Вопрос 4. Удаление информации, пресечение или запрещение дальнейшего распространения сведений  как специальные   способы защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Новыми способами защиты чести, достоинства и деловой репутации являются удаление информации, пресечение или запрещение дальнейшего распространения сведений.

В соответствии с п.4  ст.152 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") в случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаления соответствующей информации невозможно.

Данное правило может быть применено судом в отношении распространения не только порочащих, но и любых не соответствующих действительности сведений о гражданине (не обязательно порочащих). Однако в таком случае этот гражданин должен доказать несоответствие указанных сведений действительности (п.10 ст.152 ГК РФ). Указанные правила применяются не только к защите чести, достоинства и деловой репутации граждан, но и к защите деловой репутации юридических лиц (п.11 ст.152 ГК РФ), а значит, и к защите деловой репутации Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований (в силу п.2 ст. 124 ГК РФ) (далее - публичное образование).

Таким образом, к условиям реализации удаления информации, пресечения или запрещения дальнейшего распространения сведений как способов защиты чести, достоинства и деловой репутации относятся:

- распространение порочащих и (или) не соответствующих действительности сведений, умаляющих честь, достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина, юридического лица, публичного образования - общее условие применения ст. 152 ГК РФ;

- ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию сведения стали широко известны - доказывается "широкая известность" сведений (оценочная категория, судейское усмотрение);

- опровержение невозможно довести до всеобщего сведения - также весьма противоречивая оценочная категория (что такое "всеобщее сведение" и где его границы?), которая, по сути, требует доказать, почему в конкретном случае опровержение неэффективно;

- причинно-следственная связь между вышеназванными условиями.

Возникает вопрос: в чем отличие удаления соответствующей информации, пресечения и запрещения? Удаление информации- это ее уничтожение в целях невозможности ознакомления с нею. Такая информация может содержаться в документах, аудио-, видеозаписях, на иных материальных носителях. Например, ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию сведения распространены в книге на конкретной странице в отдельном предложении. В этом случае удаление соответствующей информации возможно с помощью типографского ретуширования (замазывания) данного предложения таким образом, чтобы с его содержанием невозможно было ознакомиться потенциальному читателю. Ошибкой будет удаление страницы, на которой содержится указанное предложение, так как удалению подлежит именно спорная информация, а не весь текст, содержащийся на странице. При этом сама книга продолжит находиться в гражданском обороте.

Пресечение дальнейшего распространения сведений - создание условий, чтобы ущемляющие честь, достоинства и деловую репутацию сведения больше не распространялись.

Запрещение дальнейшего распространения сведений - возложение на уполномоченное лицо обязанности впредь больше не распространять ущемляющие честь, достоинства и деловую репутацию сведения. При этом изымаются или уничтожаются экземпляры материальных носителей, содержащие указанные сведения. Как нетрудно заметить, разница между удалением соответствующей информации, пресечением и запрещением не так уж велика: в случае удаления соответствующей информации уничтожается сама информация, содержащая ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию сведения, а не экземпляры материальных носителей, содержащие указанные сведения (как в случаях с пресечением и запрещением); в отношении удаления соответствующей информации не указан конкретный механизм реализации данного способа защиты, а в отношении пресечения и запрещения - указан. В свою очередь, отличие между пресечением и запрещением фактически отсутствует, поскольку запрещение можно рассматривать в качестве разновидности пресечения. Поэтому непонятно указание на их альтернативность (пресечение или запрещение). Не следует путать удаление соответствующей информации (п.4 ст. 152 ГК РФ) и удаление информации в Интернете (п.5 ст. 152 ГК РФ). Несмотря на то, что эти способы защиты имеют одну правовую природу, условия их реализации различны. Для реализации удаления информации  в Интернете "широкая известность" сведений необязательна - в отличие от удаления соответствующей информации.  При удалении информации в Интернете такая информация обязательно должна оказаться после ее распространения доступной в сети. И только в одном случае грань различия между удалением информации в Интернете и удалением соответствующей информации стирается - когда ущемляющие честь, достоинство и деловую репутацию сведения оказались после их распространения доступными в Интернете (условия п.  5 ст. 152 ГК РФ) и при этом стали "широко известны", в связи с чем опровержение невозможно довести до всеобщего сведения (условия п. 4 ст. 152). Думается, в такой ситуации будет применен механизм пункта 4 ст. 152.

Среди нововведений - законодательное закрепление такого способа защиты чести, достоинства и деловой репутации, как удаление информации в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 5 ст. 152 ГК РФ, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую  репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в интернете, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети. Данное правило может быть применено судом к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений (не обязательно порочащих) о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности (п. 10 ст. 152 ГК РФ). Данные правила применяются и к защите деловой репутации юридических лиц (п. 11 ст. 152 ГК РФ).

Таким образом, к условиям реализации удаления информации в интернете относятся:

- распространение порочащих и (или) не соответствующих действительности сведений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, юридического лица (далее - ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения);

- ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения оказались после их распространения доступными в интернете;

- удаление информации в сети не является опровержением (самостоятельный способ защиты).

По смыслу пункта 5 ст. 152 ГК РФ для реализации исследуемого способа защиты необязательно, чтобы ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения изначально были распространены в интернете. Указанные сведения могут быть распространены любым способом (например, опубликованы в печати, транслированы по радио и телевидению, демонстрированы в кинохроникальных программах, изложены в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам), главное, чтобы они оказались после их распространения доступными в сети Интернет. Так, если ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения первоначально были распространены в газетной статье, а потом содержание этой статьи разместили в интернете, у лица, чье право нарушено, помимо традиционных способов защиты чести, достоинства и деловой репутации (в частности, опровержения) возникает право на удаление указанных сведений в сети. Такое же право имеется, если ущемляющие честь, достоинство, деловую репутацию сведения были распространены только в интернете.