Лекция № 1.
Предмет юридической психологии.
1. Предмет юридической
психологии
2.
Содержание, структура, задачи юридической психологии
3.
Методологические, теоретические и правовые основы юридической психологии
1. Предмет
юридической психологии
Юридическая
психология – прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и
механизмы психики людей, включённых в сферу отношений, регулируемых правом.
Под влиянием успехов экспериментальной психологии в конце 19 века
начались исследования психических особенностей человека в различных условиях
его деятельности. Предметом исследования психологии является: психика,
сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. Вместе с тем в
таблице 1. определены задачи психологии.
Таблица 1. Предмет и задачи общей психологии.
Интенсивно формировались различные прикладные отрасли психологии, в том
числе и юридическая психология, первоначально именуемая криминальной и судебной
психологией. Этапы формирования психологии как науки мы привели в таблице 2.
Таблица 2. Этапы развития психологии.
До последнего
времени преимущественно исследовались лишь проблемы судебной психологии (А.Р.
Ратинов, А.В. Дулов, В.Л. Васильев и др.). Между тем все отрасли права и сама теория права базируется на
человеческом факторе, имеют связи с психикой человека.
В области
общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность
людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой
человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Право всегда связано
с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек
совершает поступки, действия, которые подчиняются определённым правилам.
Методологическая
особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании
переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в
первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология
исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п.
Следователь,
производя предварительное следствие, суд, разбирая дело в судебном заседании,
выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно
поддающиеся учёту психологические, субъективные качества людей, мотивы, по
которым человек совершил преступление. Так, в делах об убийстве, о доведении до
самоубийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений, о
хулиганстве, о кражах рассматриваются по существу психологические вопросы –
корысти и мести, коварства и жестокости, любви и ревности и д.т. При этом
судья, прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только с
преступниками, но и самыми различными людьми, выступающими в качестве
свидетелей, потерпевших, понятых. Личность каждого из них сложилась в
определённых условиях общественной жизни, индивидуальные образы их мышления,
неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающему
миру.
Уголовный кодекс РФ, содержит
целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологическую либо комплексный
психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголовная ответственность
лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст.22 УК РФ
«Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим
вменяемости»); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст.26 УК РФ «Преступление
совершённое по неосторожности»); несоответствие «психофизиологических качеств
требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч.2
ст.28 УК РФ «Невиновное причинение вреда»); устойчивость, сплочённость как признаки
преступной группы (ч.3,4 ст.35 УК РФ «Совершение преступления группой лиц,
группой лиц по предварительном сговору, организованной группой или преступным
сообществом (преступной организацией)»); психическое принуждение (ст.40 УК РФ
«Физическое или психическое принуждение»); особая жестокость (п. «д» ст.105
«Убийство», п. «б» ст.111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», п.
«в» ст.131 «Изнасилование») В
современной юридической литературе (Раджабова Р.М. Соотношение
понятия «особая жестокость» со смежными оценочными критериями. // Российский
следователь. №13. 2008. С. 13.) под
особой жестокостью как квалифицирующим признаком состава преступления
предлагается понимать совершение преступлений такими способами или средствами,
при которых потерпевшему причиняются особые мучения, страдания путем пыток,
истязание или имеет место глумление над жертвой. Сюда же относят и совершение
преступления способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему
особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений,
использование мучительно действующего яда, сожжение заживо, длительное лишение
пищи, воды и т.д.). Особая жестокость может выражаться и в совершении
преступного деяния в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный
сознавал, что своими действиями причиняет им особые психические страдания (Становский
М.Н. Назначение наказания. СПб., 1999. С. 262.).
В действующем УК РФ предусмотрены наряду с особой жестокостью смежные с ней
категории, такие, как «садизм», «издевательство», «мучение», «страдания». Закон
не дает их законодательного определения. Раскрытие содержания их понятий
предусматривалось в подзаконных нормативных актах, в частности, после распада
СССР — в Правилах судебно-медицинской экспертизы определения тяжести вреда
здоровью, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 407
(Медицинская газета. 1997. 27 марта.).
Согласно современной научной литературе проявления мучения, как правило,
заключаются в совершении длительных по
времени и непрерывных в своей содержательной
совокупности умышленных действий, лишающих потерпевшего естественных условий
его жизнедеятельности (длительное лишение еды, питья или тепла, помещение или оставление
жертвы во вредных для здоровья условиях, например оставление в условиях с повышенным уровнем химических
веществ в воздухе, загазованности, запыленности, шумового воздействия,
превышающего допустимые нормы, и др.) (Становский М.Н. Назначение
наказания. СПб., 1999. С. 263.), в силу
этого причиняющие ему физическую боль и душевные страдания. В ряде случаев
в УК РФ п. «и» ч. 1 ст. 63 наряду с
«особой жестокостью», «мучениями» как однопорядковый использует и термин
«издевательство». Под ним в юридической литературе обычно понимают особо циничные
действия против личности потерпевшего, выражающиеся в глумлении над ним,
унижении его чести и достоинства, причинении ему дополнительных к совершенному
преступлению физических и моральных страданий. При этом виновный действует грубо
и жестоко (Кузнецова Н.Ф., Тяжкова И.М. Уголовное право России:
Общая часть. М., 2004. С. 536.). К
приведенным категориям можно также отнести «садизм». В юридической литературе
под садизмом предлагают понимать «вид полового извращения, при котором для получения
полового удовлетворения необходимо причинить физическую боль партнеру», а также
«страсть к жестокостям, истязаниям; упоение чужим страданием, болью» (Большой
толковый словарь русского языка / Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецова. СПб., 1998.
С. 1140.).
Верно в этой связи отмечает О.Д. Ситковская:
«законодатель придал этому понятию более широкий смысл, подчеркнув не
патопсихологический аспект (расстройство влечений при половых психопатиях), а
особый вид изощренной жестокости, которая выступает в качестве самоцели,
ведущего мотива противоправных действий» (Ситковская О.Д.
Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.,
1999. С. 89.). Сюда можно
отнести и проявление жестокости не только в отношении жертвы преступления, но и
по отношению к другим лицам, оказавшимся свидетелями преступления;
аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст.107 «Убийство, совершённое в
состоянии аффекта», ст.113 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда
здоровью в состоянии аффекта»); психические страдания (ч.1 ст.117 «Истязание»);
беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч.1 ст.131, ч.1 ст.132 УК РФ) т.е. лицо,
совершившее преступление, понимало и сознавало, что потерпевшая не могла
защитить себя самостоятельно и оказать активное сопротивление. Беспомощность
заключается в отсутствии у субъекта возможности обеспечить и сохранить свое
существование от различного рода внешних воздействий, которые могут угрожать
опасностью здоровья и жизни человека (Авдеев М.И.
Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. М., 1968. С. 306.). Несомненно, этот факт порождает
законодателя более тщательно охранять права и интересы лиц, которые в силу
своего болезненного состояния, малолетнего или престарелого возраста,
физических или психических недостатков, не могут самостоятельно защищать свои
права и интересы. Можно согласиться с мнением Михайловской О.В. (Михайловская
О.В. Проблемы ответственности за преступления против лиц, находящихся в
беспомощном состоянии. // Российский следователь. № 21. 2008 г. С. 13.), что почему приведение
потерпевшего в беспомощное состояние путем насильственного введения в организм
жертвы сильнодействующего или токсического вещества, косвенного и прямого
внушения, гипноза и наркогипноза
и т.д. с целью совершения преступления не получили должной юридической оценки в
УК РФ, не совсем понятно.
Подобные связи
юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско – правовых
норм, отдельных её положений с такой наукой, как гражданское право. Так,
проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину
«нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без
учёта психологического фактора, тем более суды должны оценивать все это с
учётом «индивидуальных особенностей лица, которому причинён вред» (ст.151, 1101
ГК РФ «Способы и размер компенсации морального вреда»). Согласно статье
151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину
причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями,
суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда. Таким образом, лицо, которому преступлением причинен моральный,
физический или имущественный вред, вправе также предъявить гражданский иск о
компенсации морального вреда, который в соответствии с законом осуществляется
в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
При разрешении подобного рода исков следует руководствоваться положениями
статей 151, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии
с которыми при определении размера компенсации морального вреда необходимо
учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, степень вины подсудимого,
его материальное положение и другие конкретные обстоятельства дела, влияющие
на решение суда по предъявленному иску. Во всех случаях при определении
размера компенсации вреда должны учитываться требования справедливости и соразмерности
Занимаясь
исследованием теневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих её
проявлениях, следователь, судья должны уметь сохранить личную невосприимчивость
(иммунитет) к отрицательным влияниям и избежать нежелательного искажения
личности, так называемой профессиональной деформации (подозрительность,
самоуверенность, обвинительный уклон и т.п.).
В последовательном
развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характер, острая
наблюдательность цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и
справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют
рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их
формирования. Психологическая компетентность судебно – следственных работников
помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые
могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучёта
психологических моментов».
2. Содержание, структура, задачи
юридической психологии
Юридическая психология, с одной стороны,
является научной отраслью психологических знаний, а с другой, - учебной
дисциплиной, что не может не влиять на её содержание, структуру,
последовательность изложения вопросов в ходе учебного процесса.
Фундаментальными
понятиями, положенными в основу курса юридической психологии, являются понятия
личности и деятельности, которые нередко проявляются в условиях межличностного,
внутригруппового взаимодействия людей.
Личность, понятие
многообразное. Можно выделить два основных подхода: один их них рассматривает
личность как конкретного человека, носителя знаний (Платонов К.К. Личность и
труд. М., 1965. С. 19.), другие делают
упор на социальные свойства индивида как на «совокупность интегрированных в нём
социально – значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного
взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь,
субъектом труда, познания и общения» (Кони И.С. Социология личности. М., 1967.
С. 7.). «Для психологии, - отмечает Е.В. Шорохов, - личность – это человек как
носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально
значимые формы деятельности и поведения» (Шорохов Е.В. Теоретические проблемы
психологии личности. М., 1974. С. 17.).
Каждый конкретный
человек – это не просто индивид со своими особенностями, а личность,
интегрирующая социально – типические черты класса, этнической общности, группы.
Юридическая
психология раскрывает следующие задачи:
-психологические
особенности профессиональной деятельности (профессиограммы) юриста;
-требований,
предъявляемых к личности юриста, профессионально – важных личностных качеств
(психограммы) работников правоохранительных органов;
-закономерности
социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых,
межличностных отношений среди людей, прежде всего, негативного характера
(круговая порука, групповая преступность и т.д.), влияние этих явлений на
личность и поведение современного человека;
-психологические
особенности, мотивационной сферы лиц, совершающих преступление;
-психологическое
содержание составов различных умышленных и неосторожных преступлений;
-психологические
факторы, обстоятельств, требующих правовой оценки при рассмотрении
(расследовании) уголовных дел, привлечение к ответственности и наказании виновных
в совершении преступлений, при разрешении гражданско – правовых споров в суде;
- психологические
закономерности поведения различных участников уголовного и гражданского
процесса (свидетелей, потерпевших и т.д.);
- проблем судебно
– психологической экспертизы как метода познания психологических особенностей
личности – субъектов различных правоотношений, их поведения в конфликтных
ситуациях, требующих правового регулирования.
3. Методологические, теоретические и
правовые основы юридической психологии
Вся система научного знания ощущает потребность в использовании
психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей
науки. Психология связывает не только общественные и естественные науки, такие
как биологию, медицину, педагогику и т.д., но и имеет связь с отраслями
правовой науки: уголовным процессом, уголовным правом, криминалистикой,
криминологией, судебной психиатрией, гражданским процессом, гражданским правом,
семейным правом, трудовым правом. Этим определяется её место в системе научного
знания.
Таблица 3. Методологические и теоретические основы психологии.
Интеграция юриспруденции и психологии достаточно чётко проявляется на
трёх уровнях:
1. Применение психологического знания в юриспруденции в
«чистом» виде;
2. Использование в юриспруденции психологического
знания путём его «трансформации»;
3. Синтез психологии и юриспруденции, собственно их
стыков, и возникновение новой отрасли науки – юридической психологии.
Первое направление – это непосредственное использование психологических знаний
в виде метода экспертных психологических оценок. В данном случае психолог
выступает в роли эксперта, консультанта или специалиста в уголовном,
гражданском, административном процессе или в ходе исполнения наказания или
других мер правового воздействия на личность.
Второе направление – это уточнение, расширение, совершенствование
юридических понятий и инструкторов за счёт привлечения психологических
категорий и понятий, а также применения юристами психологических методов в
научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой
юридической практике, использования данных психологии в организационной и
процессуальной деятельности, профессиональном отборен, расследовании
правонарушений, исправлении и перевоспитании осуждённых.
Третье направление – это применение психологических знаний в юридической деятельности и
при установлении профессиональной пригодности соискателя к работе в
правоохранительных органах, профориентации и т.д.