ЛЕКЦИЯ 2

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД:(1945 - 1953 ГГ.):

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ОБЩЕСТВА.

 

Вопросы:

1.Последствия войны: людские и материальные потери. Структура экономики. Трудности послевоенного социально-экономического развития. Засуха и голод 1946 г. Задачи 4-й пятилетки.

2. Трудовой героизм советских людей в годы  возрождения и развития экономики и культуры. Социальная политика и ее приоритеты.

3.Денежная реформа 1947 г. Отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Ценовая политика. Уровень жизни городского и сельского населения.

 

Список основной литературы

1.Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002: Учебное пособие. М., 2003.

2.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

3.История России в новейшее время. 1945-2001од ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.

4.Кожинов В.В. Россия. Век XX (1939-1964). М., 2002.

5.Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 2-х т. /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд; испр. и доп. Т.2. М., 2002.

6.Новейшая отечественная история. XX в. Учебник для студ. высш. учеб. заведенийод ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова: В 2-х кн. Кн. 2. М., 2004.

7.Пихоя Р.Г. Советский союз: История власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000.

8.Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): Новое прочтение. М., 1995.

9.Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.

10.Хрестоматия по отечеств истории (1946-1995) /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996.

Список дополнительной литературы

1.  Джибути М.К. К политико-экономической дискуссии 1951 г.// Экономические науки. – 1989. – №8.

2.  Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. – М., 1946.

3.  Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы // Отечественная история. – 2001. – №3. – С.61-76.

4.  Послевоенные годы (1946 г. – март 1953 г.). Экономика страны // Новейшая история Отечества. ХХ век: Учеб. для студентов вузов. В 2-х т. Т.2. (Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина). – М.: ВЛАДОС, 1998. – С.234-259.

5.  Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары. – М., 1947.

6.  Промышленность и рабочий класс СССР 1946-1950: Документы и материалы. – М., 1989.

7.  Сообщение Государственного планового комитета СССР и ЦСУ СССР об итогах выполнения IV пятилетнего плана СССР на 1946-1950 гг. – М., 1951.

8.  Социально-политическое развитие СССР (1945-1953 гг.) // Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Изд.2. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – С.10-85.

9.  Хлевнюк О.В. Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х гг. и «дело Госплана» // Отечественная история. – 2001. – №3. – С.77-89.

10.           Безнин М.А., Димани Т.М. Социальный протест колхозного крестьянства (вт.п. 1940-х – 1960-е гг.) // Отечественная история. – 1999. – №3. – С.81-99.

11.           Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 годов // История СССР. – 1991. – №4. – С.3-19.

12.           Зима В.Ф. «Второе раскулачивание». Аграрная политика к. 40-х – н. 50-х гг. // Отечественная история. – 1994. – №3. – С.109-125.

13.           Зима В.Ф. Голод в России 1946-1947 годов // Отечественная история. – 1993. –  №1. – С.35-52.

14.           Зима В.Ф. Послевоенное общество: голод и преступность (1946-1947 гг.) // Отечественная история. – 1995. – №5. – С.45-59.

15.           Попов В.П. Крестьянские налоги в 40-е гг. // Социологические исследования. – 1997. – №2.

16.           Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945 –              март 1953 гг.). Сб. документов. – М., 1993.

9.  Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы / Сост. Л.Н. Доброхотов, В.Н. Колодежный, В.С. Пушкарев, В.Н. Шепелев. М.: РОССПЭН, 2010.

1.Последствия войны: людские и материальные потери. Структура экономики. Трудности послевоенного социально-экономического развития. Засуха и голод 1946 г. Задачи 4-й пятилетки.

Первейшей и необходимой задачей после окончания войны было возвращение к мирной жизни, что связывалось в первую очередь с восстановлением экономики страны. Это была сложнейшая по выполне­нию задача, учитывая размеры ущерба, нанесенного войной, складывающегося в громадную цифру. На огромном пространстве лежала истерзанная войной земля. В руины были обращены 1710 городов и по­селков, более 70 тысяч сел и деревень.  Сталинград, Воронеж, Севастополь, Смоленск, Минск, Новгород, Вязьма превратились в груды развалин, огромные разрушения были причинены Ленинграду, Киеву, Одессе, Керчи и другим городам. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. человек. Тяжелый урон понесла промышленность и транспорт. Подверглись полному разрушению 31 850 заводов и фабрик, 1135 шахт, были выведены из строя 65 тысяч км желез­ных дорог. Общий уровень промышленного производства в районах, пострадавших от оккупации, со­ставил в 1945 г. всего лишь 30 % довоенного. Варварскому разрушению подверглось сельское хозяйст­во. Урон, причинный СССР войной, превышал потери в период второй мировой войны всех остальных европейских государств, вместе взятых. Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. овец, коз и свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Военные действия, артобстрелы и воздушные бомбардировки нанесли серьезный ущерб сельскому хозяйству западных районов страны. Поля Центра и Юга России, Украины, земли Белоруссии, Прибалтики, Молдавии были изрыты рвами, окопами, засыпаны осколками бомб, снарядов, остатками разбитой военной техники. Немало осталось и минных полей. В целом посевные площади в СССР сократились на 36,8 млн га, или почти на треть.

Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили или вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов. Война нанесла неисчислимые потери промышленности, транспорту, связи. В развалинах лежали «Запорожсталь», «Азовсталь», десятки других крупных заводов и фабрик. По выпуску металла и руды война отбросила страну на 10–12 лет назад. Большой ущерб был нанесен химической, текстильной и пищевой промышленности. В результате снизился и без того невысокий удельный вес промышленности, выпускающей товары народного потребления. В 1945 г. он составлял лишь четвертую часть всей выпускаемой в стране продукции и был самым низким за всю первую половину XX

Согласно сводным оценкам людских потерь в этой войне, на долю СССР пришлось от трети до половины всех мировых потерь. За четыре года военных действий преждевременная смерть настигла 26,6 млн. человек. Погиб каждый седьмой житель страны. Только на фронтах погибло более 11,9 млн человек (у Германии и ее союзников – 6,7 млн). Наиболее велики были потери среди мужского населения – около 20 млн мужчин не вернулись с войны. В деревне даже после возвращения демобилизованных численность трудоспособного населения была на треть меньше, чем до войны. Во многих украинских и белорусских деревнях вообще не осталось взрослых мужчин. По переписи 1959 г., на одну тысячу женщин в возрасте от тридцати пяти до сорока четырех лет приходилось только 633 мужчины. Ожесточенные военные действия велись на территории восьми республик страны, поэтому, когда отгремели последние залпы, следы войны были видны от западной границы до Подмосковья и Волги, от Крайнего Севера до Черного моря и предгорий Кавказа.

Многие заповедники и музеи-усадьбы (А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского и др.) были разграблены и сожжены. Были разрушены Главная астрономическая обсерватория в Пулково и Симеизская обсерватория в Крыму

Весь материальный ущерб, нанесенный СССР в ходе военных действий, а также расходы на войну были оценены специально созданной Чрезвычайной государственной комиссией в 2569 млрд довоенных рублей.

Нелегко жилось советским людям в первые послевоенные годы. Не хватало продуктов питания, многие из них продолжали распределяться по карточкам. Обносились одежда и обувь. Миллионы людей ютились в землянках, в переполненных бараках и общежитиях.

Страна лишилась трети своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни 26,6 млн. человек, оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами. Советский Союз потерял почти треть национального богатства такими разрушениями и потерями Советский Союз закончил войну, при этом его экономика характеризовалась усиленной милитаризацией с запущенными отраслями гражданского производства и сельским хозяйством, изношенными производственными фондами, жестким централизованным снабжением и разрушенной социальной инфраструктурой.

Однако трудности восстановления не пугали: самое страшное осталось позади. Все жили надеждой на лучшую жизнь и перемены в обществе.

В августе 1945 г. был подготовлен 4-й пятилетний план развития народного хозяйства на 1946-1950 гг(планом восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР, который был утвержден на мартовской (1946 г.) сессии Верховного Совета). Основные задачи пятилетки определялись как восстановление пострадавших районов страны, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем и превзойти его в значительных масштабах.., его разработка была тесно связана с именем председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского. В соответствии с ним предусматривался рост национального дохода на 38%, но, если учитывать материальные потери страны в войне, то это означало лишь возвращение к довоенному уровню. В перспективе сохранялась задача завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. В представлении же Сталина построение коммунизма рассматривалось как достижение определённых количественных показателей в решающих отраслях промышленности. Именно в этой сфере народного хозяйства в годы 4-й пятилетки были достигнуты наиболее ощутимые успехи. Особо необходимо отметить темп роста промышленного производства, который к концу пятилетки достиг 23% в год. В 1950 г. объем промышленной продукции должен был превзойти уровень 1940 г. на 48 %, сельскохозяйственной - на 27 %. Преодолеть разрыв между исходным уровнем производства 1946 г. и его запланированным объемом, в сущности, означало совершить экономический рывок, и эта задача в основном была решена. Главная задача послевоенного развития определялась четвертым пятилетним планом на 1946—1950 гг. — восстановить пострадавшие районы страны, возродить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти его в значительных размерах. По этому плану весомая часть средств (до 40%) направлялась в районы, пострадавшие от оккупации.

К 1946 г. численность населения Советского Союза составляла 172 млн. человек. При этом продукция сельского хозяйства едва достигала половины от уровня её довоенного производства. При сохранявшейся в стране карточной системе распределения продуктов основная масса людей вела полуголодное существование. Ситуация усугубилась в связи с засухой и неурожаем 1946-1947 гг., но 10% собранного зерна было отправлено в страны Восточной Европы.

Именно тогда возникла идея о снижении воздействия природно-климатических условий на урожайность путём создания лесозащитных полос, строительства оросительных систем и т. п. Так в 1948 г. возник "сталинский план преобразования природы". Наряду с некоторыми разумными положениями этого плана предусматривались кардинальные изменения экосистем (в частности, при строительстве водохранилищ), что влекло за собой отрицательное воздействие на окружающую среду. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени (восстановлены 8-часовой рабочий день, ежегодные отпуска). Но в отношении колхозников сохранялось большинство прежних ограничительных мер (невозможность свободного передвижения, отсутствие обеспечения по временной нетрудоспособности и старости). К началу 50-х гг. среднемесячный доход колхозника составлял 16, 4 рубля, что было в 4 раза ниже оплаты труда в промышленности.

Лишения военного времени воспринимались советскими людьми как необходимость, но всегда существовала надежда на то, что после окончания войны уровень жизни станет более высоким. В декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой была отменена карточная система и снижены цены на хлеб.

При этом были повышены цены на значительную часть продовольственных и промышленных товаров, что делало их практически недоступными для большинства населения. Кроме того, послевоенный образ жизни не стимулировал повышения потребностей, поэтому для послевоенных лет не было характерным большое количество покупателей в магазинах. Такая ситуация позволяла руководству впоследствии регулярно объявлять о снижении цен на потребительские товары без развития отраслей промышленности, производящих их, а также во многом за счёт сохранения низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

После войны около 35 млн. человек в стране осталось без крова, чрезвычайно острой была жилищная проблема, но в городах воздвигались помпезные административные здания или дорогостоящие жилые дома по индивидуальным проектам (в стиле так называемого "сталинского ампира"), поэтому коммунальные квартиры, бараки, полуподвалы надолго стали характерной чертой советского образа жизни. В целом социально-экономическое положение страны после окончания войны оставалось тяжелым. Помимо военной разрухи, необходимости бросить все силы и средства на создание предприятий, которые должны были обеспечить производство атомного оружия (1949 г. - создание атомной бомбы, 1953 г. - водородной) и ракетной техники, усугубившее экономические трудности, страну постигло новое бедствие - засуха 1946 г. и последовавший за этим голод. Засуха, охватившая все зерновые районы страны - Украину, Поволжье, ЦЧО, Ростовскую область, Молдавию поставила страну на грань катастрофы.

По силе и масштабности охвата территории засуха 1946 г. была больше, чем засуха 1921 г. Многие посевы погибли. Так, в Тамбовской области погибло более 40 тыс. га зерновых. В среднем по стране урожайность зерновых культур в 1946 г. составила 4,6 ц с гектара - вдвое меньше, чем в 1940 г. По подсчетам специалистов, от голода и связанных с ним болезней в 1946 - 47 гг. умерло около миллиона человек, причем в основном сельского населения.

 

Голод породил и "голодную преступность". Обезумевшие люди ради собственного спасения и своих близких шли на воровство, грабеж, убийство. В ответ государство усилило репрессии. Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. "Об уголовной ответственности за хищения государственного и общественного имущества" и "Об усилении охраны личной собственности граждан" превзошли по своей жестокости Закон от 7 августа 1932 г. (Закон о пяти колосках). Во второй половине 1946 г. принимаются два постановления по усилению охраны хлеба: от 27 июня - "О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищений и порчи" и от 25 октября "Об обеспечении сохранности государственного хлеба". Постановлениями предусматривалось применение крайней меры - расстрела или замена его лишением свободы на 10 лет. Сокращение поступлений хлеба на внутренний рынок, необузданный рост цен весной 1947 г. привели к новой вспышке краж продовольствия. Увеличивались меры наказания за мелкие кражи - 7 - 10 годам лишения свободы (ранее 1 год). Воровали, чтобы выжить. Многие колхозники не получили ни грамма зерна за трудодни. Это была война за кусок хлеба.

 

Государство располагало возможностями накормить людей и остановить рост "голодной преступности". Для того имелись значительные запасы питания - хлеб, масло, сахар и др. Но запасы не трогались. Голод 1946 - 47 гг. явился следствием не только объективных факторов - разруха, засуха, но и не в меньшей степени "безжалостной и бесчеловеческой" партийно-государственной политики, в частности хлебозаготовительной. Помощь голодающим, если она и была оказана, то явно недостаточная, а нередко и чисто символическая. Имеющиеся резервы позволяли предотвратить голод, в том числе и за счет резкого сокращения экспорта хлеба за границу. В 1946 г. экспорт составил 0,4 млн. т, в 1947 г. когда тысячи людей погибали от голода, он увеличился в 6 раз, достигнув 6,4 млн. т. Значительное количество зерна было поставлено, так называемым, странам народной демократии. С голодом удалось справиться к концу 1947 г.

Серьезным недостатком в развитии послевоенной промышленности было технологическое отставание от мирового научно-технического прогресса. Это отставание произошло из-за “железного занавеса”, возникшего после окончания войны между СССР и капиталистическим миром. К тому же огромные средства были затрачены на восстановление разрушенного, а также на военную промышленность. Тем не менее значителен и важен один из главных итогов четвертой пятилетки — восстановление промышленности в исключительно короткий срок: в 1948 г. объем промышленности превзошел довоенный уровень. К 1951 г. было восстановлено, построено и введено в действие около 7 тыс. крупных предприятий.

 

 

2.     ТРУДОВОЙ ГЕРОИЗМ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ  ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ.

 Восстановление началось уже в ходе войны, по мере освобождения оккупированных территорий. В ав­густе 1943 г. принимается постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Значительная часть восстановительных работ была проделана к концу войны. Уже в 1944 г. капитальные вложения, направленные на восстановление народного хозяйст­ва в 1,4 раза превысили довоенный уровень. До конца войны было восстановлено 7500 крупных предпри­ятий. Переход промышленности на мирные рельсы завершился в основном в 1946 г.

Задания на проектирование новых автомобилей гражданского назначения конструкторы Горьковского автозавода получили еще в самый разгар войны. Уже к весне 1943 г. были готовы проекты двух новых легковых автомобилей – ЗИС-110 и ГАЗ-М20 (после войны последний получил название «Победа»). Это позволило советской промышленности уже в первые послевоенные месяцы приступить к их производству. Для своего времени «Победа» была высококлассным автомобилем. Новизна компоновки сочеталась в нем с большой надежностью.

К июню 1945 г. на выпуск гражданской продукции было переведено более 500 предприятий. Вероятно, и в последующие месяцы конверсия военных предприятий была бы продолжена. Однако атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа заставила советское руководство приостановить конверсию и под покровом глубокой секретности направить львиную долю и без того скудных ресурсов на развитие военных технологий, создание атомного и ракетного оружия.

С радостью и энтузиазмом миллионы людей включились в восстановительные работы. В короткий срок вся страна превращается в гигантскую строительную площадку. Восстанавливаются разрушенные электростанции, в том числе крупнейшая в Европе – Днепрогэс, такие гиганты тяжелой индустрии, как Ижорский и Кировский заводы, шахты Донбассаирная жизнь началась с перевода военных резервов на гражданские нужды, сокращения расходов на вооружение, перераспределения сырья, рабочей силы. На предприятиях и в учреждениях вводился восьмичасовой рабочий день, отменялись сверхурочные работы, вновь стали предоставляться оплачиваемые отпуска, выходные дни.

Прежде всего нужно было демобилизовать армию. К концу войны Вооруженные Силы страны насчитывали более 11,3 млн человек. В соответствии с принятым законом о мобилизации 23 июня 1945 г. началось увольнение из армии военнослужащих тринадцати старших возрастов. Один за другим отходили летом 1945 г. от вокзалов Берлина, Вены, Будапешта и других городов воинские эшелоны с демобилизованными солдатами. Их встреча на Родине превратилась во всенародное торжество. От советских границ до родных мест доблестных воинов встречали с цветами тысячи людей. Во Владимире на встречу первого эшелона пришли 3 тыс. человек, на станцию г. Дзержинска – около 5 тыс. К сентябрю 1945 г. была проведена демобилизация первой очереди численностью 3 млн человек, к концу 1948 г. демобилизация в основном завершилась. Одновременно с демобилизацией проходил трудный процесс по возвращению на Родину миллионов соотечественников, которые по разным причинам оказались за пределами страны. Более 5,6 млн человек, угнанных гитлеровцами с оккупированных территорий на каторжные работы, и 4,5 млн военнопленных были разбросаны по многим странам Европы, Америки и Африки. Чтобы их найти и вернуть домой, в мае 1945 г. с Англией, Францией и США было заключено специальное соглашение об обоюдной репатриации. К началу 1953 г. на Родину возвратились более 5,4 млн соотечественников. К этому времени было репатриировано 4 с лишним миллиона иностранных граждан, освобожденных Красной Армией, а также военнопленных Германии и ее союзников. Не всем соотечественникам удалось вернуться к родным. В концлагерях и на каторжных работах от истязаний и нечеловеческих условий жизни погибло около 2,5 млн военнопленных и 1,9 млн гражданских лиц.

Представители уполномоченного СНК по репатриации обнаружили на территориях различных государств Западной Европы 36 тыс. мест массовых захоронений советских людей.

Опасаясь сталинских лагерей и расстрелов, 451 тыс. советских граждан стали невозвращенцами. Но и те, кто вернулся по собственной воле, не сразу включились в активную жизнь страны. Сталин считал, что репатрианты могут стать источником опасной для советского общества информации, поэтому возвращающихся на Родину людей власти заставили проходить проверочно-фильтрационные лагеря. При этом большое количество репатриантов было подвергнуто репрессиямВосстановление разрушенной промышленности шло чрезвычайно быстрыми темпами. Важнейшей базой восстановления явилась относительно развитая экономика восточных районов страны. Так, по сравнению с довоенным временем промышленное производство в Западной Сибири увеличилось в 34 раза.

Энергия восстановления породила массовые движения новаторов производства. В мае 1946 г. началось всесоюзное социалистическое соревнование. Его инициатором выступили металлурги Макеевского завода. Развернувшееся соревнование характеризовалось разнообразными формами. Это помогло изыскать и привести в действие новые резервы экономического развития. Огромен был вклад ученых в послевоенное развитие страны. Особенностью развития науки в послевоенные годы было установление тесной связи с производством: крупные результаты достигнуты, в частности, в области атомной энергетики. В годы первой послевоенной пятилетки, несмотря на условия жесткой административно-командной системы управления, предпринимались попытки оживления инициативы предприятий. Чтобы ускорить оборачиваемость средств и полнее вовлечь ресурсы в хозяйственный оборот, необходимо было организовать выявление остаточных ресурсов там, где они не могли быть использованы при развертывании производства гражданской продукции, и ускорить их передачу по указанию главков или министерств другим предприятиям, нуждающимся в таких материалах. Для этого директорам предприятия предоставлялось право в виде исключения производить с разрешения министерства реализацию другим государственным предприятиям и учреждениям выявленных излишков и ненужных материалов. Организовался фонд директора, сначала только на промышленных предприятиях, а в 1947—1948 гг. он был распространен уже на все другие отрасли народного хозяйства. Однако постепенно материальные стимулы стали исчезать; при повышении производительности труда снижались расценки, увеличивался план.

За четвертую пятилетку восстановлено, построено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий, восстанов­лен Днепрогэс, металлургические заводы Юга, шахты Донбасса. Промышленность к концу 1948 г. дос­тигла довоенного уровня. Валовая продукция промышленности к 1950 г. возросла по сравнению с 1940 г. на 72 %. Из пепла возрождались города, строились новые поселки и деревни. В ноябре 1945 г. прини­мается постановление правительства о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Смо­ленска, Курска, Орла, Новгорода, Севастополя, Воронежа и др. Быстро поднимались из руин Сталин­град, Киев, Минск. Успехи в хозяйственном возрождении страны были очевидными. Такой результат стал возможным, в первую очередь, благодаря труду народа, который испытывал после войны прилив патриотизма и трудового энтузиазма. Это был, без преувеличения, трудовой подвиг советского народа. Велико было и воздействие на трудовую активность народа идеологических и социально- психологических факторов. В сознании людей пуск каждого нового завода, восстановление города, но­вые стройки приближали страну к коммунизму. Твердая вера в то, что все быстро меняется к лучшему, служила компенсацией недостаточности материальных стимулов, трудностей и лишений.

Переход от войны к миру потребовал решительной перестройки всей жизни страны, отмены режима военного времени.

Победа над фашизмом и властью в Кремле, и большинством простых людей воспринималась как важнейшее доказательство правильности советского строя. «Гитлера разбили мы, а не те, у кого урны на улицах» – подобные суждения в первые послевоенные месяцы можно было услышать и в кремлевских кабинетах, и на городских площадях. Сталин использовал эти настроения для укрепления советской системы. Выступая перед избирателями 9 февраля 1946 г., он сказал: «Война показала, что советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй». Таким образом, были отсечены все иные варианты послевоенного развития страны. Коль скоро советский строй выдержал страшную проверку войной, зачем что-то менять, следует продолжить курс на завершение строительства социализма и жить, как жили до войны. Согласно сталинским установкам, в ближайшие 15 лет предполагалось увеличить в 3,3 раза (до 60 млн тонн) производство стали, в 2 раза производство нефти (до 60 млн тонн). Курс на приоритетное развитие тяжелой промышленности предполагал сохранение плановых начал, а значит сохранение пятилетних планов, а также воспроизводство старых довоенных технологий в народном хозяйстве. В принятом в марте 1946 г. четвертом пятилетнем плане (1946–1950 гг.), названном планом восстановления и развития народного хозяйства, в качестве основной его задачи провозглашалось восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства, чтобы «затем его превзойти в значительных масштабах». Как и в годы первых пятилеток, в нем главное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса.

Ряд наркоматов, на предприятиях которых производилось вооружение, сменил свои названия и профиль. Наркомат минометного вооружения был преобразован в Министерство машиностроения, Наркомат танковой промышленности – в Министерство транспортного машиностроения и т. д. Давая указания наркомам оборонной промышленности, какой наркомат будет производить турбины, а кто будет налаживать выпуск часов, Сталин не оставил им сомнения в характере будущей деятельности: «Положите ваши мундиры в сундуки и пересыпьте нафталином. Больше они вам не понадобятся». Очевидно, Сталин не лукавил и искренне выступал за быстрый перевод советской военной индустрии на мирные рельсы.

После войны изменилась структура, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов. Был упразднен Государственный Комитет Обороны, все его функции перешли к Совнаркому СССР. Одновременно в соответствии с требованиями мирного времени осуществлялась реорганизация наркоматов. На предприятиях и в учреждениях был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы, восстанавливалась сеть школ, библиотек, клубов. Основным источником послевоенного восстановления являлась эксплуатация энтузиазма масс. Миллионы людей по-прежнему в принудительном порядке направлялись на строительство новых фабрик, заводов и гидростанций.

По-прежнему основная тяжесть финансирования восстановительных работ в промышленности лежала на сельском хозяйстве. Как и в предвоенные годы, крестьяне, не получая почти ничего за трудодни, жили за счет личного подсобного хозяйства. Начиная с 1946 г. власти облагают личные подсобные хозяйства крестьян большими денежными налогами. В ответ на эти меры крестьяне вырубали сады, резали скот. Глубокий кризис в сельском хозяйстве руководство страны пыталось ликвидировать путем усиления государственного контроля, укрупнения колхозов.

Важную роль в решении проблем восстановления сыграли репарации с побежденных стран. Так же как и союзники (США и Англия), СССР вывозил из Германии передовые технологии и целые производства (всего было вывезено на общую сумму 4,3 млрд долларов). Первая модель легкового автомобиля «Москвич» досталась заводу готовой в качестве одного из трофеев войны. Всего более 5,5 тыс. «трофейных» промышленных предприятий различного профиля было ввезено в СССР.

Специальный комитет во главе с Г. М. Маленковым организовал вывоз в СССР всей обнаруженной и захваченной технической документации, всех образцов, всего лабораторного оборудования. Только специалисты Минавиапрома собрали обширную документацию по немецкому авиастроению объемом 4 тыс. научных трудов и 100 тыс. конструкторских и рабочих чертежей по опытным и серийным самолетам и двигателям. В Советский Союз были вывезены и тысячи немецких ученых и инженеров, конструкторов и техников, способных воспроизвести технологию производства реактивного вооружения и продолжить свои исследования, прерванные войнойри рассмотрении условии выполнения плана следует учитывать, что после войны СССР получал репарации от Германии и ее союзниц: эта сумма должна была составить менее '/ю прямого ущерба.

Однако в мае 1950 г. советское правительство наполовину снизило оставшуюся сумму репараций (к середине 1950 г. было выплачено 3658 тыс. дол.) и установило рассрочку платежей на 15 лет.

Предпринимаются первые необходимые шаги и в социальной сфере. Восстанавливается 8-ми часо­вой рабочий день, отменяются обязательные сверхурочные работы, вводятся ежегодные оплачиваемые отпуска.

Восстановление промышленности происходило в условиях старой модели экономического разви­тия. Индустриализация в стране не была завершена до конца, и она, в сущности, продолжалась после войны.

В СССР непропорционально ускоренное развитие тяжелой промышленности осталось главным прин­ципом экономической политики. Для всего восстановительного периода характерен сверхскоростной рост темпов в промышленности, транспорте, строительстве. Продолжалась "индустриальная гонка" конца 30-х годов. Производственные программы большинство промышленных предприятий выполняло методом штурмовщины, которая оставалась основным методом работы на заводах. Принцип работы "любой ценой" по-прежнему доминировал.

По-прежнему ощущалось недовольство на почве ситуации на потребительском рынке, продолжала расцветать спекуляция и воровство. В 1948 г. была в основном за­кончена демобилизация из армии. Миллионы людей требовали к себе внимания, работы, жилья.

В целом можно констатировать, что весь послевоенный период страна переживала тяжелый продо­вольственный кризис. И связан он был в первую очередь с тяжелейшим положением аграрного секто­ра экономики. В годы войны была подорвана материально-производственная база колхозов и совхозов. Резко сократились трудовые ресурсы деревни. К началу 1946 г. трудоспособное население колхозов уменьшилось по сравнению с 1940 г. почти на 1/3, а число трудоспособных мужчин составляло только 2/5 довоенного уровня, т.е. восстановление сельского хозяйства развертывалось в сложнейших услови­ях. Несмотря на тяжелейшее положение, нормы поставок продовольствия не уменьшались, усиливались принудительные меры заготовок. Принцип был один - взять хлеб любой ценой. Изымался даже семен­ной фонд. Попытки на местах оставить какое-то количество зерна для нужд колхоза, для выдачи по тру­додням рассматривались как "антигосударственная деятельность". План заготовок на начало 1947 г. был выполнен на 78,8 %. По трудодням во многих районах вообще ничего не выдали. Положение крестьян было ужасающим. Мясо и молоко не ели, а сдавали государству. Недоедание, голод стали реальной уг­розой для многих крестьян. Городское население в минимальной степени как-то было обеспечено про­дуктами. В деревне же положение было катастрофическим. Усилился отток населения из деревни, кото­рый принял размеры "исхода". Несмотря на наличие паспортного режима в городах (крестьяне не имели паспортов), бегство из деревни стало массовым явлением: только за четыре года - с 1949 по 1953 гг. - количество трудоспособных колхозников в колхозах уменьшилось на 3,3 млн. человек. В конце 40-х го­дов на деревню обрушились новые репрессии и налоговые тяготы. 21 февраля 1948 г. Президиум Вер­ховного Совета СССР принял указ "О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от тру­довой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни". Местные власти получили право высылать за пределы республики в отдаленные районы практически лю­бого живущего в деревне человека. С июня указ стал действовать на всей территории СССР, за исключе­нием Западной Белоруссии.

Под предлогом укрепления дисциплины началось преследование колхозников, рабочих совхозов и единоличников. Крестьяне все это назвали вторым раскулачиванием. Целью репрессий было запугать народ, сломить нараставшие антиколхозные настроения, заставить работать бесплатно голодных, обор­ванных людей и одновременно загнать в колхозы и совхозы как можно больше жителей села из назы­ваемого "околоколхозного населения". Поскольку действительных тунеядцев были единицы, то под действие указа попадали фронтовики, вдовы, старики и молодежь. Голод, отсутствие материальной за­интересованности приводили к понижению производительности труда в деревне. Весь "интерес" дер­жался на том, что крестьянину разрешали пользоваться приусадебным участком земли, при условии полной трудовой отдачи в общественном хозяйстве. Было решено покончить с единоличниками, укре­пить колхозы путем присоединения их скота и инвентаря. После войны в РСФСР насчитывалось 242 тыс. маломощных, ограниченных законами и налогами единоличных хозяйств (2,5 % численности хо­зяйств колхозников). Им предлагалось "по-хорошему" вступить в колхоз, в противном случае - ссылка с конфискацией имущества. Выселялись и за невыполнение обязательного минимума трудодней и прочие "грехи". Под угрозой суда и высылки выгоняли на колхозные поля всех способных двигаться стариков, больных, детей, начиная с 10-ти летнего возраста.

Война и голод 1946 - 1947 гг. обнаружили противоречия колхозно-совхозной системы. Даже не­многие, более-менее крепкие общественные хозяйства, были полностью обессилены и не обеспечивали содержание работникам. Население не могло оплачивать налоги. Правительство в ответ снова усилива­ло репрессии. В 1948 г. были внесены изменения в Закон о сельскохозяйственном налоге. Размер налога при тех же источниках и нормах доходности повышался на 30 %. Такими мерами правительство не дос­тигало желаемого результата, так как совершенно не учло потенциальную платежеспособность населе­ния. Если до указа уплата налога проходила с невероятными трудностями и стоила крестьянам послед­них натурных и денежных средств, то после его повышения своевременный расчет с государством стал невозможен для большинства сельского населения. Особенно тяжелыми для крестьян были налоги на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), преследовавшие целью заставить крестьянина сократить размеры приусадебной земли, отказаться от части скота, дабы больше внимания уделять общественному хозяй­ству. А в результате семья колхозника лишалась основного источника существования. В таких случаях шли на крайние меры - сокращали поголовье скота, площади посевов, вырубали фруктовые деревья. Очень скоро повышение налога привело к сокращению поступления натуральных и денежных средств в государственную казну. Положение в деревне было настолько катастрофическим, что подготовленный проект увеличения сельскохозяйственного налога в 1952 г. до 40 млрд. р., абсурдный в своей основе, не был принят.

Вследствие такой политики разрушение деревни стало очевидным. В 1961 г. производство зерна со­ставляло 82 %, подсолнечника - 65 %, картофеля - 77 %, овощей - 69 % от довоенного уровня. Госу­дарственные закупки были меньше уровня 1940 г. Административно-правовое и налоговое насилие да­вало возможность государству собирать в бюджет огромные денежные средства, доведя народ до нище­ты.

Выход из тупикового положения правительство намеревалось найти в укреплении материально- технической базы колхозов. Впервые в конце 1948 г. началась запоздалая подготовка мероприятий по оказанию помощи сельскому хозяйству наиболее разоренных районов, но это дало минимальный эф­фект. Основные принципы аграрной политики при жизни Сталина остались неизменными, их придер­живались и воплощали в жизнь ревностно и последовательно. В течение всего послевоенного периода на крестьян обрушивался "хлебозаготовительный" и налоговый гнет. Будто ничего не изменилось по сравнению с началом 30-х годов: насилие, репрессии, дополнительные задания и т.п. В начале 50-х го­дов весь набор административно-командных методов управления деревней был исчерпан. Вместо усми­рения власти получили разрушение сельского хозяйства и растущее недовольство народа. Нужны были перемены. Но они последовали после смерти Сталина.

Таким образом, несмотря на успехи в возрождении экономики, многие факторы вели к ухудшению окончательных результатов: негодная колхозная система, огромная дезорганизация и непроизводитель­ность во всех областях, затрата колоссальных ресурсов на пропаганду и реализацию сталинского плана изменения климата России (сталинский план преобразования природы). В экономической теории по- прежнему господствовал утопизм. Был сделан вывод о возможности создания материально-технической базы коммунизма. Положение о построении коммунизма в нашей стране как задаче, выполнимой в исто­рически обозримом времени, было обозначено в проекте новой (третьей) Программы ВКП(б), подготов­ленном в июле 1947 г. в связи с намечавшимся созывом XIX съездам партии. В нем определялись пути "построения коммунизма" в ближайшие десятилетия (20 - 30 лет). В течение 15 - 20 лет намечалось ре­шить и основную экономическую задачу СССР: превзойти по уровню производства на душу населения главные капиталистические страны, что должно было создать "изобилие продуктов, необходимых для перехода к коммунизму". В вышедшей в 1952 г. брошюре Сталина "Экономические проблемы социа­лизма" говорится о ближайшей перспективе замены товарно-денежных отношений между городом и деревней прямым продуктообменом, как одном из условий перехода к коммунизму. Говорить о комму­низме, когда народ, особенно крестьяне были доведены до нищеты, являлось не чем иным, как обманом населения, попыткой поддержать угасавшие в нем надежды на облегчение жизни, которые проявлялись в многочисленных вопросах: "Когда же будем жить лучше?". Общая экономическая концепция и мето­ды управления экономикой в послевоенный период оставались незыблемыми, и любые идеи по их из­менению воспринимались не иначе, как "крамола". Старая система хозяйственных отношений в этот период была господствующей и могла быть изменена только с устранением режима культа личности Сталина.

 

 

3.Денежная реформа 1947 г. Отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Ценовая политика. Уровень жизни городского и сельского населения.

    Население страны обязано было  ежегодно подписываться на государственные займы. Всего за 1946–1956 гг. в стране было размещено 11 займов (на покупку облигаций одного займа рабочие и служащие ежегодно в среднем тратили сумму, равную 1–1,5 месячной зарплаты).

В декабре отменяется карточная система на распределение продуктов и одновременно проводится денежная реформа. Важную роль в послевоенном восстановлении народного хозяйства сыграла денежная реформа 1947 г. Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства (за военный период денежная масса в обращении увеличилась в четыре раза), а потому покупательная способность денег упала.

Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны. Власть также была обеспокоена тем, что будет «увеличиваться реальное богатство лиц, накопивших деньги в годы войны». 14 декабря было издано постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберегательных кассах (до 3000 рублей – в соотношении один к одному).

Результатом проведения денежной реформы явилось значительное снижение уровня жизни основной части населения.

Старые деньги обменивались на новые в отношении 10 : 1. Металлические монеты оставались в обращении по номиналу. Вклады в сберегательных кассах в размере до 3 тыс. р. не переоценивались, вклады в сумме от 3 до 10 тыс. переоценивались в соотношении 3 : 2, а свыше 10 тыс. в соотношении 2 : 1. Денежная реформа укрепила рубль, финансовое положение несколько стабилизировалось, поскольку были изъяты из обращения напечатанные и обесцененные во время войны денежные знаки. Отмена же карточной системы не только не улучшила положения дел на потребительском рынке, но и привела к известному снижению жизненного уровня части населения (малообеспеченные), которое до этого имел хоть какой то гарантированный минимум снабжения по низким ценам.

Одним из самых распространенных послевоенных мифов является миф о постоянном снижении цен в послевоенный период. Причем это связывается с именем Сталина. Действительно, снижение цен происходило, но надо представлять что за этим стояло и за счет чего снижение происходило. Снижению цен предшествовала тщательная подготовка. Во-первых, была проведена денежная реформа. Во-вторых, и это главное, была проведена реформа розничных цен. В результате, по сравнению с 1940 г., они выросли в среднем втрое. А зарплата у рабочих и служащих за эти годы увеличилась лишь в 1,5 раза и составляла в 1946 г. - 48 р., в 1950 г. - 64 р. в месяц. К тому же ежегодно десятки млрд. рублей из зарплаты приходилось на подписку по государственным займам. Да, во многих магазинах продавалась икра, другие деликатесы, но подавляющему большинству населения они были недоступны. Снижение цен началось в конце 40-х годов. Если их уровень в 4-ом квартале 1947 г., когда были отменены карточки, принять за 100, то на 1 марта 1949 г. их индекс составил 71 %, на 1 апреля 1954 г. - 43 %. Но при этом они были более чем на треть выше довоенного уровня. От снижения цен выигрывали люди с высоким по тем временам заработками. Был еще один фактор, за счет которого снижались цены. Это резкое ухудшение жизни в деревне, где тогда проживало свыше половины населения страны. В начале 50-х годов колхозники получали за свой труд в среднем 16,4 р. в месяц. Пшеницу закупали у колхозов по одной копейке за 1 кг, при розничной цене за муку по 31 коп. Говядину брали за 23 коп., а продавали в городах по 1,5 р. Первоначальное крупное повышение цен, замораживание зарплаты, закупки продуктов на селе практически за бесценок и позволяли снижать цены в послевоенное время.