МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ

 

·        Составляющие части мультимедиа

·        Классификация мультимедиа приложений

·        Области применения мультимедиа приложений

·        Аппаратные средства мультимедиа технологии

·        Программные средства мультимедиа технологии

 

Составляющие части мультимедиа

Слово «мультимедиа» прочно вошло в наш лексикон, и без него уже трудно представить современный компьютерный мир. Как и всякое удач­ное понятие, оно многообразно. Пожалуй, наиболее точная формулировка принадлежит одному из пионеров мультимедиа в нашей стране Сергею Новосельцеву: «Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum - много и media, medium - средоточие, средства) - это комплекс аппаратных и про­граммных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной среды».

Как видим, мультимедиа объединяет несколько типов разнородных данных (текст, звук, видео, графическое изображение и анимацию) в еди­ное целое. И это понятие само по себе имеет три лица.

Во-первых, мультимедиа - как идея, т. е. новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме.

Во-вторых, мультимедиа - как оборудование для обработки и хране­ния информации, без него мультимедиа-идею реализовать невозможно.

В-третьих, это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в законченное мультимедиа-приложение.

Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспектив­ных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, со­провождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эф­фектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Данное определение сформулировано в 1988 го­ду крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами вне­дрения и использования новых технологий. Интерактивность - свойство реагировать на действия пользователей, в том числе и управлять пользо­вателем.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа счи­тают концепцию организации памяти «МЕМЕХ», предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматрива­ла поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфави­ту и т. п.). Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями тек­стовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комби­нацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в мультимедиа, со­единившей в себе обе эти системы.

Однако всплеск интереса в конце 80-х годов XX в. к применению мультимедиа технологии в гуманитарной области (и, в частности, в исто­рико-культурной) связан, несомненно, с именем выдающегося американ­ского компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с исполь­зованием в нем всех возможных «сред»: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы National Art Gallery London»).

Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа:

представление информации с помощью комбинации множества восприни­маемых человеком сред;

наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);

художественный дизайн интерфейса и средств навигации.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются

следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

возможность хранения большого объема самой разной информации на од­ном носителе;

возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важ­но для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными про­граммными средствами с научно-исследовательскими или познавательны­ми целями;

возможность выделения в сопровождающем текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гиперме­диа);

возможность осуществления непрерывного музыкального или любого дру­гого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамично­му визуальному ряду;

возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических по­строений ее композиции) и т. д.;

возможность подключения к глобальной сети Internet;

возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графиче­скими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляе­мой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя- гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользовате­ля»), включение в состав продукта игровых компонентов с информацион­ными составляющими;

возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из про­граммы в любой точке продукта.

Итак, мультимедийный продукт - наиболее эффективная форма пода­чи информации в среде компьютерных информационных технологий. Он позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объемы информа­ции, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выби­рать интересующие в данный момент информационные блоки, значитель­но повышая эффективность восприятия информации.

 

Классификация мультимедиа приложений

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Мультимедиа - комбинация текста, графических изображений, звука, анимации и видео элементов.

Согласно представленным выше определениям, мультимедиа можно классифицировать с разных точек зрения:

на основе поддержки взаимодействия,

на основе использования различных мультимедийных телекоммуникаци­онных технологий.

 

Области применения мультимедиа приложений

Области применения:

Обучение с использованием компьютерных технологий (научно- просветительская или образовательная сфера);

Видео энциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуацион­но-ролевые игры и др.;

Информационная и рекламная служба;

Популяризаторская и развлекательная сферы;

Интернет-вещание;

Развлечения, игры, системы виртуальной реальности;

Презентационная (витринной рекламы), СМИ;

Творчество (станция мультимедиа становится незаменимым авторским ин­струментом в кино и видеоискусстве. Автор фильма за экраном такой на­стольной системы собирает, «аранжирует», создает произведения из зара­нее подготовленных - нарисованных, отснятых, записанных и т. п. - фраг­ментов;

Военные технологии;

Промышленность и техника (сенсорные экраны);

Торговля.

В научно-исследовательской области - это электронные архивы и библио­теки - для документирования коллекций источников и экспонатов, их ката­логизации и научного описания, для создания «страховых копий», автома­тизации поиска и хранения, для хранения данных о местонахождении ис­точников для хранения справочной информации, для обеспечения доступа к внемузейным базам данных, для организации работы ученых не с самими документами, а с их электронными копиями и т. д.).

Медицина: базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и т. п.

Искусственный интеллект - внедрение элементов искусственного интел­лекта в системе мультимедиа. Они обладают способностью «чувствовать» среду общения, адаптироваться к ней и оптимизировать процесс общения с пользователем: они подстраиваются под читателей, анализируют круг их интересов, помнят вопросы, вызывающие затруднения и могут сами пред­ложить дополнительную или разъясняющую информацию.

Системы распознавания речи, понимающие естественный язык, еще более расширяют диапазон взаимодействия с компьютером.

 

Аппаратные средства мультимедиа технологии

Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.

Для построения мультимедиа системы необходима дополнительная аппаратная поддержка: аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразо­ватели для перевода аналоговых аудио- и видеосигналов в цифровой экви­валент и обратно, видеопроцессоры для преобразования обычных телеви­зионных сигналов к виду, воспроизводимому электронно-лучевой трубкой дисплея, декодеры для взаимного преобразования телевизионных стан­дартов, специальные интегральные схемы для сжатия данных в файлы до­пустимых размеров и т. д.

Аппаратные средства

Все оборудование, отвечающее за звук, объединяется в звуковые кар­ты, а за видео - в видеокарты.

Аппаратные средства мультимедиа:

Средства звукозаписи (звуковые платы, микрофоны);

Средства звуковоспроизведения (усилитель, колонки, акустические систе­мы, наушники и гарнитуры);

Манипуляторы (компьютерные мыши, джойстики, миди-клавиатуры);

Средства «виртуальной реальности» (перчатки, очки, шлемы виртуальной реальности, используемые в играх);

Носители информации (CD, DVD и HDD);

Средства передачи (мини видеокамеры, цифровые фотоаппараты);

Средства записи (приводы CD / DVD-ROM , CDRW / DVD+RW, TV- и FM- тюнеры);

Средства обработки изображения (платы видеомонтажа, клавиатуры, гра­фические акселераторы).

Компьютер, телевизор, средства для получения и удобного восприятия ин­формации и др.

 

Программные средства мультимедиа технологии

Программные средства мультимедиа складываются из трех компонентов:

Системные программные средства.

Инструментальные программные средства.

Прикладные программные средства.

Системные программные средства

Системные программные средства - это набор программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление устройствами мультимедиа, причем это управление на двух уровнях - фи­зическое управление вводом-выводом информации на низком уровне с помощью машинных команд и управление пользователем характеристи­ками устройств с помощью графического интерфейса, изображающего пульт управления устройством, например регулировки громкости звука, тембра, стереобаланса и т. д. Как правило, программы физического управ­ления устройствами называют драйверами устройств.

Инструментальные программные средства

Инструментальные программные средства - программы позволяющие модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения.

Инструментальные программные средства - это пакеты программ для создания мультимедийных приложений:

редакторы неподвижных графических изображений,

средства создания анимированных GIF-файлов,

средства аудио- и видеомонтажа,

средства создания презентаций,

средства распознавания текстов, введенных со сканера,

средства создания обучающих программ,

системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в тек­стовые,

системы создания приложений виртуальной реальности и другие. Инструментальные средства существенно расширяют возможности

управления мультимедийными устройствами по сравнению с теми, кото­рые предоставляют системные средства, но это всегда платные продукты и некоторые из них стоят очень дорого, например профессиональные сис­темы видеомонтажа.

Прикладные программные средства

Прикладные программные средства - это готовые и, как правило, продаваемые программные системы на CD или DVD дисках - фильмы, учебники, энциклопедии, игры, книги, виртуальные музеи, путеводители, рекламные материалы и т. д.