Вопрос 1. Судебная власть и гражданское судопроизводство

Судебная власть… Это понятие является сравнительно новым для российской правовой доктрины. Законодательное закрепление этого термина  в России ведет свою историю от Конституции РФ 1993 г., где впервые в ст.10 было указано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В главе 7 Конституции РФ, озаглавленной «Судебная власть», определяются основные принципы организации и деятельности судов, высшие органы судебной власти и их компетенция, порядок назначения на должность судей высших судов РФ и некоторые другие вопросы.

Вопрос о понятии судебной власти является предметом исследования различных ученых: конституционалистов, процессуалистов, цивилистов. Один из видных современных исследователей гражданского процесса  Н.М. Кострова рассматривает судебную власть как новый вид государственной власти, которая реализуется при осуществлении правосудия всеми судами Российской Федерации посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в пределах своей компетенции в соответствии с нормами процессуального законодательства.

К основным чертам судебной власти можно отнести:

- во-первых, ее самостоятельность, которая обеспечивается особым порядком назначения и освобождения судей от должности. Судья, назначаемый в установленном порядке, может быть освобожден от должности: 1) по собственному желанию;   2) в связи с истечением срока, на который он был избран или назначен;   3) в связи с досрочным прекращением его полномочий квалификационной коллегией судей, т.е. судейским сообществом;    4) в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи;

- во-вторых, независимость в осуществлении судебной деятельности от других ветвей власти, предусмотренная ст. 120 Конституции РФ;

- в-третьих, равенство судебной власти с другими ветвями государственной власти.

Хотя независимость судей при отправлении правосудия предусматривалась и ранее,  в Конституции РФ появились новые положения о том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч.2 ст.120 Конституции РФ).

Данное положение имеет принципиальное значение прежде всего для гражданского судопроизводства, при отправлении которого суды довольно часто встречаются с различными подзаконными нормативными актами, произвольно изменяющими положения закона. Суды в подобных случаях вправе без какого-либо обращения к законодательным, исполнительным органам или Конституционному суду самостоятельно разрешать все возникающие в ходе судебного разбирательства правовые вопросы.

Данное право суда дополняется имеющейся у него возможностью обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такие запросы направляются также в конституционные (уставные) суды субъектов РФ, и их рассмотрение способствует установлению единообразия судебной практики по гражданским делам.

Реформа судебной системы: ее достижения и проблемы

Судебная система Российской Федерации развивается на основании конституционных положений. Ее структура устанавливается федеральными конституционными законами, что подчеркивает ее значимость и важность для государства и общества.

За годы, прошедшие после начала реформирования политической и правовой системы в Российской Федерации, многое достигнуто в проведении судебной реформы, в частности:

1)               созданы и успешно функционируют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, оказывающие весьма существенное влияние на всю правовую систему России;

2)               весьма динамично развивается система арбитражных судов, которая создавалась как двухзвенная, затем стала четырехзвенной. В настоящее время, результате принятия Закона 2014 г. N 2-ФКЗ Высший Арбитражный Суд России как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами был упразднен, а все вопросы, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда  России. Таким образом, произошло объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, Структура же судов нижестоящих инстанций  осталась  неизменной.  В результате образовались   две подсистемы нижестоящих судов - подсистема судов общей юрисдикции и подсистема арбитражных судов.

3)               в системе судов общей юрисдикции наиболее значимым явлением следует считать возрождение мировой юстиции. Число гражданских, уголовных и административных дел, разрешаемых мировыми судьями, растет из года в год, что характеризует востребованность мировой юстиции в обществе.

Эффективность работы судов во многом зависит от качества процессуального законодательства. Можно констатировать, что процессуальное законодательство в РФ развивается успешно, о чем свидетельствует принятие новых процессуальных кодексов, таких как:

1)   Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 18 декабря 2001 г.;

2)   Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый 14 июня 2002 г.;

3)   Гражданский процессуальный кодекс РФ, принятый 14 ноября 2002 г.

4)   Кодекс административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г.

Реализация конституционных положений о судебной власти в гражданском судопроизводстве привела к большим качественным и количественным изменениям как в законодательстве, так и в практике всех судов РФ, в частности, судов общей юрисдикции.

Качественными изменениями следует считать бурное развитие гражданского процессуального законодательства, приведшее к изменению его основных начал и многих процессуальных положений, регулирующих деятельность суда и других участников процесса. Одновременно растет и разнообразие категорий гражданских дел, о чем свидетельствуют статистические данные.

Что касается количественных изменений, то обращает на себя внимание резкое увеличение объема гражданских дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции.

Многие  конституционные положения о судебной власти полностью реализованы в законодательстве и практике. В частности они были реализованы в следующих Федеральных конституционных Законах

1)    О судебной системе РФ (ФКЗ от 31.12.1996 г. с изменениями, внесенными  5 февраля 2014 г.);

2)    О Конституционном Суде РФ (от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ с изменениями от 14 декабря 2015г.);

3)    О военных судах РФ ( от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ с изм. От 8 марта 2015 г.);

4)    Об арбитражных судах РФ (от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ с  изменениями от 22 декабря 2014г.);

5)     О Судах общей юрисдикции (от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ с изм. От 24 июля 2014г.). Принятие этого Закона явилось большим достижением  в сфере регулирования деятельности судебной власти. Проект Закона долго  разрабатывался и дорабатывался образованной в соответствии с распоряжением Президента РФ от 20 мая 2008 г. N 279-рп рабочей группой по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе на основе глубокого изучения законодательства Российской Федерации о суде. Закон пронизывает основная идея, что именно судопроизводство является основной функцией судебной власти, главным назначением судов. Данный Закон содержит как судоустройственные, так и судопроизводственные нормы, регулирующие порядок формирования и упразднения, состав и компетенцию Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также районных судов в Российской Федерации.

 

1)    О Верховном Суде Российской Федерации" (от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ). данный закон был принят в связи с объединением ВС России и ВАС России, которое предусмотрено Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" .

Согласно новой редакции ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд России является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

 Законом установлены основы компетенции Верховного Суда России по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС России в качестве суда первой инстанции. Большинство таких дел относится к административным делам. Соответствующие положения Закона корреспондируют с положениями Кодекса административного судопроизводства, вступившего в действие с 15 сентября 2015 г.;

В связи с объединением ВС России и ВАС России к полномочиям ВС России дополнительно отнесено рассмотрение судебных дел по разрешению экономических споров, которые до настоящего времени были подсудны ВАС России. В указанных целях законом предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС России. Судебные коллегии ВС России по-прежнему будут рассматривать в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством РФ дела в апелляционном и в кассационном порядке, а также в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - дела, отнесенные к подсудности ВС России;

Кроме того, в состав ВС России внесены следующие изменения. Вместо Военной коллегии ВС России создана Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС России. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, являвшегося отдельным судебным органом, в состав которого избирались судьи ВС России и ВАС России, создана Дисциплинарная коллегия ВС России в качестве судебной коллегии ВС России, состав которой избирается Пленумом ВС России из числа судей ВС России;

         Теперь структура судов общей юрисдикции и арбитражных судов выглядит следующим образом:

 

Верховный суд РФ

 

 

 

Суды субъектов РФ

Окружные (флотские) военные суды

Арбитражные суды округов

Районные суды

Гарнизонные военные суды

Апелляционные арбитражные суды

Мировые судьи

 

Арбитражные суды субъектов

 

 

Суд по ителлектуальным правам

 

 

 

Новеллой является создание в подсистеме арбитражных судов специализированного суда – Суда по интеллектуальным правам.

Статья 43.2 закона об Арбитражных Судах РФ определяет Суд по интеллектуальным правам как специализированный арбитражный суд, рассматривающий в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

 Постановлением Пленума ВАС России от 2 июля 2013 г. N 51 "О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам определено считать началом деятельности   Суда по интеллектуальным правам 3 июля 2013 г.

Постановлением  Пленума ВАС России от 8 октября 2012 г. N 60 "О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов «Суда по интеллектуальным правам» арбитражным судам даны соответствующие разъяснения. Данным Постановлением в т.ч. даны следующие разъяснения в отношении дел, подлежащие рассмотрению Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции и только в качестве суда кассационной инстанции (в ред. Постановления Пленума ВАС России от 2 июля 2013 г. N 50*(59)).

Дела, подлежащие рассмотрению   Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции:

1) в силу п. 4.2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ с учетом п. 2 комментируемой статьи дела, указанные в п. 1комментируемой статьи, подведомственны арбитражным судам независимо от субъектного состава участников спорных правоотношений, а также от характера спора.

Соответствующие дела подсудны Суду по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции.

При поступлении искового заявления, заявления по делу, подлежащему рассмотрению   Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, в иной арбитражный суд, такое заявление возвращается арбитражным судом заявителю на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. Если указанное обстоятельство выясняется после принятия заявления к производству арбитражного суда, этот арбитражный суд передает соответствующее дело в  Суд по интеллектуальным правам по правилам подсудности на основании ст. 39 АПК РФ. 

При поступлении в   Суд по интеллектуальным правам искового заявления, заявления по делу, не подлежащему рассмотрению Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, такое заявление возвращается заявителю на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. Если указанное обстоятельство выясняется после принятия заявления к производству Суда по интеллектуальным правам, он передает дело в соответствующий арбитражный суд по правилам подсудности на основании ст. 39 АПК РФ. Жалоба на определение  Суда по интеллектуальным правам о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда, с учетом ч. 3.1 ст. 188 АПК РФ, может быть подана в президиум Суда по интеллектуальным правам для рассмотрения в кассационной инстанции.

В случае если в одном заявлении соединено несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам (ч. 1 ст. 130 АПК РФ), одно из которых подсудно Суду по интеллектуальным правам, а другое - иному арбитражному суду первой инстанции, все дело подлежит рассмотрению Судом по интеллектуальным правам;

2) по смыслу п. 4.2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, п. 1 и 2 комментируемой статьи в их взаимосвязи с положениями ст. 1069 части второй ГК РФ арбитражным судам также подведомственны дела по спорам о возмещении вреда, причиненного:

- нормативным правовым актом в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

- ненормативным правовым актом, решением и действиями (бездействием) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

- решением федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий.

При этом, как в случае, когда требование о возмещении вреда заявлено в суд одновременно с требованием об оспаривании соответствующего акта, так и в случае, если требование о возмещении вреда заявлено отдельно, такое дело подсудно Суду по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции;

3) дела по спорам об установлении патентообладателя, о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования подлежат рассмотрению по правилам искового производства;

4) дела, перечисленные в п. 1-3 данного Постановления, в силу п. 6 ч. 2 ст. 17 АПК РФ рассматриваются коллегиальным составом судей. Эти дела не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей;

5) решения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в качестве суда первой инстанции, вступают в законную силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ) и могут быть обжалованы в порядке кассационного производства (ч. 2 ст. 273 АПК РФ).

Апелляционная жалоба на судебный акт, принятый Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, подлежит возвращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 264 АПК РФ;

6) по делам, рассмотренным Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, рассмотрение кассационных жалоб в порядке кассационного производства осуществляется также Судом по интеллектуальным правам (ч. 3 ст. 274 АПК РФ).

При этом особенностью такого рассмотрения, по сравнению с общими правилами рассмотрения дела судом кассационной инстанции, является то, что соответствующий пересмотр осуществляется не в составе трех или иного нечетного количества судей (ч. 4 ст. 17 АПК РФ), а президиумом Суда по интеллектуальным правам (ч. 1.1 ст. 284 АПК РФ), осуществляющим рассмотрение кассационных жалоб с учетом положений ст. 43.7 комментируемого Закона, а также Регламента арбитражных судов России.

Определения, принятые президиумом Суда по интеллектуальным правам, могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам гл. 36 АПК РФ.

7) дела, подлежащие рассмотрению Судом по интеллектуальным правам только в качестве суда кассационной инстанции.

Дела по спорам о защите интеллектуальных прав (за исключением указанных в абз. 2-7 данного пункта), в т.ч. дела по спорам о нарушениях интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, о праве преждепользования и после пользования, а также по спорам, вытекающим из договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров, подлежат рассмотрению арбитражными судами, если участниками спорных правоотношений являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, а соответствующий спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, в силу п. 4.2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ подлежат рассмотрению арбитражными судами независимо от того, выступает такая организация в суде от имени правообладателей (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями) или от своего имени, и от характера спорных правоотношений.

В порядке административного судопроизводства арбитражными судами подлежат рассмотрению, в частности, следующие дела о защите интеллектуальных прав:

- дела о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (абз

. 3 ч. 3 ст. 23.1

 данного Кодекса);

- дела о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 (в части недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг) и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, независимо от субъектного состава (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 данного Кодекса);

- дела об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ч. 1 (в части недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг) и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 30.1 данного Кодекса);

- дела об обжаловании решений и (или) предписаний антимонопольного органа по делам о нарушениях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции", независимо от субъектного состава (ч. 1 ст. 52 данного Закона).

Дела, указанные в данном пункте, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов РФ в качестве судов первой инстанции с учетом общих правил подсудности дел;

8) пересмотр в порядке апелляционного производства судебных актов арбитражных судов субъектов РФ по делам по спорам о защите интеллектуальных прав осуществляется арбитражными апелляционными судами;

9) пересмотр в порядке кассационного производства судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов по делам о защите интеллектуальных прав осуществляется  Судом по интеллектуальным правам Кассационные жалобы на такие судебные акты подаются в общем порядке, предусмотренном ст. 275 АПК РФ. При этом арбитражный суд, принявший решение по делу о защите интеллектуальных прав, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в Суд по интеллектуальным правам вне зависимости от того, какой арбитражный суд указан самим заявителем в качестве суда, в который подается кассационная жалоба (п. 1 ч. 2 ст. 277 данного Кодекса).

Таким образом, в  судебной системе современной России произошли существенные перемены: в 2013 г. начал свою работу первый специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам, в 2014 г. был упразднен высший суд арбитражной юрисдикции; закончен активный процесс создания судебных коллегий по административным делам в судах общей юрисдикции. Однако проекты создания отдельной системы судов административной юрисдикции (административной юстиции), в том числе проекты Верховного суда РФ, так не и получили своей реализации. Аналогичным образом не получили развития проекты создания в России ювенальной юстиции, хотя еще в 2000-х годах в Государственной Думе рассматривались проекты создания системы ювенальных судов. Тем не менее Верховным Судом Российской Федерации в 2011 году одобрено использование ювенальных технологий при рассмотрении судами дел с участием несовершеннолетних, но до сих пор в судебной практике содержание этого понятия не освоено.