ЛЕКЦИЯ 9.

РАЗВИТИЕ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ССР В 1953-1964ГГГ

 

1.    Замедление  темпов промышленного развития  в начале 60-х гг. Рост военных расходов. Курс на ускорение научно-технического прогресса.

2.Успехи и неудачи социальной политики

 

Список литературы

1.  Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002: Учебное пособие. М., 2003.

2.  Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

3.  История России в новейшее время. 1945-2001од ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.

4.  Кожинов В.В. Россия. Век XX (1939-1964). М., 2002.

5.  Новейшая история Отечества. XX век: Учебля студ. высш. учеб. заведений. В 2-х т. /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд; испр. и доп. Т.2. М., 2002.

6.  Новейшая отечественная история. XX в. Учебник для студ. высш. учеб. заведенийод ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова: В 2-х кн. Кн. 2. М., 2004.

7.  Пихоя Р.Г. Советский союз: История власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000.

8.  Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): Новое прочтение. М., 1995.

9.  Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.

10.          Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995) /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996.

11.          Шульгин В.С., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX–XX вв. 3-е изд. М., 2002.

Список дополнительной литературы

12.          Аджубей А. Те десять лет [1954-1964 гг.: Из воспоминаний]// Знамя. – 1988. – кн. 6, кн. 7.

13.          Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Т.1. От прошлого к будущему. – Новосибирск, 1997.

14.          Безнин М.А. Крестьянская базарная торговля 50-60-е гг.// История СССР. – 1991. - №1.

15.          Безнин М.А. Крестьянский двор российскогонечерноземья в 1950-1965 гг.// Отечественная история. – 1992. - №3.

16.          Безнин М.А., Димани Т.М. Социальный протест колхозного крестьянства (вт. п. 1940-х – 1960-е гг.)// Отечественная история. – 1999. - №3.

17.          Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. – М., 1991.

18.          Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995. Утопия у власти. В 4-х томах. Т.2. – М., 1996.

19.          Гусейнов Р. История экономики России. – М., 1999.

20.          Дедков И. Время Хрущева. Взгляд из провинции.// Свободная мысль. – 1996. - №1.

21.          Зезина М.Р. Шоковая температура: от 1953 – к 1956 гг.// Отечественная история. – 1995. – №2.

22.          Зеленин И.Е. Целинная эпопея: разработка, принятие и осуществление первой хрущевской «сверх программы» (сент. 1953 – н. 60-х гг.»).// Отечественная история. – 1998. - №4.

23.          Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике после сталинского руководства.// Отечественная история. – 1995. - №4.

24.          Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. – М., 1993.

25.          Ильин В.В. и др. Хрущевское время (1953-1964).// Ильин В.В. и др. Реформы и контрреформы в России. – М., 1996.

26.          История социалистической экономики СССР. В 2-х томах. Т.2. – М.: Наука, 1976.

27.          Котов В.И. Этнографическая ситуация в РСФСР в 60-80-е гг.// Отечественная история. – 1992. - №5.

28.          Медведев Р. Н.С.Хрущев: Политическая биография.// Дружба народов. – 1989. - №7.

29.          Мемуары Н.С.Хрущева.// Вопросы истории. – 1994.

30.          Народное хозяйство СССР за 70 лет. – М., 1987.

31.          Никитаева Е.Б. Российская деревня в 60-70-е гг.// Социально-политический журнал. – 1996. - №6.

32.          Новейшая история Отечества ХХ в. В 2-х томах. Т.2./ Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М., 1998.

33.          Первушин С.П. 1953-1964: на пути к реформе 1965 г.// Экономика и жизнь. – 1991. – янв. (№2).

34.          Печатнов В.О. СССР глазами американской разведки 50-80-е гг.// Новая и новейшая история. – 1996. - №3.

35.          Пумпянский А. Третий вождь: [О жизни и реформаторской деятельности Н.С.Хрущева].// Новое время. – 1994. - №15.

36.          Развитие социалистической экономики СССР в послевоенный период. – М., 1965.

37.          Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство XIX-ХХ вв. – СПб., 1998.

38.          Синявский А.С. Российский город в 1960-е – 80-е гг. – М., 1995.

39.          Смирнов К. Синдром Хрущева.// Огонек. – 1994. - №9-10.

40.          Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории 1941-1991. – М., 1999.

41.          Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990 гг./ Под ред. И.А.Бутенко, К.Э.Разлогова. – М., 1996.

42.          Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 2000.

43.          Хрестоматия по отечественной истории. В 2-х томах. Т.2. (1945-1995 гг.). – М., 1996.

44.          Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. Взгляд изнутри. – Т.1. – М., 1994.

45.          ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. – М., 1991.

 

 

1.  ЗАМЕДЛЕНИЕ  ТЕМПОВ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ  В НАЧАЛЕ 60-Х ГГ. РОСТ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ. КУРС НА УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.

Шаги Н. С. Хрущева по разоблачению сталинских преступлений породили в стране определенные надежды на возможность нового нэпа с его элементами экономического и внутрипартийного плюрализма. Но этого не произошло. Благоприятные возможности для кардинального реформирования советской системы, направления ее движения по пока еще не родившемуся «китайскому» пути, равно как и опыт нэпа, Хрущевым не были использованы. Вышедшие из «сталинской шинели» новые вожди так и остались заложниками административно-командной системы и не смогли до конца порвать со сталинизмом. Несмотря на важные шаги, сделанные Н. С. Хрущевым по либерализации советского общества, реального прорыва не произошло ни в отношении норм партийной жизни, ни в деятельности государственных и общественных институтов, ни в социальной и экономической политике. «Мы – продукты... революции. Мы были воспитаны на примерах Сталина», – объяснял впоследствии причины своей робости Хрущев. Поэтому он и другие руководители его поколения не смогли психологически решиться на поиски новых направлений, на кардинальное обновление советского общества.

 В мае 1957 г. Н. С. Хрущев сформулировал лозунг «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения», ставший движущим мотивом и философией всех последующих преобразований «великого десятилетия».

Как и десятилетия назад, цивилизационный вызов Запада был интерпретирован Хрущевым и его окружением как чисто количественный. Советское руководство, как и западные политики, отказывалось видеть культурные различия между СССР и Западом. Вновь задача всеобъемлющей модернизации была сужена до задач ускоренного развития народного хозяйства. Советская система в поисках адекватного ответа на «действующий, – по выражению Хрущева, – на психику людей всего западного мира объем производства США», а также отставание от крупнейшей капиталистической державы в области новейших технологий, технической оснащенности народного хозяйства, в производительности труда вновь пошла по пройденному пути. «Сработать» на опережение по опыту Японии и некоторых западных стран СССР не позволили, с одной стороны, геополитические амбиции партийных олигархов вкупе с их специфической политической культурой, сформированной в предвоенные годы, а с другой – инерция системы и реалии «холодной войны». Стремление советского руководства скорее догнать Америку породило массовые приписки, показуху.

В 1959 году на ХХV съезде КПСС он выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству продукции на душу населения к 1970 году. Оптимистические расчеты Никиты Сергеевича основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Его расчеты не учитывали не только богатство американской экономики, но и то, что СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Перед ним стояло много других проблем. Очень много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что делалось для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Но известно, что прямые денежные вливания без изменения законов взаимодействия производителя с государством не приносят положительного результата. Инвестиции должны тщательно продумываться. Еще в СССР нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги.

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В промышленности была сделана попытка преодолеть научно-техническое отставаниеот Запада. С 1955 г. главными направлениями развития промышленности были намечены электрификация, комплексная механизация и автоматизация.

В целом промышленность продолжала развиваться по экстенсивному пути.

Приоритетным оставался военно-промышленный комплекс (ВПК). Нарастал разрыв между производством группы «А» (средства производства) и группы «Б» (предметы потребления).

Выход из экономических трудностей пытались найти в административных реформах, в перестройке управления экономикой.

В 50-е годы была предпринята попытка устранения негативных явлений в промышленности. В первую очередь это коснулось системы управления промышленными предприятиями. В 1957 г . правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ ССС.

К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось более 300 тыс. предприятий. Управлять ими в новых условиях из столичных министерских кабинетов становилось все труднее. Н. С. Хрущев увидел в ликвидации министерств и переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство от неэффективного вмешательства в местные дела, ослабить влияние бюрократии. Чисто интуитивно советский лидер стремился децентрализовать управление в стране и ограничить монополию центра на власть. Численность аппарата органов государственного и хозяйственного управления была сокращена почти на треть и в 1960 г. составляла 1,2 млн человек, т. е. была самой низкой за все послевоенные годы.

С переходом на новые принципы управления улучшились возможности рационального использования экономического потенциала регионов, меньше стало встречных перевозок. Широкие права получили совнархозы в области труда и заработной платы. Однако реформа не изменила самих принципов управления и планирования в народном хозяйстве, а лишь заменила отраслевую его организацию на территориальную. Она не затрагивала экономического механизма, системы интересов и стимулов и, соответственно, трудовую мотивацию работников. Как следствие, народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивно, общая его эффективность снижалась, постоянно падала и производительность труда.

Также весьма невелики были успехи в изменении структуры промышленного производства. Так, несмотря на все усилия по развитию химической промышленности, ее доля в общей структуре промышленности СССР оставалась незначительной. Вскоре стали вполне очевидны принципиальные недостатки новой системы: местничество и стремление регионов использовать ресурсы для собственных целей. Самое же главное – это были локальные, эволюционные изменения, направленные прежде всего против бюрократической централизации и не предполагавшие революционной ломки всей организационной структуры управления народным хозяйством страны.

В 1957 г. вместо отраслевых министерств были созданы Советы Народного Хозяйства (Совнархозы). Это была коренная перестройка в управлении промышленностью. Хрущев видел в этой форме управления приближение местных партийных и советских органов к управлению промышленностью, что избавляло правительство от вмешательства в местные дела. Подавляющее большинство министерств были против такой реорганизации. Против было и большинство руководителей предприятий. Они считали, что будет утрачено квалифицированное руководство заводами, под угрозой окажется технический прогресс. Но Хрущев настоял на своем.

Система Совнархоза строилась по принципу объединения управления предприятиями различных отраслей на территории одного административно-экономического района. Так, Тамбовская область во  шла в состав Центрально-Черноземного Совнархоза. По СССР всего было создано 105 экономически административных районов, в том числе в России – 70. На первом этапе реорганизация управления дала значительный эффект. Уже в 1958 г. прирост производимого национального дохода составил 12,4 % по сравнению с 7 % 1957 г. Произошло удешевление управленческого аппарата. Ускорился процесс технической реконструкции производства. Совнархозы работали в хорошем темпе. Однако прошло 2 – 3 года и стало очевидным – эффект оказался кратковременным. Смена министерств на Совнархозы, будучи не подкрепленной мерами экономического стимулирования технического прогресса, привела к падению производительности труда, ограничила возможности проведения единой технической политики. Стиль и методы работы практически не изменились. Стали проявляться и такие негативные явления как местничество, диктат и администрирование по отношению к предприятиям со стороны местных партийных и советских органов. Замедлились темпы роста национального дохода, что вызвало осложнения с доходами населения, с товарными ресурсами, стали расти цены.

Предпринимались попытки исправить положение организационными мерами. В 1962 г. создаются  территориальные колхозно-совхозные производственные управления, которые по замыслу должны были сделать управление сельским хозяйством конкретным и оперативными.

В ноябре 1962 г. происходит разделение партийных органов по производственному принципу. Ликвидировались сельские райкомызамен из создавались парткомы производственных колхозно-совхозных управлений и зональные промышленно-производственные партийные комитеты, в краях и областях – сельские и промышленные крайкомы, обкомы. Все эти новации ни к чему положительному не привели. Был фактически разъединен единый механизм управления. Аппарат областных органов значительно увеличился, а в районах сократился. Произошло еще большее отчуждение местных Советов от их функций как органов советской власти. Возникала административная неразбериха из-за полной неопределенности разделения функций тех или иных учреждений. Доходило до абсурда, когда больницы, хлебопекарни районного центра, считавшегося промышленной зоной, не обслуживали население окрестных колхозов и совхозов, так как они входили в другую сферу управления – сельское производственное управление. Часто возникала ситуация двоевластия. В аппарате царила обстановка неопределенности и тревоги. Предложения о реорганизациях следовали одно за другим. В конце 1964 г. намечалась новая глобальная перестройка в народ.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством направление ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г ., разгон демонстрации студентов в 1958 г .). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Реформа управления промышленностью: ликвидация 10 промышленных министерств; создание совнархозов; опережающий рост промышленности группы «А».

Итоги: превышение возможностей увеличения дефицита госбюджетаеконтролируемое развитие группы «А»;приток неквалифицированной рабочей силы

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Правда предприятиям было разрешено переходить на самофинансирование из собственных фондов. Никита Сергеевич стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Т.е. реальные производители ресурсов уходили изпод влияния центральной номенклатуры и повышали власть и влияние периферийной. Н.С.Хрущёв, возможно, надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников и скорее всего именно из-за урезания сфер влияния центральной номенклатуры. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

В 1955 году население СССР достигло предвоенного уровня. В 1959 году численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в 1960 году превысило его. Во второй половине 50-х годов СССР по отчетам партийных секретарей выполнил задачи индустриализации. Однако сельское хозяйство давало только 16% национального продукта, в то время как промышленность - 62% и строительство - 10%. На первый план выдвигалась необходимость повысить уровень жизни. Послесталинские реформы стали давать некоторые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни (хотя реально говорить вообще о уровне жизни в то время - трудно). Н.С.Хрущёв говорил, что необходимо работать больше и лучше. Но производительность труда, стимулируемая только коммунистической сознательностью не могла долго продержаться.

 Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 годы в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет. Но все эти изменения были осуществлены в приказном порядке сверху. Вместо того чтобы продумать законодательную и правовую базу для самостоятельного возрождения отраслей на базе простого человеческого желания улучшить свое благосостояние и свою значимость в обществе, советское руководство продолжало “дело партии”, т.е. пыталось самостоятельно решать все и за всех.

Особых успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. В 50-е годы стали предоставляться льготные кредиты застройщикам индивидуальных домов. Это улучшило положение с жильем в малых и средних городах и сельской местности. В 60-е гг., когда конструкторы и архитекторы обеспечили организацию типового домостроения на индустриальной основе, резко возросло жилищное строительство, позволившее обеспечить к концу 70-х гг. 80% семей в городах отдельными квартирами.

Промышленность, в отличие от сельского хозяйства, развивалась уверенно. Начинается децентрализация руководства промышленностью, и предприятия передаются в республиканское подчинение. На XX съезде КПСС говорилось о необходимости возрастания научно-технического прогресса.

Большие надежды возлагались на развертывающуюся в СССР научно-техническую революцию. Большим успехом на Всемирной Брюссельской выставке пользовались представленные СССР станки с числовым программным управлением. В СССР родилось и впервые было внедрено одно из самых значительных изобретений века в области металлургии – технология непрерывного литья заготовок. Создание быстродействующих электронно-счетных машин, достижение промышленности полимеров, полупроводников поднимали производство на новый уровень. В 1956 г. был утвержден Генеральный план электрификации железных дорог. В 1958 г. была разработана рассчитанная на 15 лет программа развития газовой промышленности.

Постановление ЦК КПСС (май 1958 г.) стимулировало развитие химической промышленности. Крупными государственными программами были подкреплены освоение космоса, химизация народного хозяйства и другие направления НТР. Были созданы некоторые условия для творческой работы ученых и инженеров, которые имели хорошее образование, материальные стимулы и руководствовались патриотическими побуждениями. В СССР впервые в мире появились атомная электростанция, атомный ледокол «Ленин», суда на подводных крыльяхсторическим достижением советской науки и техники явился пуск первой в мире Обнинской промышленной АЭС мощностью в 5 тыс. кВт. Большой резонанс в мире вызвали спуск на воду в декабре 1957 г. первого атомного ледокола «Ленин», вывод на орбиту первого искусственного спутника Земли (октябрь 1957 г.), пилотируемого Ю.Гагариным космического корабля (12 апреля 1961 г.).

Смелым шагом явилась реорганизация управления промышленностью и транспортом, проведенная в 1957 г. В соответствии с ней начался переход от отраслевого принципа управления через министерства к управлению по территориальному принципу на основе экономических административных районова этом этапе в стране была осуществлена коренная перестройка топливного баланса: возросла добыча нефти и газа, их доля в общем объеме энергоресурсов повысилась в три раза, с 19,7 до 60,2%. Для транспортировки этих ценных видов топлива были построены трубопроводы на дальние расстояния самых больших диаметров в мире с высокой пропускной способностью.

Существенное развитие получил морской транспорт, по тоннажу которого Советский Союз вышел на пятое место в мире.

Такое достижение НТР, как изобретение реактивного и турбовинтового самолетов, нашло широкое применение в нашей стране – вся авиация была переведена на реактивное топливо, воздушные линии стали обслуживаться высокоскоростными самолетами, СССР резко расширил сеть международных авиалиний.

В эти годы осуществлялась техническая реконструкция железных дорог – они переводились на электровозную и тепловозную тяги. С 1958 г. в СССР прекращен выпуск паровозов.

Получил развитие автомобильный транспорт, увеличились масштабы автодорожного строительства. Все это обусловило кардинальные изменения в структуре транспортной системы – в ней стали ведущими прогрессивные средства передвижения.

Децентрализация управления привела к оживлению производства. Повсюду на предприятиях развернулась экономическая учеба, и страна была втянута в водоворот экономических экспериментов. Был выдвинут лозунг химизации народного хозяйства. Огромные капиталовложения в это время были направлены в химическую отрасль. В 1965 по сравнению с 1950 г. производство минеральных удобрений увеличилось в 6 раз, синтетических и пластических масс – в 13 раз, химических волокон – в 17 раз.  В 1956 г. принят план электрофикации железных дорог на 15 лет, который был успешно осуществлен.

Вторая половина 50-х годов была периодом самого динамичного в послевоенное время развития Советского государства. Среднегодовой прирост промышленного производства составлял в конце 50-х годов 10–12%, сельскохозяйственного – 8%. Эти высокие темпы роста были достигнуты на экстенсивной основе. Промышленное производство росло главным образом за счет нового капитального строительства, а также технической реконструкции построенных ранее заводова рубеже 50—60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А» (производство средств производства). В 1950-х первой половине 60-х объем их производства вырос в 4-5 раз.  Высокими темпами развивались машиностроение и приборостроение. Предприятия группы «Б» (легкая, пищевая) развивались медленнее. Однако и их рост был двукратным.   

Во второй половине 50-х годов развитие промышленности страны поднялось на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Хрущев не сумел понять необходимость коренной перестройки производственных отношений, отказа от командно-административной системы, перехода к экономическим методам управления. Главные надежды возлагались на организационную перестройку.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. Союзные министерства, согласно закона от 10 мая 1957 г., были заменены сотней совнархозов, на региональном уровне управляющих предприятиями, которые должны были устанавливать прямые связи между собой (упрочение горизонтальных связей между предприятиями за счет традиционных вертикальных связей).

Эта реформа облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, которые были в загоне в то время, когда руководство осуществлялось из центра. Совнархозы сделали много для становления территориальных связей, они устранили часть нерациональных перевозок, развили производство товаров народного потребления для местных нужд. Вместе с тем было затруднено функционирование ряда секторов крупной промышленности. Колоссально развилось местничество. В 1962 г. произошло укрупнение совнархозов (их осталось 43) и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 – Высший совет народного хозяйства СССР,  которому были подчинены Госплан, Госстрой и другие хозяйственные госкомитеты.

Таким образом, реформы Хрущева в области сельского хозяйства и промышленности стимулировали децентрализацию управления экономикой. Однако они носили непродуманный характер, что отрицательно сказалось на экономическом  развитииовысился уровень народного образования. Созданная сеть школ, техникумов, вузов позволила сформировать хороший кадровый потенциал страны, что положительно отразилось на развитии науки, культуры. Это, в свою очередь, давало возможность осуществлять новую техническую революцию, обеспечило освоение космоса. Быстрыми темпами развивались радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Именно в эти годы в стране был создан свой ядерный и ракетный потенциал, построен первый в мире искусственный спутник Земли, а затем космический корабль, совершен первый полет человека в космос, построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли.

В широких масштабах шло освоение новых районов и месторождений полезных ископаемых. Страна урбанизировалась. Росло национальное богатство в виде тысяч новых предприятий, сотен новых городов и поселков.

Освоение новых земель, строительство городов и предприятий создавало новые рабочие места, что, в свою очередь, обеспечивало здоровый социально-психологический климат в государстве, уверенность в получении работы, жилья, минимальных бытовых и социально-культурных благ и услуг, уверенность в завтрашнем дне.

 

2.  УСПЕХИ И НЕУДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В социальной области были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. В эти годы был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения. Это нашло выражение в Законе о пенсиях, в снижении налогов, в отмене платы за обучение в средней школе и вузах, во введении минимальной гарантированной зарплаты в сельскохозяйственном производстве, в повышении зарплаты в других отраслях, сокращении продолжительности рабочей недели и др.

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере. Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении и создании ракетно-ядерного щита был низкий уровень жизни, неразвитые потребности и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся. Если в развитых странах Запада удельный вес заработной платы и личного потребления в национальном доходе на протяжении многих десятилетий составлял 60–80 %, то в СССР к началу 50-х гг. – 33,4 %, тогда как в 1928 г. он равнялся 58,1 %. Чтобы поддерживать миф об успехах социалистического строительства, в Москву, Ленинград и некоторые другие крупные города свозились продукты со всей страны. С этой же целью в течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством «глубокого удовлетворения» и расценивалось как зримое свидетельство заботы партии и правительства о народе. Между тем социальные проблемы продолжали углубляться. В результате снижения цен многие товары быстро исчезли с прилавков магазинов, более всего товарный голод ощущался в провинции. Массовое снижение цен без учета спроса населения усиливало социальное неравенство. Для большинства семей с низким достатком дорогостоящие товары по-прежнему были недоступны, в то же время высокообеспеченные категории людей получили дополнительные возможности для их приобретения. На рубеже 50-х гг. особую остроту приобретает жилищная проблема. На одного человека в городе приходилось жилой площади почти на 2 м меньше, чем полагалось по санитарной норме. Коммунальная квартира, в которой проживало несколько семей, становится основным типом городской квартиры.

Начало перестройки социальной политики было положено уже весной 1953 г. В письмах трудящихся новому руководству сначала робко, затем все решительней повторяется требование: «Мы все пока живем только для будущего, но не для себя... Улучшение материальной жизни народа совершенно необходимо...» Низкий уровень жизни большинства советских граждан, включая невысокий уровень потребления непродовольственных товаров, низкое качество жилья и благоустройства населенных мест, вынудил власть принять ряд неотложных мер по обеспечению населения продовольственными и промышленными товарами.

К середине 50-х гг. необходимость доказывать преимущества социализма в мирном соревновании с капитализмом наиболее наглядным путем – через уровень жизни – заставила Хрущева всерьез заняться повышением народного благосостояния, обратить более пристальное внимание на социальные вопросы. Сразу после XX съезда были отменены введенные в 1940 г. суровые наказания за опоздания на работу и прогулы, а также запреты на перемену места работы. В 1956 г. рабочая неделя была сокращена на два часа: с 48 до 46 часов. В последующие годы ее продолжительность сократилась в среднем до 40 часов.

Хрущев отказался от проведения массового, ежегодного снижения цен и основной упор в социальной политике сделал на увеличение денежного вознаграждения за труд через заработную плату, на премии и пенсионное обеспечение. Уже в марте 1956 г. колхозам было разрешено 50 % заработанных средств расходовать на авансирование труда колхозников. С января 1957 г. примерно на треть был повышен минимум заработной платы для рабочих и служащих. Более всего заработная плата была повышена в стратегически важных отраслях промышленности и производствах с тяжелыми условиями труда. Впервые за годы Советской власти государство пыталось материально стимулировать труд. Однако «примазин» (принцип материальной заинтересованности) слишком очевидно противоречил сути планово-распределительной системы, и дальше отдельных экспериментов дело не пошло.

Летом 1956 г. было серьезно изменено пенсионное законодательство. Средний размер государственной пенсии был повышен по отдельным категориям населения в два раза. Мужчины теперь могли получать пенсию (при наличии трудового стажа) с 60 лет, а женщины с 55. Новая пенсионная система сокращала существенный разрыв в размерах пенсионного обеспечения различных категорий населения и в то же время сохраняла необходимую дифференциацию в зависимости от квалификации труда и заработка каждого выходящего на пенсию. Вопрос о пенсионном обеспечении колхозников был решен лишь осенью 1964 г.

В рамках новой социальной политики были снижены налоги на низкооплачиваемые категории работников, повышены пособия многодетным семьям. Росту реальных доходов населения способствовала отмена в 1956 г. всех видов оплаты за школьное и высшее образование, а затем – отмена обязательной подписки на государственные займы. Изменение социальной политики позволило в короткий срок повысить уровень жизни советских людей, приблизить его к стандартам развитых западных стран.

 Уровень жизни советских людей в 60-е годы значительно повысился. Реальные доходы на душу населения выросли в 1,5 раза, а доходы колхозников удвоились. Расширялась сфера бытовых услуг. Как в городах, так и в селах появились телевизоры, холодильники, стиральные машины. 25 апреля 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикреплявший трудящихся к их предприятиям. Теперь рабочие могли менять место работы, уведомив об этом администрацию за две недели. Минимальная заработная плата в государственном секторе была повышена примерно на 35 %.

В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Пенсионный возраст для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более.  Колхозники же и в этой области оказались обделенными: лишь с 1 июля 1964 г. они получили право на пенсию, а пенсионный возраст наступал для них на пять лет позже.

Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. Продолжительность рабочей недели была сокращена с 48 до 46 часов. Определенным достижением во внутренней политике времен «оттепели» следует считать отмену с 1 сентября 1956 г. платы за обучение в старших классах средней школы, а также в средних специальных и высших учебных заведениях. 31 августа того же года вышло постановление ЦК КПСС и правительства «О развитии жилищного строительства в СССР».  За последующие 10 лет  городской жилищный фонд увеличился на 80%.Впервые за всю историю государства высокими темпами велось жилищноестроительство. В середине 50-х гг. в стране начинается настоящая «жилищная» революция. Объявив войну «архитектурным излишествам», Хрущев поставил задачу в 10–12 лет покончить с недостатком жилья. В короткие сроки в городах возводились целые микрорайоны новых пятиэтажных домов с квартирами небольшой жилой площади, рассчитанной на одну семью (впоследствии они получили название «хрущевки»). Впервые в жизни многие тысячи семей получили возможность жить в отдельных квартирах, покинув бараки, подвалы и коммуналки. С 1956 по 1960 г. в новые квартиры переселилось почти 54 млн. человека 1955 – 1964 гг. новоселье справил каждый четвертый гражданин страны.

Пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Но на рубеже 50–60-х годов возможности проведения благоприятной социальной политики уменьшились: сказались сбои в экономике, новое обострение «холодной войны»  привело к росту военных расходов.

С 1958 г. казна перестала брать с одиноких женщин налог за бездетность. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. С конца 50-х годов началась продажа товаров в кредит. В июле – ноябре 1964 г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников.

Ситуация в экономике напрямую отражалась в социальной сфере, на уровне жизнисоветских людей. Были достигнуты ощутимые успехи в этом: повышалась зарплататменялись обязательные покупки рабочими и служащими облигаций госзаймов (выплатыпо этим займам были заморожены на 20 лет), отменялись все виды платы за обучение,вводились пенсии по возрасту для рабочих и служащих, сокращался рабочий день.

Социальная политика

д) Повышение жизненного уровня: повышение зарплаты, пенсий, паспорта, пенсииколхозникам, снижение пенсионного возраста, снижение продолжительности рабочей недели, отмена платы за обучение, отмена обязательных госзаймов, широкомасштабноестроительство, укрепление материальной базы науки, образования, здравоохраненияультуры

е) Ухудшение экономической ситуации – решение проблем за счет трудящихсянижение тарифных расценок на производстве; рост цен на продукты; импорт зерна

Социальная политика, как и все начинания Н. С. Хрущева, носила непоследовательный и половинчатый характер. Ради ускоренного рывка в «светлое коммунистическое будущее» упор в социальной политике, проводимой Н. С. Хрущевым, делался на развитие системы общественных фондов потребления, слабо связывающих человека с результатами его труда, а также на строительство бесплатного государственного жилья, получение которого также не было прямо связано с итогами труда. Такой подход к решению социальных проблем подрывал все прежние установки власти, направленные на стимулирование экономической заинтересованности работников. В то же время он способствовал быстрому росту потребностей, постепенному замещению преобладающего в советском обществе «спартанского» типа личности, ориентированной на «голый энтузиазм», на беспрекословное выполнение указаний сверху, человека-винтика, на новый тип личности, с иной, фактически несовместимой с советской системой ценностей. С началом 60-х гг. в народе все активнее звучат требования улучшения материального положения трудящихся.

Вывод.Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г . на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Несмотря на успехи, достигнутые экономикой СССР, груз ее проблем постепенно нарастал. Политика Хрущева в начале 60-х годов стала вызывать раздражение увсе большего количества людей. Его реформаторская деятельность привела к снижению жизненного уровня народа. Хрущев вызывал злобу у сталинистов, но своей непоследовательностью и шараханиями он наживал себе врагов и среди бывших союзников. Главная опасность для Хрущева исходила от верхов партийно-государственного аппарата. Они были напуганы постоянными реорганизациями. Среди них и родилась идея заговора против Хрущева.

В октябре 1964 г. Хрущев вынужден был уйти в отставку.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев. Новый лидер советского общества пришел к власти под лозунгом «стабильности», которая очень скоро превратилась в «застой».