Лабораторная работа № 1.3.(Часть II) Оптимизация. Поиск  решения. Регрессия

Цель работы:

-                   Освоить основные навыки работы с «Решателем» («Сервис/ Поиск решения»);

-                   Изучить операции работы со сценариями в  электронных таблицах Microsoft Excel («Сервис/ Сценарии»);

-                   Научиться грамотно составлять системы уравнений для дальнейшего аналитического поиска решений в электронных таблицах Miсrosoft Excel.

-                   Освоить основные навыки работы  «Поиска решения» при решении задач по регрессии;

-                   Изучить имеющиеся  в  электронных таблицах Microsoft Excel регрессионные функции;

-                   Научиться грамотно пользоваться регрессионными функциями и умело использовать их для проведения полного статистического анализа данных в  электронных таблицах Miсrosoft Excel.

 

Задание1: Оптимизация. Поиск  решения

Пример выполнения задания и варианты можно найти здесь

1. Составить систему уравнений по выбранному варианту задачи, включая целевую функцию и ограничения.

2. Создать в компьютере новый файл и занести в таблицу данные системы уравнений,  составленной к варианту задачи.

3. Вызвать «Решатель» («Сервис/ Поиск решения»).

4. Занести в соответствующие поля диалогового окна табличные данные задачи.

5. Проверить установки и параметры окна «Параметры поиска решения».

6. После подготовки задачи оптимизации, выполнить расчет и сохранить результаты поиска решения.

7. По условию данной задачи создать различные сценарии («Сервис/ Сценарии»).

8. Сохранить все выполненные сценарии в отчете. 

9. Представить полученные результаты и ответить на контрольные вопросы.

 

Задание2: Регрессия

Пример выполнения задания и варианты можно найти здесь

Используя данные статистических наблюдений выполнить регрессионный анализ по следующему плану задания:

1. Найти коэффициенты m и b прямой линии y = mx+b, наилучшим образом аппроксимирующей эти данные по критерию наименьших квадратов.

2. Построить диаграмму с исходными данными и приближающим их графиком.

3. Сравнить коэффициенты  m и b найденные с помощью «Поиска решения» со значениями полученными при помощи функций НАКЛОН и ОТРЕЗОК.

4. Используя функцию ЛИНЕЙН определить коэффициенты  m и b , а также получить дополнительные статистические характеристики.

5. Самостоятельно, с помощью справочной информации, содержащейся в программе Microsoft Excel, изучить действие функций НАКЛОН, ОТРЕЗОК, ТЕНДЕНЦИЯ, ПРЕДСКАЗ.

6. Вычислить оценки откликов для старых и новых значений факторов используя функции  ТЕНДЕНЦИЯ, ПРЕДСКАЗ. Выяснить, в чем разница между этими двумя функциями.

 

Контрольные вопросы:

1.                Как установить в электронные таблицы Excel надстройку «Поиск решения»?

2.                Что называется целевой функцией?

3.                Какие ячейки называют изменяющимися?

4.                Что называют ограничениями?

5.                Что называют сценарием?

6.                Как вызвать окно для создания сценария?

7.                Чем отличается сценарий от поиска решений?

8.                От чего зависит скорость поиска наилучшего решения?

9.                Какие адресные ссылки используются по умолчанию, для обозначения ячеек с формулами в окне «Поиск решения»?

10.           Параметры поиска решения: максимальное время, предельное число итераций, относительная погрешность, допустимое отклонение, сходимость?

11.           В чем заключается метод наименьших квадратов?

12.           Функция ЛИНЕЙН ее параметры.

13.           Какие дополнительные статистические характеристики позволяет определить функция ЛИНЕЙН и каким образом?

14.           Какие регрессионные показатели вычисляются функциями НАКЛОН и ОТРЕЗОК.

15.           Функция ТЕНДЕНЦИЯ ее параметры.

16.           Функция ПРЕДСКАЗ ее параметры.

17.           В чем разница между двумя функциями ТЕНДЕНЦИЯ, ПРЕДСКАЗ?