Тема № 1. Характеристика,
место, понятие и основы дисциплины
1. Характеристика и место дисциплины среди других наук
2. Понятие и основные характеристики профессиональной деятельности
юриста
3. Научная организация умственного труда, быта и отдыха студентов
юридического колледжа
1. Характеристика
и место дисциплины среди других наук
История
цивилизации показывает, что основы права не меняются ни в случае смещения
представлений о справедливости или здравом смысле, ни при крушении социума.
Важнейший урок истории состоит в том, что право всегда было и всегда останется.
По
мере усложнения социальной жизни и регулирующих её норм человечество пришло к
выводу о том, что деятельность по разрешению споров является своеобразной и её
должны выполнять особо выделяемые для этого люди – судьи, т.е.
юристы-профессионалы.
Страна
и правовая система находятся в состоянии глубоких преобразований. Изменяются
политическая и экономическая системы. Произошли большие сдвиги в общественном
сознании и правосознании. Иным стало социальное в целом и правовое, в
частности, поведение. Изучение и совершенствование деятельности юристов,
формирование квалифицированных и надёжных специалистов становится всё более
важным условием стабильного и успешного развития страны.
По
традиции дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»,
помимо деятельности судьей, прокуроров, следователей должна изучать
деятельность адвокатов, нотариусов, юрисконсультов, работников детективной и
охранной деятельности, а заодно и иные организационные формы оказания
юридической помощи и ведения защиты по уголовным делам. Они представляют собой
негосударственные образования, создаваемые для того, чтобы содействовать охране
права и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных
учреждений. Другими словами, их задачи в значительной степени сходны с задачами
государственных правоохранительных органов.
Профессиональная
деятельность юристов регламентируется Конституцией РФ, устанавливающей
обязанности государства по соблюдению и охране прав граждан, основные начала
судебной власти и деятельности ряда правоохранительных органов.
Юридических
специальностей, правомочных выявлять преступления и расследовать их,
насчитывается более десяти. Среди них – следственные аппараты органов
прокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственные
учреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (полиция, пожарная
охрана, командиры воинских частей, начальники зимовок и некоторые другие) или
оперативно-розыскную деятельность (например, органы контрразведки и внешней
разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны РФ, должностные
лица пограничных войск). Вряд ли будет логично все эти органы относить к числу
юридических специальностей только потому, что на них возлагается задача
осуществления одной из правоохранительных функций.
Нормативную
основу профессиональной деятельности юристов образуют две группы правовых
актов.
Первая
группа – это общие материальные и процессуальные законы. Уголовный и
Гражданский кодексы, банковское законодательство, уголовно-процессуальный,
гражданско-процессуальный, арбитражно-процессуальный и иные такого рода законы
с разной степенью детализации устанавливают цели и содержание, методы и границы
профессиональной деятельности юристов.
Вторая
группа законов и иных нормативных актов может быть названа специальной. Она
обращена непосредственно к юристам и регулирует их деятельность на
межотраслевой основе. Например, Закон «О статусе судей в РФ», законы «О
прокуратуре Российской Федерации», «О полиции», а также такие акты, как
Положение о службе в органах внутренних дел РФ, Кодекс чести судьи РФ, акты,
регламентирующие подготовку юристов, и др.
Систему
юридических наук можно подразделить на три основные группы:
теоретико-исторические, отраслевые и специальные:
·
к
теоретико-историческим наукам относятся: теория государства и права, история
государства и права, история политических и правовых учений;
·
к
отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного,
административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права и
др.;
·
к
специальным юридическим наукам – криминалистика, судебная медицина, юридическая
психология, судебная бухгалтерия.
Методика
изучения профессиональной деятельности юриста - это методы и приёмы понимания и
толкования текстов, информатики, адаптированные методики изучения юридической
практики путём непосредственного наблюдения, анкетирования, опроса,
моделирования и пр. Эти методы дали возможность подробно исследовать некоторые
стороны деятельности следователей, судей, адвокатов, их профессиональное
правосознание, особенности расследования многих категорий дел, ведения судебных
процессов.
Значение и функции данной дисциплины в определённом смысле сопоставимы с общей теорией государства и права.
Исследование
вопросов, образующих предмет дисциплины «Начальная профессиональная подготовка
и введение в юридическую специальность», обязательно учитывает данные отраслей
правовой науки, изучающих государственной устройство в целом и отдельных
государственных властей и институтов, а также процессуальных и некоторых иных
дисциплин.
2. Понятие и
основные характеристики профессиональной деятельности юриста
Профессиональная деятельность юриста (ПДЮ) представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей не только необходимо для разработки профессиограммы труда юриста, но и может быть полезно для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые неизбежно встретит в своей работе (Алексеев А.И. Введение в юридическую специальность. – М., 1998. - С.143.).
Правоохранительные ведомства и работающие в них юристы выполняют воспитательные и управленческие функции в пределах и на основе законов, принимаемых в интересах общества, а не в собственных интересах. Общество вправе контролировать деятельность юристов, состояние корпорации юристов и определять свои требования к качеству и эффективности осуществляемой юристами деятельности. Поэтому любые направления ПДЮ, в том числе и судебная деятельность, являются независимыми только в тех пределах, в каких это определяется действительными интересами общества.
Как элемент общественного разделения труда ПДЮ включает в себя:
а) сообщество юристов;
б) деятельность юристов, которая предстаёт как
юридический профессиональный труд и юридическое профессиональное поведение;
в) внутреннюю инфраструктуру, состоящую из
нормативного, организационного и ресурсно-информационного блоков.
Индивидуальная
ПДЮ есть регулируемая правом и практикой устойчиво и возмездно осуществляемая реализация
должностной, или статусной, роли юриста: судьи, адвоката, следователя,
юрисконсульта, работника юридической фирмы, нотариуса и пр. ПДЮ охватывает
профессиональный труд юриста и его профессиональное поведение, т.е. выполнение
трудовых операций (таких, как подготовка документов, собирание информации,
ведение переговоров, выступления в процессах), и действия юриста, связанные с
этими операциями, в частности, контакты с другими юристами, выбор форм и
способов общения и пр.
Основными
особенностями профессиональной деятельности юриста являются:
·
правовая
регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений
работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов,
профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;
·
властный,
обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц
правоохранительных органов;
·
экстремальный
характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто
работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и т.п.;
·
нестандартный,
творческий характер труда юриста;
·
процессуальная
самостоятельность, персональная ответственность юристов, работающих в
правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.
Основные
параметры профессиональной деятельности юриста
отражают качественную и количественную специфику юридической профессиональной
деятельности, того, что делают отдельный юрист и вся профессиональная группа
юристов. Проследить эти параметры можно по следующим сторонам, или свойствам
ПДЮ:
Количественные
параметры деятельности. Они весьма
разнообразны. Чаще всего фиксируется: а) количество операций (действий, групп
действий, производств); б) количество занятых специалистов; в) время, т.е.
сроки.
Известно,
что предложения об упрощении деятельности
по расследованию и рассмотрению уголовных дел обычно обосновывают недостатком
такого количественного параметра ПДЮ, как время.
Качественные
параметры деятельности. Они отражают тот факт, что
деятельность осуществляется трудом различной сложности, требующим неодинаковой
подготовленности, наличия навыков и умений. Слабый, плохо подготовленный юрист
может очень легко ошибиться (что постоянно и происходит на практике) при
решении даже простых юридических вопросов. Качественные параметры деятельности
включают в себя: информационную насыщенность (объём информации, которую
необходимо перерабатывать для дачи, например, совета); нетривиальность
совершаемых действий (отсутствие образцов и стандартов); высокую
ответственность; темп осуществления (необходимость быстрого восприятия и
переработки информации) и др.
Деятельность юриста является профессиональной только тогда, когда она:
а) ведётся на основе некоторых признанных правил
и методик;
б) осуществляется за вознаграждение и на
относительно постоянной основе;
в) соответствует требованиям, выработанным
специально для данного вида деятельности.
Считать
деятельность профессиональной – значит предъявить к ней определённые требования
и поставить под социальный контроль, связанный с возможной ответственностью.
Признаками профессионализма являются: особая квалификация, надлежащая деловая
компетенция, особая профессиональная этика, работа за вознаграждение и др.
3. Научная организация умственного труда,
быта и отдыха студентов юридического колледжа
Фундаментом всех знаний юриста выступает
знание закона. «...В основании обвинения и защиты лежит юридическая оценка
события», – писал известный русский юрист П.С. Пороховщиков
(П. Сергеич). По его словам, кто не сумел доказать факта или убедить судей,
тот, может быть, достоин жалости, но не заслужил осуждения; тот, кто не сумел
найти нужный закон, тот не исполнил долга, тот виновен. Незнание закона
является преступлением.
Опираясь на знания, профессионал
разбирается в жизни, правовой сфере, обстановке, планирует решение стоящих
перед ним задач, продумывает пути выполнения служебных функций, изучает
возникающие проблемы, намечает цели и задачи, выбирает способы действий,
контролирует и оценивает свое поведение. Чем глубже и обстоятельнее он понимает
все это, тем выше его профессионализм, тем успешнее его деятельность. В
ситуации конфронтации, борьбы с преступником специалист побеждает, если он
больше знает, глубже понимает все аспекты и тонкости проблемы.
Специализированные знания имеют прикладное
значение. Это – знания, относящиеся к правоохранительной деятельности,
обеспечивающие осмысленное выполнение профессиональных действий и решение
задач.
Овладение знаниями в образовательном учреждении России
в значительной мере зависит от правильной научной организации труда (учебы)
студентов.
Умственный (творческий) труд студентов должен быть
правильно организован. В литературе определены три основных элемента
(направления), составляющие содержание научной организации умственного труда:
·
организация
рационального использования личного времени;
·
рационализация
учебных операций;
·
создание
наиболее благоприятных условий для умственного труда и организация рабочего
места.
Рациональное использование личного времени
способствует целенаправленному получению знаний и обеспечивает необходимое
отвлечение от учебных дел, предупреждает возможные психические перегрузки.
В основе рациональной организации личного времени
лежит его планирование. Оно основывается на знании бюджета времени в
целом и времени, затрачиваемого на выполнение отдельных трудовых операций,
выделение резерва времени для выполнения неожиданно возникающих работ без
ущерба для ранее запланированных по расписанию занятий. Для успешной учебы
студенту необходимо создать соответствующие условия.
Исследования показали, что шум и вибрация ухудшают
качество труда, оказывают крайне неблагоприятное воздействие на организм
человека: повышают общую заболеваемость, приводят к развитию профессиональных
заболеваний, вызывают нежелательные психические и физиологические реакции.
Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие
группы: внутренние и внешние. К внутренним источникам шума прежде всего
относятся инженерное, технологическое, бытовое и санитарно-техническое
оборудование, а также источники шума, создаваемые непосредственно
жизнедеятельностью людей. Внешними источниками шума являются различные средства
транспорта, промышленные и энергетические предприятия и установки, а также
источники шума внутри кварталов (например, спортивные и игровые площадки и
др.).
В научной организации умственной деятельности важно
правильно определить рабочее место (стол), рационально расположить на столе
книги, конспекты и т.п., чтобы сам вид рабочего стола вызывал желание
заниматься. Функциональный письменный стол — основной элемент научной организации
труда, рациональной организации рабочего места.
Научная организация умственного труда предполагает в
числе других умение правильно читать. Уметь читать — это значит не пассивно
принимать к сведению все, что содержится в книге, а анализировать текст,
размышлять над ним, до конца понимать его смысл, критически взвешивать доводы
автора. Известный специалист в области психологии С.И. Поварнин советовал:
“...1) сосредоточиваться на том, что читаешь; 2) “выжимать” самую сущность
читаемого, отбрасывая мелочи; 3) “охватывать мысль” автора вполне ясно и
отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей; 4)
мыслить последовательно и осторожно — целое богатство, ничем не заменимое; кто
обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не
обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к
более глубокому пониманию жизни; 5) наконец, воображать ярко и отчетливо, как
бы переживая то, что читаешь, — дар, о важности которого многие и не
подозревают” (Поварин С.И. Как читать книги. – М., 1978. – С.14-15.).
Рассмотрим способы (виды) чтения, которые распадаются
на отдельные группы.
Первая группа.
Можно: а) перелистать книгу; б) “просмотреть” ее, т.е. охватить наиболее
существенное (главные мысли, факты и т.д.); в) прочитать медленно, выборочно,
основательно, но с пропусками; г) прочитать полно без пропусков, но и без
особой работы над материалом и д) наконец, читать книгу с проработкой ее
содержания. Последний способ — лучшая школа чтения.
Вторая группа.
Существует пассивное и активное чтение. При пассивном чтении человек как бы
отдается на волю автора, не проявляя личного отношения к прочитанному. При
активном чтении, наоборот, его “я” постоянно сознает себя, оценивает мысли
автора, соглашается с ним или же критикует его.
Третья группа.
Поверхностное и углубленное чтение. В результате глубокого чтения содержание
книги должно усвоиться, стать «своим», стать составной частью в содержании
личности человека, поскольку он согласен с автором. Поверхностное чтение
сопровождается минимальной душевной работой, часто ровно настолько, насколько
требуется, чтобы кое-как понять, о чем идет речь.
Рекомендуется также обращать внимание на иллюстрации,
таблицы, примечания, схемы, библиографию, которые также помогают первому
знакомству с содержанием того или иного источника.
Закончив первоначальное ознакомление с источником,
можно приступить к его чтению. Значит вторым этапом будет осмысленное чтение
текста. Желательно, чтобы остановки в чтении совпадали с окончанием предложения
или абзаца. Более длительные перерывы целесообразно устраивать после прочтения
целиком параграфа или главы (раздела) источника.
Чтение, как известно, предполагает активную работу
памяти. Однако разные люди обладают различными типами памяти — зрительной,
слуховой и моторной. Книгу из личной библиотеки полезно читать с карандашом в
руке, подчеркивая отдельные фразы, выделяя абзацы. Быстрее находить нужные
места текста помогает подчеркивание их разноцветными карандашами или линиями
различной формы. При этом всегда следует пользоваться одними и теми же знаками.
Работая с книгами, учебниками и т.п., трудно обойтись
без выписок. Выписки нужны, чтобы выбирать из учебной литературы
наиболее значимое. Они помогают накопить необходимые сведения по изучаемым
вопросам, облегчают запоминание. Выписки полезно делать в специальные тетради,
предназначенные для семинаров и практических занятий. Работать с ними удобно, и
на занятиях можно зачитать выдержку из книги, касающуюся данного вопроса, темы.
Каждая выписка сопровождается фамилией автора, названием работы, указанием
страницы источника.
Эффективное чтение специальной литературы предполагает
составление слушателями плана, т.е. определение опорных логических
пунктов, отражающих содержание, логику и последовательность изложения. Это
способствует более углубленному пониманию прочитанного, выборке самого
необходимого материала, его освоению. Примером такого плана, правда, очень
общего, служит обычное оглавление источника. План же как форма записи более
подробно передает содержание, чем оглавление книги. От этого план лишь
выигрывает. Запись планов целесообразно делать так, чтобы ее легко можно было
увидеть в целом. Для этого используют один большой лист бумаги или же несколько
листов, но запись, конечно, ведется лишь с одной стороны, чтобы можно было
сразу увидеть все пункты, раскладывая листки один под другим.
Вместе с тем предварительно составленный план
оказывает существенную помощь в подготовке тезисов.
Суть тезисов заключается в том, что они сжато
формулируют и заключают прочитанный материал. Тезисы, повторяя прочитанное и
вбирая в себя существо значительной части текста, отражают то, что доказывает
или опровергает автор в своей работе, в чем он стремится убедить читателя.
Тезисы, как никакая другая запись, позволяют обобщить изучаемый материал,
выразить его суть в кратких формулировках. Процесс их составления позволяет
продумать, изучить тот или иной предметный вопрос, используя не только
материалы лекции, но и целый ряд рекомендованных источников.
Конспекты условно подразделяются на четыре типа:
плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект
составляется с помощью предварительного плана лекции. Каждому вопросу плана в
такой записи отвечает определенная часть конспекта.
Краткий, простой, ясный по форме план-конспект –
незаменимое пособие при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям.
Текстуальный конспект
составляется в основном из цитат. Выписки связываются друг с другом цепью
логических
переходов.
Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных
высказываний автора.
Текстуальный конспект при последующей его разработке
может превратиться в свободный конспект, который представляет собой
сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, при этом часть текста иногда
снабжается планом. Свободный конспект требует от студента умения самостоятельно
четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое
осмысление материала, большой и активный запас слов и специальной терминологии.
Тематический
конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему.
Приступая к составлению конспекта, прежде всего
следует указать фамилию и инициалы автора, полное название работы, издательство
и год издания. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она
была опубликована. Полезно также отмечать страницы изучаемого и
конспектируемого произведения, чтобы потом можно было, не возвращаясь к этому
источнику, сослаться на материал. При конспектировании допускается сокращение
слов, но при этом нужно соблюдать известную меру предосторожности. Случайные
сокращения ведут к тому, что, спустя некоторое время, конспект становится
непонятным, неудобочитаемым. Особенно недопустимы сокращения в наименованиях и
фамилиях. Конспект ведется как в тетрадях, так и на отдельных листах. Каждый из
них имеет свои плюсы и минусы. Например, записи в тетради легче оформить, они
занимают меньше места, их удобно брать с собой на семинар и т.д. Одним из
недостатков конспекта в тетради является то, что в нем мало места для помещения
или пополнения новыми материалами, выводами и обобщениями по той или иной
проблеме. В этом отношении более удобен конспект на отдельных листах. Из него
нетрудно извлечь отдельную понадобившуюся запись, его можно быстро пополнить
листками, в которых содержатся новые выводы, обобщения, фактические данные. При
подготовке выступлений, лекций, докладов легко подобрать листки из различных
конспектов и свести их вместе. В результате такой работы конспект может стать
тематическим.
Таким образом, можно сделать вывод, что конспект - это
как бы индивидуальное учебное пособие, работа над которым способствует
профессиональному росту его составителя.
Студенту рекомендуется работать внимательно, активно и
инициативно, тщательно готовиться к каждому занятию, выполнять все задания
преподавателя, на семинарах не ожидать вызова преподавателем, а самому
включаться в обсуждение, потому что все это упражняет и развивает интеллект,
деловые качества, укрепляет и обогащает знания и идет на пользу студенту.
Отдых студента.
Функция отдыха — восстановление затраченных сил. Наиболее целесообразное время
отдыха в течение дня — утренняя физическая зарядка. После аудиторных занятий
также рекомендуется проведение физических упражнений, затем в вечернее время
перед сном 15—20-минутная прогулка на воздухе, в течение недели - воскресный
отдых, обязательно активный, с переключением интересов на спорт, прогулки, а
также на кино, театр, концерты, художественную литературу и т.д.
Гигиенические правила, позволяющие избежать
переутомления и улучшить работоспособность: делать перерывы в учебной
деятельности, несколько раз в день менять форму деятельности, делать
гимнастику, правильно организовать рабочее место, определить ритм учёбы. Далее
необходим перерыв. Компенсация больших энергозатрат должна производиться за
счёт полноценного питания, включающего белки, жиры, углеводы, витамины. В
перерывах желательно употреблять натуральные соки. После учебного дня необходим
полноценный отдых.
Чтобы здоровье развивалось по законам красоты, нужен
специальный режим сна, умственного и физического труда, физических упражнений,
солнечных ванн и водных процедур. Спорт в сплаве с трудом, умственным и
эстетическим развитием — основа гармоничного становления личности студента.