тема
№ 7. Правоохранительные органы и их роль в обеспечении законности и
правопорядка
Правоохранительные
органы – государственные органы, основной функцией которых является охрана
законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с
преступностью. К правоохранительных органам относятся: суд, арбитражный суд,
конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки,
таможенного контроля,
юстиции (Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. –
М., 1998. – С.248.).
В широком смысле
понятие «правоохранительные органы» включает органы по правовому обеспечению и
правовой помощи: адвокатуру, нотариат, а также негосударственные организации
обеспечения правоохраны: частную детективную и охранную деятельность.
Суд – орган
государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных,
гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном
законом данного государства процессуальном порядке. Суды делятся на обычные и
черезвычайные, создание последних прямо запрещается почти всеми современными
конституциями.
Конституция РФ
Судебную систему
РФ составляют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые
судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ;
Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды
городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов,
районные суды, военные и специализированные суды. Система судов РФ определена
Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» (Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997. №1. Ст.1.).
Конституционный Суд – высший судебный орган конституционного контроля в России осуществляет судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Он рассматривает дела о конституционности международных договоров, нормативных актов и правоприменительной практики, даёт соответствующие заключения в установленных законом случаях.
Суд общей юрисдикции – орган государства, охраняющий от противоправных посягательств интересы личности, общества, государства путём осуществления правосудия.
Роль суда в охране прав и свобод граждан особенно возрастает в связи с установлением судебного порядка защиты прав и свобод, с предоставлением гражданам права обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №51. Ст.4970.).
Арбитражный Суд – орган правосудия, разрешающий экономические споры и иные дела, предусмотренные законодательством. Систему арбитражных судов составляют: Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражный суды субъектов РФ. Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокуратура. Основной функцией прокуратуры является осуществляемый от имени РФ надзор за исполнением действующих на её территории законов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура осуществляет:
· надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;
· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
· координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Систему органов прокуратуры составляют следующие звенья: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Служба в органах прокуратуры регулируется Положением о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №27. Ст.3174.).
Органы юстиции (От латинского justitia – «справедливость».). Основными задачами органов юстиции являются:
· участие в правовом обеспечении нормативной деятельности органов представительной (законодательной) и исполнительной власти;
· государственная регистрация нормативных актов органов исполнительной власти;
· проведение юридической экспертизы проектов законов и иных нормативных актов органами исполнительной власти, представляемых в Правительство РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, осуществление функций государственного заказчика межгосударственной системы правовой информации;
· регистрация уставов общественных, религиозных и иных объединений;
· государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
· государственная регистрация юридических лиц;
· руководство учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы;
· организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;
· участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.
Систему органов юстиции составляют: Министерство юстиции РФ, главные управления Министерства юстиции республик в составе РФ, органы (управления, отделы) юстиции краёв, областей гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов. В систему органов юстиции входят государственные нотариальные учреждения (конторы), научно-исследовательские и образовательные учреждения и другие организации.
При Министерстве юстиции РФ состоит Государственная регистрационная палата.
Деятельность органов юстиции
регулируется законами, соответствующими положениями об этих органах (Положение
о Министерстве юстиции РФ // Собрание законодательства Российской Федерации.
1993. №548. Ст.4650.) и другими нормативными актами (О дополнительных функциях
Министерства юстиции РФ: Постановление Правительства РФ от 3 июля 1995г. //
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №2. Ст.2281; О мерах по
развитию органов юстиции РФ: Указ Президента РФ от 2 мая
Достаточно большая
группа правоохранительных органов называется также специальными службами. Это –
служба внешней разведки, федеральная служба государственной безопасности,
федеральная пограничная служба, федеральная служба налоговой полиции и др.
Под специальными
службами принято понимать государственные органы, созданные и действующие с
целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на
международной арене.
Характерной
особенностью специальных служб, выделяющей их из числа других
правоохранительных органов, является использование в своей деятельности
специальных сил и средств в пределах своей компетенции и в соответствии с
законодательством.
Спецслужбы
получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием
технических средств, а также специфических методов, присущих только секретным
службам – таких, как «... перлюстрация корреспонденции, негласный обыск,
досмотр помещений, слуховой контроль телефонной связи и разговоров лиц на открытых
пространствах, шифрование, перехват и дешифрование электронных сообщений,
проникновение в компьютерные системы и т.д.».
Службы внутренней
безопасности в различных государствах мира представлены контрразведкой,
политическим сыском, а также ведомствами экономической безопасности и охраны
руководства страны. В Российской Федерации к ним относятся Министерство
внутренних дел, Федеральная служба безопасности и другие, использующие в своей
деятельности, согласно законодательству, агентурно-оперативные методы.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Основными задачами органов ФСБ являются:
· выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России;
· обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесённых федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;
· выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;
· координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по собственной безопасности;
· организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с деятельностью незаконных вооружённых формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооружённого мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти;
· добывание и обработка во взаимодействии с органами внешней разведки РФ разведывательной информации, а также оказание содействия и реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности России, повышения её экономического, научно-технического и оборонного потенциала и др. (Положение о Федеральной службе безопасности РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №28. Ст.3320.)
Органы ФСБ в своей деятельности взаимодействуют с другими органами, осуществляющими правоохранительные функции: органами внутренних дел, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ, Службой внешней разведки РФ, таможенными органами.
Органы внутренних дел. Они призваны: выявлять, предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения; раскрывать и расследовать преступления и осуществлять розыск преступников, лиц, скрывающихся от суда и следствия; охранять общественный порядок; обеспечивать общественную безопасность (безопасность дорожного движения и др.); обеспечивать охрану собственности; участвовать в правовом воспитании населения.
Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РФ (МВД России), в которую входят: министерства внутренних дел республик (МВД республик), главные управления (ГУВД), управления (УВД) и отделы полиции внутренних дел краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: отделы, отделения, пункты) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью.
Адвокатура. Это – общественная организация, которая на основе закона оказывает населению и объединениям людей юридическую помощь путём консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг, осуществления защиты в суде и других органах.
Осуществляя свои задачи, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи: дают консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству, составляют заявления, жалобы и другие документы, осуществляют представительство в суде, арбитражном суде и других органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.