Лекция
№3. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
1. Понятие и содержание
права собственности на природные ресурсы.
2.
Формы собственности на природные ресурсы.
3. Основания возникновения
и прекращения права собственности на природные ресурсы.
4. Понятие и принципы
права природопользования.
1. Понятие и содержание права собственности на
природные ресурсы.
Право собственности,
в том числе и на природные ресурсы, рассматривается в двух аспектах:
- как правовой институт
(право собственности в объективном смысле);
- как совокупность
правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном
смысле).
Право собственности на
природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм
права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы и
содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного,
гражданского, уголовного, экологического права и др.).
Под правом собственности
на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий
конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным
природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным
водным объектом, участком леса и т.д.
Право собственности на
природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и
распоряжение.
Правомочие владения
означает установленную законом фактическую принадлежность природных
ресурсов конкретному лицу.
Правомочие пользования -
это основанная на законе возможность эксплуатации природных
ресурсов, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения
производственных и личных нужд.
Наконец, правомочие
распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять
(определять) юридическую судьбу принадлежащих ему природных ресурсов.
Право собственности на
природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми
интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ, собственник природных
ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не
наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных
лиц.
Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в
том числе право собственности, могут быть ограничены на основании федерального
закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В природоресурсном законодательстве
право собственности установлено в отношении земли, недр, животного мира, водных объектов, леса, особо охраняемых природных территорий. Как
видно, право собственности не распространяется на все компоненты
природной среды. Так, атмосферный воздух по Федеральному закону "Об охране
атмосферного воздуха" объектом права собственности воздух не является, что
обусловлено его физическим состоянием. Атмосферный воздух как материальная
субстанция находится в состоянии постоянного турбулентного движения и не может
быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического
владения им. А владение - одно из важнейших полномочий собственника. Озоновый
слой атмосферы и околоземное космическое пространство также не могут находиться
в чьей-либо собственности, что обуславливается спецификой этих объектов
природной среды.
Субъектами права собственности на
природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская
Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.
2. Формы
собственности на природные ресурсы.
Статья 9 Конституции России устанавливает, что земля и другие
природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальной и
иных формах собственности.
Частная собственность на
природные ресурсы
Основным природным ресурсом, являющимся
объектом права частной собственности, является земля. В ст. 36 Конституции РФ прямо
предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной
собственности. Собственность на землю граждан и юридических лиц также регулируется
ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной
собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и
юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской
Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к
приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть
предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением
земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не
могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при
этом ограничения права частности собственности на землю иностранных лиц. Иностранные
граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать
на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных
территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с
федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных
установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в
границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому
лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического
лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Абсолютной частной собственности на природные ресурсы в России нет, так как
имеется ряд существенных ограничений по пользованию природными ресурсами.
Например, субъект частной собственности на землю при ее использовании должен
соблюдать целевое назначение земельного участка, а в случае нецелевого
использования земли у него этот участок может быть изъят.
Государственная
собственность на природные ресурсы
Государственная собственность на природные ресурсы занимает доминирующее место среди других форм
собственности на природные ресурсы.
Право государственной собственности - это одна из форм
собственности, при которой правомочиями пользования, владения и распоряжения
природными объектами и ресурсами обладает государство (Российская Федерация или
субъекты РФ) в лице уполномоченных на то органов власти.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ, земля и другие
природные ресурсы являются государственной собственностью в том случае, если
они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных
образований.
В соответствии
со ст. 72 Конституции России, разграничение права государственной
собственности, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей,
недрами, водными и другими ресурсами, отнесены к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов, т.е. государственная
собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность
субъектов РФ.
Право государственной собственности установлено на все
без исключения природные объекты и ресурсы: землю, водные объекты, недра, леса,
животный мир, особо охраняемые природные территории, природные лечебные
ресурсы.
Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель
лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8).
Согласно Федеральному закону "О недрах" недра в границах
территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся
в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются
государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения
недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации (ст. 1.2).
Федеральный закон «О животном мире» устанавливает
государственную собственность на животный мир в пределах территории РФ (ст.
4). Так, в Законе определены объекты права федеральной собственности на
животный мир:
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную
Книгу РФ;
- обитающие на особо охраняемых природных территориях
федерального значения; - населяющие территориальное море, континентальный шельф
и исключительную экономическую зону РФ;
-подпадающие под действие международных договоров РФ;
-отнесенные к особо
охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
- естественно мигрирующие по территории двух и более
субъектов РФ.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» установил
исключительную федеральную собственность на такие виды особо охраняемых
природных территорий, как государственные природные заповедники и национальные
парки. В федеральной собственности, так же как и в собственности субъектов РФ,
могут находиться государственные природные заказники, памятники природы,
дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные
местности и курорты. В то же время, в собственности субъектов РФ находятся
природные парки.
В государственной собственности находятся
природные лечебные ресурсы, к которым относятся минеральные воды, лечебные
грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и
условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации
отдыха (Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах»). Эти ресурсы могут принадлежать на праве собственности как Российской Федерации, так и субъектам РФ.
Муниципальная собственность на природные ресурсы
Право муниципальной собственности - это одна из
форм собственности, при которой правом пользования, владения и распоряжения
обладают органы местного самоуправления.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в собственности
поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться
земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в
соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры на территории
поселения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности
муниципального района в соответствии с федеральными законами; пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более
поселений или на межселенной территории муниципального района (ст. 50).
Земельный кодекс РФ (ст. 19) устанавливает, что в муниципальной
собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов
Российской Федерации; право муниципальной собственности
на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Кроме того, в муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в
частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным
Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В
собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут
безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в
том числе за пределами границ муниципальных образований.
Если недра в границах территории РФ являются государственной
собственностью, то добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по
условиям лицензии могут находиться в муниципальной собственности.
Право муниципальной собственности на водные
объекты установлено Водным кодексом РФ. Согласно ст. 8
муниципальной собственностью являются пруд, обводненный карьер, расположенные в
границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности
муниципальному образованию, находятся соответственно в собственности
муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами.
Что касается леса, Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно право
муниципальной собственности на леса.
В собственности муниципальных органов могут находиться особо охраняемые
природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон "Об
особо охраняемых природных территориях" относит лечебно-оздоровительные
местности и курорты местного значения.
3. Основания возникновения и прекращения права
собственности на природные ресурсы.
Право
собственности возникает и прекращается на основании юридических фактов, которые
именуются основаниями. Такие основания влекут за собой либо возникновение права
собственности, либо его прекращение, либо возникновение у одного с
одновременным прекращением у другого.
В
статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие основания приобретения права
собственности, предусматривается, что право собственности на
имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным
ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора
купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены
в государственную собственность в случаях:
· обращения взыскания на
имущество по обязательствам;
· изъятия для государственных нужд
путем выкупа;
· изъятие объекта,
используемого с нарушением требований законодательства;
· переход наследства
государству;
· реквизиции - изъятие у
собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных
обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества
по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных
законом, с выплатой ему стоимости имущества;
· конфискации -
безвозмездное изъятие у собственника по решению суда в виде санкции
за совершение правонарушения имущества в случаях,
предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном
порядке;
· национализация - обращение
в государственную собственность имущества, находящегося в собственности
граждан и юридических лиц.
Основаниями
прекращения права собственности на природные
ресурсы являются:
- объективные причины: прекращение
права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.),
ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для
государственных нужд;
- несоблюдение условий пользования: неуплата
налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;
- нарушение законодательства: нецелевое использование,
невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических
требований.
4. Понятие и принципы
права природопользования.
Природопользование
является необходимой составной взаимодействия общества с природой.
Право природопользования рассматривается в трех аспектах: как
институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя.
Как институт право природопользования – это совокупность нормативных
правовых актов и правовых норм о природопользовании.
Они закрепляют основные принципы права
природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности,
устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и
условия природопользования и т.д.
Как правоотношение право природопользования – совокупность прав и обязанностей,
которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования
земли, недр, вод и т.д. Оно служит механизмом реализации объективного и
субъективного права природопользования.
Как правомочие право природопользования – это принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого
включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в
пользование природным ресурсом.
Природопользование должно
осуществляться на основе следующих принципов:
1. Производность (зависимость) права пользования
природными ресурсами от права собственности на них
Содержание правового института и
субъективных прав природопользования зависит от воли собственника
(государства), которое устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и
условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в
пользование и др.
2. Рациональность природопользования предполагает такое
природопользование, при котором одновременно учитываются экологические,
экономические, социальные и иные интересы человека. Данный принцип
обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например,
экологически целесообразных технологий.
Требования рационального природопользования
в основном специфичны и зависят от вида используемого природного ресурса.
3. Экосистемный подход к регулированию природопользования; т.е.
соблюдение правовых требований о предупреждении и недопущении причинения вреда
в процессе использования одного природного объекта другим природным объектам и
окружающей среде в целом.
4. Целевой характер пользования природными ресурсами.
Цель, для которой предоставляются земельные
участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда
обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование,
лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное
водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование
природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается
законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о
приостановлении или аннулировании лицензии.
5. Устойчивость права пользования природными
ресурсами. Его суть в том, что природные объекты предоставляются в срочное или
бессрочное пользование, а право пользования ими может быть прекращено только по
основаниям, указанным в законе.
6. Платность специального природопользования. Заключается
в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование
соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с
реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду,
является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение
как общих задач государства в области охраны окружающей среды (экологический
налог, арендная плата и др.).
5. Виды природопользования.
Существуют
различные виды природопользования:
1)
в зависимости от природного ресурса, объекта природопользование подразделяется
на землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование и т.д.;
2)
по методам освоения природных ресурсов различают природопользование с изъятием
и без изъятия природного ресурса из природной среды;
3) по
сроку пользования природными
ресурсами можно выделить постоянное право природопользования (без определенного
срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется
также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так,
существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.
4)
в зависимости от наличия либо отсутствия специального разрешения – на общее и
специальное.
Общее природопользование является общедоступным и представляет собой право
использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со
стороны государства и иных уполномоченных лиц. Общее природопользование
связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую
среду. Право на такое пользование природными объектами возникает
непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде
случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными
ресурсами. В качестве субъекта права общего природопользования выступают
граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, поскольку они
обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами,
землей.
Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется
соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных
органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов
общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем
природопользовании, воздействиями на окружающую среду. Субъектами
права специального природопользования
являются юридические лица и граждане-предприниматели. Причем юридические лица
при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные
органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися
в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица,
получившие определенные природные ресурсы в пользование. Для того чтобы
юридические лица получили право специального природопользования, помимо общей
правоспособности (правосубъектности),
возникающей с момента государственной регистрации, они должны иметь специальную
правоспособность (правосубъектность),
возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов
(лицензии, договора и т.п.).
Формы специального природопользования:
·
комплексное
природопользование;
·
специальное пользование
водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.
Необходимость введения комплексного
природопользования обусловлена тем, что
нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются
в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается
воздействие. Комплексное природопользование - это направленное на
удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей и использование юридическим лицом или
гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории
(использование одного или несколько природных ресурсов; удаление
отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния
окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и
иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными
органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса,
предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов
воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие)
одного или ряда видов природных ресурсов
наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других
условий, предусмотренных лицензией (разрешением).