Лекция
№9. Правовой режим использования и
охраны объектов животного мира. Правовой режим особо охраняемых природных
территорий.
1. Животный мир как объект использования и охраны.
2. Право пользования объектами животного мира.
3. Понятие и виды особо охраняемых природных территорий.
1. Животный мир как объект
использования и охраны.
Законодательство
Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды
его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О животном мире»,
Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»,
Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».
Законодательство Российской Федерации об
охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и
использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной
свободы.
К объектам охраны окружающей среды относятся
животные и другие организмы и их генетический фонд (пункт 1 статьи 4
Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Животный мир является достоянием народов Российской
Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия
Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и
стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально
используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан
Российской Федерации.
Согласно
действующему законодательству, животный мир - это совокупность живых организмов
всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию
Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также
относящихся к природным ресурсам континентального
шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (статья 1
Федеральный закон «О животном мире»).
Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в
неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в
смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов
животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.
Животный мир в пределах территории Российской Федерации
является государственной собственностью.
Разграничение
государственной собственности на животный мир на два ее вида - федеральную
собственность и собственность субъектов Российской Федерации - осуществляется в
порядке, установленном федеральным законом.
К
федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:
- редкие, находящиеся под угрозой
исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
- обитающие на
особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- населяющие
территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону
Российской Федерации;
- подпадающие под
действие международных договоров Российской Федерации;
- отнесенные
к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
- естественно
мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Основными
принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и
восстановления среды его обитания являются:
обеспечение устойчивого существования и устойчивого
использования животного мира;
поддержка деятельности, направленной на охрану
животного мира и среды его обитания;
осуществление пользования животным миром способами, не
допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими
принципами гуманности;
недопустимость совмещения деятельности по
осуществлению федерального государственного надзора в области охраны,
воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с
деятельностью по использованию объектов животного мира;
привлечение
граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны,
воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
отделение права пользования животным миром от права
пользования землей и другими природными ресурсами;
платность пользования животным миром;
приоритет международного права в области использования
и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.
2. Пользование объектами животного мира.
Под
использованием объектов животного мира понимается изучение, добыча объектов
животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для
удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из
среды обитания или без такового (абзац 7 статьи 1 Федерального закона «О
животном мире»).
При
этом, наряду с использованием объектов животного мира
законодатель предусматривает также устойчивое использование объектов животного
мира, которое представляет собой использование объектов животного мира, которое
не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия
животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к
воспроизводству и устойчивому существованию (абзац 8 статьи 1 Федерального
закона «О животном мире»).
Объекты животного мира могут предоставляться в пользование физическим лицам
и юридическим лицам по основаниям, предусмотренным российским
законодательством.
Юридическими
лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным
миром:
охота;
рыболовство,
включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
добыча
объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным
биологическим ресурсам;
использование
полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей
среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
изучение,
исследование и иное использование животного мира в научных,
культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях
без изъятия их из среды обитания;
извлечение
полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей
среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
получение
продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Наиболее распространенными видами
пользования животным миром являются охота и рыболовство.
Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся
в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц,
находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту.
Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую
и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками,
ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией
приравнивается к охоте. Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием,
другими разрешенными орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими
птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами
обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие
государственную пошлину в установленном размере.
Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских
млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание
водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.
Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим
и физическим лицам.
Любительский лов и спортивный лов
рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за
исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных
хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.
Пользование
животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из
среды их обитания либо без такового (способы пользования объектами животного
мира).
Предоставление
животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и
иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным
гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом
настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении
охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным
законодательством Российской Федерации. Приоритет в предоставлении животного
мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским
юридическим лицам и гражданам Российской Федерации: ранее осуществлявшим в
установленном порядке отдельные виды пользования
животным миром на данной территории или акватории; собственникам земель,
землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
Предоставление
в пользование животного мира континентального шельфа Российской Федерации и
исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируется
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации (статья 36 Федерального
закона «О животном мире»).
Пользователи животным миром имеют право:
пользоваться объектами животного мира,
предоставленными в пользование;
пользоваться без разрешения объектами животного мира,
приобретенными для расселения;
собственности
на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них, если иное не
установлено федеральными законами;
заключать договоры с юридическими лицами и гражданами
на использование ими объектов животного мира;
вести подсобное хозяйство, включая переработку
продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования
животным миром, и производить изделия из объектов животного мира;
реализовывать произведенные продукцию и изделия;
получать земельные участки в производственных и иных
целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством
Российской Федерации;
возводить на полученных в установленном порядке земельных
участках постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые
для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным
миром;
предъявлять в установленном законодательством
Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными
действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов
животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира, за
необоснованное ограничение права на пользование животным миром, права собственности
на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование
животным миром при изменении статуса земель с учетом упущенной
выгоды;
оказывать воздействие на среду обитания объектов
животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с
землевладельцами (землепользователями) и специально уполномоченными
государственными органами по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания.
Пользователи животным миром обязаны:
осуществлять только разрешенные виды пользования
животным миром;
соблюдать установленные правила, нормативы и сроки
пользования животным миром;
применять при пользовании животным миром способы, не
нарушающие целостности естественных сообществ;
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания
объектов животного мира;
осуществлять учет и оценку состояния используемых
объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие
воспроизводство объектов животного мира;
оказывать помощь государственным органам в
осуществлении охраны животного мира;
обеспечивать охрану и воспроизводство объектов
животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
применять при пользовании животным миром гуманные
способы
Право
пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично в
случаях:
отказа
от пользования;
истечения
установленного срока пользования;
нарушения
законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий,
указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование
животным миром;
возникновения
необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их
охраны;
использования
территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование
животным миром;
ликвидации
предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром.
Принудительное
прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
3.Понятие
и виды особо охраняемых природных территорий.
В
Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является
традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности.
Экологическая
доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо
охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных
направлений государственной политики в области экологии.
Согласно
Конституции Российской Федерации, особо охраняемые природные территории
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Законодательство
Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях состоит из Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об особо охраняемых
природных территориях», Федерального закона «Об охране окружающей
среды», Федерального закона «Об охране
озера Байкал», Федерального закона «О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации», Федерального закона «О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Особо
охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной
поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные
комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты
решениями органов государственной власти полностью или частично из
хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно
статье 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», с
учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются
следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в
том числе биосферные заповедники;
б)
национальные парки;
в)
природные парки;
г)
государственные природные заказники;
д)
памятники природы;
е)
дендрологические парки и ботанические сады.
Законами
субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо
охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Особо охраняемые природные территории могут
иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении
соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Государственные природные
заповедники относятся к особо охраняемым природным
территориям федерального значения. В границах государственных природных
заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью
запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев,
предусмотренных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных
территориях». Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в
границах государственных природных заповедников, являются федеральной
собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено
федеральными законами.
Положение
о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом
исполнительной власти, в ведении которого он находится (статья 6 Федерального
закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Режим
особой охраны территорий государственных природных заповедников определяется
статьей 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно указанной статье, на территории государственного природного заповедника
запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного
природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в
положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях
государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов
в целях их акклиматизации.
На
территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и
деятельность, направленные на:
а)
сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и
предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;
б)
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
в)
предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни
особо охраняемых природных территориях;
г) осуществление государственного
экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
д)
выполнение научно- исследовательских задач;
е)
ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;
ж)
осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий.
В государственных природных заповедниках могут
выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в
природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости
сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. На специально выделенных участках частичного хозяйственного
использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради
сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается
деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования
государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан,
проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным
индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Пребывание
на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не
являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений,
осуществляющих управление государственными природными заповедниками,
должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении
которого находятся государственные природные заповедники, допускается только
при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений,
осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или
федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся
государственные природные заповедники.
За
посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников
в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными
учреждениями, осуществляющими управление государственными природными
заповедниками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным
органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные
природные заповедники.
Национальные парки
относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В
границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда
сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не
предусмотренной Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»
деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная
деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их
использования в рекреационных целях.
Природные
ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и
находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота,
если иное не предусмотрено федеральными законами.
Запрещается
изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах
национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
Положение
о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в
ведении которого он находится (статья 12 Федерального закона «Об особо охраняемых
природных территориях»).
Режим
особой охраны территорий национальных парков определяется статьей 15
Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно
указанной статье, в целях установления режима национального парка осуществляется
зонирование его территории.
Зонирование
территории национального парка предусматривает выделение следующих зон:
а)
заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в
естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой
экономической деятельности;
б)
особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в
естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий,
посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
в)
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления
рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также
размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
г)
зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных
объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их
сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
д)
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление
деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного
бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и
жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
е)зоны традиционного экстенсивного природопользования,
которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных
народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление
традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования (пункт 1 статьи 15
Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Уменьшение площади заповедной зоны и площади
особо охраняемой зоны не допускается. На территориях национальных парков
запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным
комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим
объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
С
федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды
согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих
субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на
территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Пребывание
на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в
границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками
федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление
национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной
власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при
наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения,
осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа
исполнительной власти, в ведении которого находятся
национальные парки.
За
посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением
участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха
федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими
управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находятся национальные парки.
Природные парки
являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в
границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или
рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и
ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные
в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами,
ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения
земельных участков, находящихся в границах
природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
Положение
о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 18 Федерального
закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Режим
особой охраны территорий природных парков определяется статьей 21 Федерального
закона «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно указанной статье,
на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны
и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности
природных участков. Исходя из этого на территориях природных
парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны
охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На
территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой
изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или
уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств
природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и
культуры.
В
границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды
деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической,
культурной и рекреационной ценности их территорий.
Государственными природными заказниками
являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или
восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания
экологического баланса. Объявление территории государственным природным
заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей,
владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники
могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные
заказники федерального значения находятся в ведении уполномоченного
Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Управление
государственными природными заказниками федерального значения осуществляется
федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе
осуществляющими управление государственными природными заповедниками и
национальными парками.
Государственные
природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
а)
комплексными (ландшафтными), предназначенными для
сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б)биологическими (ботаническими и зоологическими),
предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов
растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и
культурном отношениях;
в)палеонтологическими, предназначенными для сохранения
ископаемых объектов;
г)
гидрологическими (болотными, озерными, речными,
морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных
объектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для
сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (статья 22 Федерального
закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
На
территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается
или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания
государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и
их компонентам.
На территориях
государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические
общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих
защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение
традиционного образа их жизни.
Собственники,
владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах
государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в
государственных природных заказниках режим особой охраны
и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную
законом ответственность.
Памятники природы
- это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и
эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и
искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального,
регионального значения (статья 25 Федерального закона «Об особо охраняемых
природных территориях»).
Дендрологические
парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными
территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в
целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Природные ресурсы и
недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и
ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
Управление
дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется уполномоченными
Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными
научными организациями и государственными образовательными организациями
высшего образования.
Земельные
участки и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических
садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление
дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное)
пользование.
Положение
о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде
регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, положение о соответствующих
дендрологическом парке и ботаническом саде утверждается государственными
научными организациями и государственными образовательными организациями
высшего образования (статья 28 Федерального закона «Об особо охраняемых
природных территориях»).
На территориях
дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность,
не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности
флористических объектов.
Территории
дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные
функциональные зоны, в том числе:
а)
экспозиционную, посещение которой разрешается в
порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими
управление дендрологическими парками или ботаническими садами;
б) научно-экспериментальную,
доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или
ботанических садов, а также специалисты других научно- исследовательских
учреждений;
в)
административную.