Вопрос 1.
Понятие, виды подведомственности. Тенденции развития судебной
подведомственности
Споры о праве, а также иные
юридические дела разрешаются различными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями. К этим органам, кроме судов
общей юрисдикции, относятся также конституционные и арбитражные суды,
третейские суды, иные государственные органы. Каждый из этих органов имеет свою
компетенцию, в соответствии с которой формируются правила подведомственности.
Подведомственность является
одним из центральных институтов процессуального права, который динамично
развивается после принятия Конституции РФ.
В
процессуальной литературе подведомственность
традиционно определяется как круг дел, отнесенных к ведению того или иного
органа, либо как свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению
определенными органами. В более поздних научных исследованиях
подведомственность определяется как относимость
нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к
ведению различных государственных, общественных, смешанных
(государственно-общественных) органов и третейских судов.
Судебная
подведомственность, так же как и подсудность, приобрели статус конституционных
правовых институтов, поскольку в силу ч.1 ст.47
Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том
суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.
Традиционно данное конституционное положение
трактуется как определяющее значение подсудности конкретного дела. Однако
представляется, что в данной статье заложено также разграничение
подведомственности юридических дел между судами разных ветвей судебной власти,
правила которой должны развиваться в отраслевом законодательстве.
Для более глубокого познания
подведомственности используются различные виды классификаций правил
подведомственности, позволяющие выявить особенности ее регулирования в
современном законодательстве.
Существуют различные виды классификаций правил
подведомственности по разным основаниям, что помогает глубже исследовать данный
институт и правильно его применять на практике.
Основные виды классификации:
1. в
зависимости от вида органов, к ведению
которых отнесено разрешение тех или иных дел.
Функцию судебной защиты прав
выполняют, кроме судов общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды. Свою
юрисдикцию имеют конституционные суды. Административная защита субъективных
прав осуществляется компетентными государственными органами. Таким образом, по
этому виду классификации выделяются подведомственности
конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов,
административных органов и др.;
2) в зависимости от характера рассматриваемых дел. Существует подведомственность трудовых, семейных,
жилищных, гражданских, административных и иных дел, имеющая свою
специфику;
3)
по нормативным актам, закрепляющим правила подведомственности, выделяются: а) правила, содержащиеся в специализированном
процессуальном законодательстве, прежде всего в ГПК;
б) правила, закрепленные в других нормативных актах, прежде всего почти во всех
кодексах материального права (Гражданском, Семейном, Таможенном, Налоговом и
т.д.) и других федеральных законах, которые не кодифицированы, например,
законодательстве о выборах.
Судебная подведомственность в
зависимости от количества юрисдикционных органов,
уполномоченных на разрешение одной и той же категории гражданских дел, делится на единичную и множественную.
Единичная, именуемая также исключительной,
предполагает разбирательство дел определенной категории только каким-либо одним
органом (дела о банкротстве рассматриваются только Арбитражным судом; дела о
восстановлении на работу – только судом общей юрисдикции).
При множественной подведомственности
устанавливаются разнообразные варианты разграничения компетенции суда и иных
органов по разбирательству юридических дел, в зависимости от которых выделяется
несколько разновидностей этой подведомственности (альтернативная, условная,
договорная, по связи дел).
Условная
подведомственность, называемая также императивной или смешанной,
предполагает предварительное досудебное разбирательство дела каким-то органом,
что является условием для принятия данного спора к производству суда. Такая
подведомственность обычно устанавливается не в процессуальных, а в иных
нормативных актах. Условная подведомственность предусмотрена например в Налоговом кодексе и иных
федеральных законах. Так,
в ч.2 ст. 138 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты
налоговых органов ненормативного характера действие или бездействие их
должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их
обжалования в вышестоящий налоговый орган).
Альтернативная
подведомственность допускает разрешение дела одним из нескольких юридических
органов по выбору заинтересованного лица, например, ст. 382 Трудового кодекса
РФ предусматривает альтернативную подведомственность по индивидуальным трудовым
спорам, т.е. право обратиться в Суд или в комиссию по трудовым спорам (КТС).
В
соответствии со ст. 391 ТК РФ в
судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника,
работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда
они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник
обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению
прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому
законодательству и иным
актам, содержащим нормы трудового права.
Альтернативная подведомственность установлена ФЗ «Об
обязательном медицинском страховании», в частности ст. 31 Закона устанавливает,
что тспоры по вопросам обязятельного
медицинског образования могут рассмтриваться
как в судебном,так и в
административном порядке – органом страховщика ПФР (ч.1 п.2).
В соответствии с п.7. ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
Решения
об установлении или отказе в установлении
трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой
пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы
в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему
соответствующее решение) и (или) в суд.
Договорная подведомственность - это
подведомственность, устанавливаемая взаимным соглашением сторон. Например, если
спор может быть разрешен в третейском суде, то стороны могут договориться о
передаче спора на разрешение третейского суда. Договор о передаче спора на
рассмотрение третейского суда, именуемый третейским соглашением, заключается
сторонами на основании Федерального закона от 24 июля
Выделяется также подведомственность
дел, определяемая по связи исковых требований.
Данный вид подведомственности включен в ч. 4 ст. 22 ГПК РФ, где содержится правило, позволяющее
определить подведомственность связанных между собой исковых требований, из
которых одни подведомственны арбитражным судам, а другие - суду общей
юрисдикции. В случае если их разделение невозможно, дело подлежит рассмотрению
и разрешению в суде общей юрисдикции.
В противном случае к производству принимается
только требование, подведомственное суду общей юрисдикции. В отношении
требований, подведомственных арбитражному суду, выносится определение об отказе
в принятии искового заявления.
Подводя
итог изложенному, необходимо отметить, что подведомственность,
являясь одним из центральных институтов процессуального права, урегулирована в
настоящее время не вполне удовлетворительно.
При
существенном расширении подведомственности судов общей юрисдикции общие нормы о
подведомственности в ГПК РФ чрезвычайно лаконичны и не отражают всей сложности
существующих правил подведомственности.
Весьма
серьезным недостатком регулирования подведомственности является разрозненность
специальных правил подведомственности, включенных в различные федеральные
законы, их неполнота и неполная согласованность с нормами процессуального
законодательства.
Хотя для определенной части споров
сохраняется административный и другой досудебный порядок, оказывающий различное
влияние на судебную подведомственность, в процессуальном законодательстве не
содержится на этот счет никаких правил.
Все
эти и другие недостатки в регулировании подведомственности привели к тому, что
сохраняется напряженность в разграничении подведомственности судов общей
юрисдикции с другими юрисдикционными органами.
Учитывая расширение судебной защиты
субъективных прав и обилие специальных норм о подведомственности в непроцессуальном законодательстве, нередко затрудняющее их
правильное применение, представляются целесообразными разработка и принятие
самостоятельного федерального закона о подведомственности. Это будет
способствовать систематизации общих и специальных правил судебной
подведомственности, а в конечном итоге - развитию судебной власти в гражданском
судопроизводстве.