Лекция №
2.Экологическое право как отрасль
российского права. Источники экологического права.
1.Понятие и
предмет экологического права:
1.1. Понятие экологического права
1.2. Предмет экологического права
2.Система
экологического права
3.Источники
экологического права:
3.1. Конституционные основы экологического права
3.2. Законы как источники экологического права
1. Понятие и
предмет экологического права
1.1. Понятие экологического права
Понятие экологического права в
юридической литературе принято рассматривать с трех позиций:
- экологическое
право как отрасль российского права;
- экологическое
право как учебная дисциплина;
- экологическое
право как наука.
Безусловно,
любую отрасль права характеризует не только его формальная сторона -
нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных
отношений, но и практическая - правоприменительная практика. Для признания
права таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также и
то, как закон и другие нормативные правовые акты реализуются на практике. С
этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм,
обеспечиваемый исполнительными органами государственной власти,
правоохранительными и судебными органами. Именно административная и судебная
практика позволяет выявить и, во многом, устранить возникшие в праве пробелы и
коллизии. Следует также отметить, что на реализацию права в большей степени
влияет и мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях
как правовое воспитание, правовая культура, правовое
сознание.
В широком смысле именно
с этих позиций экологическое право следует рассматривать как самостоятельную
отрасль российского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные
правовые акты, правоприменительную практику (административную и судебную),
правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий
подход к раскрытию экологического права как отрасли права. В узком
смысле под экологическим правом
следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные
отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и
восстановления природных ресурсов.
В юридической литературе, по общему
правилу экологическое право как отрасль права принято делить на три части:
- Общую часть экологического права, куда входят
институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко
всем или значительной группе институтов Особенной части. Например, институт
Общей части "Юридическая ответственность за нарушения в области охраны
окружающей среды и природопользования" своими нормами распространяется практически
на все институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения
в области охраны и использования недр, земель, лесов, вод, растительного и
животного мира и т.д.
- Особенную часть экологического права, куда входят
институты, устанавливающие правовой режим охраны и использования конкретных
компонентов природной среды (правовой режим землепользования, правовой режим
недропользования, правовой режим лесопользования и т.д.)
- Специальную часть экологического права, состоящую из
международного экологического права.
Как учебная дисциплина экологическое
право представляет собой систематизированную совокупность сведений о правовом
регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее
время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического
образования как обязательная. В процессе изучения экологического права как
учебной дисциплины рассматриваются:
- общие
науковедческие вопросы (предмет
экологического права, метод
экологического права, система, источники
экологического права, его соотношение с иными отраслями права,
конституционные основы охраны окружающей среды, экологические
правоотношения, право природопользования,
государственное управление в области
охраны окружающей среды, юридическая ответственность за нарушение
законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования);
- вопросы
охраны и рационального использования конкретных компонентов природной среды
(охрана и рациональное использование земель, вод, правовая охрана атмосферного
воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий),
вопросы охраны окружающей среды в отдельных сферах жизнедеятельности (охрана
окружающей среды в сельском хозяйстве, в промышленности, энергетике, правовое
регулирование в области обращения с отходами производства и потребления и
т.д.);
- отдельные вопросы международного экологического права (источники
и принципы
международного экологического права, вопросы о международных
экологических организациях и др.).
В связи с чем, некоторые ученые
правоведы при изучении экологического права как учебной дисциплины также
выделяют Общую часть, Особенную часть и Специальную часть.
Экологическое право как наука
представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права, а
также об экологическом праве как учебной дисциплине.
1.2. Предмет экологического
права
В теории права предмет правового регулирования
считается основой выделения правовых норм в определенную отрасль права. Предмет
играет роль системообразующего фактора отрасли права. Под предметом правового
регулирования понимается строго определенная область общественных отношений,
качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет
другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в
рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные
элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно
сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или
окружающей среды.
Обычная ошибка при ответе на вопрос о предмете
экологического права - утверждение о том, что данное право регулирует отношения
людей, общества к природе. Однако право регулирует общественные отношения, то
есть отношения между людьми по поводу определенного объекта. В нашей ситуации
это - воды, атмосферный воздух, богатства недр и т.д., или природа.
За категорией "общественное отношение по поводу
природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его
потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Ранее мы определили
основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные,
научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном
взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.
Какие же более конкретные общественные отношения
регулируются правом окружающей среды? В научной и учебной литературе по
экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы
общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране
окружающей среды (охране природных ресурсов).
Действительно, названные две группы отношений
общепризнаны, и прежде всего они образуют предмет экологического права. Но как
реакция на общественную потребность, формируемое экологическое право России
регулирует некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных.
Это - отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по
защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Таким образом, учитывая интересы и потребности
человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные
в праве, предмет современного российского экологического права образуют
отношения:
- собственности на природные объекты и ресурсы;
- по природопользованию;
- по охране окружающей среды от разных форм деградации
и
- по защите экологических прав и законных интересов
физических и юридических лиц.
В доктрине экологического права отношения,
регулируемыми им, называются экологическими.
Приведенная классификация видов экологических
отношений - принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная.
Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в
праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов,
распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов,
охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных
интересов человека. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным,
горным др.), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий
природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного,
водного, горного и иного природоресурсного права.
При таком подходе к правовому регулированию
общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается
учет интересов как природы, так и человека, в чем
проявляется биосоциальная сущность человека.
В контексте отношений собственности на природные
ресурсы в экологическом праве решаются общественно значимые проблемы владения
природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности
учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в
экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на
природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в
общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и
физическим лицам.
Однако экологическое право регулирует множество
отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это -
отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных
экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию,
по экологической сертификации и т.п.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования
всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного
состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения по природопользованию регулируются главным
образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам,
атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам
животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования,
водопользования, пользования недрами и т.д. Посредством регулирования таких отношений
обеспечивается решение ряда общественно значимых задач. Главная из них -
двуединая задача: по удовлетворению материальных, а также в
известной мере эстетических и других потребностей человека и по
предупреждению разных форм деградации природы, включая истощение природных
ресурсов, ее загрязнение; иначе говоря - это важнейшая задача по обеспечению
сохранения экологического равновесия. Основной принцип осуществления
природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного
использования природных ресурсов.
Правовое регулирование общественных отношений по
охране окружающей среды касается трех видов вредных воздействий на нее:
химических, физических и биологических. Примером регулирования охраны окружающей
среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в
водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных
газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на
состояние озонового слоя Земли.
Многообразны регулируемые экологическим правом
отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это -
регулирование охраны окружающей среды от:
- шума, создаваемого самолетами, производственными
объектами;
- вибрации, создаваемой в процессе строительства или
эксплуатации транспортных средств, к примеру, метро;
- электромагнитных полей, создаваемых при
использовании электротехники;
- радиоактивных воздействий. Хотя радиоактивные
вещества являются химическими, они оказывают физическое воздействие, в форме
облучения;
- чрезмерного давления на землю в процессе
использования тяжелой сельскохозяйственной техники, что приводит к разрушению
структуры почвы;
- сброса теплых сточных вод в водоемы.
Охрана окружающей среды от биологических воздействий
включает правовое регулирование:
- переселения и гибридизации объектов животного и
растительного мира;
- биотехнологий;
- поступления в окружающую среду микроорганизмов
(вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний
человека);
- предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.
Правовое регулирование охраны окружающей среды от
химических, физических и биологических воздействий осуществляется с целью
сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в
смысле ее чистоты, незагрязненности.
Правовое регулирование отношений собственности на
природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей
среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим
поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав
и законных интересов физических и юридических лиц.
Что касается оснований для выделения отношений по
охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в
качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права
окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью
регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой
- с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются
самостоятельным объектом права окружающей среды,
наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами,
такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности
правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других
государственных органов.
В отдельных научных работах последних лет в предмет
экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране
окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической
безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст.
72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет
совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами,
подписанными 31 марта 1992 г.
Обратим внимание, что в России понятия
"экологическая безопасность" и "обеспечение экологической
безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной
практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного
обоснования, стали достаточно обиходными, широко
употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность"
употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в
других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и
постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных нормативных
правовых актах. В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к
примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Под экологической
безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно
важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении
экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия
на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование,
сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также
правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и
гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей
среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и
гражданина.
Современная концепция правовой охраны окружающей среды
основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей,
уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов,
разрушением естественных экологических систем и другими экологическими
правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических
интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на
обеспечение экологической безопасности.
В контексте охраны окружающей среды обеспечение
экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться
как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая
деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также
предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и
иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической
безопасности.
В известной мере в научном и практическом плане
понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться
как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая
деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного
состояния окружающей среды.
Обеспечение экологической безопасности может
рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по
восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде
всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и
ресурсоемкости.
Полагаем, что экологическая безопасность в России
может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно
обоснованных правовых, организационных, экономических, технических,
воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному
использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение
обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления
деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по
обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть
концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране
окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической
безопасности.
Предмет экологического права складывается объективно,
помимо воли и сознания человека. Объективность обусловлена тем, что природа
удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества.
Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с
природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного
интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено
знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не
только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из
принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию
сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип
реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного
мира в специальном законодательстве.
2.
Система экологического права
Под системой экологического права понимается структура
основных элементов, частей этой отрасли - подотраслей,
институтов, норм.
Экологическое право существует в трех качествах: как
отрасль права, учебная дисциплина и научная дисциплина. Поэтому вопрос о
структуре целесообразно рассмотреть применительно к каждому из них, так как их
структура может и не совпадать. Она определяется практическими потребностями
последовательного, рационального и наиболее полного решения задач, стоящих
перед законодателем, преподавателем и ученым. При структуризации экологического
права в зависимости от того, в каком качестве оно рассматривается, могут быть
использованы разные основания.
Так, при определении внутренней структуры
экологического права, объектом которого является окружающая среда, основой
будет служить совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно
обособленную группу общественных отношений. Здесь можно выделить группы норм,
регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, права
природопользования, организации государственного управления в сфере
взаимодействия общества и природы, экологическое нормирование, экспертизу,
лицензирование, юридическую ответственность и др. Такие группы норм образуют
основные институты экологического права.
При характеристике экологического права как
комплексной отрасли важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и
признанных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного,
фаунистического и воздухоохранительного. Развитие
этих отраслей и экологического права в целом связано с реализацией
дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по
природопользованию и охране окружающей среды применительно к отдельным
природным объектам. Эти отрасли являются в значительной степени
самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе
экологического права они могут рассматриваться как его подотрасли.
Они имеют собственную внутреннюю структуру.
Если предметом экологического права являются отношения
по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических
воздействий, то закономерно поставить вопрос о выделении в качестве
самостоятельных структурных образований тех правовых норм, которые регулируют
охрану от химических воздействий, от физических воздействий и от биологических
воздействий. Такой подход к структуризации права окружающей среды, являющегося
сложной, комплексной отраслью, имеет большое научное и практическое значение.
Так, требования об охране окружающей среды от биологического загрязнения
содержатся в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", лесном
законодательстве, законодательстве о животном мире, санитарном, аграрном и ином
законодательстве. В какой степени эти требования взаимно согласованы,
достаточны в контексте права на благоприятную окружающую среду? Предметный
подход к анализу структуры права позволяет дать комплексную оценку состояния
законодательства в данной сфере, выявить пробелы и сформулировать предложения
по его совершенствованию. Если совокупность правовых норм, касающаяся охраны от
химического загрязнения, исследована достаточно полно, то анализу правового
регулирования охраны окружающей среды от физического и биологического
загрязнения в науке уделялось незаслуженно мало внимания.
А.П. Гетьман считает, что
имеются основания рассматривать систему эколого-процессуальных норм как
самостоятельную подотрасль в системе экологического
права.
При определении структуры экологического права как
учебной или научной дисциплины применяется комбинация оснований, позволяющая
наиболее полно и успешно решить стоящие перед ними задачи. При
этом структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую
часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли
экологического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую
специфические правовые меры по обеспечению рационального использования и по
охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим
особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий,
правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами,
материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в
зарубежных государствах и международное право окружающей среды).
3. Источники
экологического права
Эколого-правовые
нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием
эколого-правового регулирования.
Под
источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил
поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы
стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую
форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения,
приказа, инструкции или в иной установленной форме.
3.1. Конституционные
основы экологического права
Как
и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные
ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и
гражданина Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена
тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и
гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы,
основы организации и пределы государственной власти.
При
анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить
две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного
обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и
"чисто" экологические.
К
общим относится норма, сформулированная в ст. 1: "Российская федерации
есть демократическое федеративное правовое государство". Характеристика РФ
как правового государства означает, что в организации и деятельности
государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых
решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной
целесообразности. Один из наиболее существенных признаков правового государства
это то, что власть связана правом, когда право превыше власти. Не случайно в
некоторых странах вместо категории "правовое государство" используется
понятие "господство права". Правовое государство исходит, с одной
стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения насоответствующих субъектов обязанности соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те,
кто уполномочен на это Конституцией и законами, причем в рамках определенных им
предметов ведения и компетенции. Построение правового государства послужит
мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С
другой стороны, соблюдение требований экологического права будет служить одним
из критериев правового государства.
В
соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет
непосредственное отношение в праву окружающей среды, прежде всего в части
обеспечения соблюдения и защиты экологических прав
каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в
социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной
обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в
какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека,
эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их
решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права
является инструментом создания в России социального государства.
Одна
из наиболее существенных новаций основ конституционного строя России,
установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа
разделения государственной власти в России на законодательную,
исполнительную и судебную (ст. 10). Конституция закрепила ни
что иное, как разделение труда уполномоченных государственных органов на
осуществление законодательной, исполнительной и судебной деятельности.
Применительно к рассматриваемой нами сфере это - деятельность по формированию
современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации,
а также рационального природопользования и охраны окружающей среды,
последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и
юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми
одна от другой. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола,
обеспечение законности.
При
характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить
особое внимание на специальные - экологические нормы. Одной из центральных по
значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма
определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и
экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов,
проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется
экологическая функция государства и субъектов-природопользователей.
Ст.
9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности. Устанавливая право собственности на
землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция
РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые
предпосылки для развития рыночной экономики.
Отношения
собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ,
закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю
- основное средство производства и операционный базис.
В
той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики -
свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению
принадлежащим им имущества. В соответствии с п. 2 ст. 36 владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их
собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ
воспроизвела принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных
государств. Он заключается в возможности ограничения свободы собственника земли
и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется,
и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится
ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
С
учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения
об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41
Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие
фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).
В
развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его
права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право
каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее
состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы
трудно переоценить. Конституционное признание экологических прав важно оценить
и в контексте других статей общего характера Основного закона России.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Эта
норма "связывает" органы законодательной, исполнительной и судебной
властей провозглашенными Конституцией экологическими и иными правами каждого.
Их признание, соблюдение и защита соответствующими государственными органами
служит одним из существенных критериев эффективности и правомерности
деятельности этих органов. В случае их бездействия и при наличии иных законных
оснований граждане вправе обжаловать соответствующее поведение в суде.
Определяя
эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция
устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам. Правовая и моральная обязанность сохранять
природу адресована как каждому жителю города, поселка и деревни в России, так
и, что весьма важно, каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с
природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой
категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния
окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения
обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.
С
учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы
исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ
и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина,
собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей
среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся:
-
регулирование и защита прав человека и гражданина;
-
федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к
природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
-
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области
экологического развития Российской Федерации;
-
ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
-
производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их
использования;
-
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря,
воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации.
Очевидно,
что к развитию и осуществлению экологического права имеют отношение и некоторые
другие предметы исключительного ведения России.
Обоснованно
то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование
некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и
охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В совместном ведении
находятся:
-
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами;
-
разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам
и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
-
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные территории;
-
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями,
ликвидация их последствий;
-
земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об
охране окружающей среды;
-
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей.
Помимо
предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со
ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.
Таким
образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития
федеративной структуры законодательства об окружающей среде.
3.2. Законы как
источники экологического права
В
правовом государстве основным источником экологического права должен быть
закон. Это означает, что в законах должно определяться основное содержание
правового регулирования общественных отношений собственности на природные
ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды, должны быть адекватно
урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их
обеспечения и защиты.
Из
этого вытекает требование о необходимости более полного регулирования в законе
общественных отношений, не делегируя эту работу органам исполнительной власти,
как это, как правило, происходит по действующему законодательству. Высокая
степень детализации правовых норм и требований в законе, что характерно, к
примеру, зарубежному законодательству, весьма эффективно сказывается на
практике осуществления охраны природы. Как правило, если в законе установлены
лишь общие требования, требующие затем развития во многих подзаконных актов,
это приводит к значительному затягиванию сроков "нормального"
урегулирования, а также к противоречиям между ними.
Прежде
всего, закон есть средство закрепления государственной экологической политики.
Поэтому как акт, принимаемый органом представительной ветви государственной
власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в
сфере взаимодействия общества и природы.
Особое
место закона в системе источников экологического права обусловлено также тем,
что все другие акты как источники права носят подзаконный характер. Их правовое
содержание предопределяется соответствием требованиям закона. Подзаконные акты,
принятые с нарушением этого правила, не могут применяться.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды": общая
характеристика и место в системе источников экологического права
С
принятием нового Федерального закона "Об охране окружающей среды наступил
новый этап в развитии российского экологического законодательства как
законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он
заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся
политических, экологических, экономических, социальных условий развития
общества и государства на современном этапе.
Как
говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное
решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей
среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и
природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую
окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории
Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации.
Учитывая
в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем
некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства
носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности,
претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по
охране окружающей среды. При этом имеется ввиду попытка более широко, в сравнении с прежним законом,
предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему
Закону высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем
требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду,
экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с
дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом
аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены
общие положения об экологическом предпринимательстве.
В
контексте концепции устойчивого развития важное значение
имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной
среды (ст. 26). Особенно важно то, что закон предусмотрел требование о
нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов,
вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве
требования о нормировании не установлены.
Законом
установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных
объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.
Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на
последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного
воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического
применения с учетом экономических и социальных факторов.
В
виду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов,
достоинством Закона об административной и иной ответственности руководителей и
членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных
объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих
требованиям законодательства в области охраны окружающей среды объектов (ст.
58).
В
условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование
статьи 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются
проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей
среде.
Новый
закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им
исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались
Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем законе
отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти
положения не применялись.
Повышению
эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на
совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды
и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).
Из
нового Закона вполне обоснованно исключена статья о материальной
ответственности за экологические правонарушения как не содержащей экологических
характеристик.
Федеральный
закон "Об охране окружающей среды" как головной акт в теоретическом
плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает
специфическое место в системе экологического законодательства и права.
Специфика такого акта определяется, прежде всего тем,
что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и
дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права
создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит
универсальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и
стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую
среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры
экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование,
мониторинг, контроль и некоторые другие - служат достижению целей как охраны
окружающей среды целом, так и обеспечения рационального использования и охраны
отдельных природных ресурсов.
Экологическое законодательство
Экологическое
законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения,
образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта
правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три
группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических
отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда
(природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные
объекты.
Законодательство
об окружающей среде в собственном смысле - новое явление для России. Наряду с
Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к нему, в частности,
относятся:
-
Федеральный закон "Об экологической экспертизе";
-
Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";
-
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";
-
Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Законодательство
о природных комплексах, также новая структурная часть российского
законодательства, включает:
-
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";
-
Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах";
-
Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации
радиационно загрязненных участков территории";
-
Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";
-
Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской
Федерации";
-
Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне";
-
Федеральный закон "Об охране озера Байкал";
-
Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации".
Значительный
удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от
законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное
законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее,
экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно
применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.
Природоресурсное
законодательство это - совокупность законов, регулирующих отношения по
использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:
-
Земельный кодекс Российской Федерации;
-
Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";
-
Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную
собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и
дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";
-
Федеральный закон "О мелиорации земель";
-
Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения";
-
Федеральный закон "О землеустройстве";
-
Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";
-
Водный кодекс Российской Федерации;
-
Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";
-
Лесной кодекс Российской Федерации;
-
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О недрах";
-
Федеральный закон "Об участках недр, право пользования
которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";
-
Федеральный закон "О животном мире";
-
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха"и
т.д.