Лекция 22.
«НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.Переход к политике «Новое политическое мышление»
2.Вывод войск из Афганистана
3. Ликвидация Организации Варшавского договора
4. Объединение Германии
В середине 1980-х гг. новое руководство
СССР резко активизировало внешнюю политику. Были определены следующие
традиционные для советской внешней политики задачи: достижение всеобщей
безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в
целом, социалистического содружества в особенности; укрепление отношений с
освободившимися странами, прежде всего со странами «социалистической
ориентации»; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими
странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.
Эти
задачи были одобрены XXVII съездом КПСС в начале 1986 г. Однако в 1987—1988 гг.
в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге
М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (осень
1987 г.). Активное участие в определении и реализации принципов «нового
мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел, член
Политбюро ЦК КПСС Э.А. Шеварднадзе и секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС
А. Н. Яковлев. Смену курса символизировала замена многоопытного министра
иностранных дел А. А. Громыко первым секретарем ЦК компартии Грузии Э. А.
Шеварднадзе, имевшим до этого лишь опыт комсомольской и милицейской работы и не
владевшим никакими иностранными языками.
«Новое политическое мышление» (НПМ) во внешней политике явилось попыткой
реализации «идей перестройки» на международной арене.Основные принципы НПМ сводились к следующему: отказ
от вывода, что современный мир расколот на две противоположные
общественно-политические системы — капиталистическую и
социалистическую, и признание современного мира единым, взаимосвязанным; отказ
от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух
противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой
безопасности; отказ от принципа пролетарского, социалистического
интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми
другими (национальными, классовыми и т. п.).В
соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской
внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное
решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии,
прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого
европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.В качестве
решающего шага на этом пути Политический консультативный комитет стран
Варшавского договора по инициативе советского руководства принял вмае 1987 г. «Берлинскую декларацию» об одновременном
роспуске ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций.Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз
предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных
отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета
СССР. В августе 1985 г., в сороковую годовщину атомной бомбардировки Хиросимы,
СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия, предложив другим ядерным
державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило
представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому
мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. В 1990 г. к нему вернулись. 15
января 1986 г. генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев выступил с
заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался
план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI в. В феврале 1987 г. в
Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества»
Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные
отношения, соединить нравственность и политику, заменить древний принцип
«хочешь мира — готовься к войне» современным «хочешь мира — борись за мир».
Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе
советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре
1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М. С. Горбачева с президентами
США Р. Рейганом и Дж. Бушем-старшим способствовали
уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя
государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В
декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и
малой дальности). Он положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению
через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае
1988 г., он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в том числе
2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. В
июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических
наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший
ликвидацию части ядерного оружия.
ВЫВОД ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА
На
XXVII съезде КПСС в 1986 г. прозвучали слова Горбачева о скором выводе
советских войск из Афганистана: «Мы хотели бы, чтобы уже в самом близком
будущем вернулись на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по
просьбе его правительства». В 1987 г. в ходе переговоров М.
С. Горбачева и Р. Рейгана была достигнута договоренность о прекращении
американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда
советских войск.
8 февраля 1988 г. Горбачев выступил с заявлением, которое гласило, что
правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную
дату начала вывода советских войск — 15 мая 1988 г. В Женеве 14 апреля
1988 г. были подписаны документы по вопросам политического урегулирования
вокруг Афганистана. Данные документы не касались внутренних проблем
Афганистана, которые вправе решать лишь сам афганский народ. Значение женевских
соглашений заключается в том, что они поставили преграду внешнему вмешательству
в дела Афганистана, дали шанс самим афганцам установить мир и согласие в своей
стране. Вступив в силу 15 мая 1988 г., эти соглашения регламентировали процесс
вывода советских войск и декларировали международные гарантии о
невмешательстве, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. 15
февраля 1989 г., как предусматривалось женевскими соглашениями, из Афганистана
были выведены последние советские войска.
Вывод советских войск из Афганистана стал важнейшим внешнеполитическим актом
СССР. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР осудил и признал
грубой политической ошибкой «необъявленную войну» в Афганистане. Эта оценка
была отражена в постановлении Съезда «О политической оценке решения о вводе
советских войск в Афганистан в декабре 1979 года». Таким образом, была
подведена черта под этой затяжной войной. В Афганистане погибло свыше 13 тыс. советских
солдат, десятки тысяч были ранены, сотни были захвачены в плен. С 1989 по 1991
г. помощь просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал главным
образом в виде оружия, боеприпасов и продовольствия.
ПОДПИСАНИЕ ВЕНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
В
январе 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался
привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а
также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая
свободу слова, совести, религии и убеждений).
В соответствии с взятыми обязательствами в мае того же года были подготовлены
проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из
СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и
расходов на оборону в течение 1989—1990 гг.». Согласно ему, в том же году
началось сокращение Вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный
вывод советских частей из других стран. Оборонные расходы были сокращены на
14,2%.1989 год стал переломным в отношениях между СССР и Китаем. Поскольку вывод
советских войск из Афганистана
и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые,
по мнению руководства КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами
(советские войска в Монголии, Афганистане и вьетнамские войска в Кампучии), то
оставалась лишь «кампучийская проблема». Руководство СССР своим примером и
прямым политическим влиянием смогло убедить руководителей Вьетнама в
необходимости вывода своих войск из Кампучии (он был завершен осенью 1989 г.).
Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в Пекине в мае — июне 1989 г. Стороны заявили о
нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить
переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от
совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного
сотрудничества.1989 год стал переломным и в отношениях между СССР и странами
социалистического содружества. Правительство СССР взяло курс на перевод
взаиморасчетов в рамках СЭВ на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.
Это серьезно сказалось как на дестабилизации рубля, так и на всей системе
«экономической взаимопомощи». Данное обстоятельство стало одной из причин
резкого падения авторитета правящих партий социалистических стран, которые
длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный
экономический и военно-политический союз с СССР.
Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию
восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от
власти (вторая половина 1989 г. — начало 1990 г.).
СПОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Увидев,
что в советско-американских отношениях со всеми странами Советский Союз идет на
большие уступки, Япония также решила не упускать свой шанс. На рубеже 1980—1990-х
гг. вопрос о «северных территориях» прочно вошел в повестку дня всех встреч
между руководителями СССР и Японии.Общественное
мнение Японии требовало возврата четырех южных островов Курильской гряды. По
улицам Токио разъезжали автобусы, увешанные плакатами: «Осуществить немедленное
возвращение северных территорий Японии!», «Прекратить незаконную оккупацию
Советским Союзом Кунашира, Итурупа, Хабомаи и
Шикотана!», «Четыре северных острова — исконно японские земли!». Эта
«самодеятельность» направлялась правительством Японии. Японская сторона
заявляла, что подпишет мирный договор с СССР только при том
условии, если в нем будет четко определено, что «северные территории» переходят
к Японии. В обоснование данной позиции японской стороной приводятся различные
аргументы. Но так же как японцы считали, что «северные территории» являются их
собственностью, с не меньшим убеждением советские граждане воспринимали эти
острова исконно своими.В
апреле 1991 г. состоялся визит М. С. Горбачева в Японию. Японская сторона
ожидала, что Президент СССР выступит с комментариями по вопросу о выводе
советских военных сил с «северных территорий». Однако в результате визита
Советский Союз только признал территориальные претензии Японии, был перечислен
список спорных островов, были обозначены позиции обеих сторон. Был подписан
меморандум о советско-японских межправительственных консультациях и соглашение
между правительством СССР и правительством Японии о
сотрудничестве в оказании технического содействия реформам по переходу к рыночной
экономике в СССР. Однако вопрос о передаче островов остался открытым, в связи с чем подписание мирного договора так и не произошло.
ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА
В Польше президент В. Ярузельскийв
начале 1989 г. в очередной раз поручил представителю правящей Польской
объединенной рабочей партии (ПОРП) сформировать правительство, но эта попытка
вновь не удалась. Горбачев целенаправленно стимулировал декоммунизацию
восточноевропейских стран. Ярузельский в апреле 1989
г. начал переговоры с оппозицией. Для создания коалиционного правительства был
призван деятель «Солидарности» Т. Мазовецкий.
Некоторые деятели ПОРП пытались блокировать этот процесс. Но в дело вмешался
Горбачев. 22 августа 1989 г. он позвонил главе польских коммунистов М.
Раковскому и убедил того в необходимости сотрудничать в переходе власти к
«Солидарности». В решающем телефонном разговоре с Раковским Горбачев
призвал «вести дело к национальному примирению». Именно это санкционировало
мирный переход от коммунистического режима к демократическому строю в Польше.
Узнав о событиях в Варшаве, государственный секретарь США Дж.
Бейкер сказал: «Горбачев оседлал тигра, и представляется, что он даже
пришпоривает его».
Базовые перемены в Венгрии не вызвали противодействия горбачевского руководства.
Критически важной для СССР оставалась обстановка в ГДР. Горбачев впервые
осложнил отношения с ГДР, когда добился нейтрального отношения ее правительства
к 130 гражданам, укрывшимся в западногерманской миссии в Восточном Берлине в
августе 1989 г. В сентябре 55 тыс. восточных немцев запросили убежища в
Чехословакии. Затем Венгрия открыла свою западную границу, и жители Восточной
Германии начали переходить через Венгрию в Австрию. Основополагающие перемены в
Восточной Германии последовали сразу после визита туда М. С. Горбачева по
случаю 40-летия ГДР в начале октября 1989 г. Визит готовил первый заместитель
министра иностранных дел СССР А. А. Бессмертных. Руководитель
ГДР Э. Хонеккер на встрече с Бессмертных представил
ему цифры, свидетельствующие о значительных экономических успехах его страны.
Один из сторонников курса Горбачева в окружении Хонеккера
сказал Бессмертных, что часть представленных данных не соответствует
действительности. А. Бессмертных сообщил Шеварднадзе и Горбачеву, что Хонеккер живет в мире грез, а кроме того, против него
выступают уже и его приближенные.Во время встречи в
Берлине Горбачев говорил с Хонеккером достаточно
жестко. Он доказывал, что единственный способ остановить демонстрации,
происходившие по всей стране, — взять курс на перестройку по советскому
образцу. Только так Хонеккер может спасти свой режим.
Однако во время последнего визита в СССР Хонеккер был
шокирован пустотой полок в магазинах. Советская экономика находилась в
коллапсе, в то время как в ГДР живут самые процветающие в социалистическом мире
люди. И им еще указывают, как вести дела!
На официальной церемонии Горбачев призвал восточных немцев начать осуществление
реформ. Он также заявил, что восточногерманская политика должна делаться «не в
Москве, а в Берлине».По возвращении в Москву Горбачев
сказал соратникам, что Хонеккер должен уйти, и как
можно скорее, поскольку «восточногерманское руководство не может контролировать
ситуацию».
Горбачев также приказал, чтобы советские войска в ГДР (почти 0,5 млн человек) не вмешивались во внутригерманские события.7 октября Хонеккер
приказал секретной полиции ГДР использовать оружие и слезоточивый газ для
разгона демонстраций. Но глава секретной полиции ГДР Э. Кренц,
зная о позиции Горбачева, выступил против приказа Хонеккера.
Демонстрации в стране продолжались.25 октября во время визита в Финляндию
Горбачев заявил, что СССР «не имел права, ни морального, ни политического»,
вмешиваться в дела Восточной Европы.Так
Советский Союз, содержавший еще войска в ряде восточноевропейских стран,
лишился «пояса безопасности», который через несколько лет станет чужой зоной
влияния, с натовскими базами в часе езды от Петербурга.Вывод
советских войск с территории Венгрии, Польши и Чехословакии подорвал военное
сотрудничество теперь уже бывшего социалистического лагеря. 25 февраля 1991 г.
в Будапеште было принято решение о денонсации Варшавского договора.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ
В
конце 1989 г. демонстрации в ГДР приняли массовый характер. Основным
требованием демонстрантов стала либерализация политического режима. Руководство
ГДР разделилось по вопросу о том, как поступать с недовольными, кроме того,
стало ясно, что оно теперь предоставлено само себе.Э. Хонеккер, только что
оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов в
отношении протестующих. Но большинство членов Политбюро СЕПГ не согласилось с
его мнением, и в середине октября Хонеккер и его
главные союзники были вынуждены уйти в отставку. Новым генеральным секретарем
СЕПГ стал Э. Кренц. Правительство возглавил X. Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ,
слывший сторонником экономических и политических реформ.Новое руководство попыталось стабилизировать
ситуацию, пойдя навстречу некоторым особенно распространенным требованиям
демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны
(пропускные пункты в Берлинской стене были открыты для граждан ГДР 9 ноября
1989 г.) и провозглашены свободные выборы. Эти шаги оказались недостаточными, и
Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в
отставку. На спешно созванном съезде в январе 1990 г. СЕПГ была переименована в
Партию демократического социализма (ПДС). Председателем обновленной партии стал
Г. Гизи, юрист по профессии, защищавший ранее
нескольких восточногерманских диссидентов.Неожиданным,
в том числе и для политиков обоих германских государств, стало согласие
Горбачева на объединение Германии путем присоединения ГДР к ФРГ. В ноябре 1989
г. была открыта государственная граница между ними. Была разрушена Берлинская
стена.
Объединению Германии предшествовали непростые процессы. Инициатором объединения
выступала администрация США. Активную позицию занял канцлер ФРГ Г. Коль. СССР
использовал диалог по вопросу объединения Германии для решения собственных
проблем, и в первую очередь получения кредитов от Запада для проведения
«перестроечных» реформ. Для США существенным оставался вопрос согласия СССР на
вхождение объединенной Германии в состав НАТО. В качестве условий объединения
СССР выдвинул целый комплекс предложений: организация цивилизованного ухода 400
тыс. советских солдат, выполнение всех коммерческих контрактов, заключенных
между ГДР и СССР, сокращение армии ФРГ, увеличение германских инвестиций в
Советском Союзе.28 февраля 1990 г. президент США Дж. Буш-старший
позвонил М. С. Горбачеву и весьма жестко сообщил, что он и канцлер Г. Коль, находившийся в это время с визитом в Вашингтоне,
полагают, что объединенная Германия должна оставаться в Североатлантическом
союзе. Горбачев ответил: «Я подумаю».
Эксперты обращали внимание Горбачева на то, что необходимо добиться хотя бы
того, чтобы объединенная Германия покинула Североатлантический союз. Когда
премьер-министр ГДР Г. Модров посетил Москву 5—6
марта 1990 г., Горбачев сказал репортерам, что любая форма участия объединенной
Германии в НАТО «абсолютно исключена».
На состоявшихся в ГДР в марте 1990 г. выборах в Народную палату победу одержал
блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским
Демократическим союзом (ХДС). Этот избирательный блок требовал объединения с
Западной Германией, что только подогревало ситуацию.
Воссоединение Германии оценивалось мировыми политиками неоднозначно. Британский
премьер-министр М. Тэтчер во время визита в Москву сказала, что «ни один
разумный человек» не может не почувствовать беспокойство, видя перспективу
огромной объединенной германской мощи в сердце Европы. Англичане, как и
русские, пострадали от Германии. И ныне процесс перемен в Германии идет слишком
быстро, «так что мы должны очень осторожно отнестись к происходящему».
Более всего были обеспокоены германским объединением Франция и Великобритания.
Президент Франции Ф. Миттеран стремился замедлить процесс, который делал 82 млн объединенных немцев неравным
партнером 60-миллионной Франции. Премьер-министр Англии М. Тэтчер дважды
посылала своего министра иностранных дел Д. Хэрда в
Москву, чтобы остановить «капитуляцию» русских. Но Горбачев уже принял решение;
он видел в США и Германии своих главных партнеров.Дело с Германией решилось в ходе встречи министра
иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и госсекретаря США Дж. Бейкера в
Копенгагене 5 июня 1990 г. Американцы так оценили проведенную встречу: «Отвечая
на американский запрос без малейшего колебания, свойственного Горбачеву в
Вашингтоне, Шеварднадзе сделал еще один гигантский шаг в направлении признания
Советским Союзом объединения Германии внутри НАТО. Он сказал, что, если
американские гарантии будут кодифицированы, Советский Союз может согласиться на
германское объединение еще до окончания 1990 г.».12 сентября 1990 г. в Москве
СССР, США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ был подписан Договор об
объединении Германии. Объединенная Германия признала
послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, она заявила, что с ее
земли будет исходить только мир, обязалась не производить и не иметь на своей территории
ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и
военно-воздушные силы. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать, объединившись с Федеративной
Республикой Германией.
ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕНИЯХ
Договор
об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, подписанный окончательно в
Париже 19 ноября 1990 г., был важнейшим актом завершения «холодной войны».
Советский Союз согласно этому договору обещал Западу феноменальное сокращение
своего превосходства в обычных вооружениях в Европе.Хотя это был многосторонний договор, но все дело
свелось к нажиму США на СССР, где Горбачев пообещал произвести колоссальные
сокращения. Запад свел все дело к тому, что военные в Советском Союзе пытаются
использовать всяческую недоговоренность или двусмысленность в договоре с тем,
чтобы сохранить часть своих сокращенных сил.Спорной оставалась судьба 753 БМП (боевых машин
пехоты) морской пехоты, размещенных в двух регионах — в районе Мурманска и в
Крыму. В этом вопросе Вашингтон получил в результате переговоров еще одну
советскую уступку — согласие на включение 753 БМП в общий зачет ограничения
вооруженных сил в Европе (ОВСЕ). 27 мая 1991 г. у Горбачева состоялся очень
важный телефонный разговор с Бушем.Доминировали
три темы: ОВСЕ, СНВ и экономическое сотрудничество.
Буш сказал Горбачеву, что если советская сторона подвинется «чуть-чуть», то
откроется дорога для поездки президента Буша в Москву. Горбачев ответил, что
получил письмо Буша и дал инструкции министру иностранных дел (с января 1991
г.) А. А. Бессмертных ввести в ОВСЕ «новые идеи». Ключевое решение было принято
на встрече Бейкера и Бессмертных в Лиссабоне 1 июня 1991 г.
14 июня 1991 г. на специальной сессии послов в Вене был подписан Договор ОВСЕ.
Долгие годы СССР имел значительное преобладание над Западом на европейском
театре в обычных вооружениях: 60 тыс. танков (плюс 4,4 тыс. производимых
ежегодно новых танков) давали весомый аргумент наземным силам СССР.Теперь этот аргумент потерял
силу. В качестве платы за нормализацию отношений с Западом Россия ограничила
себя 6400 танками. Происходит падение производства в отраслях, создававших
обычные вооружения. Накопленных запасов еще, возможно, хватит на 5—10 лет, пока
не станет ясным, что России нужно заново создавать свое вооружение.
Как
это было |
Процитируем
американского участника тех переговоров Гартхофа:
«Все проблемы были окончательно решены односторонним обещанием Советского Союза
принять на себя некоторые дополнительные
обязательства, уступая в вопросе о сокращениях с тем, чтобы удовлетворить
двадцать одного участника договора. Советская сторона «сохранила лицо», но она так или иначе взяла на себя обязательства по
дополнительным сокращениям». Даже американец не может найти двусмысленных слов:
«По внешним признакам Советский Союз (или скорее нужно говорить о Генеральном
штабе) не сделал роковых уступок, но по существу и в целом он сделал эти
уступки...»
СНВ-1
Президент
США Дж. Буш-старший в июле
1991 г. прибыл в Москву. Главным вопросом встречи в Москве было подписание 31
июля 1991 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений —
СНВ-1. Это был объемистый документ в 700 страниц. На реализацию СНВ-1
отводилось 8 лет. Американцы сразу же после завершения переговоров ОВСЕ обратились к стратегическим потенциалам. Некоторые
(главные) цифры были уже согласованы. Подготавливаемый договор СНВ-1 оставлял
каждой стороне 4900 боезарядов стратегического назначения. Для достижения этого
уровня СССР нужно было сократить численность боезарядов на межконтинентальных
баллистических ракетах (МБР) с 6595 единиц до 3028 единиц и на стратегических
подводных лодках — с 2810 ядерных боезарядов до 1872. Советская сторона должна
была сокращать свои баллистические ракеты со скоростью одна в 66 часов на
протяжении 7 лет. США соглашались сократить численность ядерных стратегических
боезарядов на межконтинентальных шахтных баллистических ракетах с 2450 до 1444
единиц; на стратегических подводных лодках — с 5056 до 3456 единиц боезарядов.Американцы чрезвычайно
опасались советских МБР типа СС-18 («Сатана») — 8 боезарядов на одной МБР и
СС-19 — 6 боезарядов на одной ракете. Им казалось чрезвычайно привлекательным
стимулировать процесс замены разделяющихся головных частей на моноблоки. Так
упрощалось слежение за противостоящей стороной, легко можно было обнаружить МБР
нового типа. Гораздо проще, чем создавать новые ракеты с единственным боезарядом,
было использовать старый арсенал, размещая одну боеголовку там, где прежде их
было 6—8 единиц.Главное
состояло в том, что тяжелые МБР, составлявшие основу советских стратегических
сил, сокращались наполовину (с 308 до 154 единиц), а структура американских
ядерных сил, в которой ведущая роль отводилась ядерному подводному флоту,
оставалась, по существу, неизменной.Предметом особых
размышлений американской стороны были две советские ракетные системы — наземная
СС-18 (американцы полагали, что она может нести 14 и более боезарядов) и ее
морской вариант — СС-Н-23, оснащенная четырьмя стратегическими боезарядами.
Американцев более всего волновал возможный быстрый выход СССР из ограничений,
налагаемых договором СНВ. Американское давление на советскую сторону в 1991 г.
было неприкрыто грубым. Это, в частности, признал госсекретарь Дж. Бейкер: «На протяжении многих лет мы стремились убедить
Советский Союз сократить численность их боезарядов. Теперь они
наконец соглашаются с нами, а мы вдруг говорим им: «Нет, постойте! Мы придумали
еще более сложный способ вашего разоружения».
Каждая сторона имела право содержать 1600 стратегических запускающих устройств
в наземных шахтах и на подводных лодках. Стороны ограничивались 6000 ядерных
боезарядов (4900 наземных баллистических ракет; 1540 зарядов на тяжелых
ракетах; 1100 зарядов на мобильных запускающих устройствах).Наибольшему
сокращению подвергались быстродействующие ракетные системы.Сокращения предусматривались неравные: 25%
сокращений для Соединенных Штатов и 35% для Советского Союза. СССР обязался
уменьшить вдвое численность тяжелых МБР.
Переговорный процесс предполагалось продолжить. Советская сторона желала знать,
когда дело дойдет до сокращения тактического ядерного оружия, но руководство
США довольно жестко отвергло подобные идеи. Так же жестко американская сторона
ответила Горбачеву и по другому важному вопросу — о прекращении подземных
испытаний. Ответ был краток: американская сторона не готова рассматривать
этот вопрос.Ухудшение
внутриэкономического положения в СССР в 1989—1991 гг. заставило руководителей
страны обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира,
прежде всего странам «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция,
Италия, Япония). В 1990—1991 гг. они оказали СССР «гуманитарную помощь»
(продовольствием, медикаментами, медицинским оборудованием). Серьезной
финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» и Международный валютный
фонд (МВФ), обещая такую помощь, летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на
неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Они все больше склонялись к
поддержке отдельных республик СССР, политически и материально поощряя их
сепаратизм. Тем не менее по закрытым каналам
широкомасштабная помощь кредитами была оказана. В итоге внешний долг СССР за
период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд долларов (без учета долга по ленд-лизу).8
декабря 1991 г. руководители трех славянских республик, приняв решение о
ликвидации Союза ССР и создании СНГ, прежде всего сообщили об этом президенту
США.
Документы
эпохи |
Биографическая
справка
Эдуард
Амвросиевич Шеварднадзе. Шеварднадзе родился 25 января 1928
г. в селе МаматиЛанчхутского района Грузии. В 1951 г.
окончил партийную школу при ЦК компартии Грузии, в 1959 г. — Кутаисский государственный
педагогический институт им. А. Цулукидзе. Член КПСС с 1948 г. С 1946 г. на
комсомольской работе. С 1964 г. — первый заместитель министра, с 1968 г. —
министр охраны общественного порядка Грузинской ССР (министр внутренних дел
Грузинской ССР). В 1972—1985 гг. — первый секретарь ЦК компартии Грузии. В июле
1985 г. назначен министром иностранных дел СССР. В 1991 г. — член Политического
консультативного совета при Президенте СССР. В 1992 г. стал председателем
Государственного совета Республики Грузия. В октябре того же года в результате
парламентских
выборов
стал главой грузинского государства — председателем парламента республики. 5 ноября 1995 г. был избран президентом Грузии. 9
апреля 2000 г. переизбран на второй срок. 24 ноября 2003 г. ушел в отставку,
уступив требованиям оппозиции.
Из
выступления М. С. Горбачева в ООН 7 декабря 1989 г.
Мы намерены расширить участие Советского Союза в контрольных механизмах по
правам человека при ООН и в рамках общеевропейского процесса. Мы считаем:
юрисдикция Международного суда в Гааге в отношении толкования и применения
соглашений в области прав человека должна быть обязательной для всех государств.В контексте
хельсинкского процесса рассматриваем и снятие помех для передач всех
иностранных радиостанций, вещающих на Советский Союз.В
целом наше кредо таково: политические проблемы решать только политическими
средствами, человеческие — только по-человечески...По согласованию с нашими
союзниками по Варшавскому договору мы приняли решение вывести к 1991 году из
ГДР, Чехословакии и Венгрии шесть танковых дивизий и расформировать их. Из
групп советских войск, находящихся в этих странах, будут выведены также
десантно-штурмовые и ряд других соединений и частей, включая
десантно-переправочные, с вооружением и боевой техникой. Находящиеся в этих
странах советские войска будут сокращены на 50 тысяч человек, а вооружение — на
5 тысяч танков.Все
остающиеся пока на территории наших союзников советские дивизии
переформируются. Им придается иная, чем сегодня, структура, которая после
крупного изъятия из них танков становится однозначно оборонительной.Одновременно мы сократим численность личного состава
войск и количество вооружений и в вропейской части
СССР.
Из
воспоминаний Дж. Буша-старшего о визите М. С.
Горбачева в Вашингтон (декабрь 1989 г.)Я
напомнил, что в Хельсинкском акте зафиксировано право каждой страны выбирать
себе союзников. Для меня это означало, что Германия должна сама сделать свой
выбор. Он с этим согласен? К моему изумлению, Горбачев пожал плечами и сказал:
«Да, это так».В комнате неожиданно стало тихо.
Ахромеев и Валентин Фалин переглянулись и заерзали в
креслах. Боб Блэквилл передал мне записку с вопросом:
могу ли я сделать так, чтобы Горбачев повторил это? Я кивнул ему. «Я
удовлетворен тем, что мы согласны с вами в вопросе права стран выбирать своих
союзников» — сказал я...«Я согласен публично заявить,
что Соединенные Штаты и Советский Союз хотят видеть единую Германию и предоставить
ей возможность окончательно решить вопрос о том, где она хочет находиться», —
сказал Горбачев.«Я бы сказал это по-другому, — заметил я. — Мы поддерживаем
единую Германию в НАТО. Если они не хотят этого, мы будем уважать их решение».«Я согласен», — сказал Горбачев.«Со второй частью тоже?» —
уточнил я.«С обеими частями», — ответил Горбачев.
«Хорошо, — сказал я. — Мы можем поручить министрам работать
над этим?»
«Пусть работают над переходным периодом», — сказал Горбачев.
К этому времени смятение советской делегации было явно ощутимым. Ахромеев, зло сверкая глазами, делал какие-то знаки Фалину. Не обращая внимания на Горбачева, они громким
сценическим шепотом переговаривались между собой. Это была просто невероятная
сцена, никто из нас раньше ничего подобного не видел, это был открытый бунт
против советского лидера.Я
не знаю, почему Горбачев поступил именно так, а не иначе. Возможно, он исходил
из того, что мы все равно одержим верх и таким образом ему
легче будет решить этот вопрос в своей команде. В любом случае это было
удивительное выступление.