Тема № 14. Управление и организация патрульно-постовой службы

 

1. Понятие, задачи и особенности

2. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы

3. Обязанности патрульно-постовых нарядов полиции по обеспечению охраны общественного порядка

 

1. Понятие, задачи и особенности

Следует обратить внимание на то, что управление патрульно-постовой службой – это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ОП, начальников подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел по рациональному использованию сил и средств полиции общественной безопасности в обеспечении эффективной охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, поддержанию постоянной готовности к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Управление нарядами патрульно-постовой службы включает:

анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения на организацию патрульно-постовой службы;

подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;

обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;

организацию взаимодействия, маневр силами и средствами патрульно-постовой службы;

контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы;

учет и оценку результатов деятельности патрульно-постовых нарядов.

Начальник подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел, начальник службы полиции общественной безопасности управляют подразделениями патрульно-постовой службы лично или через подчиненный аппарат.

Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части.

Непосредственное управление нарядами в границах патрульного участка или отдельного микрорайона осуществляется начальником патрульного участка, старшим патрульной группы, дежурным по войсковым нарядам (старшим группы) с последующим докладом в дежурную часть территориального и транспортного органа внутренних дел о происшедших изменениях в расстановке личного состава.

Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются:

на два года – планом комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка по единой дислокации с последующей корректировкой по мере необходимости;

на текущие сутки – постовой ведомостью;

на выполнение поставленной конкретной задачи – приказом, специальным планом или устным указанием.

При этом должны учитываться:

географические, социально-экономические особенности города (района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних граждан, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, АЭС, объектов разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел;

количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах с учетом времени года и суток и метеорологических условий;

расстановка патрульно-постовых нарядов и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке;

результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе по единой дислокации, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.

Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются: статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников; оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений полиции; доклады патрульно-постовых нарядов; сообщения соседних органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, материалы других правоохранительных органов; сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан; сообщения печати, радио, телевидения.

Перед принятием решения начальник подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел и его заместитель – начальник полиции общественной безопасности, командир строевого подразделения полиции в необходимых случаях проводит рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений и воинских частей. Во время рекогносцировки уточняются расчет и расстановка сил и средств, определяются расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности, численность, размещение и задачи резерва.

Проведение рекогносцировки является обязательным при разработке единой дислокации, выработке решения на организацию охраны общественного порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий, а также в целях предотвращения и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются:

общая задача территориальных и транспортных органов внутренних дел, подразделения, исходя из сложившейся обстановки;

обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов, особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми уполномоченными полиции, другими сотрудниками полиции, представителями общественных объединений;

возможность и формы маневра силами и средствами при изменении обстановки;

система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

План по единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: схему района, города, транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними и другие необходимые сведения.

На каждый пост и маршрут патрулирования должна составляться карточка, в которой должны указываться:

маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

время несения службы;

объекты и зоны, требующие особого внимания;

порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки (Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.);

порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью территориального и транспортного органа внутренних дел, участковыми уполномоченными полиции, общественными объединениями, а также зоны непрохождения радиосвязи и способы связи с этих участков.

Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются на местности.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется наряду перед заступлением на службу.

Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.

На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке.

Следует обратить внимание на то, что виды нарядов и их состав определяются, исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.

Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников полиции.

Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение нарядов в определенных пунктах не вызывается необходимостью.

Парные наряды выставляются в местах, где один полицейский не в состоянии обеспечить выполнение поставленной задачи (местах большого скопления людей, на окраинах городов, в лесных массивах, при несении службы в ночное время, при сопровождении поездов и т.д.).

Как показывает практика, при несении службы с представителями общественных объединений, военнослужащими наряд, как правило, назначается из расчета: один полицейский и два представителя общественности или военнослужащих.

Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства полиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений. Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы на улицах и в других общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования определяются в каждом территориальном и транспортном органе внутренних дел, подразделении полиции и специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России в целях обеспечения максимального использования сил и средств в охране общественного порядка и борьбе с преступностью с учетом их штатной численности и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых по восемь часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более восьми часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.

Начальник подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел, его заместитель – начальник полиции общественной безопасности, командир строевого подразделения полиции должны принимать меры к выполнению обязательных норм выставления патрульно-постовых нарядов.

Начальник подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел или начальник полиции общественной безопасности на основе единой дислокации и с учетом оперативной обстановки ежедневно к 18 часам предшествующих суток принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и контролирующих несение патрульно-постовой службы.

Назначение сотрудника полиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту.

Полицейские закрепляются за двумя–тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначаются. Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать полицейских, не прошедших первоначальной подготовки на учебных сборах и не принявших присяги.

Представляется, что для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операций и т.д., в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются специальные планы или издаются приказы.

Подготовка и инструктаж нарядов.

Подготовка и инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе службы. Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают дежурному и своему командиру.

Дежурный отмечает в постовой ведомости о прибытии полицейских на службу, выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы; объявляет маршрут патрулирования, пост и время несения службы; знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках. После этого командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого полицейского наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается. Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

При себе он должен иметь:

служебное удостоверение;

служебную книжку, карточку маршрута, поста;

табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами);

резиновую палку;

радиостанцию;

наручники;

свисток;

служебную сумку или планшет, ручку;

индивидуальный пакет (аптечку).

В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются:

учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях;

квитанции об уплате штрафов на месте;

электромегафоны;

карманный электрический фонарь;

ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.

Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся руководителями подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел и командным составом строевых подразделений полиции с обязательным участием руководителей и опытных сотрудников служб общественной безопасности и криминальной полиции, согласно утвержденным графикам.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), а также оценить действия и результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения полицейских действиям в различных ситуациях.

Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

Инструктирующий должен:

убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков;

проверить знание патрульными и постовыми своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных актов, правил применения физической силы к правонарушителям, специальных средств и оружия, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

объявить результаты несения службы за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры образцовых действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников;

довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия;

отработать с полицейскими вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и др.);

напомнить нарядам о необходимости соблюдения законности, а также о чутком и внимательном отношении к гражданам; ответить на имеющиеся у сотрудников полиции вопросы.

Проведение ежедневного инструктажа должно заканчиваться отдачей приказа о заступлении нарядов полиции на службу.

В районах городов и в городах без районного деления не реже одного раза в месяц проводятся совместные инструктажи всех нарядов патрульно-постовой службы по плану единой дислокации. Организационная работа по подготовке и проведению совместного инструктажа возлагается на управления (отделы, отделения) по организации обеспечения общественного порядка.

Продолжительность совместного инструктажа не должна превышать одного часа. Инструктаж заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов на службу и прохождением торжественным маршем.

Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Обеспечение связи.

Связь в системе МВД России является основным средством, обеспечивающим управление органами внутренних дел.

Схема ее организации обуславливается структурой органов внутренних дел, характером выполняемых задач и необходимостью взаимодействия между собой при несении патрульно-постовой службы и проведении различных мероприятий по борьбе с преступностью.

Начальник подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел, командир строевого подразделения полиции и специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России обязаны организовать и обеспечить бесперебойную связь с подчиненными подразделениями и нарядами путем:

выбора режима работы средств связи, исходя из реальной оперативной обстановки и схемы организации связи;

использования назначенных подразделением связи радиопозывных, переговорных таблиц и кодов с целью сохранения в тайне проводимых оперативных мероприятий;

осуществления контроля за соблюдением правил и порядка ведения переговоров по средствам связи;

организации правильного хранения и выдачи средств связи, их своевременного технического обслуживания и ремонта;

обеспечения запасных каналов и средств связи.

Для обеспечения управления подразделениями и нарядами применяются радио, проводные, сигнальные средства связи, телевидение, а также посыльные. Радиостанции являются основным средством связи с подвижными нарядами.

Проводные средства (городские и специальные телефоны) используются для связи с нарядами, не имеющими радиосвязи.

При отсутствии средств связи или невозможности их использования, а также для уточнения или дублирования отдельных указаний используются посыльные на транспортных средствах или пешие связные.

Связь с помощью зрительных и звуковых сигналов организуется непосредственно между нарядами для передачи команд и поддержания взаимодействия.

Телевидение применяется для наблюдения за состоянием общественного порядка и общественной безопасности на наиболее важных участках обслуживаемой территории (объектах) и контроля за действиями нарядов.

Организация взаимодействия и маневра.

Наиболее важным условием выполнения поставленных перед патрульно-постовой службой задач является организация и поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами патрульно-постовой службы, другими подразделениями органов внутренних дел, специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России и общественными формированиями, принимающими участие в охране правопорядка на улицах и в других общественных местах.

Ответственность за обеспечение взаимодействия возлагается на начальников подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел, начальников полиции общественной безопасности, руководителей служб и подразделений полиции, командиров строевых подразделений и специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России.

Основными формами взаимодействия являются:

своевременное доведение до патрульно-постового наряда оперативной обстановки;

разработка согласованных планов работы;

постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или патрульно-постовому наряду;

проведение совместных инструктажей;

определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся обстановке;

осуществление скоординированных, совместных мероприятий, в том числе несение службы по единой дислокации;

оказание взаимной помощи и поддержки патрульно-постовым нарядам при выполнении повседневных задач и при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в охране общественного порядка.

Следует обратить внимание, что взаимодействие командиров строевых подразделений полиции с руководством территориального и транспортного органа внутренних дел, в оперативном подчинении которых они находятся, осуществляется путем обмена информацией, совместного анализа оперативной обстановки, участия представителей взаимодействующих сторон в оперативных совещаниях, внесения корректив в расстановку сил и средств, а также согласования порядка действий всех нарядов и оказания взаимной помощи при несении ими службы.

Для организованного и своевременного сосредоточения сил и средств полиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка, применяется маневр (изменение установленной дислокации) нарядами патрульно-постовой службы и другими приданными силами. В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может осуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.

Руководители МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ОП осуществляют маневр силами и средствами соответственно в масштабе республики, края, области, автономного образования, города, железной дороги, при необходимости усиливают патрульно-постовую службу за счет дополнительного выделения сотрудников органов внутренних дел.

Начальники подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел при необходимости осуществляют маневр силами и средствами в городе или районе, на отдельных участках, транспортных магистралях и других объектах органов внутренних дел на транспорте.

В решении на осуществление маневра указываются:

цель маневра и его задачи;

количество выделяемых нарядов и других сил, и в течение какого периода времени они должны нести службу в указанном районе (городе);

время начала и окончания службы на маршрутах патрулирования и постах;

наличие резерва;

порядок управления нарядами и контроля за несением службы;

материально-техническое обеспечение.

Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости.

При необходимости сосредоточения нарядов строевого подразделения полиции в одном районе в течение определенного времени они в установленное время направляются в указанный район (город) и несут там службу в течение этого времени, после чего возвращаются на закрепленные за ними маршруты. Маневр силами и средствами в условиях резкого осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных ситуаций должен осуществляться по специальному плану.

При оперативном и нетерпящем отлагательств маневре силами патрульно-постовой службы необходимые изменения в расстановку нарядов вносятся:

в пределах города, имеющего районное деление, – распоряжением оперативного дежурного по МВД, УВД (ГУВД), ОП с докладом руководителям министерства, главного управления, управления внутренних дел;

в пределах района в городе или участка обслуживания – указанием дежурного территориального и транспортного органа внутренних дел с немедленным докладом начальнику органа внутренних дел, начальнику полиции общественной безопасности, а также оперативному дежурному МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ОП;

в пределах города, не имеющего районного деления, районе;

– распоряжением дежурного по горрайоргану внутренних дел с немедленным докладом начальнику;

в пределах патрульного участка – распоряжением начальника патрульного участка, старшего патрульной группы с докладом дежурному по территориальному и транспортному органу внутренних дел.

В необходимых случаях право на внесение изменений в расстановку нарядов строевых подразделений ППС полиции имеют их командиры с последующим докладом дежурному по территориальному и транспортному органу внутренних дел.

 

2. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы

Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы является одним из важнейших элементов укрепления исполнительской дисциплины и обеспечения постоянной высокой активности личного состава в охране общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, а также средством обучения полицейских непосредственно на посту, маршруте.

Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов, во время которых устанавливаются:

правильность расстановки и использования личного состава и технических средств в соответствии с принятым решением и складывающейся обстановкой, наличие нарядов на своих постах и маршрутах;

четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях обстановки;

знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, а также своих прав, общих и особых обязанностей;

качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

уровень взаимодействия между нарядами патрульно-постовой службы, сотрудниками других подразделений полиции и общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка;

соблюдение нарядами законности и дисциплины;

количество совершенных преступлений и административных правонарушений на участке поста, маршрута и принятые по ним меры;

правильность оформления и ведения служебных документов.

Патрульно-постовую службу обязаны проверять:

лица начальствующего состава МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ОП при каждом выезде в командировку или инспектировании территориальных и транспортных органов внутренних дел и подразделений;

начальники подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел, их заместители, командиры полков и батальонов – не реже двух раз в месяц;

заместители командиров полков, батальонов, а также лица инспекторского состава службы полиции общественной безопасности территориальных и транспортных органов внутренних дел – не менее одного раза в неделю;

командиры рот, их заместители, командиры взводов – ежедневно (в выходные дни – по графику);

начальники караулов и их помощники – каждый не менее четырех раз в сутки, из них в ночное время – не менее двух раз;

командиры отделений, начальники патрульных участков – не менее пяти раз каждого патрульного (постового) за смену;

участковые инспектора полиции (начальники линейных пунктов полиции) – ежедневно на территории обслуживаемого участка.

Патрульно-постовые наряды, задействованные на охрану общественного порядка по единой дислокации, должны проверяться ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам.

Следует заметить, что проверка несения службы нарядами может быть гласной и негласной. От прибывших для проверки патрульный (постовой) требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от лиц, уполномоченных прямым начальником, также письменное предписание на право проверки.

В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный (постовой) представляется старшему по должности, а при равных должностях – старшему по званию. По требованию проверяющего старший патруля (постовой) докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) и отвечает на заданные вопросы. При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан немедленно выяснить причину и установить местонахождение наряда.

Проверяющий обязан знать требования Устава патрульно-постовой службы полиции, оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.

Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие, инсценировки правонарушений и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям. При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий обязан принять необходимые меры к их устранению.

За грубое нарушение наряд полиции может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику территориального и транспортного органа внутренних дел (командиру строевого подразделения полиции) и уведомлением дежурного. О результатах проверки патрульно-постовой службы проверяющий делает отметку в служебной книжке и постовой ведомости. Эти данные используются для проведения инструктажей и оценки работы полицейских.

Следует обратить внимание, что при негласной проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями наряда. В случае нарушения порядка несения службы нарядом или необходимости оказания ему помощи проверяющий прекращает скрытое наблюдение и должен принять меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи.

О результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику территориального и транспортного органа внутренних дел или другому руководителю (командиру), назначившему проверку.

Начальник подразделения территориального и транспортного органа внутренних дел, начальник полиции общественной безопасности, командир строевого подразделения не реже одного раза в месяц проводят на оперативном совещании анализ эффективности проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами.

Учет и оценка результатов работы нарядов.

Учет и оценка результатов работы нарядов ведутся в целях определения фактического состояния общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемой территории, соответствия расстановки сил и средств, а также привития личному составу чувства персональной ответственности за выполнение поставленных перед ним задач.

Результаты работы патрульно-постовых нарядов, участвующих в охране общественного порядка, учитываются и оцениваются руководителями территориальных и транспортных органов внутренних дел и командирами ежедневно при подведении итогов за сутки. Учет работы патрульно-постовых нарядов отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки ежемесячно в целом по патрульно-постовой службе территориального и транспортного органа внутренних дел и раздельно по каждой службе, ежеквартально – по МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), ОП.

Как показывает практика, деятельность патрульно-постовой службы, других подразделений органа внутренних дел оценивается по реальному вкладу в обеспечение общественного порядка и безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также по фактическому состоянию общественного порядка в городах и районах, республиках, краях, областях, округах, объектах транспорта.

По каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов в местах несения ими службы и нераскрытому (не пресеченному) с их участием, должна проводиться служебная проверка, о результатах которой докладывается руководству органа внутренних дел.

Представляется, что работа полицейского оценивается по следующим критериям:

состоянию общественного порядка и борьбы с преступностью на территории маршрута или поста (наличие или отсутствие преступлений и административных правонарушений, нарушений правил дорожного движения, роль наряда);

личному участию и активности в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, задержании преступников, в том числе личным сыском по приметам, проявлении мужества, решительности, находчивости и умении быстро ориентироваться и правильно действовать в сложной обстановке;

знанию требований уставов, приказов и инструкций;

количеству инициативных задержаний преступников;

соблюдению дисциплины и законности, строевой выправке и внешнему виду, а также вежливости в обращении с гражданами;

содержанию технических средств и правильности их использования и эксплуатации;

взаимодействию с участковыми уполномоченными полиции, оперативными сотрудниками криминальной полиции, другими нарядами полиции и членами общественных объединений по охране правопорядка.

Особенности организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха

Патрульно-постовая служба в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха организуется и осуществляется основными и приданными силами.

Потребность в силах и средствах полиции и необходимость маневра ими определяется с учетом размеров курортных, дачных районов и зон массового отдыха, состояния криминогенной обстановки и общественного порядка, количества приезжающих в эти места граждан, а также возможностей использования общественных объединений по охране правопорядка.

Основными формами организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха являются:

переход на усиленную охрану общественного порядка за счет увеличения числа нарядов;

создание временных пунктов размещения приданных патрульно-постовых нарядов;

закрепление наиболее подготовленных полицейских за зонами массового отдыха;

привлечение к охране общественного порядка при необходимости курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России, членов общественных формирований;

несение патрульно-постовой службы нарядами со служебными собаками и патрулирование на лошадях.

При расстановке нарядов особое внимание уделяется местам вероятного совершения преступлений и административных правонарушений, массового скопления людей, санаторно-курортным учреждениям, пляжам, паркам, остановкам городского пассажирского транспорта, железнодорожным, речным и морским вокзалам, аэропортам, предприятиям общественного питания, развлекательным учреждениям, а также обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов на основных магистралях и дорогах.

Особенности организации патрульно-постовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

На станциях, вокзалах, платформах, пристанях, в аэропортах, портах, поездах и судах патрульно-постовая служба организуется начальником линейного отдела (отделения) внутренних дел, линейного пункта полиции с учетом интенсивности пассажирских и грузовых перевозок, движения поездов, судов, полетов самолетов, а также складывающейся оперативной обстановки. Порядок работы нарядов устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.

Основными формами организации патрульно-постовой службы в сфере пассажирских перевозок являются:

патрулирование по залам вокзалов и аэропортов, станциям, портам, пристаням и причалам, с обходом мест скопления пассажиров, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, выставление в этих местах постов;

сопровождение нарядами поездов, судов;

патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря;

участие членов общественных объединений по охране правопорядка.

На отдельных станциях, остановочных пунктах начальники линейных отделов (отделений) внутренних дел на транспорте в зависимости от оперативной обстановки могут устанавливать полицейские посты, на которые назначаются наиболее подготовленные, способные к самостоятельной работе полицейские.

Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в поездах, самолетах, на судах обеспечивается нарядами сопровождения. Состав наряда определяется начальником органа внутренних дел на транспорте и в количестве не менее двух человек, из их числа назначается старший. При необходимости наряд возглавляется лицами среднего и старшего начальствующего состава.

Представляется, что для сопровождения специальных поездов (судов), туристических поездов (судов), поездов с лицами, следующими по организационному набору на стройки народного хозяйства, уборку урожая и другие работы, должен выделяться усиленный наряд полиции и обязательное патрулирование ночью в пригородных поездах парными патрулями с сопровождением их, как правило, от пункта отправления до пункта назначения.

Работа наряда должна осуществляться по графику, разрабатываемому руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел. В нем должны быть указаны: перечень подлежащих сопровождению поездов (судов), время начала и конца работы, место и время пересадок. Форма одежды наряда устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.

Наряд при выполнении задач должен взаимодействовать с линейными и территориальными органами внутренних дел по маршруту следования поезда (судна), поездной бригадой (судовой командой, экипажем), членами общественных объединений.

Для усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на отдельных участках дорог, особенно на подступах к крупным городам и важным железнодорожным узлам, выставляется заслон полиции.

При следовании специальных поездов (судов, самолетов) патрульно-постовая служба на объектах транспорта организуется по особым планам, разрабатываемым совместно с соответствующими начальниками органов внутренних дел на транспорте и руководителями органов безопасности.

 

3. Обязанности патрульно-постовых нарядов полиции по обеспечению охраны общественного порядка

Надо обратить внимание на то, что патрульные и постовые наряды должны обеспечивать общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах, постах и прилегающей к ним территории, принимать своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Патрульные и постовые наряды обязаны:

знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты соответствующих республик, правовые акты органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;

предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры по устранению данных обстоятельств;

оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах (Печников Н.П. Обеспечение законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.);

помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются;

докладывать дежурному по территориальному и транспортному органу внутренних дел обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;

принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по территориальному и транспортному органу внутренних дел с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

По предупреждению и пресечению преступлений

Представляется, что в целях совершенствования организации патрульные и постовые наряды обязаны:

знать и обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия преступников, а также лиц, условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду;

контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;

при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику и дежурному территориального и транспортного органа внутренних дел и принимать меры к его предотвращению;

при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному, начальнику территориального и транспортного органа внутренних дел, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

при прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить дежурному;

выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан;

выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

оказывать содействие сотрудникам криминальной полиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления;

при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом дежурному;

обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для разбирательства в территориальные и транспортные органы внутренних дел;

по указанию начальника территориального и транспортного органа внутренних дел или его заместителей, начальника полиции общественной безопасности выполняют отдельные поручения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной полиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в районе несения службы.

По предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних

Принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, патрульные и постовые наряды обязаны:

предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах;

выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях – в дежурную часть территориального и транспортного органа внутренних дел;

принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних;

знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, о всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;

выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних.

По обеспечению безопасности дорожного движения

В целях совершенствования организации патрульные и постовые наряды обязаны:

знать основные положения Правил дорожного движения и законодательства об ответственности за их нарушения;

предупреждать и пресекать нарушения Правил дорожного движения пешеходами;

в местах интенсивного движения транспорта и пешеходов обеспечивать порядок на остановках общественного транспорта, следить за соблюдением правил перехода дорог, перевозки людей, посадки и высадки пассажиров;

при дорожно-транспортном происшествии немедленно докладывать о случившемся дежурному или несущим службу нарядам дорожно-патрульной службы;

до прибытия следственно-оперативной группы или сотрудника ГИБДД принимать меры по выявлению участников происшествия, задержанию водительских документов, сохранению обстановки места происшествия и следов транспортных средств, оказанию помощи пострадавшим, выявлять очевидцев, записывать их фамилии, адреса. В необходимых случаях организовать объезд места происшествия. Полученные данные сообщить работнику, прибывшему для осмотра места происшествия, и изложить их в рапорте;

при дорожно-транспортном происшествии с автомобилем, в котором находятся лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, предложить водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию.

Если водитель или кто-либо из пассажиров не имеет возможности присутствовать при оформлении материалов, записать необходимые сведения об участнике происшествия и разрешить ему уехать. В протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя, скрепляемая подписями составителя протокола и свидетелей.

Обязанности нарядов полиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

Патрульно-постовые наряды, несущие службу на объектах транспорта, должны знать расположение участка железной дороги, бассейна, аэропорта, вокзала, порта, дислокацию ближайших нарядов и схему связи с ними, правила перевозки пассажиров и виды проездных документов, основные должностные обязанности работников транспорта, а также особенности совершения правонарушений на объектах транспорта, приемы маскировки преступников.

При несении службы на объектах транспорта они обязаны:

лично и с помощью работников транспорта принимать меры по поддержанию общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

устанавливать и задерживать лиц, находящихся в розыске, условно осужденных и условно освобожденных, самовольно оставивших спецкомендатуры, а также пытающихся войти в доверие к пассажирам с целью совершения кражи вещей;

не допускать посадку и высадку пассажиров на ходу поезда, судна или с противоположной стороны от перрона, самовольный проезд в грузовых поездах, а также хождение граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах;

предупреждать и пресекать подкладывание посторонних предметов на рельсы, повреждение сигнализации и связи;

при посадке в местные и пригородные поезда, особенно в ночное время, периодически проходить вдоль вагонов и обеспечивать общественный порядок;

не допускать хождения посторонних лиц по охраняемым территориям грузовых станций, контейнерных площадок, товарных парков, портов; оказывать необходимую помощь работникам транспорта и охраны в предотвращении хищений грузов.

При сопровождении поездов, судов наряды полиции обязаны:

перед отправлением поезда, судна устанавливать связь с начальником (бригадиром) поезда, капитаном (старшим помощником капитана) судна и обеспечивать охрану общественного порядка при посадке пассажиров и отправлении поезда, судна;

поддерживать в пути следования постоянную связь с проводниками вагонов, с членами судовой команды и оказывать им содействие при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, когда граждане отказываются подчиняться их законным требованиям;

выявлять лиц, подозреваемых в совершении преступлений, доставлять задержанных правонарушителей в ближайший орган внутренних дел или передавать со своим рапортом сотрудникам полиции на ближайшей станции, пристани;

предупреждать и пресекать порчу вагонного (судового) оборудования;

выявлять факты злоупотреблений со стороны работников транспорта (провоз безбилетных пассажиров, запрещенного к перевозке груза и т. п.), информировать об этом начальника поезда, капитана судна и докладывать рапортом начальнику органа внутренних дел на транспорте;

при крушениях, авариях, стихийных бедствиях и пожарах немедленно докладывать об этом в ближайший орган внутренних дел, принимать меры по спасению людей, оказанию помощи пострадавшим, обеспечению охраны места происшествия и имущества;

по прибытии поезда, судна на конечную станцию, пристань, порт после высадки пассажиров и выгрузки багажа и груза совместно с работниками транспорта осматривать вагоны поезда, судовые помещения и принимать меры по сохранности забытых вещей, докладывать о прибытии в дежурную часть с пункта оборота.

Примечание. Обнаруженные при осмотре забытые или утерянные вещи оформляются должностными лицами поезда, судна, станции, вокзала в соответствии с правилами перевозок, действующими на железнодорожном и водном транспорте, а ценности и документы сдаются по акту в дежурную часть органа внутренних дел.

По взаимодействию с общественными формированиями по охране правопорядка

Патрульные и постовые наряды обязаны:

постоянно взаимодействовать с общественными формированиями по охране правопорядка и оказывать содействие в осуществлении возложенных на них задач по обеспечению порядка на улицах и в общественных местах;

при совместном несении службы обучать представителей общественных формирований по охране правопорядка приемам и методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению наиболее распространенных видов правонарушений, знакомить их с оперативной обстановкой на обслуживаемой территории;

оказывать помощь в задержании и доставлении в полицию или специально оборудованные помещения общественных формирований правонарушителей;

при получении информации о преступлении информировать представителей общественных формирований об обстоятельствах его совершения, приметах преступников, задействовать их в установлении свидетелей и очевидцев, охране места происшествия.

Обращение патрульных с гражданами

Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

Патрульный (постовой) при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан патрульный (постовой), выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

В разговоре с гражданами сотрудники полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личными неприязненными чувствами.

Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в полицию или возможности ограничиться замечанием.

Представляется, что из тактических соображений замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.

С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими, должны доставляться в полицию.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при совершении правонарушений подлежат ответственности на общих основаниях, если они не пользуются дипломатическим иммунитетом.

Следует заметить, что неприкосновенность лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, не исключает законной самообороны от его противоправных действий и применения соответствующих мер для пресечения совершаемых им преступлений, нарушений общественного порядка, а также установленных правил пребывания в Российской Федерации (К лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, относятся иностранные граждане, имеющие дипломатические паспорта, а также дипломатические, консульские, служебные карточки и удостоверения.).

Следует заметить, что в настоящее время в деятельности правоохранительных органов актуальным вопросом по предупреждению и пресечению правонарушений является проверка документов у иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поэтому патрульный (постовой) должен обратить внимание на место и сроки действия регистрации заграничного паспорта, вида на жительство, наличие в документах (визе, свидетельстве о приглашении, виде на жительство) соответствующих отметок, подтверждающих законность их пребывания в данном населенном пункте (Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Приказ ФМС России от 11.09.2012 г. № 288 (в ред. от 21.01.2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».).

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, проживающих без регистрации и прописки, а также по просроченным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному и действует по его указанию.

В случае совершения правонарушения иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, патрульный (постовой) обязан пресечь на месте противоправные действия иностранного гражданина и зафиксировать их в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность, затем отпустить правонарушителя и о случившемся доложить рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел.

Права нарядов полиции

Патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности народных депутатов, кандидатов в народные депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

доставлять правонарушителей в полицию для составления протокола об административном правонарушении;

доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище – по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

доставлять в полицию военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках, о чем докладывает рапортом начальнику органа полиции;

производить по решению начальника органа или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств;

временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, а также для проведения следственных и розыскных действий;

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению безопасности;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения;

использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, а также транспортных средств специального назначения) для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;

пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам;

доставлять в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии одного из следующих оснований:

а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность (Печников Н.П. Некоторые аспекты соблюдения гарантий личности в деятельности правоохранительных органов: Конспект лекций. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.).

Представляется, что из тактических соображений при обнаружении на улицах и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья вызывается на место скорая медицинская помощь. Доставлять таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел запрещается.