ее освещенности в научной литературе) в виде мысленной картины (модели) ее
и путей решения, воплощающихся затем в письменной форме, дополняемой порой
графическим изображением. Этот организационный метод чрезвычайно важен, ибо
носит научно-стратегический характер, пронизывающий все последующее
исследование проблемы: планирование, подбор методов, сбор фактического
материала, его анализ, оценку. В итоге делаются выводы, которые подтверждают
исходные теоретические предположения или не подтверждают (частично не
подтверждают), разрабатываются соответствующие рекомендации и отмечается, как
следует продолжать исследования проблемы» (Столяренко А.М. Юридическая
педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 33.).
3. Системный,
сравнительный и лонгитюдный методы. Они относятся к общим методам
организации исследования: системный предполагает исследование не изолированных
педагогических явлений в отрыве от других, а как функционирующих в едином
комплексе, в педагогической системе, в определенной среде, условиях;
сравнительный характерен сравнением данных, полученных одновременно (или в
течение короткого отрезка времени) на разных группах испытуемых, в разных
условиях; лонгитюдный ориентирован на сравнение данных, полученных на одних и
тех же испытуемых, но с определенным интервалом (например, в начале учебного
года и в конце и т.п.).
4. Методы сбора
данных рассчитаны на выявление достоверных фактов (событий, признаков,
действий, поступков, отношений, цифр, высказываний, влияющих факторов и пр.):
А. Биографические:
данные биографии, автобиографии, получение сведений от лиц, знающих историю
жизни исследуемого, выявление факторов, влиявших на него в истории его жизни
(онтологическом развитии).
Б. Деятельностные:
педагогический анализ характера и особенностей осуществляемой исследуемым
гражданином, обучающимся, преподавателем, руководителем деятельности, целей,
отношения к ней и способов осуществления; фиксация проявления в ней их
образованности, обученности, воспитанности и развитости и обратное влияние ее
на них; действия и поступки; система увлечений и деятельностей и определение
приоритетных в них.
В. Контактные:
анкетирование, беседа, опрос, интервью, дискуссия, педагогическое наблюдение,
соучастие в работе, выполнении заданий, игре с одновременным наблюдением.
Г. Тестовые: контрольный
опрос, контрольная работа, сочинение, замер нормативов выполнения действий,
оценка интеллекта, памяти, обучаемости, определение способностей.
Д.
Социально-педагогические: выявление особенностей среды, условий жизни, круга
общения, содержания досуга, предпочитаемых исследуемыми группами и отдельными
людьми, особенностей последних.
Е.Экспериментальные:
констатирующий и формирующий педагогические эксперименты.
В своей
профессиональной деятельности юристы должны обладать способностью оперировать
различными методиками. Одной из распространённых методик является тестирование.
Следующей важной
методикой является педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение
– преднамеренное, избирательное, планомерное и педагогически выверенное
наблюдение юриста за обстановкой, лицами и группами, с которыми он имеет дело.
Суть его – в стремлении подмечать и правильно оценивать малозаметные, на
первый взгляд малосущественные, но в действительности важные для успеха
решаемой профессиональной задачи проявления юридико-педагогической реальности.
Сотрудника могут интересовать:
– в чем
заключается педагогический аспект данной профессиональной ситуации и как он
влияет на успех решаемой профессиональной задачи;
– каковы
проявления педагогических свойств лиц и групп, с которыми он имеет дело;
– в чем
проявляется влияние собственных педагогических свойств на данную ситуацию;
– каковы
социально-педагогические факторы данной ситуации и каковы их влияния;
– как реагирует
собеседник на его слова и действия, внимателен ли он;
– понимает ли
собеседник, что говорит ему сотрудник и соглашается ли с ним;
– усвоил ли
гражданин его разъяснения и требования и правильно ли в результате ведет себя
и действует и др.
Немаловажное
значение в профессиональной деятельности юриста имеет техника педагогического
анализа. «Педагогический анализ, как элемент педагогической техники
юриста-практика, строится как корректно осуществляемый им процесс познания
какого-либо педагогического объекта, явления, аспекта, строящийся на основе
имеющихся педагогических знаний, опыта и освоенных педагогических приемов»
(Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 127.).
Изучаемое
педагогическое явление рассматривается отдельно, как некоторая целостность,
имеющая свою внутреннюю структуру и содержательные особенности. Но оно всегда
«погружено» в среду, имеет окружение, влияющее на него, и находится с ним во взаимодействии.
Это и есть условия, которые могут быть положительными или отрицательными для
изучаемого явления. Надо всегда выявлять и оценивать условия, выделять в них
отдельные факторы, главные и второстепенные, рассматривать их в комплексе
причин и следствий.
Юрист должен
обладать техникой принятия педагогического решения. Решение представляет собой
поиск и выбор путей для достижения нужного педагогического результата. Решение
правильно, если оно обоснованно, детально и всесторонне продуманно.
При раскрытии и
расследовании преступлений хорошее решение, как правило, не то, которое первым
приходит в голову. Оно должно быть продуктом педагогически обоснованных
сопоставлений нескольких возможных вариантов — педагогических версий и выбора
лучшей из них. Выбор строится по аналогии с ранее принятыми схожими решениями,
по критериям выполнимости, педагогической результативности, наличия-отсутствия
побочных педагогических (чаще всего воспитательных) последствий. Например,
руководитель, наказывающий направо и налево, возможно, и вызовет чувство страха
у подчиненных, даже добьется повышения дисциплины, исполнительности, внешнего
порядка, но воспитает людей, опасающихся всего и вся и страхующихся от
неприятностей всеми известными им способами, снижающих риск неприятностей
отказом от инициативы, самостоятельности, делающих только то, что прикажут.
Студентов
юридических факультетов следует обучать технике педагогического взаимодействия.
Правоохранительная деятельность протекает во взаимодействии сотрудников и специалистов
разных органов, служб с гражданами.
Успешное решение
задачи тесного взаимодействия и слаженных действий, основанных на взаимопонимании,
едином стремлении к общей цели, хороших профессиональных и межличностных
взаимоотношениях содержит в себе и положительный педагогический потенциал:
взаимная тяга людей друг к другу усиливает педагогические влияния, а неприязнь
порождает центробежные тенденции, психологически и физически увеличивает
дистанцию между людьми, порождает взаимное отталкивание, неприятие и сводит
почти к нулю воспитательные влияния. Это надо твердо помнить каждому из будущих
работников правоохранительных органов при взаимодействии с гражданами. Техника
взаимодействия многоаспектна, психологична, но всегда в ней должна
присутствовать линия педагогического взаимодействия, ориентированная на
повышение профессиональных результатов и одновременно педагогического эффекта.
Успех
педагогического взаимодействия зависит от выработанности педагогического
поведения. О выработанности педагогического поведения можно говорить, когда
в поведении работника правоохранительных
органов отчетливо выражаются:
–
свойства
и качества человека, у которого есть и нужно чему поучиться, прислушаться к его
советам. Педагогически влиять может только тот, которого уважают, которому
доверяют, которого считают имеющим моральное и интеллектуальное право учить
жизни других;
–
признаки
занимаемой педагогической позиции: желания помочь гражданину, помочь усвоить,
сделать осведомленным в юридических вопросах, в которых он слабо разбирается,
дать совет о том, как преодолеть имеющиеся недостатки и вредные привычки, как
работать с детьми и над собой и др.;
–
стиль
и манера поведения, похожие на свойственные учителям, педагогам и характерные
стремлением объяснять, растолковывать, убеждать, помогать, советовать,
проявлять внимательность, уважительность, терпеливость, выдержку, принципиальность,
демократичность там, где и когда это возможно;
–
культура
и этика.
Студентов юридических факультетов необходимо
научить приёмам педагогического общения и взаимоотношений. Никакое
взаимодействие невозможно без должного общения и взаимоотношений. Различают
следующие приемы педагогического общения:
–
педагогическая
справедливость во всех оценках поступков и индивидуальных особенностей личности
гражданина;
–
стремление
к утверждению и повышению своего авторитета, авторитета правоохранительных
органов и Закона. Авторитет личный выражается в добровольном признании
достоинств человека другим человеком или группой людей, приводящем к сильному
влиянию первого на вторых;
–
построение
взаимоотношений на нормах доброжелательности, принципиальности, взаимного
уважения, справедливой и не унижающей достоинство людей строгости,
принципиальности в вопросах законности;
–
«презумпция
доверия», «авансирование доверия» при встрече с новым человеком; не унижать
сразу оскорбляющими достоинство намеками и выражениями, строить взаимоотношения
изначально как с порядочным и законопослушным гражданином;
–
любые
упреки и обвинения – только лишь при наличии достоверных фактов;
–
повышенное
внимание в своих высказываниях к разъяснениям, доказательствам, обоснованиям,
примерам;
–
полное
использование арсенала технических средств общения, речевых и неречевых;
–
осуществление
общения и ведение дискуссий без нагнетания эмоций, ибо при господстве чувств
мысли отступают на задний план и собеседники плохо понимают друг друга;
–
диалогичность
(не превращать общение в «дорогу с односторонним движением»), отказ от
увлечения нудной и продолжительной назидательностью, проявление умения слушать
и понимать то, что говорит гражданин;
–
проявление
сопереживания: искреннее выражение радости, сожаления, волнения и др. не должно
вступать в резонанс с рассказом и переживаниями говорящего.
Прием
педагогического воздействия
является одним из важных приёмов в профилактической работе юриста. Он
предполагает использование всех средств, в том числе и специально-педагогических
методов и приемов, для достижения педагогического (воспитательного,
обучающего, развивающего) результата.
Использование
средств воздействия требует сдержанности, терпеливости, настойчивости. Подлинно
педагогический подход в работе с гражданами строится не на сиюминутных, а
перспективных задачах, не на стремлении получить результат здесь, сейчас и в
полном объеме, а на оптимизме, разумной терпимости, целеустремленности.
3.
Педагогика
в практике деятельности правоохранительных органов за рубежом
Вопрос о принадлежности к той или иной отрасли знаний и истоках
педагогики профессиональной подготовки юриста имеет большое значение не только
для понимания даты и причин ее появления, но и для оценки ее характера и
функций.
В истории науки отражаются зарождение, становление и смена научно-теоретических концепций, особенности внедрения их в практику в зависимости от общественно-исторических условий. Разработка исторической части науки педагогики профессиональной деятельности юриста способствует обогащению ее теории, имеет практико-прикладное значение.
Таблица 33. Ученые, внесшие большой вклад в развитие педагогики в России.
Педагогика профессиональной деятельности юриста
развивалась вместе с юридической педагогикой.
Первый период
развития юридической педагогики как научной отрасли знания это период начала
научного решения отдельных педагогических проблем юридической деятельности
(Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики / Юридическая
педагогика в МВД. М., 1997.). Он характерен, прежде всего, активным развитием
уголовно-исполнительной (пенитенциарной) педагогики и отчасти педагогики подготовки
кадров, превентивной (профилактической) педагогики и методики преподавания
права.
С 70-х годов XX
века расширяется круг научных разработок, включивших педагогические проблемы
работы с кадрами, методику преподавания права в средней школе, превентивной
педагогики и др. Начинается подготовка дипломированных специалистов по
педагогике, защита кандидатских и докторских диссертаций по педагогике сотрудниками
правоохранительных органов. Появляются учебные дисциплины, построенные на
научной основе: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика
в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика высшей и
средней специальной школы в правоохранительных органах», «Педагогическая
культура и техника труда преподавателя» и др.
Видную роль в этот
период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А.
Алемаскиным, З.А.Астемировым, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой,
Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В.
Горлинским, В.П. Давыдовым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, С.И. Денисенко,
Ф.М. Зезюлиным, А.И. Зубковым, Н.И. Киряшовым, Е.А. Козловской, И.Ф.
Колонтаевской, В.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуком, А.Д. Лазукиным, И.А. Латковой,
В.М. Литвишковым, Н.А. Минжановым, В.М. Обуховым, В.Б. Первозванским, В.А.
Пищелко, В.И. Постоевым, А.А. Рябовым, А.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А.
Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др.
Второй период –
это период становления юридической педагогики как отрасли педагогической
науки. Его начало относится к 90-м годам XX века. Характерные черты периода:
резкое расширение исследования круга проблем правоохранительной деятельности,
построение целостной системы юридико-педагогических знаний, возникновение
частной методологии юридической педагогики, появление первых систематических
трудов по юридической педагогике, резкий рост изданий по юридической педагогике
и защищаемых по ее проблемам диссертаций (Столяренко А.М. Юридическая
педагогика. Курс лекций. М., 2000. С.
457–483.).
Во многих странах в подготовке юристов к профессиональной деятельности
особое место отводят педагогике, которую можно сгруппировать в четыре
модели:
Первая модель – полиция политиков-наблюдателей, характеризуется
политической коррумпированностью, служением политической силе, низким уровнем
профессионализма, репрессивностью, неформальным, личностным поведением
сотрудников.
Вторая модель – полиция юристов-профессионалов. Придается большое
значение власти права, порядка, а не политических предпочтений. От полицейских
требуется не преданность конкретному лицу во властных структурах, а
компетентность, профессионализм, чувство ответственности. Их работа носит чисто
административный, узко-правовой характер («нарушил – получил»). Поведение
сотрудника регламентировано, а оценка его деятельности носит статистический
характер (количество арестов, штрафов, раскрытых преступлений). Из наблюдателя он
превратился в социального солдата, холодного, бесстрастного, формально
справедливого, предприимчивого, но не коррумпированного.
Третья модель – полиция «служения общественности». Органы должны
занимать не реактивную позицию (действовать после правонарушения), а активную,
занимаясь профилактикой возможных социальных напряжений, предупреждая
преступления через решение проблем граждан и продвижение программ самообслуживания
в сфере обеспечения безопасности. Фигура полицейского становится уже не
«наблюдателем», не «солдатом», а «учителем», играющим не негативную
автократическую роль, а позитивную, поддерживающую функцию. Важное значение сторонники
этой модели придают воспитанию, образованию и этическим стандартам.
Четвертая модель – «рационалистическая». Используя положительные
стороны предыдущей, она предполагает осуществление правоохранительными органами
прагматического подхода, не ограниченного во всем предписанными рамками, а
дополняемого научным анализом и принятием мер на основе его. По этой модели
сотрудник превращается в аналитика, исследующего мир социума и предлагающего
обоснованные решения проблем обеспечения законности, правопорядка и борьбы с
преступностью (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С.
457-483.).
В заключение следует отметить, что в последнее время в мировых
педагогических школах наблюдается определенное сближение, взаимное обогащение,
попытки преодолеть имеющиеся слабости и недостатки, заимствуя позитивные идеи
и решения других школ.
4. Использование мирового опыта в профессиональной подготовке юриста
Подготовка цивилизованных профессионалов правоохранительных
органов должна отвечать мировому уровню цивилизации, характерному утверждению
в жизни идей и норм гуманизма, демократии, правового государства и общества с
рыночной экономикой.
Гуманитарная
подготовка юристов правоохранительных органов рассматривается за рубежом еще и
как противовес узкоправовой, нормативной наполненности образования, что при
однобоком подходе становится зачастую причиной профессиональной узости их
мышления, его нормативности, решения профессиональных задач вне понимания
человека-личности.
Демократическая
подготовка студентов юридических образовательных учреждений и сотрудников
правоохранительных органов связана с идеями гуманизма и нацелена на
формирование у них знаний, навыков, умений и качеств, позволяющих им успешно
жить и действовать в условиях развития, упрочения и существования
действительной демократии. Эта подготовка, по мировому опыту, предполагает достижение
внутреннего принятия обучающимися норм поведения.
Все
демократические нормы обязаны реализовываться в пределах правовых норм и ни в
коем случае не выходить за них. Свобода, по Вольтеру, заключается в том, чтобы
подчиняться только закону. Формула «моя свобода кончается там, где начинается
свобода другого человека» эндокринируется за рубежом в сознании граждан с
детского возраста и является одним из опорных столпов цивилизованного
понимания прав, свобод, гуманизма и демократии.
Демократическое
обучение и воспитание обучающихся в юридических образовательных учреждениях и
служащих в правоохранительных органах требует введения соответствующих учебных
дисциплин, курсов и разделов. Надо и образовательный процесс и работу
правоохранительного органа строить определенным образом:
–
организовывать
управление в образовательном учреждении и правоохранительном органе со всей
допустимой демократичностью, сочетая единоначалие и коллегиальность, расширяя
доступ всех категорий работников, в том числе и обучающихся, к участию в
управлении;
–
предоставлять
образовательным учреждениям самостоятельность в определении содержания
педагогического процесса в соответствии с государственными образовательными
стандартами, выбирать формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации
обучающихся, обеспечивать свободу посещения мероприятий, не предусмотренных
учебным планом;
–
признавать
право руководителям занятий вносить свои коррективы в их содержание,
использовать методы и средства по своему усмотрению, руководствуясь государственными
образовательными стандартами, федеральными законами об образовании и
подзаконными актами;
–
поддерживать
дисциплину на основе уважения человеческого достоинства студентов,
преподавателей и сотрудников, не применять методов физического и психического
насилия;
–
при
организации и проведении различных форм занятий развивать демократические
качества, установки, привычки и умения у обучаемых. Активно использовать
дискуссии;
–
уважать
все права обучающихся и сотрудников, демонстрируя пример демократизма во всей
деятельности образовательных учреждений и правоохранительных органов,
взаимоотношениях преподавателей и обучающихся, руководства и преподавателей,
в стиле общения, принятии и исполнении решений, организации и методике занятий
и др.;
–
учить
и требовать от студентов и сотрудников проявления норм демократии в своей
учебной и профессиональной деятельности.
На современном
этапе в Российской Федерации сформулирован принцип интеграции российского
образования и деятельности ряда правоохранительных органов в соответствующие
мировые системы: расширяются прямые связи с правоохранительными органами и
образовательными учреждениями других стран, начата исследовательская работа по
сравнительно-юридической педагогике, поощряется проведение совместных сравнительно-педагогических
исследований, создаются банки данных о зарубежном опыте и др. Нужно не только
разнообразие мероприятий и большая по объему работа, но, главное, качественная,
методологически и теоретически выверенная деятельность, имеющая свои критерии
научности и профессионализма.
Уже сейчас реализация результатов
сравнительно-педагогической работы в области образования не только возможна,
но и обязательна точным выполнением новых Федеральных законов Российской
Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании».
Образование должно быть непрерывным, а к повышению
его уровня человек должен стремиться всю жизнь. Такова одна из отчетливых
мировых тенденций. Образованность, профессионализм работника рассматриваются в
мире как непременное условие его жизненного успеха и благополучия, а их
повышение – как потребность и проявление современной цивилизованной личности.
Непрерывность и преемственность – принцип и отечественного образования на
рубеже XXI века.
В последние годы наметился некоторый сдвиг интересов молодежи к
образованию, особенно к юридическому.
Мировая практика свидетельствует о том, что тут нужна система стимулирования,
чтобы продолжение образования было выгодно каждому и не приходилось никого
принуждать.
Основной акцент по повышению квалификационных ступеней профессионализма
стоит делать на самообразование. В качестве стимулов к повышению
квалификационных ступеней профессионализма могут выступать: обязательность
определенной квалификации для получения очередного специального или воинского
звания, приоритетность в продвижении по службе, денежные надбавки, денежные
премии за успешное наставничество, внеочередные увольнения, дополнительные дни
к отпуску, преимущественное право на улучшение жилплощади и др.; установление
нормы ежегодного обязательного подтверждения квалификаций «специалист» и
«мастер», а также предоставление возможности лицам, подготовившимся к
повышению квалификации (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 457-483.).
Для исключения
всяких злоупотреблений и несправедливостей при приеме экзаменов и зачетов за
рубежом широко используются письменные ответы на вопросы экзаменационных
билетов, компьютерные зачеты и экзамены, тестирование практической обученности
и развитости.
Лица с дипломом о
высшем образовании и степенью «бакалавр» на современном этапе считаются не
отвечающими требованиям работы в вузе и в системе повышения квалификации. Для
занятия должности преподавателя необходимо иметь, по меньшей мере, степень
магистра, а должности старшего преподавателя и выше – степень доктора. Поэтому
резко возросло (за последние 10 лет в 5–10 раз) число преподавателей,
получающих подготовку на последипломном уровне (магистров и докторов наук) со
специализацией «образование и педагогика (методы обучения)».
В соотношении
научной и собственно педагогической подготовки преподавателей упор стали делать
на последнюю. Диссертации очень часто защищаются по педагогике (магистр
педагогики, доктор педагогики). Исключение делается для некоторых университетов,
занимающих приоритетное место и международное признание в науке.
Помимо
обучения и научных исследований, у преподавателей имеется функция «обслуживания
общества». В США, например, преподаватели обязаны обслуживать потребности штата,
на территории которого расположен вуз. Обслуживание включает, помимо обучения
отдельных категорий жителей, организацию вспомогательных служб, проведение
прикладных исследований в интересах штата, создание «юридических клиник»,
проведение консультационной деятельности для населения штата и т.п.
Заслуживает
размышлений, оценки и выводов зарубежный опыт первоначальной подготовки
полицейских. Он складывается из теоретического и практического курсов и, как
правило, сочетает стационарные формы обучения с обучением без отрыва от работы
(Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. М., 1999. С. 238-243.).
В Великобритании
первоначальная подготовка полицейских проводится в течение двухгодичного
испытательного срока, но с первых дней за теорией следует практика.
В Германии эта
подготовка ведется 2,5 года и тоже состоит из двух циклов: первый – основное
обучение, второй – практика в подразделениях полиции готовности, по окончании
ее – экзамены, только после которых молодой сотрудник зачисляется в конкретное
территориальное подразделение полиции. Во Франции первоначальная подготовка
комиссаров полиции занимает два года, инспекторов полиции – 16 месяцев,
рядового состава – 9 месяцев (5 месяцев обучение и 4 месяца стажировка).
В Швеции первоначальная подготовка
полицейских на первом этапе ведется стационарно в полицейской школе и длится
41 неделю, на втором – стажировка в полицейском органе, где каждому предстоит
служить. Все это значительно дольше, чем у нас (Колонтаевская И.Ф. Институт
обучения полицейских при Иллинойском университете (педагогический анализ
каталога обучающих программ) // Деятельность правоохранительных органов
зарубежных стран. Вып. 1. М., 1999; ее же: Практика международного
сотрудничества в обучении полицейских // Деятельность правоохранительных
органов зарубежных стран. Вып. 2. М., 1999.).
Порой содержание
строится как формирование некоторого числа заранее определенных профессиональных
умений, в число которых входят и социальные, интеллектуальные умения.
Например, в Англии у курсантов учебных заведений полиции формируются: умение
сосредоточить внимание, сопереживать и оказывать помощь гражданам, умение
осознавать потребности граждан, умение управлять конфликтами, умение принимать
решения, групповые умения, умения межличностного взаимодействия, познавательные
умения, правоохранительные умения, физические умения, умение осуществлять
самооценки, графические (письменные) умения (Столяренко А.М. Юридическая
педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 457-483.).
Данная методика
подготовки юристов, работников правоохранительных органов имеет положительные
моменты, заслуживающие учета при практической подготовке наших сотрудников. В
ней преобладают ролевые и имитационные игры, анализ и проигрывание ситуаций,
видеотренинги, тренинги с использованием при разборе выполненных в процессе их
проведения видеозаписей, опыт межличностного общения, экспериментальные
учебные упражнения, самообучение и самоконтроль, письменные прогрессивные тесты
и др.
Изучение и
использование положительного опыта подготовки юристов в нашей образовательной
системе повлияет на качество профессиональной подготовки юристов.
В заключение
следует отметить, что для усовершенствования процесса подготовки к
профессиональной деятельности юристов нам необходимо интегрировать
положительные моменты из зарубежных образовательных систем.