Лекция № 1. Предмет юридической психологии.

 

1. Предмет юридической психологии

2. Содержание, структура, задачи юридической психологии

3. Методологические, теоретические и правовые основы юридической психологии

 

1. Предмет юридической психологии

Юридическая психология – прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включённых в сферу отношений, регулируемых правом.

Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце 19 века начались исследования психических особенностей человека в различных условиях его деятельности. Предметом исследования психологии является: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. Вместе с тем в таблице 1. определены задачи психологии.

Таблица 1. Предмет и задачи общей психологии.

 

Интенсивно формировались различные прикладные отрасли психологии, в том числе и юридическая психология, первоначально именуемая криминальной и судебной психологией. Этапы формирования психологии как науки мы привели в таблице 2.

Таблица 2. Этапы развития психологии.

 

До последнего времени преимущественно исследовались лишь проблемы судебной психологии (А.Р. Ратинов, А.В. Дулов, В.Л. Васильев и др.). Между тем все отрасли права  и сама теория права базируется на человеческом факторе, имеют связи с психикой человека.

В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определённым правилам.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п.

Следователь, производя предварительное следствие, суд, разбирая дело в судебном заседании, выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно поддающиеся учёту психологические, субъективные качества людей, мотивы, по которым человек совершил преступление. Так, в делах об убийстве, о доведении до самоубийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений, о хулиганстве, о кражах рассматриваются по существу психологические вопросы – корысти и мести, коварства и жестокости, любви и ревности и д.т. При этом судья, прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только с преступниками, но и самыми различными людьми, выступающими в качестве свидетелей, потерпевших, понятых. Личность каждого из них сложилась в определённых условиях общественной жизни, индивидуальные образы их мышления, неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающему миру.

Уголовный кодекс РФ, содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологическую либо комплексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст.22 УК РФ «Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости»); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст.26 УК РФ «Преступление совершённое по неосторожности»); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч.2 ст.28 УК РФ «Невиновное причинение вреда»); устойчивость, сплочённость как признаки преступной группы (ч.3,4 ст.35 УК РФ «Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительном сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)»); психическое принуждение (ст.40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение»); особая жестокость (п. «д» ст.105 «Убийство», п. «б» ст.111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», п. «в» ст.131 «Изнасилование») В современной юридической литературе (Раджабова Р.М. Соотношение понятия «особая жестокость» со смежными оценочными критериями. // Российский следователь. №13. 2008. С. 13.) под особой жестокостью как квалифицирующим признаком состава преступления предлагается понимать совершение преступ­лений такими способами или средствами, при которых по­терпевшему причиняются особые мучения, страдания путем пыток, истязание или имеет место глумление над жертвой. Сюда же относят и совершение преступления способом, который заведомо для виновного связан с причинением по­терпевшему особых страданий (нанесение большого коли­чества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение пищи, воды и т.д.). Особая жестокость может выражаться и в совершении преступного деяния в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что своими действиями причиняет им особые психические страдания (Становский М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999. С. 262.). В действующем УК РФ предусмотрены наряду с особой жестокостью смежные с ней категории, такие, как «садизм», «издевательство», «мучение», «страдания». Закон не дает их законодательного определения. Раскрытие содержания их понятий предусматривалось в подзаконных нормативных актах, в частности, после распада СССР — в Правилах су­дебно-медицинской экспертизы определения тяжести вре­да здоровью, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 407 (Медицинская газета. 1997. 27 марта.). Согласно современной научной литературе проявле­ния мучения, как правило, заключаются в совершении длительных  по времени и непрерывных в своей содержательной совокупности умышленных действий, лишающих потерпевше­го естественных условий его жизнедеятельности (длительное лишение еды, питья или тепла, помещение или оставление жертвы во вредных для здоровья условиях, например оставле­ние в условиях с повышенным уровнем химических веществ в воздухе, загазованности, запыленности, шумового воздейс­твия, превышающего допустимые нормы, и др.) (Становский М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999. С. 263.), в силу этого причиняющие ему физическую боль и душевные страдания. В ряде случаев в  УК РФ п. «и» ч. 1 ст. 63 наряду с «особой жестокостью», «мучениями» как однопорядковый использует и термин «издевательство». Под ним в юридической литературе обычно понимают особо цинич­ные действия против личности потерпевшего, выражаю­щиеся в глумлении над ним, унижении его чести и досто­инства, причинении ему дополнительных к совершенному преступлению физических и моральных страданий. При этом виновный действует грубо и жестоко (Кузнецова Н.Ф., Тяжкова И.М. Уголовное право России: Общая часть. М., 2004. С. 536.). К приведенным категориям можно также отнести «садизм». В юридической литературе под садизмом предлагают понимать «вид полового извращения, при котором для по­лучения полового удовлетворения необходимо причинить физическую боль партнеру», а также «страсть к жестокостям, истязаниям; упоение чужим страданием, болью» (Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецова. СПб., 1998. С. 1140.).  Верно в этой связи отмечает О.Д. Ситковская: «законодатель при­дал этому понятию более широкий смысл, подчеркнув не патопсихологический аспект (расстройство влечений при половых психопатиях), а особый вид изощренной жесто­кости, которая выступает в качестве самоцели, ведущего мотива противоправных действий» (Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 89.). Сюда можно отнести и проявление жестокости не только в отношении жертвы преступления, но и по отношению к другим лицам, оказав­шимся свидетелями преступления; аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст.107 «Убийство, совершённое в состоянии аффекта», ст.113 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта»); психические страдания (ч.1 ст.117 «Истязание»); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч.1 ст.131, ч.1 ст.132 УК  РФ) т.е. лицо, совершившее преступление, по­нимало и сознавало, что потерпевшая не могла защитить себя самостоятельно и оказать активное сопротивление. Беспомощность заключается в отсутствии у субъекта возможности обеспечить и сохранить свое существование от различного рода внешних воздействий, которые могут угрожать опасностью здоровья и жизни человека (Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. М., 1968. С. 306.). Несомненно, этот факт порождает законодателя бо­лее тщательно охранять права и интересы лиц, которые в силу своего болезненного состояния, малолетнего или престарелого возраста, физических или психических не­достатков, не могут самостоятельно защищать свои пра­ва и интересы. Можно согласиться с мнением Михайловской О.В. (Михайловская О.В. Проблемы ответственности за преступления против лиц, находящихся в беспомощном состоянии. // Российский следователь. № 21. 2008 г. С. 13.), что почему приведение потерпевшего в беспомощное состояние путем насильственного введения в организм жертвы сильнодействующего или токсического вещества, косвенного и прямого внушения, гипноза и наркогипноза
и т.д. с целью совершения преступления не получили должной юридической оценки в УК РФ, не совсем понятно
.

Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско – правовых норм, отдельных её положений с такой наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без учёта психологического фактора, тем более суды должны оценивать все это с учётом «индивидуальных особенностей лица, которому причинён вред» (ст.151, 1101 ГК РФ «Способы и размер компенсации морального вреда»). Согласно статье 151  Гражданского кодекса Российской Федера­ции, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравствен­ные страдания) действиями, суд может возложить на на­рушителя обязанность де­нежной компенсации указан­ного вреда. Таким образом, лицо, кото­рому преступлением причи­нен моральный, физический или имущественный вред, вправе также предъявить гражданский иск о компенса­ции морального вреда, кото­рый в соответствии с законом осуществляется в денежной форме независимо от подле­жащего возмещению иму­щественного вреда. При разрешении подобно­го рода исков следует руко­водствоваться положениями статей 151, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации, в соот­ветствии с которыми при оп­ределении размера компен­сации морального вреда не­обходимо учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особен­ностями, степень вины подсу­димого, его материальное по­ложение и другие конкрет­ные обстоятельства дела, влияющие на решение суда по предъявленному иску. Во всех случаях при опре­делении размера компенса­ции вреда должны учитывать­ся требования справедливос­ти и соразмерности

Занимаясь исследованием теневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих её проявлениях, следователь, судья должны уметь сохранить личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избежать нежелательного искажения личности, так называемой профессиональной деформации (подозрительность, самоуверенность, обвинительный уклон и т.п.).

В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характер, острая наблюдательность цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Психологическая компетентность судебно – следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучёта психологических моментов».

 

2. Содержание, структура, задачи юридической психологии

 Юридическая психология, с одной стороны, является научной отраслью психологических знаний, а с другой, - учебной дисциплиной, что не может не влиять на её содержание, структуру, последовательность изложения вопросов в ходе учебного процесса.

Фундаментальными понятиями, положенными в основу курса юридической психологии, являются понятия личности и деятельности, которые нередко проявляются в условиях межличностного, внутригруппового взаимодействия людей.

Личность, понятие многообразное. Можно выделить два основных подхода: один их них рассматривает личность как конкретного человека, носителя знаний (Платонов К.К. Личность и труд.  М., 1965. С. 19.), другие делают упор на социальные свойства индивида как на «совокупность интегрированных в нём социально – значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (Кони И.С. Социология личности. М., 1967. С. 7.). «Для психологии, - отмечает Е.В. Шорохов, - личность – это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения» (Шорохов Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 17.).

Каждый конкретный человек – это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально – типические черты класса, этнической общности, группы.

Юридическая психология раскрывает следующие задачи:

-психологические особенности профессиональной деятельности (профессиограммы) юриста;

-требований, предъявляемых к личности юриста, профессионально – важных личностных качеств (психограммы) работников правоохранительных органов;

-закономерности социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей, прежде всего, негативного характера (круговая порука, групповая преступность и т.д.), влияние этих явлений на личность и поведение современного человека;

-психологические особенности, мотивационной сферы лиц, совершающих преступление;

-психологическое содержание составов различных умышленных и неосторожных преступлений;

-психологические факторы, обстоятельств, требующих правовой оценки при рассмотрении (расследовании) уголовных дел, привлечение к ответственности и наказании виновных в совершении преступлений, при разрешении гражданско – правовых споров в суде;

- психологические закономерности поведения различных участников уголовного и гражданского процесса (свидетелей, потерпевших и т.д.);

- проблем судебно – психологической экспертизы как метода познания психологических особенностей личности – субъектов различных правоотношений, их поведения в конфликтных ситуациях, требующих правового регулирования.

 

3. Методологические, теоретические и правовые основы юридической психологии

Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает не только общественные и естественные науки, такие как биологию, медицину, педагогику и т.д., но и имеет связь с отраслями правовой науки: уголовным процессом, уголовным правом, криминалистикой, криминологией, судебной психиатрией, гражданским процессом, гражданским правом, семейным правом, трудовым правом. Этим определяется её место в системе научного знания.

 

Таблица 3. Методологические и теоретические основы психологии.

 

Интеграция юриспруденции и психологии достаточно чётко проявляется на трёх уровнях:

1.    Применение психологического знания в юриспруденции в «чистом» виде;

2.    Использование в юриспруденции психологического знания путём его «трансформации»;

3.    Синтез психологии и юриспруденции, собственно их стыков, и возникновение новой отрасли науки – юридической психологии.

Первое направление – это непосредственное использование психологических знаний в виде метода экспертных психологических оценок. В данном случае психолог выступает в роли эксперта, консультанта или специалиста в уголовном, гражданском, административном процессе или в ходе исполнения наказания или других мер правового воздействия на личность.

Второе направление – это уточнение, расширение, совершенствование юридических понятий и инструкторов за счёт привлечения психологических категорий и понятий, а также применения юристами психологических методов в научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой юридической практике, использования данных психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном отборен, расследовании правонарушений, исправлении и перевоспитании осуждённых.

Третье направление – это применение психологических знаний в юридической деятельности и при установлении профессиональной пригодности соискателя к работе в правоохранительных органах, профориентации и т.д.