Тема № 9. Административное правонарушение и административная ответственность

 

1. Понятие, предмет, метод, принципы и система административного права

2. Источники административного права и административно-правовые нормы

3. Административное правонарушение

4. Административная ответственность, как вид ответственности

5. Виды административных наказаний

6. Сущность и виды административного процесса (порядок наложения административных взысканий)

7. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

 

1. Понятие, предмет, метод, принципы и система административного права

Административное право – это отрасль российского права, содержащая правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Реализация исполнительной власти - это регулирование общественных отношений, возникающие на государственных и территориальных уровнях Российской Федерации.

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, в сфере государственного управления в пределах которой субъекты исполнительной власти повсеместно руководят хозяйствами, социально-культурными и административно-политическими процессами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной,  самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.

Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1.              представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения;

2.              наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3.              чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

4.              не исключает использования диспозитивных средств;

5.              отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Функции административного права

1. Подзаконное  нормотворчество

2. Правоисполнительная

3. Правоохранительная

Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

·                 демократизм нормотворчества и реализации права

·                 равенство граждан перед законом и правоприменителем

·                 взаимная ответственность государства и личности

·                 федерализм

·                 гуманизм

·                 законность

Субъект права в любой отрасли права - это обладатель,  носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства. В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей. Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности  по  своему  характеру, объему, формам выражения. Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия  предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в  правоохранительные органы по их вызову и т.д. Права и обязанности субъекта  административного  права  образуют его правовой статус.

Система административного права – внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

·                 обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

·                 представляет собой объективное правовое явление;

·                 характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

·                 включает определенные элементы;

·                 изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Институты административного права:

·                 принципов государственного управления;

·                 административно-правового статуса граждан (физических лиц);

·                 административно-правового статуса органов исполнительной власти;

·                 государственной и муниципальной службы;

·                 административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

·                 административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

·                 административно-правовых режимов;

·                 форм государственного управления;

·                 методов государственного управления;

·                 административной ответственности;

·                 административного процесса;

·                 обеспечения законности в государственном управлении;

·                 административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);

·                 административно-правовых основ управления в сфере экономики;

·                 административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

·                 административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

 

2. Источники административного права и административно-правовые нормы

В законодательном массиве административного права следует выделять:

- общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);

 - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);

 - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом (Романов М.Л. Решения Конституционного Суда России в системе источников административного права // Административное право и процесс. 2006. № 2. С. 25.)

 На федеральном уровне:

1.              Конституция РФ

2.              Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

3.              Постановления Конституционного Суда РФ

4.              Федеральные конституционные законы

5.              Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

6.              Нормативные указы Президента РФ

7.              Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

8.              Нормативные постановления Правительства РФ

9.              Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

10.          Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

1.              Конституции (уставы) субъектов РФ

2.              Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

3.              Законы субъектов РФ

4.              Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

5.              Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

6.              Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

7.              Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

1.              Уставы муниципальных образований

2.              Нормативные акты представительных органов муниципального образования

3.              Нормативные акты главы муниципального образования

4.              Нормативные акты местной администрации

Административно-правовые нормы. Понятие и особенности административно-правовых норм

Норма  административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Виды административно-правовых норм

·                 материальные и процессуальные

·                 обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные

·                 общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные

·                 срочные и бессрочные

Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Реализация административно-правовых норм

Реализация норм административного права представляет со­бой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъ­ектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают не­сколько форм (способов) реализации норм: 1) исполнение; 2) со­блюдение; 3) использование и 4) применение.

Исполнение заключается в активных действиях субъектов пра­ва по выполнению предписаний, содержащихся в норме.

Суть соблюдения — в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Оно отличается от исполнения пассив­ным поведением субъекта.

При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным пра­вом (например, на жалобу).

Применение состоит в принятии компетентным государствен­ным органом (уполномоченным должностным лицом) индивиду­ального юридически властного решения (акта) на основе действу­ющей нормы.

Применение административно-правовых норм является важ­нейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, лицензирование, при­зыв на военную службу).

 

3. Административное правонарушение

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Отличие административного проступка от дисциплинарного проступка в том, что дисциплинарный проступок нарушителя связан с его отношениями с органом, учреждением, предприятием, где он служит, работает, учится; а для административного проступка это не характерно.

Административная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том,  что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение меры административного взыскания.

Административное взыскание применяется органами или  должностными лицами в отношении лиц неподчиненных им по работе или службе.

Административная ответственность регулируется нормами административного права.

Основной нормативный акт, устанавливающий административную ответственность физических лиц, является КоАП РФ.

Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение.

Административным правонарушением является посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность

Юридический состав административного правонарушения

Административное правонарушение обладает всеми признаками правонарушения.

Признаки административного правонарушения:

1. Это акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Мысли, интеллектуальная деятельность человека, желание, если они не воплотились в проступках не могут считаться правонарушением.

2. Это противоправное деяние, т.е. такое деяние, которое запрещено нормами права.

 Возможны 2 варианта, которые предусматриваются нормативными актами:

1)  устанавливается запрет совершения определенного действия;

Противоправность возникает из-за нарушения запрещающей нормы

2) закрепляется обязанность совершить определенное действие

Противоправность возникает из-за невыполнения юридической обязанности.

3. Виновность

Применительно к конкретному правонарушению предусматривается:

- умысел;

- неосторожная форма вины.

4. Правонарушение может быть совершено вменяемым субъектом достигшим возраста, с которого наступает ответственность за совершение правонарушения.

5. Правонарушением является такое деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

6.Правонарушение наносит вред обществу, поэтому опасно и нежелательно.

Если деянием не причинено существенного вреда обществу, оно не является правонарушением.

Б)  Отграничение административного правонарушения от преступления

Виды правонарушений:

Правонарушения подразделяются на:

-          преступления;

-          проступки.

Преступление – это общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Законодательством,  которое наносит вред основам общества – государственному строю, основным правам и свободам граждан.

Проступок – менее опасное противоправное деяние не предусмотренное уголовным законодательством.

Проступки делятся на:

-          административные; 

это правонарушения посягающие на порядок государственного управления( нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности и др.)

-          дисциплинарные;

 это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.

-          гражданские правонарушения (деликты);

это правонарушения, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в  причинении имущественного вреда, в заключении противоправных сделок. За совершение преступления или проступка нарушитель всегда привлекается к юридической ответственности.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Юридически значимые и необходимые признаки административного правонарушения образуют его состав.

Элементы данного состава:

• субъект;

• объект;

• объективную сторону;

• субъективную сторону.

Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица подлежат административной ответственности при условии, что к моменту совершения административного правонарушения они достигли возраста 16 лет.

Юридические лица могут быть субъектами административной ответственности, в частности, в области землепользования, строительства, охраны окружающей среды, налоговых и таможенных отношений и т. д.

Вообще, юридическая ответственность наступает лишь в том случае, если деяние посягает на какие-либо охраняемые общественные отношения. Данные отношения и являются объектом правонарушения.

Чтобы быть наказуемым, деяние должно иметь внешнее, объективное выражение, которое принято называть объективной стороной. Объективная сторона административного правонарушения охватывает три элемента.

1. Противоправное деяние (действие или бездействие).

2. Вредные последствия. В подавляющем большинстве случаев административная ответственность предусматривается за само противоправное деяние, независимо от того, повлекло ли оно какие-либо отрицательные последствия или нет.

3. Причинно-следственная связь между противоправным деянием и вредными последствиями. Причинно-следственная связь -это объективная связь между явлениями, в которой одно из них выступает причиной другого, а последнее - следствием первого.

 

4. Административная ответственность, как вид ответственности

Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка т общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений (Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Ось-89», 2010. – С. 5.).

Итак, административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности.

Взыскания, установленные главой 16 НК РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», являются мерами административной ответственности. «Основанием такой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания – штрафа» (Пепеляев С. Г. Комментарий к главе 15 "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" части первой НК РФ // Ваш налоговый адвокат. - №1. – 2011.).

Конституционный Суд России указал, что санкции за налоговые правонарушения являются административно-правовыми, т. е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения – «штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства».

Характерным особенностям административной ответственности можно отнести следующее:

- административная ответственность налагается за административные правонарушения;

- административная ответственность всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица;

- административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частно-правовых интересов.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

 Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том. Что

Административная ответственность – одна из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами, должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности:

1). Основанием  является административное правонарушение (а например в уголовной ответственности – преступление; в административной – административный проступок; материальной – причинение материального ущерба);

2). Субъекты административной ответственности – как физические лица с 16 лет (должностные лица, иностранцы, лица без гражданства, граждане) и юридические лица;

3). За административное правонарушение предусмотрено административное наказание.

4). Административные наказания предусмотрены и налагаются органами, должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей (в отличии например, от дисциплинарной ответственности);

5). Применение мер административной ответственности не влечет судимости, увольнения с работы;

6). Наложение на правонарушителей административных наказаний осуществляется в специальном порядке – производство по делам об административных правонарушениях.

 

5. Виды административных наказаний

Административное наказание или административное взыскание — мера административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административные наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. Последние в качестве наказаний могут предусматривать только предупреждение и штраф.

При малозначительности совершённого правонарушения, лицо может быть освобождено от административного наказания.

Виды административных  наказаний

В КоАП РФ ч. 1 ст. 3.2. «Виды административных наказаний» содержится исчерпывающий перечень административных наказаний:

1.              Предупреждение — выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);

2.              Административный штраф — денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства;

3.              Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей;

4.              Лишение специального права — лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством, маломерным судном);

5.              Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется лишь в исключительных случаях и на срок до 15 суток, а за нарушение режима контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьёй);

6.              Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан;

7.              Дисквалификация — лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц;

8.              Административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток. Важно не путать этот пункт с приостановлением деятельности как меры производства (до 5 суток);

9.              Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

В КоАП  РФ Статьей 3.3. законодатель определяет  основные и дополнительные административные наказания

1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

 

6. Сущность и виды административного процесса (порядок наложения административных взысканий)

А) Понятие и признаки административного процесса. Административное производство.

Юридический процесс можно понимать как властную деятельность уполномоченных субъектов, направленную на решение конкретных юридических дел и достаточно полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая это понятие, необходимо выделить основные признаки юридического процесса.

Во-первых, это деятельность, в которой реализуются властные полномочия. В соответствующих отношениях участвуют и граждане, и организации, но лидирующая роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от разнообразных процедур (заключение договоров, организация пресс-конференций, регистрации и т. д.).

Во-вторых, результатом процессуальной деятельности является решение юридических дел (принятие нормативного акта, при­ем в гражданство, применение санкции и т. д.). Поэтому она оформляется официальными документами как промежуточными, так и итоговыми.

В-третьих, она с большей или меньшей степенью детальности регламентируется процессуальными нормами, которые определяют участников процесса, их права и обязанности, подведомственность, последовательность и сроки совершения действий, правила оформления документов, принятия, обжалования, исполнения решений.

К сожалению, реализация властных полномочий не всегда регулируется достаточно полно и четко. В этом отношении предстоит проделать большую работу, ибо развитость процессуальной формы — необходимое условие и показатель состояния демократии и законности в стране, в отдельных сферах государственной жизни.

 

Б) Правовое регулирование и принципы административного процесса

Ст. 4.1 КоАП РФ содержит материально-правовые нормы, определяющие общие правила (принципы) наложения административных наказаний, а не процессуальные нормы.

Общие правила наложения административных наказаний основываются на принципах равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

·                 Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами;

·                 Принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, рассы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств, во-первых, перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности;

·                 Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения;

·                 Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в соответствии с имеющим процессуальным статусом;

·                 Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса;

·                 Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика;

·                 Принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом;

·                 Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению;

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту.

 

В) Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

- раскаяние виновного;

- добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данные обстоятельства являются основанием для выбора менее строгого наказания в пределах санкции нарушенной нормы. Указанные обстоятельства не образуют исчерпывающий перечень. Орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

- совершение административного правонарушения группой лиц;

- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. 

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен. Он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. Это исключает признание иных оснований в качестве отягощающих вину, а равно и оснований для усиления административного наказания.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны лишь те, которые не представляют собой объективные признаки административного правонарушения, как, например, состояние опьянения не расценивается подобным обстоятельством в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку данное правонарушение образует состав самостоятельного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. 

 

Г) Давность привлечения к административной ответственности

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Кодекс определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Таким образом, наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания. Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается Кодексом, но следует учитывать, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе

 

7. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

 

Органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях:

1.              Судьи (мировые судьи);

2.              Комиссии по делам несовершеннолетних;

3.              Федеральные органы исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями;

4.              Органами и учреждениями исполнительных органов субъектов;

5.              Административными комиссиями:

Ø    Следственные изоляторы;

Ø    Налоговые органы;

Ø    Таможенные органы;

Ø    Федеральная инспекция труда;

Ø    Военные комиссары;

Ø    Органы, осуществляющие санитарно – эпидемиологический надзор и другие.

Задачи производства по делу: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, решения его в соответствии с законом;

1.              лицо, в отношении которого по делу об административном правонарушении;

2.              потерпевший;

3.              законный представитель;

4.              защитник и представитель (адвокат и др. лицо);

5.              свидетель;

6.              понятой;

7.              специалист (для применения технических средств для обнаружения, изъятия документов);

8.              эксперт;

9.              переводчик;

10.          прокурор.

Для обеспечения, производства по делу могут быть использованы меры:

Ø    доставление;

Ø    административное задержание (3 часа);

Ø    личный досмотр вещей, транспортных средств, помещений, территорий;

Ø    изъятие вещей, документов;

Ø    отстранение от управления транспортным средством;

Ø    медицинское освидетельствование на опьянение;

Ø    задержание транспортного средства;

Ø    арест товаров, транспортных средств, вещей;

Ø    привод (при неявки без уважительных причин на рассмотрение дела).

Стадии производства по делу:

1. Возбуждение дела. Составляется протокол об административном правонарушении. Если размер штрафа не более 1 мин. размера зарплаты или административное предупреждение – не составляется протокол.

2. Рассмотрение дела – должно быть рассмотрено в 5 – дневный срок со дня получения органом протокола при рассмотрении дела берется прототип.

3. Вынесение постановления по делу возможно:

Ø    назначение административного наказания;

Ø    прекращение производства по делу.

1.          Пересмотр постановлений по делу. Решение органа может обжаловать в суд или вышестоящий орган в течение 10 дней со дня получения копий постановления.

2.          Исполнение постановления по делу.