тема № 3. Личность, сообщество и
профессиональное поведение юристов
1. Профессиональное поведение юристов
1.
Профессиональное поведение юристов
В профессиональную деятельность человек входит со своим собственным набором чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок. Среди многообразных нравственных ситуаций в профессиональных отношениях возникают наиболее часто повторяющиеся, типичные, которые определяют моральную атмосферу профессии. А это вольно или невольно обуславливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения. Как только профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, начинают формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникает профессиональная мораль. Профессиональная мораль становится определённой духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить своей собственной жизнью и превращается в объект изучения, анализа, усвоения, становится своеобразной духовной силой, определяющей поведение представителя той или иной профессии.
В дореволюционной России в число первейших обязанностей чиновников входило строгое исполнение законодательных актов верховной власти, знание государственных установлений и законов, их обязательное соблюдение и охрана. От государственных служащих требовалось ответственное отношение к своим обязанностям, исполнительность, деловитость и организованность в работе, добросовестность и дисциплинированность.
Профессиональное поведение юриста включает в себя два вида действий различного характера: а) действия, совершаемые при исполнении служебных обязанностей или в непосредственной связи с ними (служебное поведение); б) действия, вытекающие из должностного положения либо профессиональных возможностей юриста.
Примерами различных видов и проявлений профессионального (служебного и внеслужебного) поведения юриста, являются, в частности: совершение в своих целях юридически значимых действий, выступления в средствах массовой информации и перед гражданами, соблюдение некоторого общепринятого этикета и норм нравственности, совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций, покупка квартиры) и др. Все эти виды поведения могут проявляться в служебной сфере, а также в сферах политики, экономической деятельности, в быту.
Смысл регулирования профессионального поведения юристов состоит в том, чтобы: а) обеспечить интересы общества и граждан, минимизировать риск злоупотребления значительными возможностями юридической профессии, особенно в отдельных её сферах (правоохрана, судебная и прокурорская власть и пр.); б) защитить самих юристов от преувеличенных требований; в) обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов.
В случае, если государственный служащий сомневается в правомерности полученного им распоряжения, Закон «Об основах государственной службы в России» (статья 14, п. 4) предписывает «в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвердит указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несёт подтвердивший это распоряжение руководитель».
Используются два способа регламентации профессионального поведения юристов, тесно связанные между собой: а) запреты совершать определенные действия либо наносить ущерб авторитету профессии; б) предписания вести себя определённым образом в определённых ситуациях, совершая, следовательно, определённые действия.
Общие предписания, в частности, содержатся в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 14 апреля 1993 г.
Это предписание повторяется и конкретизируется в Кодексе чести, который устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности судьи Российской Федерации. Статья 1 гласит, что судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией РФ и другими законодательными актами, действующими на территории РФ, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности и справедливости, беспристрастности и независимости суда (п. 1). Далее, в п. 3, 4 устанавливается, что судья не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц, в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести.
Сходные предписания есть и в других законодательных актах. В Законе РФ «О полиции» говорится, что сотрудникам милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Многие положения, регулирующие профессиональное поведение должностных лиц в сфере борьбы с преступностью, сформулированы в документах ООН и международных соглашениях. Так, например, основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые Восьмым конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Гаване (Куба) 27 августа — 7 сентября 1990 года, содержатся в разделе «Дисциплинарные меры», где говорится: «Юристы через свои соответствующие органы и законодательные органы разрабатывают в соответствии с национальным законодательством и обычаями и признанными международными стандартами и нормами кодексы профессионального поведения юристов» (п. 26); «Обвинения или жалобы в отношении юристов, выступающих в своем профессиональном качестве, подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой. Юристы имеют право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору» (п. 27); «Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде и подлежат независимому судебному контролю» (п. 28); «Все дисциплинарные меры определяются в соответствии с кодексом профессионального поведения и другими признанными стандартами и профессиональной этикой юриста и в свете настоящих принципов» (п. 29).
В некоторых случаях также фиксируются предписания о профессиональном поведении юриста. Так, статья 3 Закона «О статусе судей в РФ» гласит: «Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности», статья 5 Закона РФ «О милиции» устанавливает, что сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.
Профессиональное поведение юристов в сфере политики может рассматриваться применительно к служебной и внеслужебной сферам. Статья 3 Закона «О статусе судей» (п. 3) устанавливает, что «судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям». Это же требование более подробно выражено в статье 11 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», по которой судья КС РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной думы, иных представительных органов, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и т.д.
В свою очередь, статья 15 Закона Российской Федерации «О Федеральных органах государственной безопасности» в ред. от 1 июля 1993 г. запрещает сотрудникам этих органов организацию забастовок и участие в них.
В профессиональном поведении юриста острыми являются проблемы: а) предупреждение возможной коррумпированности юриста и соответственно деформации его поведения; б) обеспечение равного доступа к юридическим услугам, учитывающего возможности населения; в) сохранение доверия к ПДЮ.
Государственный служащий в соответствии со статьей 11 Закона «Об основах государственной службы в РФ» не должен заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и творческой, быть депутатом законодательного органа любого уровня, заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и пр.
Статья 15 Закона «О Федеральных органах безопасности» также запрещает совмещение военной службы с иными видами работы (кроме творческой и если это вызвано интересами службы), оказание содействия в осуществлении предпринимательской деятельности, получение за это вознаграждения.
Более сложной является проблема экономических условий доступа населения к услугам юристов в связи с повышением цен на различные виды частноправовых действий (нотариальное удостоверение документов и пр.). Юридической базой этого является часть 1 статьи 46 Конституции РФ, гарантирующая каждому судебную защиту прав, и часть 1 статьи 48 Конституции РФ, гарантирующая право на получение квалифицированной юридической помощи.
Поведение юриста в средствах массовой информации ограничивается предписаниями о соблюдении профессиональной тайны и началом доверия к действиям юриста. Заслуживают осуждения распространение непроверенных сведений как элемент служебного или неслужебного поведения, употребление различного рода ярлыков. Когда один из юристов называет людей, даже предположительно ведущих себя противоправно, «взбесившимися собственниками», он нарушает элементарные этические нормы, выступая как лицо, усиливающее конфликтность в обществе.
Вопрос о профессиональном поведении юристов крайне актуален и связан с ролью и возможностями юриста в обществе. В соответствии со ст.14 пп.7 и 9 Закона «О статусе судей» основаниями прекращения полномочий судьи среди прочих являются занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи, а также совершение проступка, позорящего честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.
Учебу
в профессиональном образовательном учреждении называют первой профессиональной
пробой: каков студент был в учебе, таким, скорее всего, он будет и
юристом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет
добросовестным юристом, мало знающий – тонким профессионалом, бездарный –
интеллектуалом, безответственный – ответственным должностным лицом. Практика
подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко
становятся высококвалифицированными специалистами (Аганесян Г.А. Использование
научно-технических средств для совершенствования учебного процесса в
юридических вузах // Методика преподавания юридических дисциплин. – М., 1986. –
С. 15.). Только интенсивное учение каждого студента со всеми проявлениями
положительных личностных потенций и усилий может сформировать полноценного
профессионала. Поэтому нельзя откладывать проблему формирования личности на
потом. Ее надо обязательно решать в образовательном процессе.
Известный
российский юрист С.С. Алексеев подчеркивал особую значимость становления
личности юриста у молодых людей, обучающихся в юридическом вузе (Алексеев С.С.
Введение в юридическую специальность. – М., 1976. - С.242-244.). С первых же
дней учебы в вузе студент начинает активно «входить в роль» настоящего юриста.
Обучаясь, он уже становится юристом, хотя и пока не подготовлен в полной мере и
не имеет права занимать ответственные юридические должности (старшекурсники уже
привлекаются к участию в практической работе). Однако студент уже должен
чувствовать себя юристом, и окружающие должны относиться к нему как к юристу,
чем и определяются повышенные требования к его работе над собой.
Личность юриста – это субъект деятельности, человек, который осуществляет ПДЮ, затрачивая на неё физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Личность юриста понимается и как личность человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении.
Под внутренней структурой личности следует понимать свойства, интегрированные в её сознании: это, прежде всего, психические элементы отражения внешних объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля); психические свойства личности (способности, характер); «идеологические» свойства сознания (установка, направленность, ценностно-нормативная ориентация); биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.) (Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. – М., 1972. - С.290.).
На этой основе в структуре личности юриста выделяются следующие группы свойств:
а) мировоззренческие, к которым относятся – отношение к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего личности, её основным правам и свободам; правовое сознание, включающее в себя отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, включая милосердие, сострадание, сопереживание, чувства верности, чести, собственного достоинства;
б) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся наличие общих и профессиональных знаний, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных. Способность к обучению, наличие наблюдательности, способность концентрироваться на предмете познания, способности восприятия информации в процессе коммуникации и пр.;
в) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, отношение конформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определённую степень мужества – как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам и пр.;
г) физические, к которым относятся возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства, такие, как зрение, подвижность и пр.
В профессиональной деятельности юриста значительное место занимает его психолого-педагогическая подготовленность. Это связано, прежде всего, с тем, что при решении профессиональных задач юрист должен:
1) вступать в непосредственные контакты с людьми, которые выступают в качестве потерпевших, свидетелей, понятых, экспертов;
2) выяснять сложные переплетения человеческих взаимоотношений, мотивы поступков, интересы и устремления людей;
3) в процессе общения учитывать типичные и индивидуальные особенности людей, которые имеют различные характеры, своё отношение к миру, особые характеристики мышления, памяти, внимания, разный уровень культуры и воспитания;
4) сталкиваться с проявлением таких негативных качеств людей, толкающих их к совершению противоправных действий, как корысть и месть, коварство и жестокость, жадность и амбиции, любовь и ревность и т.д.;
5) овладевать методами разъяснительной работы в вопросах правосознания, методами убеждения, внушения, принуждения;
6) развивать коммуникативные способности и умение правильно выстраивать собственную линию поведения в общении, избегая конфликтов при решении деловых вопросов;
7) рационально распределять свои силы и способности, надолго сохранять работоспособность и при наименьших затратах энергии получать доказательные оптимальные результаты;
8) осуществлять самодиагностику своих возможностей, развивать недостающие психологические качества, осваивать навыки саморегуляции, технологии саморазвития, способствующие личностному самоутверждению в профессии.
Овладение психолого-педагогическимии знаниями выступает фактором формирования профессиональной компетентности, готовности к успешной деятельности.
В настоящее время проблема профессиональной подготовленности, как свойства личности, актуализировалась. Свойства профессиональной подготовленности в соответствии с действующим законом, является обязательным для осуществления некоторых юридических профессий. В соответствии со статьей 3 Закона РФ «О статусе судей» судьёй может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и сдавший квалификационный экзамен.
Требования высшего юридического образования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, установлены также статьей 40.1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Адвокаты также обязаны сдавать квалификационный экзамен.
Исследование
психологической деятельности позволяет выделить профессионально необходимые
психические свойства лиц, участвующих в этой работе. Среди них можно назвать:
·
творческое
мышление;
·
коммуникабельность;
·
волевые
качества;
·
организаторские
способности;
·
способность
противостоять отрицательным эмоциям.
Возраст и состояние здоровья личности юриста закон определяет только применительно к определённым категориям. Определённый возраст требуется для занятия должности судьи. По статье 119 Конституции РФ он составляет 25 лет, а по Закону РФ «О статусе судей РФ» он повышается до 30 лет - для судей вышестоящих судов и до 35 лет - для судей Верховного суда и высшего арбитражного суда РФ. Статья 37 Закона о прокуратуре, в свою очередь, устанавливает минимальный возраст в 25 лет только для занятия должности городского, районного и приравненного к ним прокурора.
Комплексное
отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков
и умений юриста видно на юридической профессиограмме. В ней отражаются
следующие стороны юридической деятельности:
·
социальная;
·
поисковая
(познавательная);
·
удостоверительная;
·
организационная;
·
реконструктивная.
Профессионально важные качества работников правоохраны обусловлены прежде всего их взглядами, направленностью и последовательностью мировоззрения, которое способствует выработке каждой личностью глубокого понимания социальной значимости своей профессии, идейной убежденности, воспитывает чувства долга, справедливости, объективности, честности.
Ряд законов о юридической деятельности требует наличия у юриста таких оценочных свойств личности, как «необходимые моральные качества» (ст.40.1. Закона «О прокуратуре РФ»), избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти (статья 3 п. 2 Закона РФ «О статусе судей»). Для принятия на службу в полицию препятствием является наличие в прошлом или настоящем судимости.
Понятие «сообщество юристов» имеет два значения – нормативное и ненормативное. Рассматривая «нормативное сообщество», целесообразно отметить Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. (статья 29), Закон «О статусе судей в РФ» (статья 17), где отмечается, что судьи образуют судейское сообщество. Понятие сообщества отражает современные подходы и традиции ряда европейских стран. Сообщество юристов – есть профессиональная точка зрения коллектива (сообщества, корпорации) в отдельном государстве.
«Ненормативное сообщество» - это сообщество, которое не воспринято каким-либо законодательным либо иным нормативным актом, но отражает реалии существования сообщества юристов в целом и сообщества отдельных категорий. Здесь в это понятие включаются все юристы, являющиеся субъектами профессиональной юридической деятельности. Юристы, образуя сообщество, неформально связаны между собой единством профессиональных и иных правил, единой подготовкой, общностью языка и методик (Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учебное пособие. – М., 1997. – С.106.).
Сообщество юристов – это группа профессионалов, наделённых функциями, исполняемыми для граждан за их счёт и по их поручению. Предназначенность и положение сообщества юристов состоят в том, что они выполняют работу на основе определённой компетенции, мотивированности, результативности и надёжности. Сообщество юристов – это профессиональная группа, которая обязана на основе конституции представлять интересы гражданина.
В целом сообщество юристов имеет высокий престиж, который, однако, колеблется в зависимости от состояния дел в обществе, уровня законности, осуществления неотложных задач борьбы с преступностью, осуществления правовой безопасности и правовой стабильности. О престиже сообщества юристов свидетельствует создание целого ряда новых юридических учебных заведений и, естественно, стремление молодёжи попасть в эти заведения.
Деятельность сообщества юристов, как профессиональная, служебная, так и внеслужебная, должна быть прозрачной для общества. Одновременно очень важной представляется медленная формальная и неформальная выработка единых профессиональных требований к сообществу юристов, воплощенных в этическом кодексе или иных документах. Важно развивать при этом функции защиты и функции отражения сообществом своих членов. Между тем, осуществляя производство по делу, следователь в большей степени ориентируется не на сообщество юристов, а на мнение отдельных из них – начальника следственного отдела, прокурора, адвоката, суда (судьи). Иначе и быть не может, поскольку уголовное судопроизводство у нас осуществляется коллегиально. В теории уголовного процесса принято распространять принцип коллегиальности только на один из этапов деятельности – рассмотрение дел судами. Действительно, в стадиях судебного разбирательства, кассационного, надзорного производства, возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам действие данного принципа проявляется наглядно, поскольку решения в этих стадиях принимаются группой людей при их одновременном совещании, высказывании мнений.