Лекция № 8. Правовое регулирование использования и охраны вод. Правовое регулирование использования и охраны лесов.

 

1.     Воды как природный объект, природный ресурс, объект правоотношений. Водный фонд РФ.

2.     Право собственности на водные объекты.

3.     Право водопользования и его виды. Основания возникновения и прекращения права водопользования.

4.     Лес как объект использования и охраны. Лесное законодательство РФ.

5.     Управление лесопользованием.

6.     Право собственности на лесные участки.

 

 

 

1. Воды как природный объект, природный ресурс, объект правоотношений.  Водный фонд РФ.

Воды – возобновляемый, но ограниченный природный ресурс, являющийся компонентом окружающей среды и основой жизни и деятельности народов всего мира. В настоящее время наблюдается дефицит пригодных для человека водных ресурсов во многих странах мира и в некоторых регионах РФ.

Водный Кодекс РФ как основной источник водного законодательства (ст.1) содержит следующие основные понятия:

1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;

2) водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;

3) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

5) водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;

6) водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;

7) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

8) водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;

9) водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;

10) водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).

Водный кодекс РФ от 3.06.2006г. (в ред. от 13.07.2015г.) определяет порядок предоставления водных объектов в пользование для забора воды, для производства электроэнергии, строительства причалов и мостов, для орошения сельскохозяйственных земель, для сброса сточных вод.

Водный кодекс действует на территории Российской Федерации и  определяет порядок управления в области использования водных ресурсов. А также устанавливает административную и уголовную ответственность как юридических, так и гражданских лиц за нарушение правил пользования объектами водного хозяйства, и предусматривает возмещение вреда лицами, причинившими вред водным объектам.

В водный фонд включаются все водные объекты, определенные ст. 5 Кодекса. В настоящее время понятие "водный фонд" имеет как публично-, так и частноправовое содержание, поскольку в него включаются водные объекты, которые могут находиться в разных формах собственности, в том числе и в частной собственности (пруды и обводненные карьеры).

Водные отношения складываются в связи с использованием, охраной и восстановлением водных объектов, у водных отношений имеются свои объекты, субъекты и содержание.

 

2. Право собственности на водные объекты

 

Право собственности - фундаментальное понятие юридической науки и практики. Еще римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физическое обладание), пользование (возможность эксплуатировать, извлекать полезный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судьбы вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделяется российской правовой теорией и отражается в российском законодательстве.

Согласно ст. 209-211 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества. Но уже в самом ГК РФ (ст. 209129) устанавливаются своего рода "экологические приоритеты". Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерба окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственности имеет свои принципиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно водному законодательству, характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия "владение" к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Еще одна особенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на отчуждение водных объектов (кроме прудов и обводненных карьеров).

Водное законодательство устанавливает преимущественно федеральную собственность на водные объекты. По ВК РФ, собственность субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов, законодатель явно предпочел привлекать частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном ВК РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном горным законодательством.

Согласно ВК РФ устанавливаются некоторые основные признаки правового режима подземных водных объектов. В частности, предусматриваются резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных вод, мониторинг подземных вод. Однако отношения по поводу подземных водных объектов регулируются главным образом законодательством о недрах, которое само обновляется.

Однако следует заметить, что в действующем законодательстве о недрах применяется словосочетание "подземные воды", а не "подземные водные объекты". Это объясняется тем, что в действующем законодательстве о недрах подземные воды рассматриваются скорее как извлекаемый ресурс, а не как природное образование, нуждающееся в защите.

Согласно п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п. 2 указанной статьи.

В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.

В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются:

а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты - таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры;

б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.

В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правила отнесения земельных участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, к той или иной форме собственности установлены ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ». В соответствии с указанной статьей земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, являются:

·               федеральной собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;

·               собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;

·               собственностью муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

·               собственностью поселений, городских округов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц.

Таким образом, для выяснения вопроса об органе власти, который будет принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее – орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в пользование), необходимо определить собственника этого водного объекта в соответствии с вышеизложенным порядком. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера.

Заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляют:

·               Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2006 № 1578-р, а также морей или их отдельных частей;

·               Орган исполнительной власти субъекта РФ – в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ (за исключением указанных выше водохранилищ), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;

·               Орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

 

3. Право водопользования и его виды. Основания возникновения и прекращения права водопользования

  Водопользование делится на общее, специальное и особое.

Общее водопользование – использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Специальное водопользование – использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств.

В особое пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Виды водопользования (для лиц, не являющихся собственниками водных объектов; в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов):

1.     долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);

2.     краткосрочное пользование (до 3 лет);

3.     ограниченное пользование (водный сервитут).

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.

         Условия возникновения права водопользования:

1.     лицензия на водопользование;

2.     договор пользования водным объектом;

3.     при установлении особого режима пользования – решение Правительства РФ.

        Причины прекращение права пользования водными объектами:

1.     отказ водопользователя от пользования водными объектами; 2.     истечение срока, на который предоставляются в пользование водные объекты; 3.     смерть водопользователя-гражданина; 4.     прекращение деятельности водопользователя – юридического лица; 5.     прекращение особого режима пользования водными объектами; 6.     естественное или искусственное исчезновение водных объектов; 7.     переход прав пользования водными объектами; 8.     неиспользование водных объектов в течение 3 лет; 9.     неиспользование в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; 10.                       использование водных объектов не по целевому назначению; 11.                       возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; 12.                       несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии и договоре. 

4. Лес как объект  охраны и использования. Лесное законодательство РФ.

Лес является одним из главных природных богатств нашего государства, и в некоторых субъектах занимает 70% территории. Вопросы охраны и использования лесов занимают одно из первых мест в развитии природоресурсового законодательства. Одна из наиболее острых проблем- включение лесов в гражданский оборот. Эту проблему необходимо решать с учетом особой экологической функции растительности и с соблюдением приоритета охраны лесов как одной из составляющей жизнедеятельности населения России.

        Лесной Кодекс РФ от  4.12.2006г. в ред. от 13.07.2015г.) является основным источником лесного законодательства и определяет лес как экологическую систему или природный ресурс.

Лес – это совокупность земли, древесной, кустарниковой или травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга.

В ЛК РФ упоминается о лесных участках, дикорастущих растениях, лесных насаждениях, лесных плодовых, ягодных, декоративных растениях, лекарственных растений, растительном мире, лесных растениях, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений. Но большинство из этих терминов не раскрывается.

        Регуляторами лесных отношений в ряде случаев могут выступать нормативные правовые акты субъектов РФ.

    Нормы ГК  РФ и нормы ЛК РФ соотносятся как правила общие и правила специальные (в процессе регулирования имущественных отношений). Поэтому, если (применительно к лесным отношениям) в нормах ЛК содержатся иные правила, чем в нормах ГК, то применению подлежат первые: они имеют приоритет (как "специальные" правила перед "общими").

 

5. Управление в области использования и охраны лесов

Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов основывается на принципах устойчивого управления лесами; сохранения их полезных функций; использования лесов с учётом их экологического значения; обеспечения рационального использования лесов и их воспроизводства, охраны и защиты; недопустимости использования лесов органами государственной власти, местного самоуправления; платности лесопользования.
       
  Субъектами, осуществляющими управляющее воздействие в области лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, являются Российская Федерация и её субъекты, органы местного самоуправления, компетенция которых определяется в ст.ст. 81-84 Лесного кодекса РФ.

         Лесоустройство - система мероприятий, обеспечивающих рациональное использование, защиту, охрану и воспроизводство лесов, являющихся необходимым условием устойчивого лесопользования. Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, обороны и безопасности, населённых пунктов, а также на землях особо охраняемых природных территорий.
  Лесоустройство осуществляется по заказам органов государственной власти или местного самоуправления на выполнение работ в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Размещение заказа осуществляется путём проведения торгов. Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству регулируются нормами гражданского права.

         Лесоустройство проводится в соответствии с Правилами проведения лесоустройства и лесоустроительной инструкцией, в которой отражаются особенности проведения лесоустройства на землях обороны и безопасности и на других категориях земель. Проведение геодезических и картографических работ регулируется Федеральным законом «О геодезии и картографии».

        В ходе лесоустройства осуществляются:

   1) проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов; лесничеств и лесопарков, лесных участков;

   2) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

   3) таксация лесов (выявление, учёт, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

   4) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
  Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения Государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

         Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по освоению лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, и зоны такого освоения. Лесной план составляется на 10 лет органами государственной власти субъектов Федерации и подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, Государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития и документов территориального планирования субъекта Федерации.

         Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет, и в нём устанавливаются: 1) виды разрешённого использования лесов; 2) возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешённого использования; 3) ограничение использования лесов; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

        Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

        Проект освоения лесов составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и содержит сведения о разрешённых видах и проектируемых объёмах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также о мероприятиях по строительству и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

        Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, в котором содержится информация: 1) о составе земель, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, их категориях, эксплуатационных и резервных лесах;4) об особо защитных участках лесов, зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках; 6) о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

        Информация, содержащаяся в Государственном лесном реестре, является общедоступной, за исключением той, доступ к которой ограничен федеральными законами. Реестр формируется за счёт информации, представляемой лесопользователями, а также органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Ведение Государственного лесного реестра осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления.

       

        В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы, а также их радиационное обследование и устанавливаются зоны радиоактивного загрязнения. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу России или красные книги субъектов Федерации, может запрещаться или ограничиваться деятельность, негативное воздействие которой приведёт или может привести к сокращению численности таких растений, ухудшению среды их обитания.

         Отчёт об охране и защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими лесопользование, в органы государственной власти, местного самоуправления.

        Воспроизводство лесов осуществляется в отношении вырубленных, погибших, повреждённых лесов путём лесовосстановления и ухода за лесами органами государственной власти и местного самоуправления.
      
 Лесовосстановление проводится путём естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется их арендаторами в соответствии с Правилами лесовосстановления.

        Лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов, в соответствии с Правилами лесоразведения.

        Уход за лесами - мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия), которые осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов в соответствии с Правилами ухода за лесами.
  Отчёты о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляются лесопользователями в органы государственной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий.

        Лесная декларация - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, подаётся ежегодно в органы государственной власти, местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и должна содержать сведения обо всех видах использования лесов. Отчёт об использовании лесов (об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, местного самоуправления ежеквартально.

        Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства рассматривается как установленная государством и предусмотренная санкцией юридической нормы мера принуждения, применяемая к лицу, совершившему лесонарушение. Под лесонарушением понимается противоправное, как правило, виновное, деяние, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда лесам, нарушающее правила лесопользования, охраны и воспроизводства лесов. В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное лесное отношение, деяние может квалифицироваться как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление).

6. Право собственности на лесные участки.

        В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
       
 Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательствомзаконодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 10 Лесного Кодекса РФ,  леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 4 ст. 12 ЛК РФ).

Составу защитных лесов и особо защитных участков лесов посвящена ст. 102 ЛК РФ.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п. 3 ст. 12 ЛК РФ).

Составу и порядку использования эксплуатационных лесов посвящены нормы ст. ст. 12, 25, 108 ЛК.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины (п. 1 ст. 109 ЛК РФ).

Согласно части 2  статьи 10 ЛК леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Часть 3 статьи 10 ЛК РФ предусматривает, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 ЛК РФ.