Вопрос
4. Удаление
информации, пресечение или запрещение дальнейшего распространения сведений как специальные способы защиты чести, достоинства и деловой
репутации.
Новыми способами защиты
чести, достоинства и деловой репутации являются удаление информации, пресечение
или запрещение дальнейшего распространения сведений.
В
соответствии с п.4 ст.152 Гражданского кодекса РФ (в ред.
Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в
подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации") в случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство и
деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим
опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать
удаления соответствующей информации,
а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных
сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации
изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных
носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких
экземпляров материальных носителей удаления соответствующей
информации невозможно.
Данное правило может быть
применено судом в отношении распространения не только порочащих, но и любых не
соответствующих действительности сведений о гражданине (не обязательно
порочащих). Однако в таком случае этот гражданин должен доказать несоответствие
указанных сведений действительности (п.10 ст.152 ГК РФ). Указанные правила применяются не только к защите чести, достоинства и деловой репутации граждан, но
и к защите деловой репутации юридических лиц (п.11 ст.152 ГК РФ), а значит, и к
защите деловой репутации Российской Федерации, субъектов Федерации,
муниципальных образований (в силу п.2 ст. 124
ГК РФ) (далее - публичное образование).
Таким образом, к условиям
реализации удаления информации,
пресечения или запрещения дальнейшего распространения сведений как способов
защиты чести, достоинства и деловой репутации
относятся:
- распространение
порочащих и (или) не соответствующих действительности сведений, умаляющих
честь, достоинство гражданина или деловую
репутацию гражданина, юридического лица, публичного образования -
общее условие применения ст. 152 ГК РФ;
- ущемляющие честь, достоинство и
деловую репутацию сведения стали широко известны - доказывается
"широкая известность" сведений (оценочная категория, судейское
усмотрение);
- опровержение невозможно довести до всеобщего сведения - также весьма
противоречивая оценочная категория (что такое "всеобщее сведение" и
где его границы?), которая, по сути, требует доказать, почему в конкретном
случае опровержение неэффективно;
- причинно-следственная
связь между вышеназванными условиями.
Возникает вопрос: в чем
отличие удаления соответствующей информации, пресечения и запрещения?
Удаление информации- это ее уничтожение в целях
невозможности ознакомления с нею. Такая информация может содержаться в
документах, аудио-, видеозаписях, на иных материальных носителях. Например,
ущемляющие честь, достоинство и деловую
репутацию сведения распространены в книге на конкретной странице в
отдельном предложении. В этом случае удаление
соответствующей информации возможно с помощью типографского
ретуширования (замазывания) данного предложения таким образом, чтобы с его
содержанием невозможно было ознакомиться потенциальному читателю. Ошибкой будет
удаление страницы, на которой содержится указанное предложение, так как удалению подлежит именно спорная информация, а не весь текст, содержащийся
на странице. При этом сама книга продолжит находиться в гражданском обороте.
Пресечение дальнейшего
распространения сведений - создание условий, чтобы ущемляющие честь,
достоинства и деловую репутацию сведения больше не распространялись.
Запрещение дальнейшего
распространения сведений - возложение на уполномоченное лицо обязанности
впредь больше не распространять ущемляющие честь, достоинства и деловую
репутацию сведения. При этом изымаются или уничтожаются экземпляры материальных
носителей, содержащие указанные сведения. Как нетрудно заметить, разница между удалением соответствующей информации, пресечением и запрещением не
так уж велика: в случае удаления соответствующей информации уничтожается сама информация,
содержащая ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию сведения, а не
экземпляры материальных носителей, содержащие указанные сведения (как в случаях
с пресечением и запрещением); в отношении
удаления соответствующей информации не
указан конкретный механизм реализации данного способа защиты, а в отношении
пресечения и запрещения - указан. В свою очередь, отличие между
пресечением и запрещением фактически отсутствует, поскольку запрещение можно
рассматривать в качестве разновидности пресечения. Поэтому непонятно указание на
их альтернативность (пресечение или запрещение). Не следует путать удаление соответствующей информации (п.4 ст. 152 ГК РФ) и удаление информации в Интернете (п.5 ст.
152 ГК РФ). Несмотря на то, что эти способы защиты имеют одну правовую природу,
условия их реализации различны. Для реализации удаления информации в Интернете "широкая
известность" сведений необязательна - в отличие от удаления соответствующей информации. При удалении
информации в Интернете такая информация обязательно должна оказаться
после ее распространения доступной в сети. И только в одном случае грань
различия между удалением информации в
Интернете и удалением соответствующей
информации стирается - когда ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию сведения
оказались после их распространения доступными в Интернете (условия п. 5 ст. 152 ГК РФ) и при этом стали
"широко известны", в связи с чем
опровержение невозможно довести до всеобщего сведения (условия п. 4 ст. 152).
Думается, в такой ситуации будет применен механизм пункта 4 ст. 152.
Среди нововведений -
законодательное закрепление такого способа защиты чести, достоинства и деловой репутации, как удаление информации в
сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 ст.
152 ГК РФ, если
сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их
распространения доступными в интернете, гражданин вправе требовать удаления
соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом,
обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети. Данное правило
может быть применено судом к случаям распространения любых не соответствующих
действительности сведений (не обязательно порочащих) о гражданине, если такой гражданин
докажет несоответствие указанных сведений действительности (п. 10 ст. 152 ГК РФ). Данные правила
применяются и к защите деловой репутации юридических лиц (п. 11 ст. 152 ГК РФ).
Таким образом, к условиям
реализации удаления информации в интернете относятся:
- распространение
порочащих и (или) не соответствующих действительности сведений, умаляющих
честь, достоинство или деловую репутацию гражданина,
юридического лица (далее - ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения);
- ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения оказались после их
распространения доступными в интернете;
- удаление информации в
сети не является опровержением (самостоятельный способ защиты).
По смыслу пункта 5 ст. 152 ГК РФ для реализации исследуемого способа
защиты необязательно, чтобы ущемляющие честь,
достоинство, деловую репутацию сведения изначально были
распространены в интернете. Указанные сведения могут быть распространены любым
способом (например, опубликованы в печати, транслированы по радио и
телевидению, демонстрированы в кинохроникальных
программах, изложены в служебных характеристиках, публичных выступлениях,
заявлениях, адресованных должностным лицам), главное, чтобы они оказались после
их распространения доступными в сети Интернет. Так, если ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения первоначально были
распространены в газетной статье, а потом содержание этой статьи разместили в
интернете, у лица, чье право нарушено, помимо традиционных способов защиты
чести, достоинства и деловой репутации (в частности, опровержения) возникает
право на удаление указанных сведений в сети. Такое же право имеется, если
ущемляющие честь,
достоинство, деловую репутацию сведения были распространены только в
интернете.