Лекция № 3. Экологические права
граждан, общественных и иных некоммерческих объединений
1. Понятие и
виды экологических прав граждан
2. Права общественных
объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей
среды.
3. Защита
экологических прав граждан:
3.1. Защита экологических прав граждан в
Конституционном Суде РФ.
1.
Понятие и виды экологических прав граждан
По мнению большинства
специалистов в данной области, вопрос об экологических правах гражданина
является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку,
согласно ст. 2 Конституции РФ, «Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью».
Впервые в российском законодательстве
экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г.
«Об охране окружающей природной среды», а затем - в Конституции РФ, принятой
всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает
признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие
удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с
природой.
По
мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это совокупность
закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и
смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина,
реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих
удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
Экологические
права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых)
прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида,
наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и
вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места
жительства и др.
Необходимо
отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно
обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально
развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса,
вызванного чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных
ресурсов.
Политическая сторона экологических прав
человека отражена в нормах международного права, которые нашли выражение в
различных декларациях прав человека.
Первые
документы ООН, в частности, Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948
г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
не выделяли право человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В
то же время, оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларации прав
человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того,
в ст. 25 Декларации указывается такой «жизненный уровень», который необходим
человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.
Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина
стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где
впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на
благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1
Стокгольмской декларации провозгласил, что человек имеет право на свободу,
равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой
позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность
за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.
Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался
неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости
защиты окружающей среды в узкоспециализированных документах в области прав
человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания
1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.
На
Конференции ООН по окружающей среде и развитию,
проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что
единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его
тесная связь с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил:
«Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо
учитывать международные документы о правах человека этой организации. В
частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той
или иной степени отношения в данной сфере.
Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и
основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная
хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только
закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой
механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России
как члена Совета Европы.
Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права
граждан.
К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего,
содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:
- право каждого на благоприятную
окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу
гражданина экологическим правонарушением. Кроме того, к этой группе отнесены
следующие конституционные права:
- право граждан и их объединений иметь в частной собственности
землю (ст. 36 Конституции РФ);
- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);
- право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41
Конституции РФ).
Для успешной реализации и надежной защиты
вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к
экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
(ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); (право
собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы
местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и
свобод (ст. 46) и др.
К
группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо
Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и прежде всего - в
Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на
ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной
деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного
характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих
обеспечению его защиты.
В
частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, фонды и иные
некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей
среды;
- направлять обращения в органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам
о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии
окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями,
референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих
законодательству Российской Федерации акциях;
-
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и
участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной
власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны
окружающей среды;
-
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные
организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся
охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и
получать своевременные и обоснованные ответы;
-
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие
предусмотренные законодательством права. Важные права граждан в области охраны
окружающей среды установлены Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого
граждане имеют право:
- на
благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия
на человека;
-
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах
государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у
юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии
среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического
назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной
опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их
здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также
при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 09.01.1996г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности
населения» установил ряд прав граждан, имеющих непосредственное отношение к
данной области.
Прежде всего, согласно ст. 22 этого Закона, граждане России,
иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Кроме того,
граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной
информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием
источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о
радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной
безопасности (ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет
гражданам право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или)
на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим
излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов
доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Градостроительный
кодекс РФ от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ в ст. 7 устанавливает право каждого
гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в частности,
обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в осуществлении
градостроительной деятельности; государственным нормированием градостроительной
деятельности; лицензированием отдельных видов градостроительной деятельности;
сертификацией отдельных видов строительных материалов и услуг в области
строительства; государственным и общественным контролем за
осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства РФ
о градостроительстве; компенсацией в административном порядке вреда,
причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о
градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности;
возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате
нарушения законодательства РФ о градостроительстве, и рядом других мер и
мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г.
№ 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» (ст. 18), граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни,
здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть
информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного
самоуправления индивидуальные и коллективные обращения
по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на
возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных
ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и
работу в зонах чрезвычайных ситуаций и др.
В.В. Бринчук к экологическим правам граждан относит также право
на общее природопользование, т.е. право на использование природных ресурсов для
удовлетворения разнообразных личных потребностей человека - оздоровительных,
рекреационных, эстетических, научных, культурных, бытовых. Права
граждан на общее природопользование регулируются, в основном, природоресурсным законодательством - Земельным, Водным,
Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.
О.Л. Дубовик по субъектам права разделяет экологические права на
две группы:
- закрепленные за общим субъектом, т.е. всеми индивидами;
- закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенными
по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на
отдельных территориях.
В
первую группу входят конституционные экологические права (ст. 42 Конституции РФ
и др.), ко второй группе относятся, например, права граждан, проживающих и
работающих в зонах защитных мероприятий, на безопасные условия проживания и
труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке
и уничтожению химического оружия и ряд других прав, закрепленных в
законодательных актах.
2. Права общественных и иных некоммерческих объединений в
области охраны окружающей среды.
Возможности
граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают
при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных
более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочия
общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной
среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они
выражены в ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Федеральный
закон "Об охране атмосферного воздуха" также содержит отдельную
статью по правам граждан, юридических лиц и общественных объединений в области
охраны атмосферного воздуха (ст. 29). Эти права были названы выше при
рассмотрении прав граждан.
В России
создано более 1000 общественных экологических объединений, осуществляющих
многообразную полезную деятельность.
3. Защита экологических прав граждан
Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан - необходимое условие для
того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает
юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических
прав граждан.
Анализ действующего законодательства
в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет
выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту
и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту.
Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты
экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том
числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального
участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.
3.1.Защита
экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ
Важная роль в механизме защиты
экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с
закреплением в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду
особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских
законов, других нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции
РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и
гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны
соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в
соответствие с нею должны быть приведены все действующие акты.
Статья 125 Конституции РФ определяет
круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет
Конституционный Суд РФ. Это - федеральные законы, нормативные акты Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституции
республик, уставы, а также законы и другие нормативные акты субъектов
Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу
международные договоры РФ.
Конституционный Суд РФ осуществляет
проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной
инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом
имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов
Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительство, Верховный
Суд и Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов
Федерации.
Федеральный конституционный закон
"О Конституционном суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.
допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов
РФ или договора между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности
либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов
государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их
должностных лиц об отказе применять их как не
соответствующих Конституции РФ (ст. 85).
Что касается проверки
конституционности нормативного акта субъекта РФ, то она допускается, в
частности, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному
ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ. Согласно ст. 72 Основного закона охрана окружающей среды и
законодательное регулирование в этой сфере отнесено к предметам совместного
ведения.
Если в отношении новых нормативных
актов и договоров между органами государственной власти соответствие
Конституции устанавливается по содержанию норм; по форме акта; по порядку
подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с
точки зрения установленного Конституцией разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти и другим показателям и характеристикам (ст.
87), то проверка конституционности таких актов, принятых до вступления в силу
Конституции РФ, производится только по содержанию норм.
Признание по итогам рассмотрения
дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими
Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и
является основанием для отмены в установленном порядке положений других
нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), признанном
неконституционным.
Конституцией РФ предусмотрена также
возможность проверки конституционности законов по запросам
судов. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии
Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном
деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке
конституционности закона. С момента вынесения решения суда об обращении в
Конституционный Суд и впредь до принятия постановления этого суда производство
по делу или исполнение вынесенного судом решения в соответствии с Законом о
Конституционном Суде РФ приостанавливается.
Порядок и пределы проверки актов
Конституционным Судом, принимаемые им по результатам рассмотрения запроса
решения аналогичны установленным для рассмотрения жалоб на нарушение законом
конституционных прав и свобод, о чем речь пойдет ниже.
При обращении в Конституционный Суд
должны быть, в частности, указаны конкретные основания для обращения,
определенные ст. 36 Закона о Конституционном Суде РФ; позиция заявителя по
поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на
соответствующие нормы Конституции РФ; требование, обращенное в связи с
запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду.
Наряду с проверкой конституционности
законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках
Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную
жалобу. В соответствии с Законом "О Конституционном Суде Российской
Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или
коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают
граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим
применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают
также иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96).
Жалоба на нарушение законом
конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные
права и свободы граждан, а также, если закон применен или подлежит применению в
конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином
органе, применяющем закон.
Наряду с другими документами, к
жалобе прилагается копия официального документа, подтверждающего применение
либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.
При этом Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" вменяет
в обязанность должностного лица или органа, рассматривающего дело, выдать
заявителю копию такого документа по его требованию.
Приняв к рассмотрению жалобу на
нарушение законом конституционных прав и свобод, Конституционный Суд уведомляет
об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или
подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет приостановления
производства по делу, хотя оно может быть приостановлено по воле суда или
органа.
Закон о Конституционном Суде РФ (ст.
86) устанавливает широкие пределы проверки конституционности оспариваемого
закона, как и в случае рассмотрения дел о конституционности нормативных актов
органов государственной власти и договоров между ними.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение
законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о
признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции
РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования
судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном
деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру
соответствующим органом в обычном порядке.