Лабораторная работа №2
Моделирование процедуры (eEPC) в
методологии ARIS
Инструментарий: ARIS Express. Возможно
также выполнить задание на графических инструментах типа MS Visio, YeD Graph
Editor и др.
Цель занятия - получение детального
представления о процессном подходе к описанию организации, приобретение
основных навыков по построению системы бизнес-процессов организации, в том
числе, по выделению бизнес-процессов, определению их целей, владельцев и
ресурсного окружения.
Ниже приведены таблицы (табл. 1 и табл. 2) с типами объектов, связей, которые
необходимо использовать при построении данной диаграммы.
Примечание: если практическое занятие не предполагает
использование ARIS, то модели строятся на бумаге с применением типов объектов,
представленных в таблице, но без учета типов связей между ними.
При моделировании процесса может возникать
ситуация, когда процесс разделяется на ветки, или наоборот параллельные ветки
соединяются и далее выполнение происходит одинаково. Ветвление и соединение
процесса, как правило, подчиняется определенной логике, которая описывается с
помощью логических операторов и событий, образующих вместе сложное условие. Далее
приведена таблица, в которой описаны ситуации простого ветвления и соединения
процесса.
Пример построения модели процедуры в нотации ЕРС
Модель событийной цепочки процесса
(Extended event driven process chain - eEPC) разрабатывается для подробного
описания процессов, выполняемых в рамках подразделения, департамента или
конкретными сотрудниками. С помощью eEPC модели производится детализация
VAD-диаграммы.
В диаграмме eEPC отражена логика и
последовательность функциональных шагов в рамках одного анализируемого
бизнес-процесса, выполняемая организационными единицами. Помимо этого, в модели
также отображены ограничения по времени, налагаемые на отдельные функции.
Для каждой функции могут быть определены
начальное и конечное события, ответственные, материальные потоки, а также
проведена декомпозиция на более низкие уровни.
При моделировании бизнес-процессов часто
возникает ситуация, когда одно событие в рамках выбранного процесса может инициировать
выполнение нескольких функций одновременно, или функция может стать результатом
одного из нескольких событий. Ветвление и соединение процесса, как правило,
подчиняется определенной логике, которая описывается с помощью логических
операторов и событий, образующих вместе сложное условие.
В нотации еЕРС, для отображения таких
ситуаций, предусмотрены логические связи, отображаемые с помощью логических
операторов "И", "ИЛИ", "ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ".
Логические операторы:
·
Логический оператор "И", используется в случае, если в результате
наступления какого-либо события начинается параллельное выполнение двух и более
функций, либо в случае, если для начала выполнения функции требуется
наступление двух и более событий
·
Логический оператор "Исключающее ИЛИ", используется в случае,
если для начала выполнения функции требуется наступление одного из двух и более
событий либо в результате выполнения функции наступает одно из двух и более
событий
·
Логический оператор "ИЛИ", используется в случае, если для начала
выполнения функции требуется наступление хотя бы одного из двух и более событий
либо в результате выполнения функции наступает хотя бы одно из двух и более
событий.
Основные правила при построении модели
eEPC:
·
каждая функция инициируется и завершается событием,
·
в каждую функцию входит не более одной связи (стрелки), инициирующей
выполнение функции,
·
из каждой функции выходит не более одной связи, обозначающей завершение
выполнение функции
Ниже представлена декомпозиция
(детализация) одного из процессов VAD-диаграммы в виде модели процесса
"Заключение договора на поставку".
3. Задания для самостоятельной работы
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие классификации
процессов организации Вам известны? Сколько и какие уровни описания Вы бы
выделили, если бы Вам необходимо было структурировать бизнес-процессы
конкретной организации, обоснуйте свой ответ.
2 . Дан список событий и функций из
области обучения в вузе. Определи те, что является процессом, а что – функцией:
наступление учебного года; проведение учебных занятий; проверка контрольных
работ; выдача допуска на устранение задолженности; завершение учебного занятия;
учет посещаемости учащихся в журнале посещаемости; подача заявления учащимся о
досрочной сдаче зачетно-экзаменационной
сессии; окончание учебного года.
3. На рис. Приведены примеры процессно-событийных моделей. На одной из них
допущена ошибка. На какой модели допущена ошибка
4. На рисунке иллюстрируются процессно-событийная модель eEPC с допущенной ошибкой. Найти ошибку и обоснуйте ответ.
Кейсы
Кейс1
Кафедра «Русского и
иностранных языков и литературы факультета «Лингвистика», подчиняется
непосредственно декану профессору А.А.Федорову. Руководство кафедрой
осуществляет заведующий И.Е.Бондарева, доцент, кандидат политических наук. На
кафедре преподаватели дисциплины «Английский язык» Ю.А.Шевелева, доцент,
к.пед.наук. и дисциплины «Русский язык» С.У. Трусова, к. пед. Наук., а также
ученый секретарь П.Н.Морозовк.полит.наук
Задание к кейсу
Сформируйте модель организационной структуры кафедры «Русского и
иностранного языков и литературы» вуза на основании данного описания.
Кейс 2
Кафедра осуществляет функции,
сгруппированные по видам деятельности
1. Учебная и учебно-методическая деятельность.
1.1. Все виды учебных занятий по всем формам обучения по закрепленным за
кафедрой дисциплинам.
1.2. Разработка учебных планов по направлению подготовки ( календарные
учебные графики, рабочие программы по дисциплинам учебной и производственной
практики, программы итоговой государственной аттестации.
1.3. разработка учебно-методических комплексов дисциплин закрепленных за
кафедрой, проведение их согласования и
предоставление на утвержденном установленном порядке.
1.4. Осуществление в установленном порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации студентов.
1.5.Организация и осуществление предварительной защиты дипломных работ,
итоговая государственная аттестация выпускников по закрепленным направлениям
подготовки (специалистам) по всем формам обучения.
2. Научная деятельность.
2.1. Участие в научно-исследовательской деятельности университета в научных
исследованиях.
2.2. Проведение научно-методических
семинаров с обсуждением вопросов, направленных на повышение уровня
педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.
2.3. Проведение экспертной оценки законченных научно-исследовательских
работ, выдача заключений и рекомендаций на опубликование результатов научных
разработок, их внедрение и использование в учебном процесс.
2.4. Проведение экспертиз диссертационных работ, подготовка рецензий о
степени соответствия диссертационных работ принятым требованиям.
2.5. Организация научно-исследовательской работы студентов.
3. Организационная деятельность.
3.1. Организационная деятельность в соответствии с учебными планами,
графиком учебного процесса и годовым планом работы.
3.2. Обеспечение делопроизводства и документирования по функционированию
кафедры.
3.3. Комплектация и оснащение закрепленных за кафедрой помещений
соответствующим материально-техническим оборудованием, необходимым для
организации учебно-воспитательного процесса.
3.4. Оформление информационных стендов и стендов методического
сопровождения учебного процесса в лабораториях и компьютерных классах.
Задание к кейсу
Сформулируйте функциональные
модели верхнего уровня, исходя из описания деятельности кафедры «Русского и иностранного
языка и литературы» вуза . Определите и обоснуйте, сколько уровней
декомпозиции нужно для решения этого
задания.
Кейс 4
Описание ситуации для моделирования
процедуры "Разработка проекта мебели"
После получения
заявки от клиента, на разработку проекта будущей мебели, конструктором 1
категории (дизайнер) совместно с клиентом производится определение специфики
новой мебели. В результате с помощью MS Word формируется "Задание на
разработку макета новой мебели" необходимое для разработки вариантов
проектов мебели.
Когда в 3D MAX
подготовлены несколько вариантов проектов новой мебели, конструктор 1 категории
(дизайнер) согласовывает их с клиентом и определяет один рабочий вариант
проекта мебели. В случае, если ни один из вариантов клиента не устроил, вновь
инициируется процедура создания различных вариантов проектов мебели для данного
заказа.
Конструктор 1
категории (дизайнер) передает "Проект новой мебели" в отдел продаж
менеджеру по продажам, который отправляет его технологу. На основе отобранного
"Проекта новой мебели" технологом 1 категории производится расчет
ориентировочной сметы по данному проекту. На выходе получается документ MS
Excel "Смета проекта", который передается в бухгалтерию.
Заключительным
этапом рассматриваемого процесса является согласование окончательной стоимости
проекта. На этом шаге задействованы как бухгалтер, так и клиент.
Если
согласование прошло успешно, заключается договор на изготовление мебели. Если
же клиента не устраивает предполагаемая стоимость заказа, то, по желанию
клиента, либо весь процесс подготовки и утверждения проекта будущей мебели
инициируется вновь, либо работы по данному заказу прекращаются.
Описание детального процесса "Разработка
проекта мебели"
Детально описать один из процессов
Компании, входящий в группу процессов, в соответствии с текстом практического
занятия.
На диаграмме должны быть отображены:
основные действия и события в рамках описываемого процесса, расположенные в
логической последовательности.
Принципы построения диаграммы:
·
диаграмма изображается в направлении сверху-вниз на стандартном листе А4
или А3 в виде цепочки выполнения процесса;
·
первым и последним объектами цепочки являются события;
·
в цепочке процесса каждая функция начинается и заканчивается событием;
·
связи между событиями и функциями изображаются в виде стрелок в направлении
выполнения процесса;
·
справа от функций располагаются прикрепленные к ним должности и при
необходимости информационные системы, с помощью которых выполняются функции;
·
связи между должностями (информационными системами) и функциями
изображаются в виде сплошных линий;
·
слева от функции располагаются входные и выходные документы
(продукты/услуги), входные (используемые в ходе выполнения) - выше функции,
выходные (создаваемые на выходе) - ниже функции;
·
связи между документами и функциями изображаются стрелками (для входных -
от документа (продукта/услуги) к функции, для выходных - от функции к документу
(продукту/услуге)).
1. Войнов И. В., Пудовкина
С. Г., Телегин А. И. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт
построения ARIS-моделей: Монография. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. - 392 с.
2. Каменнова М.С., Громов
А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. -
М.: Весть-МетаТехнология, 2001.
3. Репин В. В.
Бизнес-процессы компании: Построение, анализ, регламентация. - М: Стандарты и
качество, 2007. - 240 с.
4. Шеер А.-В.
Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. - М.: Весть-МетаТехнология,
1999.