Тема № 12. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений

 

1. Компетенция органов внутренних дел по предупреждению преступлений

2. Основные обязанности сотрудников полиции общественной безопасности и иных подразделений ОВД по предупреждению преступлений

3. Основные обязанности сотрудников подразделений криминальной полиции по предупреждению преступлений

4. Участие прокуроров в предупредительно-профилактической работе

 

1. Компетенция органов внутренних дел по предупреждению преступлений

Надо сказать, что законодатель определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения преступности;

выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации;

установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;

привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

Представляется, что объектом воздействия органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений является выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию личности правонарушителя. При этом сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции должны осуществлять профилактическую работу в отношении:

лиц, состоящих в органах внутренних дел на учетах, в отношении поведения которых законодательством Российской Федерации установлены ограничения;

лиц, которые своим поведением способствуют совершению в отношении их правонарушений (Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: Учебное пособ. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 72 с.).

Следует обратить внимание на то, что Главные управления, управления МВД России определяют в соответствии с установленной компетенцией основные направления профилактической деятельности и осуществляют нормативно-методическое обеспечение подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

В пределах своей компетенции они осуществляют контроль и оказание практической помощи в организации деятельности подразделений МВД, ГУВД, УВД, ОП субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России по предупреждению преступлений.

Некоторые процессуалисты отмечают, что Главные управления, управления МВД России на основе анализа состояния преступности и решений руководства МВД России должны обеспечивать подготовку и проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению преступлений в регионах с наиболее сложной оперативной обстановкой (Коновалова В.В. Расследование и раскрытие преступлений. – Харьков, 2004. – С. 34.).

Представляется, что они должны участвовать в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями нормативных правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение преступности.

Подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России, осуществляя общую организацию работы подчиненных служб и подразделений территориальных и транспортных органов внутренних дел по комплексному решению задач предупреждения преступлений, нормативно-методического обеспечения деятельности по предупреждению преступлений, должны еще контролировать их осуществление на местах.

Как показывает личный опыт работы и изучение деятельности правоохранительных органов на современном этапе, подразделения проводят ежеквартальный анализ и прогноз состояния оперативной обстановки, подготавливают управленческие решения, направленные на совершенствование работы по предупреждению преступлений, но не обеспечивают проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий.

Думается, что разработка и реализация комплексных и целевых программ по предупреждению преступности, а также специальных планов по профилактике преступности либо пресечению отдельных категорий преступлений должны направляться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

 

2. Основные обязанности сотрудников полиции общественной безопасности и иных подразделений ОВД по предупреждению преступлений

Участковые уполномоченные полиции:

проводят ежемесячно анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках, вносят руководству горрайоргана внутренних дел предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов полиции;

подготавливают и докладывают руководству горрайоргана внутренних дел предложения о направлении руководителям организаций информации о выявленных недостатках в их деятельности по обеспечению сохранности собственности, иных материальных ценностей и принятии конкретных мер по их устранению;

осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес. В случае невыполнения ранее данных предписаний докладывают руководству горрайоргана внутренних дел предложения о принятии к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выявляют среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение, организаторов и содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивают своевременное принятие к ним мер, установленных законодательством Российской Федерации, постановку таких лиц на профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением;

осуществляют инициативное выявление и документирование преступлений, квалифицируемых по ст. 115, 116, 117, 119, 150, 151, 213, ч. 1, 2; ст. 222, ч. 1, 4 Уголовного кодекса Российской Федерации, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, общественной безопасности и общественного порядка, семьи и несовершеннолетних;

отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений.

В соответствии с приказами МВД РФ участковые уполномоченные полиции должны проводить, не реже одного раза в квартал, проверку состояния технической укрепленности на обслуживаемой территории и на объектах хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, оружия и боеприпасов, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, принимают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел и заинтересованными организациями меры к устранению выявленных недостатков.

Следует заметить, что осуществляя в ходе исполнения служебных обязанностей на обслуживаемой территории контроль за соблюдением гражданами, руководителями организаций правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации либо информируют о выявленных недостатках другие подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействуют с сотрудниками паспортно-визовых подразделений в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений паспортно-регистрационных правил, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания указанных лиц на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации (Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений: Приказ МВД РФ от 20.06.1996 г. № 334 (в ред. от 18.01.1999 г. № 30).).

Как представляется, следует привлекать население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных воспитательных мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения, а также информировать население о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации (Печников Н.П. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе: Монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – С. 45.).

Далее, сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, выявляя причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, в пределах своей компетенции должны принимать меры к их устранению. В соответствии с нормативно-правовыми актами ежеквартально анализировать, обобщать и направлять в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информацию и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой занятости, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты.

При выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе склоняющих к употреблению наркотических средств и психотропных веществ либо совершающих иные противоправные действия в отношении несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует заметить, что сотрудники полиции должны выявлять родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и принимать к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изучение следственной практики показывает, что сотрудники органов внутренних дел, выявляя несовершеннолетних, находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, оказывают им помощь. Но при этом необходимо, в соответствии с законодательством Российской Федерации, доставлять их в органы внутренних дел и в установленном порядке информировать о них заинтересованные государственные органы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел должны информировать органы опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, в целях обеспечения защиты их прав и интересов, а также осуществлять контроль за поведением несовершеннолетних правонарушителей, поставленных на профилактический учет в органах внутренних дел, с целью предупреждения совершения ими повторных правонарушений.

С нашей точки зрения, необходимо проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних и активно использовать в этих целях возможности печати, радио и телевидения.

Исследуя вопросы взаимодействия, представляется необходимым отметить деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции, которые проверяют самостоятельно либо с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах патрулирования места наиболее вероятного совершения преступлений, укрытия лиц, склонных к совершению преступлений, с целью предупреждения совершения с их стороны общественно опасных деяний.

Кроме этого, законодатель обращает внимание на пресечение случаев распития гражданами спиртных напитков в общественных местах, факты совершения ими мелкого хулиганства, других нарушений общественного порядка.

Выявляя заблудившихся детей и подростков, в том числе находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сотрудники полиции должны передать их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставлять таких лиц в подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних или в дежурную часть горрайоргана внутренних дел.

В ходе несения службы они выявляют и задерживают лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией, оказывают необходимую помощь гражданам, находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья, либо лицам, находящимся в состоянии опьянения и не способным самостоятельно передвигаться.

Кроме этого, необходимо в некоторых случаях осуществлять разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими общественного порядка.

Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Основные обязанности сотрудников направлены на проверку оружия, подлежащего регистрации в органах внутренних дел, боеприпасов и патронов к ним в местах их хранения, торговли, экспонирования, коллекционирования или уничтожения, а также выявление фактов ненадлежащего хранения и перевозки взрывчатых материалов.

С нашей точки зрения, осуществляя ежемесячный контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией владельцами гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия, необходимо выявлять и устранять причины неисполнения юридическими и физическими лицами требований Федерального закона «Об оружии», иных нормативных правовых актов, изданных в его развитие.

При направлении запросов в соответствующие учреждения и информационные центры для получения необходимой информации о возможности допуска лиц к работам в организациях, связанным с приобретением, хранением, учетом, использованием, охраной и перевозкой оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также при принятии решения о выдаче лицензий и разрешений нужно руководствоваться соответствующими приказами МВД РФ.

Следует заметить, что осуществляя не реже одного раза в квартал контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами установленных правил оборота оружия и боеприпасов, надо принимать меры к пресечению выявленных нарушений, по решению начальника органа внутренних дел изымать оружие и боеприпасы, а также в установленном порядке аннулировать лицензии и разрешения у юридических и физических лиц в случаях систематического (не менее двух раз в год) нарушения либо неисполнения юридическими лицами и гражданами требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обороте оружия и боеприпасов, а также при возникновении обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего владения и пользования оружием, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» (Об оружии: Закон РФ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 г. № 222-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».).

Сотрудники лицензионно-разрешительного подразделения:

проводят не реже одного раза в квартал проверку деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности, расположенных на территории обслуживания, на предмет выявления фактов оказания услуг юридическим и физическим лицам без регистрации и получения в соответствующих органах лицензий; приема на работу в эти предприятия и службы граждан, не отвечающих установленным требованиям, а также иных нарушений уставной деятельности;

проводят проверку договоров (контрактов), заключаемых частными детективными охранными предприятиями (объединениями) с клиентами, для установления соответствия их деятельности учредительным документам, требованиям нормативных правовых актов, принимают меры к устранению выявленных недостатков;

обеспечивают ежеквартальный контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности оружия и специальных средств, порядком его приобретения и хранения в соответствии с установленными требованиями;

взаимодействуют с сотрудниками подразделений криминальной полиции и полиции общественной безопасности по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также в розыске похищенного и утраченного оружия.

Далее, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения осуществляя разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими Правил дорожного движения, принимают меры предупредительного воздействия в случаях попытки совершения с их стороны нарушений данных Правил.

При этом они должны обеспечивать постоянное взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями правоохранительной направленности по предупреждению нарушений Правил дорожного движения, формированию правовой культуры участников дорожного движения.

В ходе выполнения служебных обязанностей устанавливают автотранспортные средства с измененными или уничтоженными идентификационными номерами кузовов, шасси, двигателей, поддельными правоустанавливающими документами либо государственными регистрационными знаками, а также автотранспортные средства, находящиеся в розыске.

Выявляя нарушения Правил дорожного движения, иных нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения, они должны принимать меры к их устранению.

Как показывает изучение деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения, они выявляют условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения и вносят (как положительный момент) руководству органов и подразделений ГИБДД предложения по принятию совместных с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления мер по созданию условий дорожного движения, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, в том числе проводят с использованием средств массовой информации профилактическую работу по предупреждению угонов и хищения автомототранспортных средств, незаконного провоза оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных и взрывчатых веществ.

Сотрудники подразделений вневедомственной охраны:

взаимодействуют с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел в выявлении и перекрытии каналов хищений, пресечении посягательств на охраняемое имущество собственника;

осуществляют на основе договоров инспектирование ведомственной охраны организаций, обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов, мест хранения наркотических средств и психотропных веществ, других товарно-материальных ценностей. Составляют акты их инспектирования (обследования), а также вносят представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений с указанием сроков устранения выявленных недостатков;

принимают меры к внедрению на охраняемых объектах средств охранной и пожарной сигнализации;

осуществляют на охраняемых объектах установленный контрольно-пропускной режим, вносят предложения по оснащению контрольно-пропускных пунктов оборудованием для контроля прохода (проезда) и досмотра выносимых (вывозимых) ценностей;

осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности собственности граждан. На договорной основе проводят оборудование средствами сигнализации и охрану квартир, других мест хранения имущества собственников. Обеспечивают охрану и сопровождение грузов и денежных средств при их перевозке, а также в пределах отнесенной к данной службе компетенции оказывают иные услуги по усилению защиты имущества собственников от преступных посягательств.

Сотрудники подразделений дознания:

выявляют при производстве дознания и осуществлении протокольной формы досудебной подготовки материалов причины и условия, способствующие совершению преступлений, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления о принятии мер по их устранению;

своевременно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о полученных в ходе дознания сведениях, имеющих значение для предупреждения преступлений;

выступают с сообщениями в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации с сообщениями о результатах работы, об условиях, способствовавших совершению преступлений, а также с лекциями и беседами на правовые темы.

 

3. Основные обязанности сотрудников подразделений криминальной полиции по предупреждению преступлений

Сотрудники подразделений уголовного розыска:

выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению;

проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

проводят оперативно-розыскные мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление;

поддерживают взаимодействие с участковыми инспекторами полиции, сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, обмениваются информацией в отношении лиц, находящихся на профилактических учетах в этих подразделениях; принимают участие в осуществлении совместных мер по предупреждению преступлений указанной категорией лиц;

осуществляют оперативно-розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних;

информируют подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних о совершенных данной категорией граждан правонарушениях, ином противоправном поведении этих лиц для принятия к ним профилактических мер воздействия;

обеспечивают проведение оперативно-розыскных мероприятий по контролю за лицами, состоящими под административным надзором полиции, а также осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики, предварительное следствие по которым обязательно; вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в экономической направленности;

проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляют ежеквартально анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;

поддерживают взаимодействие с участковыми инспекторами полиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики; используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц;

осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ (преступных организаций), действующих в сфере экономики;

выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики, предварительное следствие по которым обязательно; вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики.

Сотрудники следственных подразделений:

своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел и имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений;

подготавливают информацию в органы прокуратуры о неоднократном невыполнении должностными лицами предприятий, учреждений и организаций вносимых следователями представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, для принятия к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выступают с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений; осуществляют публикации и выступления по этим вопросам в средствах массовой информации.

Сотрудники подразделений органов внутренних дел на транспорте:

разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению сохранности на объектах транспорта имущества всех форм собственности;

принимают меры по предупреждению незаконной перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов; взаимодействуют по этим вопросам с сотрудниками горрайорганов внутренних дел, органов и подразделений ФСБ России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

анализируют по итогам полугодия состояние сохранности перевозимых грузов; вносят на основе результатов анализа руководству линейного органа внутренних дел предложения по внедрению наиболее эффективных форм защиты материальных ценностей от хищений и других противоправных действий;

организуют и осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению лиц, занимающихся хищением грузов, с целью предупреждения с их стороны подобных преступных проявлений;

разрабатывают и проводят совместно с другими подразделениями органов внутренних дел оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению экономических преступлений на объектах транспорта;

проводят не реже одного раза в полугодие анализ процессов акционирования воздушного и водного транспорта, вырабатывают и вносят руководству подразделений по борьбе с экономическими преступлениями предложения по пресечению и нейтрализации криминогенных процессов в сфере экономики;

участвуют совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в контроле за вывозом лицензированных товаров за пределы Российской Федерации;

проводят профилактическую работу по предупреждению преступлений несовершеннолетних, связанных с безопасностью пассажирских и грузовых перевозок, а также преступлений в отношении несовершеннолетних;

осуществляют контроль за сохранностью оружия и боеприпасов на объектах лицензионно-разрешительной работы, соответствием мест их хранения предъявляемым требованиям, принимают меры к устранению выявленных нарушений. Выявляют причины и условия совершения хищения оружия и боеприпасов на контролируемых объектах и принимают меры к их устранению;

осуществляют другие меры по предупреждению преступлений, предусмотренные для соответствующих подразделений органов внутренних дел с учетом специфики своей деятельности.

Сотрудники подразделений УВДРО МВД России:

осуществляют в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений для соответствующих подразделений органов внутренних дел и специфики своей деятельности;

анализируют состояние безопасности особо важных и режимных объектов, осуществляют мероприятия по их охране и обороне;

оказывают содействие должностным лицам обслуживаемых объектов по разработке мер обеспечения безопасности их деятельности.

Координационно-методический Совет МВД РФ по предупреждению преступлений. Координационно-методический Совет МВД России по предупреждению преступлений создается для совершенствования и координации работы структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД, ОП субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России, методического обеспечения их профилактической деятельности.

В своей работе Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России.

Работой Совета руководит председатель, а в его отсутствие – по его поручению один из заместителей председателя.

В состав Совета входят руководители структурных подразделений МВД России в должности начальника главного управления, управления либо его заместителя, секретари Совета по линиям деятельности полиции общественной безопасности и криминальной полиции.

Состав Совета и последующие изменения в его составе утверждаются министром внутренних дел Российской Федерации.

Принимаемые Советом решения по рассматриваемой проблеме утверждаются руководством МВД России и являются после этого обязательными для исполнения субъектами профилактической деятельности.

Основными задачами координационно-методического Совета являются:

координирование деятельности подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД, ОП субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России по предупреждению преступлений;

разработка и внесение на рассмотрение руководства МВД России предложений по повышению эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел, ее методическому и нормативному правовому обеспечению;

подготовка и внесение на утверждение руководства МВД России проектов управленческих решений и информационно-аналитических материалов по рассматриваемым Советом вопросам;

выработка предложений, рекомендаций и мер по укреплению взаимодействия между органами внутренних дел и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями в сфере предупреждения преступлений.

Организация работы Совета. Совет осуществляет свою работу на основе годовых планов и поручений руководства Министерства. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Материалы для рассмотрения на заседании Совета представляются главными управлениями, управлениями МВД России, ответственными за их подготовку, за месяц до срока, указанного в Плане работы Совета.

С основными сообщениями по рассматриваемой тематике на заседаниях Совета выступают руководители главных управлений, управлений Министерства внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждений системы МВД России, руководители МВД, ГУВД, УВД, ОП субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России, ответственные за обеспечение подготовки плановых вопросов.

Подготовка повестки дня заседания Совета и дача заключения по выносимым на его рассмотрение материалам и подготовка проектов управленческих решений обеспечиваются секретариатом Совета.

По решению руководства Совета информация о его работе направляется в периодические издания Министерства внутренних дел Российской Федерации для опубликования, а при необходимости представляется Управлением информации МВД России органам печати, радио и телевидения.

Члены Совета имеют право:

участвовать в заседаниях Совета, в подготовке документов и решений Совета по вопросам предупреждения преступлений, присутствовать на заседаниях коллегии МВД России, коллегии и оперативном совещании соответствующего органа внутренних дел, если обсуждаемые вопросы имеют отношение к предупреждению преступлений и представляют интерес для работы членов Совета;

запрашивать с согласия председателя Совета из соответствующих структурных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, ОП субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России необходимую письменную информацию о состоянии профилактической работы, получать консультацию по данной проблеме у специалистов подразделений органов внутренних дел, других правоохранительных органов;

давать свои заключения, предложения и замечания по подготавливаемым Советом документам;

вносить руководству МВД России предложения о заслушивании на Совете руководителей либо председателей Координационно-методических советов МВД, ГУВД, УВД, ОП субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России по вопросам организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

 

4. Участие прокуроров в предупредительно-профилактической работе

В работе по предупреждению правонарушений участвуют многие государственные органы, общественные организации, а также граждане. Деятельность каждого органа либо организации, занимающихся предупреждением правонарушений, отличается в зависимости от возложенных на них задач. Например, для правоохранительных органов одной из основных является профилактическая функция.

Вся многогранная деятельность российских прокуроров носит ярко выраженный предупредительный характер. Выявляя и устраняя нарушения законов, принимая меры к привлечению к ответственности виновных лиц и совершая иные, предусмотренные законом действия, прокуроры способствуют, тем самым, предупреждению правонарушений. Уровень предупредительной работы зависит от того, насколько профессионально прокуроры выполняют свои обязанности.

В связи со сложной криминогенной обстановкой в стране предупредительно-профилактическая работа прокуроров, в первую очередь, должна быть направлена на предупреждение преступлений. Предупреждение преступности – одна из программных задач государства. Предупреждение преступлений заключается в воздействии, во-первых, на причины и условия, определяющие преступность в целом в стране, во-вторых, на причины и условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений.

В криминологической литературе по уровню предупреждения преступности различаются общесоциальные и специально-криминологические меры.

К общесоциальным мерам предупреждения относится комплекс экономических, социальных и культурно-воспитательные преобразований.

К специально-криминологическим – меры, специально направленные на выявление, устранение или нейтрализацию негативных обстоятельств, обуславливающих совершение преступлений. Предупредительная деятельность следователя – одно из важных направлений специально-криминологического предупреждения преступности.

Следует заметить, что задачи предупредительной деятельности дознавателя определены уголовно-процессуальным законодательством, которое, в частности, устанавливает при производстве по уголовному делу выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступления и вносить представления о принятии мер по их устранению.

Профилактическое направление в деятельности прокурора включает: предотвращение и пресечение преступной деятельности; выявление обстоятельств, способствующих совершению преступления; принятие мер к их устранению.

Обстоятельства, способствующие совершению преступления, относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по каждому уголовному делу. В законе нет перечня таких обстоятельств. Они конкретны для каждого уголовного дела.

Так, например, в криминологии причины конкретного преступления принято рассматривать как совокупность или комплекс взаимодействующих обстоятельств, способствующих совершению преступлений и облегчающих возникновение преступного намерения, совершение преступного действия и достижение преступного результата.

По каждому уголовному делу дознавателем должны быть установлены (в числе других) обстоятельства, характеризующие причины преступления, и условия, способствующие его совершению. К обстоятельствам, обусловившим совершение преступления и подлежащим установлению следователем, относятся:

обстоятельства, которые характеризуют антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица, совершившего преступление;

внешние обстоятельства, сформировавшие эти антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица;

обстоятельства, характеризующие жизненные ситуации, которые во взаимодействии с позицией личности вызвали преступные действия;

обстоятельства, облегчившие возникновение преступного действия и достижение преступного результата.

Меры, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следует принимать тогда, когда эти обстоятельства установлены достоверно. После установления всей совокупности этих обстоятельств дознаватель решает вопрос о внесении представления.

Решение дознавателя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, является по своему характеру властным и означает, что соответствующие лица обязаны выполнить предписание дознавателя об их устранении.

Как и любой процессуальный акт, представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, должно быть четко оформлено, содержать необходимые реквизиты и отвечать требованиям, предъявляемым к его форме.

Некоторые процессуалисты отмечают, что дознаватель должен адресовать свое представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, тем учреждениям и должностным лицам, которые могут принять реальные меры для устранения указанных обстоятельств.

Дознаватель обязан не только реагировать на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, путем внесения представления, но и осуществлять контроль за их реализацией, а также проводить профилактическую работу и за пределами досудебного производства. Сюда относятся выступления по материалам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уголовным делам в печати, по радио, телевидению и в коллективах; чтение лекций по правовой тематике. Правильное сочетание процессуальных и непроцессуальных мер позитивно влияет на уровень преступности.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор обязан проверять, все ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, были выявлены дознавателем и достаточны ли меры, принятые им, к устранению этих обстоятельств.

Задачи предупреждения преступления и повышения уровня профилактической работы прокурор решает при осуществлении своей деятельности и по другим направлениям.

Первоочередные задачи прокурора в борьбе с преступностью и ее предупреждением определены приказом Генерального прокурора РФ № 34 от 26 июня 1997 г. «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью». Пресечение и предупреждение организованной преступности являются основными направлениями деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Особое внимание прокурорам предписано обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и прежде всего ее организованных форм.

Место прокурора в системе субъектов предупреждения преступности определяется возложенной на него Законом о прокуратуре функцией надзора за исполнением действующих на территории РФ законов и иными установленными федеральными законами функциями.

Следует заметить, что успех профилактической деятельности во многом зависит от того, насколько она опирается на знание фактического состояния преступности, обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

Для организации профилактической работы нужно располагать полными сведениями:

о состоянии и динамике преступности;

о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество правонарушений и наиболее опасных видов преступлений;

о факторах (экономических, социальных и др.), влияющих на состояние преступности.

Для изучения преступности прокурорами используются различные методы исследования, выработанные наукой криминологией, в частности:

анализ статистических данных о преступности (статистический анализ преступности);

обобщение данных об обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, содержащихся в материалах уголовных, гражданских и арбитражных дел, материалах прокурорского надзора и других документах;

опрос общественного мнения и наблюдение.

Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров проводить анализ состояния преступности, условий и причин, способствующих ей, не реже двух раз в год.

Осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и должностными лицами, прокурор выявляет уже совершенные, иногда скрытые от учета преступления; выявляет правонарушения, которые могли перерасти в преступления; устанавливает обстоятельства, способствующие совершению этих нарушений.

Осуществляя надзор на этом направлении, прокурор обращает также внимание на следующие обстоятельства: соответствует ли профилактическая деятельность органа требованиям закона; как должностные лица органа реализуют предоставленные им законом полномочия.

В приказе Генерального прокурора РФ прокурорам предписывается, осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов:

особое внимание обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях;

вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью;

участвовать в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов и информацией. В случае неисполнения требований прокурора привлекать виновных к установленной законом ответственности, в том числе к административной, а при наличии оснований – и к уголовной.

Представляется, что важное предупредительное значение имеет участие прокурора в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор участвует в исследовании доказательств, принимает меры к выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Принимая участие в прениях сторон, прокурор дает общественную оценку содеянному, анализирует обстоятельства, способствовавшие его совершению, что играет значительную роль в повышении воспитательно-профилактического воздействия судебного процесса.

При решении задач предупреждения преступности средствами прокурорского надзора должно обеспечиваться взаимодействие всех направлений надзорной деятельности, а меры прокурорского реагирования применяться комплексно и целенаправленно.

Повышению эффективности профилактической работы будут способствовать такие меры прокурорского реагирования, которые, прежде всего, направлены на устранение нарушений закона и обстоятельств, способствующих их совершению. К таким формам прокурорского реагирования относятся те, которые обеспечивают:

привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния;

разрешение вопроса об обязательной дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях закона;

возмещение материального ущерба, причиненного работниками при исполнении своих служебных обязанностей;

отмену незаконных правовых актов или приведение актов в соответствие с требованиями закона.

Для достижения этих целей прокурор, исходя из каждого конкретного случая, выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении; приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ; вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона; направляет информацию в органы законодательной или исполнительной власти и принимает иные меры с учетом характера нарушения закона.

Важным средством в повышении эффективности профилактической работы является использование материалов прокурорских проверок при внесении прокурорами предложений в комплексные планы по борьбе с преступностью и укреплению законности, планирование совместных мероприятий правоохранительных органов, доведение результатов проверок с использованием средств массовой информации до общественности, сообщение о результатах проверок на сессиях (заседаниях) представительных (законодательных) органов власти и т.д.

Для успешного осуществления предупредительной деятельности прокурора важную роль играет координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Представляется, что в целях решительного усиления борьбы с преступностью и ее предупреждения, повышения действенности прокурорского надзора необходимо:

пресечение и предупреждение организованной преступности считать основным направлением деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью;

прокурорам субъектов Российской Федерации для осуществления надзора за исполнением законов региональными управлениями по организационной преступности МВД России по месту их дислокации выделять специальных прокуроров из числа наиболее квалифицированных сотрудников, имеющих допуск к этой работе, оформленный надлежащим образом.

Руководство их работой возложить на отдел по надзору за исполнением законов по борьбе с организованной преступностью управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Главного следственного управления.

В установленных законом случаях решения, принимаемые региональными управлениями по организованной преступности МВД России, санкционировать лично прокурорам субъектов Российской Федерации.

При анализе причин и условий, способствующих совершению преступлений организованными преступными группами и сообществами, использовать возможности региональных управлений по организованной преступности.

Следует заметить, что особое внимание прокуроры должны обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и, прежде всего, ее организованных форм:

обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков;

принимать меры по охране их прав, предусмотренных действующим законодательством;

активно использовать свои полномочия для правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Принимая участие в совместной с другими правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью, прокуроры должны сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков; бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности.

Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, особое внимание следует обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях.

Нужно вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью.

Следует участвовать, как правило, в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов и информаций. В случае неисполнения требований прокурора привлекать виновных к установленной законом ответственности, в том числе к административной, а при наличии оснований и к уголовной.

При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства надо обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений. Установив признаки состава преступления в противоправном деянии, возбуждать уголовное дело и организовывать его расследование.

В случаях направления материалов для проверки – осуществлять надзор за законностью принимаемых по ним решений.

Всей своей работой прокурор должен способствовать формированию правового сознания и правовой культуры населения; поддерживать возрождение и создание не противоречащих законодательству общественных объединений по охране правопорядка и новые формы профилактики антиобщественного, преступного поведения: внедрение религиозных нравственных постулатов, привлечение к мероприятиям негосударственных охранных структур и предприятий безопасности и другие.

Обеспечить надзор за выявлением следователями и органами дознания при расследовании уголовных дел причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Используя свои полномочия, добиваться безусловного принятия реальных мер по их устранению.

При наличии оснований заявлять ходатайства о вынесении судами частных определений (постановлений).

Решительно противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации; принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности работы следователей, прокуроров-криминалистов. Остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, на факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел.

Расследование наиболее сложных и актуальных дел поручать следственным подразделениям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и специализированных прокуратур. В необходимых случаях создавать по согласованию с руководителями правоохранительных органов межведомственные следственные группы (бригады), включая в их состав работников для проведения оперативно-розыскной деятельности.

Поощрять следователей, прокуроров-криминалистов, проявивших инициативу, оперативность и профессиональное мастерство при расследовании и раскрытии преступлений.

Принимать конкретные меры по усилению надзора за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел.

Некоторые авторы отмечают, что обеспечивая высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах, прокуроры создают возможность опротестовывать каждое незаконное и необоснованное судебное постановление, определение и приговор.

С нашей точки зрения, выводы, вытекающие из результатов судебного рассмотрения уголовных дел, следует использовать для совершенствования прокурорско-следственной практики по борьбе с преступностью.

При проведении проверок соблюдения законности и режима содержания в местах лишения свободы необходимо принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать послабления опасным преступникам; особое внимание обращать на соблюдение требований, относящихся к режиму содержания организаторов и членов преступных групп.

Всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, наладить взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечить строгое и неуклонное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию.