тема
№ 4. Социальная среда и инфраструктура профессиональной деятельности
юриста
1. Социальная среда. Механизм её воздействия на профессиональную
деятельность юриста
2. Инфраструктура профессиональной деятельности юриста
3. Организационный блок инфраструктуры профессиональной деятельности
юриста
1. Социальная
среда. Механизм её воздействия на профессиональную деятельность юриста
Социальная среда профессиональной деятельности юриста представляет собой совокупность социально-экономических, демографических, политических и ряда других факторов, устойчивых и меняющихся, сложившихся на этапе формирования и функционирования профессиональной юридической деятельности.
Деятельность юриста, как показывает исторический и житейский опыт, в большей степени зависит от своего времени, от обычаев своего народа, его положения в мире, от состояния развитости материальных и духовных условий жизни людей.
Регулирование связей социальной среды и профессиональной деятельности юриста возможно. Оно включает в себя:
а) слежение за социальной средой, анализ происходящих изменений;
б) фиксацию и учёт влияния социальных факторов на осуществляемую в конкретных условиях и по конкретному направлению работу;
в) умение нейтрализовать или использовать обстоятельства внешней среды для достижения целей права.
В целом наиболее существенными факторами социальной среды являются:
1) экономические отношения и, прежде всего форма собственности, её распределение между социальными группами, характер осуществляемой трудовой деятельности и отношений в процессе производства и обмена материальными и нематериальными благами; концепция экономической власти, степень поляризации экономических возможностей и интересов членов общества;
2) система политической власти, её распределение, политическая поляризация общества, центры политической власти, их стремления, возможности; политический режим и режим осуществления политической власти;
3) идеологические отношения, социальная память, нравственные и этические позиции, в частности, выраженные в степени тревожности, конфликтности, агрессивности, готовности к компромиссу, стремление к устойчивости.
При осуществлении профессиональной деятельности юристы так или иначе следят за состоянием социальной среды, за окружающей обстановкой. Юристы крайне нуждаются в аналитических материалах, включая прогностические, в которых показывались бы связи ПДЮ и внешних социальных факторов. Так, в начале и середине 90-х XX в. годов всплеск насилия приписывался «мафии», организованной преступности.
Уровневый подход позволяет выделить: а) наиболее общие закономерности и механизмы функционирования общества, в частности экономическую и политическую системы, господствующее общественное, прежде всего правовое, сознание, цели и направления социального развития, что закреплено, в первую очередь, в конституции страны, её признанных соответствующим образом международно-правовых обязательствах; б) сложившуюся систему управления страной, политическую и экономическую, социальную инфраструктуру; в) внешнюю инфраструктуру профессиональной деятельности юриста (законодательные органы, субъекты социальной защиты и ресурсного обеспечения, структуры кадрового обеспечения).
Практическое значение данных о социальной среде. Данные о социальной среде должны использоваться на научном, управленческом и индивидуальном уровнях.
На научном уровне следует выявлять, классифицировать и описывать реально возникающие центры давления на ПДЮ и интересы, существующие в этой сфере.
На управленческом уровне необходимо анализировать источники воздействия на ПДЮ, правореализацию, осознавая, кто поддерживает, осуществляет те или иные действия, сказывающиеся на состоянии правового режима и его профессионального осуществления, с какими интересами связаны те или иные действия, каков характер этих интересов.
На индивидуальном уровне юрист должен выработать тактику нейтрализации негативных влияний для обеспечения своих долговременных и позитивных интересов.
2. Инфраструктура
профессиональной деятельности юриста
Инфраструктура – это направленно развиваемая совокупность материальных, институционных и персональных условий, обеспечивающих возможность правомерного и рационального осуществления юридических профессий и на общесоциальном уровне, т.е. как социального института, и на индивидуальном уровне. Инфраструктура ПДЮ понимается:
1) как внешние условия, т.е. условия, существующие вовне, то, что находится, локализуется в социальной среде, но тем не менее непосредственно обеспечивает ПДЮ;
2) как внутренние условия, которые как бы находятся под профессиональной деятельностью, составляют её основу.
Исходя из сказанного, в инфраструктуре ПДЮ следует выделить и развивать следующие блоки: организационный, информационный, ресурсный, кадровый, проявляющийся, прежде всего, в развитой системе подготовки, переподготовки кадров, в создании условий самосовершенствования по различным, в особенности дефицитным и новым направлениям работы юриста.
Одним из наиболее приоритетных направлений подготовки молодых кадров является государственно-правовая специализация. Конституционное право, имеющее своим предметом отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственной власти, обязывает юристов хорошо знать инфраструктуру и особенности всех основных видов правоотношений: гражданских, административных, международных и других. Только при этом условии можно рассчитывать на построение оптимальной, экономической, политической, социальной модели общества, закрепляемой в Конституции РФ. Лишь профессиональные юристы-государствоведы способны наладить надлежащую работу государственно-властной инфраструктуры. Сегодня специалисты данного профиля занимаются подготовкой правовых актов и успешно работают на государственных должностях в аппарате Государственной думы, Правительства РФ, российских министерствах и ведомствах, в органах государственной власти субъектов РФ, в муниципальных организациях, в связи с чем должны владеть всеми направлениями инфраструктуры, сложившейся в стране.
3.
Организационный блок инфраструктуры профессиональной деятельности юриста
В организационный блок инфраструктуры ПДЮ входят:
а) организационные, основные и обслуживающие структуры в институциональном значении, т.е. различные учреждения, ведомства, объединения, союзы, неформальные структуры, в качестве которых могут рассматриваться тесно связанные между собой группы специалистов;
б) организационные, а также формальные и неформальные связи и взаимодействия, которые устанавливаются между отдельными структурами, специалистами, между участниками ПДЮ и её адресатами;
в) общая организационная основа ПДЮ, сложившаяся в стране и выступающая как некоторая основа и сфера взаимодействия и взаимовлияния.
Выделяются следующие линии воздействия организации на ПДЮ:
1) она обеспечивает либо не обеспечивает полное и беспрепятственное осуществление технологического процесса ПДЮ в целом и отдельных её направлений, т.е. должное сочетание между правовой помощью, правовым консультированием и информированием, правовым разрешением конфликтов, принудительным осуществлением правовых норм, рассмотрением юридических дел в порядке общего, арбитражного и конституционного судопроизводства или по другим критериям обеспечивает должное соотношение принуждения и поощрения, помощи и обязывания;
2) она позволяет оптимизировать взаимодействие различных структур и лиц, осуществляющих ПДЮ, установить полезные и снять, нейтрализовать вредные связи между ними; добиться необходимого разделения труда, предполагающего определённое сочетание взаимопомощи и взаимоконтроля;
3) она создаёт условия для необходимого сочетания дисциплины и инициативы, самостоятельности и подконтрольности юристов, выполняющих те или иные функции, для адаптации их к меняющимся социальным условиям, для профессиональной и социальной защиты, т.е. соблюдения условий, необходимых для реализации возложенных на них задач; обеспечения достойного уровня жизни;
4) она позволяет оптимизировать ПДЮ за счёт ресурсного обеспечения, т.е. по существу использования общественного труда в виде оргтехники, переработанной информации, упрощения коммуникаций, устранения ненужных действий, снятия излишних энергетических затрат при выполнении трудовых операций и действий;
5) она обеспечивает прозрачность и наблюдаемость ПДЮ, что создаёт гарантии как для участников ПДЮ – юристов, так и для всего общества.
В настоящее время основные вопросы организации ПДЮ решаются законами о судоустройстве, статусе судей, прокуратуре, полиции и пр. Крупнейшим недостатком этих актов является, не говоря об их отставании от конституционного законодательства, их ориентация на отражение ведомственных интересов, далеко не всегда совпадающих с интересами правовой системы в целом.