тема № 10. Основные категории этики и морали и их реализация в профессиональной деятельности

 

1. Понятие, особенности и социальные функции этических категорий

2. Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в трудовой деятельности

3. Предупреждение профессиональной деформации личности юриста

4. Профессиональная этика юриста

5. Правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности

 

1. Понятие, особенности и социальные функции этических категорий

Категории этики это – основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Мораль (от латинского moralis – «нравственный»; mores – «нравы») является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых отменяются те или иные её существенные свойства (Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали. – М., 1877; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. А.И. Титаренко. – М., 1980; Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1985; Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 1985.).

Категории этики есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.

При всём разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь.

К категории этики относят также смысл жизни, счастье и т.д.

Добро – категория этики, отражающая наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: а) добро как моральное качество поступка; б) добро как совокупность положительных принципов и норм морали; в) добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; г) добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т. д.

Зло - категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения.

Борьба со злом, защита и утверждение добра – суть и смысл работы правоохранительных органов.

Этические категории обладают некоторыми особенными чертами.

Во-первых, они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект.

Во-вторых, они носят оценочный характер. Их можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего и плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. или же, наоборот, – непорядочный, бесчестный, беспринципный и пр.

В-третьих, они являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей как определённая побудительная сила, выражающая нравственные требования общества с позиции сущего или должного.

В-четвёртых, авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований – принципов, норм, требований, правил и т.п. базируются на силе общественного мнения или самосознания личности.

В-пятых, в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали и значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений[1].

Среди категорий этики выделяют категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности.

Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. Категория мужества раскрывается с помощью категорий: великодушие, самоотверженность, выдержка, смелость, храбрость и др. Категория справедливости не может быть понятна без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признательность и т.п.

Классификация и сущность этических категорий имеет общеметодологическое значение. Без них невозможен анализ профессионально-этических категорий, т.к. они по сути дела являются конкретизацией категорий общей этики.

 

2. Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в трудовой деятельности

Для успешного выполнения своих функций юрист должен отличаться рядом качеств, отвечать определенным требованиям.

У юриста должны быть следующие основные качества: принципиальность, правильное понимание своего общественного, государственного долга. Эти качества, важные для любого специалиста, в юридической работе проявляются непосредственно; от них во многом зависит главное – осуществление специальных функций этой работы; высокая деловая квалификация, профессиональное мастерство, т.е. овладение таким уровнем юридических знаний и профессионального умения, который соответствует современной юридической науке, требованиям юридической практики. Каждый юрист должен хорошо знать законодательство и юридическую практику, иметь развитое юридическое мышление, быть искусным мастером, до тонкости освоившим все секреты ведения юридических дел, выполнения своих профессиональных функций; иметь высокий нравственный уровень в работе, в личной жизни. Деятельность юриста, его жизнь должны быть подчинены этическим нормам, нормам общей культуры, выработке в себе таких качеств, как чувство долга, честность, совестливость, уважительное отношение к людям, внимание к ним и другие.

Категория долга - одна из важнейших в этике, в особенности среди категорий профессиональной этики. Долг – это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали с достаточным основанием именуют сферой должного. В долге, как ни в какой другой категории, силен обязательный побудительный момент. Он не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Многие из великих высоко ценили чувство долга. И. Кант писал, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. “Не забывай долга, - как бы вторит ему А. Блок, - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет” (Воронцов В.П. Симфония разума. – М., 1980. - С.114.).

Областями, в которых категория долга получила особенно большое признание, издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности.

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов, будучи составной частью общественного долга, является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи – защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка.

Долг сотрудника правоохранительных органов - это почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

Механизм поведения сотрудников правоохранительных органов, суть нравственных отношений в их коллективах основывается на трех важнейших факторах:

-     зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в общественной поддержке,

-     определенной свободе, независимости сотрудника, которая выражается в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах объективно определенного спектра возможностей;

-     ответственности сотрудников за результаты и возможные последствия “свободы” своих действий, т.е. обязанности каждого отдельного сотрудника быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная – представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каждого сотрудника осознавать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявлять высокие требования к самому себе.

Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профессиональный долг, обладают нравственным и правовым авторитетом. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением юридических норм. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключена и материальная оценка, и правовая норма

Следовательно профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования совпадают с государственной волей.

Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллектива сами по себе, если они не вполне совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, еще не могут быть прочной гарантией того, что в процессе оперативно-служебной деятельности сотрудник сохранит твердость характера и не будет деморализован. Дело в том, что самодисциплина есть осознанная необходимость исполнения требований профессионального долга, внутренняя заинтересованность, готовность согласовывать свои действия с требованиями профессионального долга. Внутренняя готовность следовать требованиям присяги, уставов и своих руководителей, осознаваемая как внутренние побуждения, как необходимость, - это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно. Долг превращается в нравственную потребность. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе сближения долга и совести.

К числу наиважнейших категорий профессиональной этики относится категория чести. Честь – это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Чувство чести – это мощный движитель дел и поступков сотрудников правоохранительных органов.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелегкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы его товарищей по службе. Честь коллектива – это и его честь.

И, наконец, еще об одной составляющей категории чести – верности данному слову. Это – такое важное качество человека, что иногда оно даже отождествляется с понятием чести. Дал слово – сдержи его, в противном случае тебя перестанут уважать и назовут болтуном, лжецом, необязательным человеком. Ничто так не подрывает честь сотрудника органов правопорядка, как нарушение данного слова, отступление от него. В конце концов он неизбежно теряет свой авторитет.

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самой личности. Безусловно, и последняя оценка происходит не в отрыве от общественного мнения, просто в данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая опять-таки базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости человека, базирующееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми. Точно так же чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости за свою профессию.

Чтобы противостоять стремлению некоторых сотрудников правоохранительных органов достигнуть профессиональных целей любой ценой, этот принцип:

-     устанавливает, что только тот имеет право на применение закона к поведению человека, кто по-настоящему уважает неповторимую индивидуальность другого и не допускает отношения к нему просто как к средству, но всегда только как к цели общественного развития, к достижению общественного блага;

-     запрещает в процессе профессионально-правоохранительного общения допускать пренебрежение, умаление или ущемление достоинства личности и предписывает вносить в свое поведение чувство меры и такта, объективности и беспристрастности в отношении к лицам, с которыми сотрудник правоохранительных органов соприкасается в силу исполнения служебных обязанностей;

-     предписывает в полной мере использовать процессуальные и институциональные возможности установленного правопорядка, чтобы оградить достоинство и права личности от умаления и нарушения, будь то со стороны граждан или со стороны государственных органов и учреждений.

Следует подчеркнуть, что категории чести и достоинства очень близки к категории совести. Поэтому выражения “человек чести” и “совестливый человек” представляются чуть ли не идентичными.

Совесть - это осознание и чувствование моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребности прогрессивного развития общества и каждой личности.

Другой формой проявления совести является стыд, чувство стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным им, так и перед самим собой - за поступок или поступки, о которых люди, товарищи по службе могут даже не догадываться. Этот стыд проявляется в форме угрызений совести.

Совесть может реализовываться в форме сомнения. Сомнение есть результат незнания или неполного знания, поспешности или игнорирования объективных законов, уступок себе или групповым интересам и т.п. Поэтому человек и терзается сомнениями: а правильно ли я поступил? Этот вопрос не дает человеку спокойно жить: он вроде и прав, и не прав, и в основе этого чувства - неспокойная совесть.

Совесть человека - это иммунитет от многих нравственных заболеваний. Она не позволяет сотруднику правоохранительных органов спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманывать, красть, грубить, лицемерить и т.п. Но таковой она может быть только в том случае, если базируется на нормах истинной нравственности: добра, долга, справедливости, чуткого отношения к людям. Сотрудники правоохранительных органов должны понимать и гордиться тем, что их профессия глубоконравственна и благородна.

Здесь рассмотрены только важнейшие категории этики работников правопорядка. Однако каждый сотрудник правоохранительных органов должен понимать, что только все они, вместе взятые отражают нравственные требования общества и только их комплексный учет в своей деятельности дает основание говорить о его нравственной культуре.

 

3. Предупреждение профессиональной деформации личности юриста (Магомедов Д.Б., Зиядова Д.З. Педагогика профессиональной деятельности юриста: Курс лекций. – Махачкала, 2002. – С.41-43.)

Профессиональная деформация — это негативные проявления изменений в личности профессионала, вызванные противоречивым влиянием профессиональной деятельности и отрицательно сказывающиеся на ней. В сущности - это регресс в воспитании и развитии личности. Он особенно опасен для сотрудников правоохранительных органов, ибо профессиональная деформация чаще всего становится причиной нарушений законности, особенно таких, как рукоприкладство, угроза оружием, незаконные задержания и аресты, силовое принуждение к даче признательных и свидетельских показаний, применение оружия неадекватное ситуации и др.

Профессиональная деформация, как правило, захватывает личность в целом. У следователей, например, она обнаруживается в склонности к косности, рутине, волоките, правовом нигилизме, ложной корпоративности («чести мундира»), карьеризме, индивидуализме, альянсу с коммерческими структурами (в лучшем случае регулярным дармовым выпивкам, в худшем – предательству интересов службы) (Калугина Н.Г. Некоторые особенности профессиональной деформации следователя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 2 (8). – С. 14-17.). Все это - дополнительное свидетельство того, что следователем надо не только родиться и он должен обладать особым складом ума, но и быть личностью, умеющей сопротивляться деформирующему влиянию деятельности и обстоятельств.

К сожалению, с каждым годом деформирующим влияниям подвергается все больше сотрудников.

Профессиональная деформация всегда возможна при слабости правовоспитательной работы в правоохранительном органе.

При возникновении подозрений принимаются индивидуализированные меры для проверки достоверности возникших подозрений. Если последние подтвердятся, проводится усиленная индивидуальная правовоспитательная работа при постоянном индивидуальном контроле, оценке ее результатов, повышении требовательности. К этой работе должны привлекаться практические психологи и педагоги, если они есть в штатах правоохранительного органа.

Правильно поступают руководители, которые используют все местные возможности для улучшения жизни сотрудников: помогают им в решении квартирных проблем, жизни семьи, приобретении имущества, осуществлении заготовок, выделении садовых участков, финансовых доплат за счет местного бюджета, выдаче денежных премий и др.

Радикально же прекратить деформирующее влияние и исключить ненужные испытания прочности духа можно лишь создав уважающую законы власть, исключив положение, когда есть люди, над которыми закон не властен, решительно улучшив материальное положение сотрудников правоохранительных органов, служащих народу, преданных служению закону. История учит, что ничто так дорого не обходится государству и народу, как «дешевые» правоохранительные органы.

Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию аморальных явлений, работать в экстремальных условиях с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессиональной деформации личности.

Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспитания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жизни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом в коллективе, зрелостью общественного мнения, авторитетом руководителей.

Воспитательная работа по предотвращению или локализации моральной деформации предполагает:

1)   учёт морально-психологических, политических и деловых качеств сотрудника, степень его субъективной предрасположенности к деформации;

2)   анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную деформацию» у тех или иных категорий сотрудников или военнослужащих;

3)   учёт состояния служебного коллектива (половозрастного состава, стабильности, показателей служебной деятельности, морально-психологической атмосферы и т.д.);

4)   проведение комплекса мер воспитательного характера, создающих заслон на пути к нравственной деформации.

Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия своих коллег, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, сомневаются в правильности своего профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от подготовленности юристов к профессиональной деятельности.

 

4. Профессиональная этика юриста

(Магомедов Д.Б., Зиядова Д.З. Педагогика профессиональной деятельности юриста: Курс лекций. – Махачкала, 2002. – С.43-49.)

В научном смысле слова этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль во всех её проявлениях, т.е. как одна из форм общественного сознания, как нравственные отношения и нравственная практика, поступки.

Под этикой понимаются сложившиеся в данной среде нравственные, моральные требования к людям, т. е. правила поведения, построенные на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном и т.д. Понятия «мораль», «нравственность» и «этика» совпадают.

Люди в своем поведении руководствуются как юридическими нормами, так и нормами морали. С малых лет человек начинает усваивать, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное. Для каждого человека требования морали, нормы морального кодекса едины.

Кроме общих норм морали, у специалистов-правоведов существуют специфические моральные требования. Они и образуют этику юриста.

Конечно, нет и не может быть какой-либо совершенно особой нравственности, особой морали юристов. В этике юриста лишь конкретизируются общие моральные нормы; в то же время юристу предъявляются повышенные и некоторые своеобразные этические требования.

То, в какой мере осуществляются требования закона, как интерпретируются юридические нормы, каковы методы решения юридических дел, – зависит от необходимой моральной вооруженности судей, прокуроров, следователей, работников милиции, от соблюдения ими требований профессиональной этики.

Работа юриста таит в себе некоторую опасность отрицательного влияния на него, на его личные качества – опасность огрубения, формализма, душевного очерствения и др. И для того чтобы предотвратить эту опасность, нужно испытывать повышенное чувство ответственности, самоконтроль, строго следовать моральным требованиям.

Работа юриста прямо влияет на судьбы людей, касается тонких, сложных, хрупких, порой глубоко личных человеческих взаимоотношений. Это в наибольшей степени роднит профессию юриста с профессией врача.

Деятельность юриста по своему характеру такова, что она глубоко вторгается в область морали и потому должна сообразовываться с нравственными требованиями, причем учитывающими особенности этой деятельности.

Этикой юриста охватываются как общие нравственные принципы деятельности юриста, так и особые моральные требования к нему, которые связаны с видами юридической работы – следственной, судебной, адвокатской и другими.

Этика юриста включает в себя также своеобразный юридический этикет – правила вежливости, такта, культуру поведения – весьма важный, например, в судебной деятельности (подчеркнуто уважительное отношение к суду, обращение в ходе судебного процесса только на «Вы» и др.).

Моральный долг юриста – служить праву, быть верным идеалам и принципам законности. В этом плане профессиональные обязанности и моральный долг юриста едины, нераздельны.

Юрист нарушает свой главный нравственный долг, если, говоря о верности принципам морального кодекса, сам недобросовестно служит праву. Это обстоятельство важно подчеркнуть, потому что иногда на практике делаются попытки прикрыть отступление от начал законности ссылками на мораль, на высокие нравственные начала. Как бы ни были сложны жизненные отношения, в которые вступает юрист, ситуации, с которыми он сталкивается, каковы бы ни были его склонности, симпатии и антипатии, в любых условиях он должен помнить, что по своему положению в обществе он является «слугой» права, выступает активным борцом за идеалы и принципы законности.

Моральный долг юриста – работать на началах делового сотрудничества. Все юристы являются союзниками в решении общих задач, связанных с реализацией права, с укреплением законности.

Конечно, в каждой юридической специальности есть свои специфические задачи. Иногда непосредственные интересы юристов разных специальностей в ходе выполнения профессиональных обязанностей могут даже расходиться, противостоять друг другу (например, интересы обвинителя и защитника по уголовному делу, интересы нескольких адвокатов – представителей спорящих сторон по гражданскому делу). Но как бы ни были своеобразны задачи, выполняемые юристами, их взаимоотношения должны строиться на основе делового сотрудничества, проникнутого духом общности конечных интересов, – служения идеалам законности. Это значит, например, что противоречия между непосредственными интересами обвинителя и защитника по уголовному делу не должны достигать такой остроты, чтобы оба они закрывали глаза на очевидные и доказанные факты, стремились любой ценой отстоять свою позицию.

Рассматриваемое требование особо важно в тех случаях, когда юристы обязаны налаживать и поддерживать контакты друг с другом также в силу своих служебных, профессиональных обязанностей. Таковы, в частности, контакты между следователями различных ведомств, между работниками дознания и следствия, прокуратуры и судебных органов. Юристы в указанных случаях являются союзниками не только в силу общего, что объединяет все виды юридической профессии, но и в силу общности выполняемых ими конкретных задач.

Следует подчеркнуть, что сотрудничество между юристами должно быть именно деловым, проникнуто духом законности, строгого соблюдения процессуальных норм. Юристы не вправе во имя профессиональной солидарности идти на беспринципные компромиссы, забывать о своем профессиональном долге.

Моральный долг юриста – быть добрым, внимательным, чутким к людям, отличаться высокой культурой поведения, иметь развитое чувство такта.

Юрист, как, впрочем, и всякий работник, имеющий дело с другими людьми, должен обладать выдержкой, корректностью; он не должен допускать каких-либо действий, унижающих человека, а также иронии по отношению к человеку, насмешек в чей-либо адрес.

Одно из высших нравственных требований к юристу – гуманный, глубоко человечный индивидуальный подход, стремление видеть в каждом деле не безликий «случай», а то, что за ним стоит человек со всеми его сложными переживаниями (Перлов И.Д. Судебная этика // Сов. государство и право. 1970. № 12. – С. 106.).

Моральный долг юриста – быть человеком безукоризненного, кристально чистого поведения. Конечно, юристу, как каждому человеку, могут быть свойственны определенные слабости и недостатки. Но юрист лишь тогда с успехом выполнит свои профессиональные обязанности, когда в быту, личной жизни его поведение будет безупречным. Жизнь юриста проходит на глазах у людей; быть может, незаметно, но за каждым его шагом следят сотни глаз, которые как бы говорят: «Ты с нас спрашиваешь, говоришь о праве, а сам-то ты каков?». Скромность, отзывчивость, приветливость, безукоризненная честность — эти личные качества повышают авторитет юриста, способствуют выполнению им своих профессиональных обязанностей. Напротив, моральная нечистоплотность, недостойное поведение в быту отрицательно влияют на деятельность юриста. Если юрист на работе принципиален и требователен, а в быту, в личной жизни его поведение небезупречно, то авторитет такого юриста рано или поздно будет подорван, и он не сможет надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности.

Какими бы видами юридической работы ни занимались государственные служащие они, и прежде всего должностные лица (судьи, прокуроры, следователи), должны вырабатывать в себе чувство высокой моральной ответственности за осуществление возложенных на них государством задач. Должностные лица получают от государства «крупицу власти», которую они обязаны использовать в соответствии с законом в интересах общества. А для этого нужно, чтобы каждый юрист, наделенный властью, руководствовался в своем поведении не только нормами права, но и нормами морали, чувством высокой моральной ответственности за порученное дело. Это - моральное требование и предопределяет стиль работы юриста: полное напряжение сил при рассмотрении юридических дел, внимание к деталям, беспристрастность в оценке фактов, высокую культуру поведения.

Чувство моральной ответственности и есть одна из важнейших гарантий от профессиональной деформации.

Моральная ответственность должна быть присуща всем работникам правоохранительных органов.

Работники прокуратуры наряду со страстностью в борьбе за охрану законности должны обладать объективностью (и, следовательно, беспристрастностью), строго и внимательно относиться к людям, исключить из своей деятельности формализм, черствость и бездушие, не раздражаться при выслушивании возражений, не считать свое мнение нерушимой истиной, быть строгими к своим суждениям. Соблюдение этих этических правил способствует выполнению работниками прокуратуры ответственных задач по охране законности.

Высокая моральная ответственность должна быть определяющим началом и в деятельности судей, призванных решать юридические дела. Ярко и четко обрисовал это качество судей А.Ф. Кони: «Судья, решая дело, никогда не имеет ни права, ни нравственного основания говорить: ...Я так хочу. Он должен говорить: ...Я не могу иначе, не могу потому, что и логика вещей, и внутреннее чувство, и житейская правда, и смысл закона твердо и неуклонно подсказывают мне мое решение, и против всякого другого заговорит моя совесть, как судьи и человека» (Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Собр. соч.: В 8 т. – Т. 4. – М., 1967. – С. 56.).

Для судей (как и для других юристов, наделенных властью) особо важна строгость поведения. Например, судья не должен допускать по отношению к себе угодничества отдельных участников процесса. Он обязан быть ровным и тактичным со всеми, не должен выражать свое неуважение к тому или другому участнику процесса.

Весьма своеобразны этические правила деятельности адвокатов. Это своеобразие обусловлено особым положением адвокатуры как самодеятельной организации профессионалов-адвокатов, а также особенностями их функций, направленных на юридическое обслуживание интересов граждан, доверительностью их отношений с клиентами.

Нравственные правила взаимоотношений адвокатов с клиентами направлены в первую очередь на то, чтобы обеспечить надлежащую и полную защиту интересов клиентов. Осуществляя эту защиту, адвокат обязан использовать все допустимые законом средства и ни на мгновение не отступать от позиции защитника. Если он берет на себя не свойственную ему функцию обвинения, он перестает быть защитником и потому становится ненужным ни обвиняемому, ни правосудию. Адвокат не должен нарушать оказанное ему подсудимым доверие, обязан согласовывать с подсудимым общий план и конкретные способы защиты, а по гражданским делам – обоснование иска или возражений против него. Недопустимо, в частности, прибегать к таким средствам и приемам защиты, против которых прямо возражает клиент. Адвокату следует быть предельно честным с клиентом, не давать ему несбыточных обещаний и тем более не «намекать» на свои знакомства с работниками суда и прокуратуры.

В связи с вышесказанным необходимо отметить роль воспитания нравственных качеств у юриста со студенческой скамьи. Юрист должен не только знать, какие моральные требования предъявляются к нему, но и реально, практически руководствоваться ими в своей работе, личной жизни. Поэтому необходимо воспитывать у юриста нравственные качества. Они должны стать неотъемлемой чертой его морального облика, превратиться в привычку, незыблемый принцип поведения.

Прежде всего, человек, посвящающий себя юридической профессии, должен обладать определенным «моральным минимумом». Уже отмечалось ранее, что само призвание к юридической профессии должно выражаться в таких моральных качествах человека, как стремление к справедливости, нетерпимость ко всему темному и злому в нашей жизни, готовность подчинить себя борьбе за законность, правду, истину.

Вместе с тем, воспитание в юристе моральных качеств представляет собой необходимую составную часть и юридического образования. В процессе юридического образования будущий юрист должен не только многое узнать и запомнить, выработать в себе юридическое мышление и навыки юридической работы, но и подготовить себя к ней морально. Это предопределяет необходимость более строгого, с учетом моральных качеств (в соответствии с действующими правилами) отбора учащихся в юридические вузы, повышенные нравственные требования к поведению учащихся, выработку в процессе юридической подготовки нравственных качеств, образующих этику юриста.

Целесообразно, чтобы студент, заканчивающий юридический вуз, в торжественной обстановке давал клятву на верность моральным принципам работы юриста. Это явилось бы одной из гарантий того, что данные принципы будут твердо и последовательно проводиться в жизнь.

Всю свою жизнь юрист должен стремиться к нравственному совершенству. А оно неотъемлемо от постоянного повышения уровня его политической подготовленности, деловой квалификации, профессионального мастерства.

Укрепление права и законности в обществе означает одновременно усиление нравственных начал в деятельности юристов. Эта тенденция в полной мере соответствует все большему утверждению в жизни нашего общества атмосферы внимательности, чуткости и вместе с тем требовательности к человеку.

Наряду с теоретическим обучением практика представляет собой важнейшее средство овладения юридической специальностью.

Усвоение практических навыков происходит и в процессе изучения специальных дисциплин, в особенности на практических и лабораторных занятиях. Но все же полученные в вузе знания и навыки должны быть закреплены и обогащены непосредственно в практической деятельности. Этому и служит производственная практика.

Значение производственной практики для овладения специальностью обусловлено тем, что она осуществляется «на рабочих местах» – в органах следствия, суда, прокуратуры, юридической службы, причем студенты-практиканты включаются в работу соответствующего учреждения, подчиняются действующим в нем правилам внутреннего трудового распорядка, несут ответственность за выполняемые задания наравне со штатными работниками.

 

5. Правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности

(Магомедов Д.Б., Зиядова Д.З. Педагогика профессиональной деятельности юриста: Курс лекций. – Махачкала, 2002. – С.52-54.)

Одним из реальных плодов российской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судебной власти. Совет судей Российской Федерации 21 октября 1993 года принял документ, который называется Кодекс чести судьи Российской Федерации (Всероссийская правовая газета «Юридический вестник». 1993. № 23. – С. 3.). Это Кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Принят он после его обсуждения судьями и органами судейского сообщества. Кодекс опирается на закон, так как конкретизирует и развивает требования к судье, содержащиеся в Законе «О статусе судей в Российской Федерации». Но, кроме того, он содержит положения чисто нравственного свойства – регулирует нравственную деятельность судьи как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности.

Судья должен быть свободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

Кодекс чести судьи уделяет внимание необходимости обеспечения высокой культуры общения со стороны представителей судебной власти. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Того же самого судья должен требовать от работников аппарата суда.

Судьям запрещается делать публичные заявления, комментарии, выступать в прессе по делам, находящимся в производстве суда, до вступления в силу постановлений, принятых по ним.

Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Участие судьи в общественной деятельности возможно, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьёй своих профессиональных обязанностей. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера или в других политических акциях. Контакты судьи с органами законодательной и исполнительной власти возможны, но если при этом не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей «и не возникает сомнений в его объективности». Кодекс запрещает судье личные, финансовые и деловые связи, которые могут отрицательно сказаться на его репутации и профессиональной деятельности. Кодекс чести судьи обязывает судью «избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство». Судья, следователь, прокурор не должны вступать в контакты с участниками процесса, их родственниками и другими заинтересованными лицами вне служебной обстановки. Подобного рода общение даже при безупречном поведении может быть использовано недобросовестно, во вред репутации должностного лица, для его дискредитации и осложнения производства по делу. Следователь, прокурор не вправе давать кому-либо обещания по поводу того, какое решение будет принято по делу, направляемому в суд. В делах служебных и вне службы юрист должен руководствоваться высоким чувством ответственности своего положения и достоинства своей профессии, проявляя заботу об авторитете своего звания. В частности, он обязан быть разборчивым в выборе способов использования свободного времени; ему противопоказаны экстравагантность в одежде (во внеслужебное время); необдуманные или легкомысленные поступки. Он не может быть посторонним наблюдателем в случае, когда в его присутствии совершается правонарушение или аморальный поступок, либо беспорядки, могущие породить преступление или чрезвычайное происшествие. В личной жизни юрист должен быть скромным, умеренным, порядочным; проявлять заботу о воспитании членов семьи, соблюдении ими нравственных норм. Следователь, прокурор, судья в общении с другими гражданами на службе и вне её обязан безупречно соблюдать нравственные нормы. Всё его поведение, внешность должны быть образцом соблюдения требований этики. Только обладая необходимыми качествами и правилами поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности, работники правоохранительных органов и органов правосудия могут достичь успехов в работе, авторитета и признанности среди граждан.