Лекция 29
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА России при ПРЕЗИДЕНТЕ Б. Н. ЕЛЬЦИНЕ
1.
Внешняя политика и международные отношения // Хрестоматия по
отечественной истории (1946-1995): Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина.
– М.: ВЛАДОС, 1996. – С.139-256.
2.
Внешняя политика Российской Федерации // Отечественная история
(1917-2001): Учебник /
Отв. ред. проф. И.М.Узнародов. – М.: Гардарики, 2002. – С.497-505; 524-531.
3.
Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики
страны. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
4.
Концепция внешней политики РФ // Независимая газета. – 2000. – 11 июля.
5.
Косолапов Н. Становление субъекта российской внешней политики // ProetContra. Внешняя политика России
1991-2000 гг. – 2001, Ч.1.
Зиновьев А. Русская
трагедия. Гибель утопии. - М., 2005
В
период реформ Россия сделала очень непростые шаги ради того, чтобы сломать
барьеры, отделяющие ее от Запада. До 1993 г. Запад не услышал от России «нет»
ни по одному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел РФ
А. Козырев выразился откровеннее многих: «Зачем нам своя внешняя политика, если
в Вашингтоне ее делают лучше?»
Перелом наступил после заявления президента США У. Клинтона о том, что США
намерены распространить НАТО на Восток. Это было настолько неожиданно, что
пребывавший в Польше с государственным визитом Б. Н. Ельцин сказал, что «ничего
не имеет против». Но по возвращении в Москву он заявил о наступающем
«холодном мире». В период 1994—1996 гг. Россия пыталась узнать, чем она могла
напугать усиливающийся западный военный союз. Ведь в ноябре 1990 г. в Париже
Горбачев подписал Хартию о безблоковойЕвропе.
Варшавский договор исчез. Но почему продолжал расти Североатлантический союз?
Происходящее
расширение НАТО и увеличение числа членов Европейского союза во всей остроте
ставили вопрос о подлинном месте России в Европе. Далеко не все на Западе с
легкостью воспринимают игнорирование крупнейшего европейского государства.
При этом Россия не вышла из процесса сокращения стратегических вооружений,
поддерживать баланс которых с США ей становилось все тяжелее. Президент США Дж.
Буш-старший удивил многих,
когда быстро переориентировался с Горбачева на Ельцина. Он давил на российское
руководство с целью подписания Договора о
стратегических наступательных вооружениях-2 (СНВ-2). Ельцин же показывал всем,
что теперь основывает безопасность своей страны не на оружии устрашения, а на
постоянном смягчении напряженности и дружбе с США. Первое конкретное обсуждение
проблем заключения Договора СНВ-2 состоялось во время первой встречи на высшем
уровне Буш — Ельцин в феврале 1992 г., но завершилось созданием единого
документа только через 11 месяцев.
Согласно
Договору СНВ-2 обе страны согласились на сокращение на 2/3 стратегических
ядерных потенциалов (СНВ-1 — на 1/3). Были оговорены инспекции на местах.
Предполагалось к 2003 г. уничтожить все «тяжелые ракеты» (типа СС-18 и СС-19),
все многозарядные (мирвированные) стратегические
ракеты. К 2000 г. общая численность триады боезарядов не должна была превышать
4250 единиц, а к 2003 г. — 3000 единиц. К 2003 г. общая численность
баллистических ракет подводных лодок не должна была превышать 1750 единиц.
Договор СНВ-2 с трудом прошел ратификацию в Государственной Думе. Многие
депутаты не желали расставаться с последним признаком великодержавности страны,
ее самозащиты. В 1995 г. Россия и США продлили на все обозримое будущее запрет
на испытание всех видов ядерного оружия.
В 1997 г. НАТО приняло решение о вступлении 10 новых государств в его состав.
Россия предъявила свои возражения, апеллируя к достигнутым еще М. С. Горбачевым
договоренностям о том, что НАТО не будет расширяться. Но поскольку эти
договоренности носили устный характер, они не были приняты в расчет.
Правда,
в силу взаимных интересов Запад не планировал открыто идти на обострение
отношений с Россией. Но и Россия не могла существенно противодействовать
расширению НАТО. В мае 1997 г. между Россией и НАТО был подписан
Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В
документе говорилось о том, что стороны не рассматривают друг друга в качестве
противников. Но надо понимать, что этот документ всего лишь декларация, которая
не содержала никаких обязывающих положений.
Этот дружественный шаг был вскоре полностью проигнорирован западными
союзниками в процессе принятия решения о первом за историю
Североатлантического союза силовом действии за пределами зоны традиционной
ответственности НАТО — бомбардировке Югославии весной 1999 г. Предыстория этого
события такова.
В 1998 г. разразился так называемый косовский кризис. Югославское правительство
начало борьбу с албанскими сепаратистами в крае Косово. Военные столкновения
привели к страданиям гражданского населения. Международное сообщество потребовало
прекратить нарушения прав человека. Но в этом конфликте страны НАТО стали на
сторону косовских албанцев. Запад обвинил Югославию в геноциде и 24 марта 1999
г. напал на нее, не имея санкций со стороны Совета Безопасности ООН.
Государственный секретарь США М. Олбрайт объявила, что белградское
правительство под давлением массовых налетов авиации Североатлантического союза
сдастся на 4-й день и пойдет на условия, ведущие к отделению югославской
провинции Косово. Американцы недооценили решимость граждан Югославии. На 78-й
день бомбардировок, когда Белград был готов бороться и дальше, администрация
Ельцина направила в Белград Черномырдина, который в буквальном смысле заставил
президента Югославии С. Милошевича подписать капитуляцию перед Западом.
Но даже эта помощь не вызвала у американского руководства желания видеть в
России партнера. Стремление России получить под временный контроль небольшую
территорию Косова (чтобы уберечь от репрессий сербское меньшинство Косовского
края) было отвергнуто Вашингтоном самым энергичным образом. Узнав о движении
российских подразделений к косовской столице Приштине, американская сторона
начала недельные дебаты в Москве и Хельсинки — ровно столько, сколько нужно
было для оккупации всего Косова войсками НАТО и полной изоляции здесь небольших
российских войск. Запад полностью блокировал единственную просьбу России
образовать анклав вокруг исторических православных монастырей и Косова поля,
что позволило бы тысячам местных косовских сербов найти убежище и избежать
насилия албанской Армии освобождения Косова.
Вскоре Косово было оккупировано американцами и их союзниками, к власти в
Югославии пришло проамериканское правительство.
Действия стран Запада на Балканах — это еще один пример гуманитарной
интервенции, когда НАТО вмешалось во внутренние дела иностранного государства
под лозунгом защиты гуманитарных прав. Российская элита увидела в этих
действиях явный вызов национальным интересам России, а военные действия в
Косове рассматривала как репетицию будущих акций НАТО против Российской
Федерации или ее союзников, прежде всего Белоруссии.
Все эти события стимулировали процесс расширения НАТО. В 1999 г. Польша, Чехия,
Венгрия вступили в НАТО. А такие страны, как Албания,
Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, стали
новыми кандидатами на вступление в альянс.
В этом же году альянс принял новую стратегическую концепцию, согласно которой
НАТО, кроме коллективной обороны, готово было выполнять и другие
военно-политические миссии, к тому же и за пределами территорий стран —
участниц блока.
В итоге в конце 1990-х гг. косовский кризис и возобновление боевых действий в
Чечне наряду с другими факторами привели к ухудшению отношений Российской
Федерации с Западом до такой степени, что впервые за десятилетие возникла
возможность прямого вмешательства западных стран в дела России в форме
экономических, политических и даже военных санкций. Все это доказывало, что
Запад занимал достаточно враждебную позицию по отношению к России. Об этом
свидетельствует политика двойных стандартов. Именно в 1990-е гг. европейские
государства и органы Евросоюза стали активно выступать с критикой ситуации с
правами человека в России, имея в виду прежде всего
события в Чечне и в целом на Кавказе. Но в то же время
они упорно не желали замечать ущемления прав русскоязычного населения в странах
Балтии.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ Под
давлением суровых экономических и социальных обстоятельств в России
рассасывается слой прозападной интеллигенции, чья симпатия и любовь по
отношению к США были идеологической основой проамериканского курса внешней
политики страны при позднем Горбачеве и раннем Ельцине. Именно эта
интеллигенция создавала в России положительный имидж Запада, именно она
готова была рисковать, идти на конфликт с правительственными
структурами ради защиты и сохранения связей с западными странами. |
ТОЧКА ЗРЕНИЯ Что
Россия получила в ответ на многочисленные уступки Западу? Конкретно следовало
бы выделить следующее: Как
подтвердилось довольно скоро, обещания в политике — вещь эфемерная. В январе
1994 г. президент США Клинтон указал на возможность расширения НАТО за счет
бывших членов Организации Варшавского договора. Американские политические
реалисты преподнесли дипломатам новой России довольно жестокий урок
приоритета конкретного силового анализа над «новым мышлением для нашей страны
и для всего мира». Не сразу последовавшая реакция Москвы впервые за много лет
никак не сложилась в гарантированное «да». Строго
говоря, при расширении НАТО речь идет не о «добавке» к многомиллионному
контингенту альянса армий вновь вступающих в него государств, не о
современных аэродромах в часе езды от российских границ и даже не о контроле
над территорией, которая может послужить трамплином для наступлений на
Москву. Речь идет о неудаче курса, начатого Петром Великим и патетически
продолженного демократами-западниками с 1988 г. — речь идет о новой изоляции
России. |