·
Составляющие
части мультимедиа
·
Классификация
мультимедиа приложений
·
Области
применения мультимедиа приложений
·
Аппаратные
средства мультимедиа технологии
·
Программные
средства мультимедиа технологии
Составляющие
части мультимедиа
Слово
«мультимедиа» прочно вошло в наш лексикон, и без него уже трудно представить
современный компьютерный мир. Как и всякое удачное понятие, оно многообразно.
Пожалуй, наиболее точная формулировка принадлежит одному из пионеров
мультимедиа в нашей стране Сергею Новосельцеву: «Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum -
много и media, medium - средоточие, средства) - это комплекс аппаратных и
программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с
разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией),
организованными в виде единой информационной среды».
Как
видим, мультимедиа объединяет несколько типов разнородных данных (текст, звук,
видео, графическое изображение и анимацию) в единое целое. И это понятие само
по себе имеет три лица.
Во-первых,
мультимедиа - как идея, т. е. новый подход к хранению информации различного
типа в единой цифровой форме.
Во-вторых,
мультимедиа - как оборудование для обработки и хранения информации, без него
мультимедиа-идею реализовать невозможно.
В-третьих,
это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации
в законченное мультимедиа-приложение.
Мультимедиа
технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений
информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции
изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и
другими визуальными эффектами (Simulation), включающего
интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Данное определение
сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся
проблемами внедрения и использования новых технологий. Интерактивность -
свойство реагировать на действия пользователей, в том числе и управлять пользователем.
Идейной
предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию
организации памяти «МЕМЕХ», предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в
соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по
порядку номеров, индексов или по алфавиту и т. п.). Эта идея нашла свое
выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система
работы с комбинациями текстовых материалов), а затем и гипермедиа (система,
работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в
мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.
Однако всплеск интереса в конце 80-х годов XX в. к
применению мультимедиа технологии в гуманитарной области (и, в частности, в
историко-культурной) связан, несомненно, с именем выдающегося американского
компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и
успешной реализации на практике мультимедийного продукта на основе служебной
музейной инвентарной базы данных с использованием в нем всех возможных «сред»:
изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы («National Art Gallery London»).
Именно
этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа
мультимедиа:
представление
информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред;
наличие
нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых
самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в
содержании продукта информации);
художественный
дизайн интерфейса и средств навигации.
Несомненным
достоинством и особенностью технологии являются
следующие
возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении
информации:
возможность
хранения большого объема самой разной информации на одном носителе;
возможность
увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных
фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении
качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений
искусства и уникальных исторических документов;
возможность
сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с
научно-исследовательскими или познавательными целями;
возможность
выделения в сопровождающем текстовом или другом визуальном материале «горячих
слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной
или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии
гипертекста и гипермедиа);
возможность
осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения,
соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
возможность
использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции
«стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;
возможность
включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к
примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной
демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т. д.;
возможность
подключения к глобальной сети Internet;
возможность
работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми
редакторами, картографической информацией);
возможность создания собственных «галерей» (выборок)
из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);
возможность
«запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей
экранной «странице»;
возможность
автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания
анимированного и озвученного «путеводителя- гида» по
продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»), включение в
состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
возможность
«свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное
содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке
продукта.
Итак,
мультимедийный продукт - наиболее эффективная форма подачи информации в среде
компьютерных информационных технологий. Он позволяет собрать воедино огромные и
разрозненные объемы информации, дает возможность с помощью интерактивного
взаимодействия выбирать интересующие в данный момент информационные блоки,
значительно повышая эффективность восприятия информации.
Классификация мультимедиа приложений
Мультимедиа
- это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного
программного обеспечения. Мультимедиа - комбинация текста, графических
изображений, звука, анимации и видео элементов.
Согласно
представленным выше определениям, мультимедиа можно классифицировать с разных
точек зрения:
на
основе поддержки взаимодействия,
на
основе использования различных мультимедийных телекоммуникационных технологий.
Области
применения мультимедиа приложений
Области
применения:
Обучение
с использованием компьютерных технологий (научно-
просветительская или образовательная сфера);
Видео
энциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры
и др.;
Информационная
и рекламная служба;
Популяризаторская
и развлекательная сферы;
Интернет-вещание;
Развлечения,
игры, системы виртуальной реальности;
Презентационная (витринной рекламы), СМИ;
Творчество (станция мультимедиа становится
незаменимым авторским инструментом в кино и видеоискусстве. Автор фильма за
экраном такой настольной системы собирает, «аранжирует», создает произведения
из заранее подготовленных - нарисованных, отснятых, записанных и т. п. - фрагментов;
Военные
технологии;
Промышленность
и техника (сенсорные экраны);
Торговля.
В научно-исследовательской области - это электронные
архивы и библиотеки - для документирования коллекций источников и экспонатов,
их каталогизации и научного описания, для создания «страховых копий», автоматизации
поиска и хранения, для хранения данных о местонахождении источников для
хранения справочной информации, для обеспечения доступа к внемузейным
базам данных, для организации работы ученых не с самими документами, а с их
электронными копиями и т. д.).
Медицина:
базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и т. п.
Искусственный
интеллект - внедрение элементов искусственного интеллекта в системе
мультимедиа. Они обладают способностью «чувствовать» среду общения,
адаптироваться к ней и оптимизировать процесс общения с пользователем: они
подстраиваются под читателей, анализируют круг их интересов, помнят вопросы,
вызывающие затруднения и могут сами предложить дополнительную или разъясняющую
информацию.
Системы
распознавания речи, понимающие естественный язык, еще более расширяют диапазон
взаимодействия с компьютером.
Аппаратные
средства мультимедиа технологии
Технологию
мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.
Для построения мультимедиа системы необходима
дополнительная аппаратная поддержка: аналого-цифровые и цифроаналоговые
преобразователи для перевода аналоговых аудио- и видеосигналов в цифровой эквивалент
и обратно, видеопроцессоры для преобразования обычных телевизионных сигналов к
виду, воспроизводимому электронно-лучевой трубкой дисплея, декодеры для
взаимного преобразования телевизионных стандартов, специальные интегральные
схемы для сжатия данных в файлы допустимых размеров и т. д.
Все
оборудование, отвечающее за звук, объединяется в звуковые карты, а за видео -
в видеокарты.
Аппаратные
средства мультимедиа:
Средства
звукозаписи (звуковые платы, микрофоны);
Средства
звуковоспроизведения (усилитель, колонки, акустические системы, наушники и
гарнитуры);
Манипуляторы
(компьютерные мыши, джойстики, миди-клавиатуры);
Средства
«виртуальной реальности» (перчатки, очки, шлемы виртуальной реальности,
используемые в играх);
Носители
информации (CD, DVD и HDD);
Средства
передачи (мини видеокамеры, цифровые фотоаппараты);
Средства
записи (приводы CD / DVD-ROM , CDRW / DVD+RW, TV- и FM- тюнеры);
Средства
обработки изображения (платы видеомонтажа, клавиатуры, графические
акселераторы).
Компьютер,
телевизор, средства для получения и удобного восприятия информации и др.
Программные
средства мультимедиа технологии
Программные
средства мультимедиа складываются из трех компонентов:
Системные
программные средства.
Инструментальные
программные средства.
Прикладные
программные средства.
Системные
программные средства
Системные программные средства - это набор программ,
входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих управление
устройствами мультимедиа, причем это управление на двух уровнях - физическое
управление вводом-выводом информации на низком уровне с помощью машинных команд
и управление пользователем характеристиками устройств с помощью графического
интерфейса, изображающего пульт управления устройством, например регулировки
громкости звука, тембра, стереобаланса и т. д. Как
правило, программы физического управления устройствами называют драйверами
устройств.
Инструментальные
программные средства
Инструментальные
программные средства - программы позволяющие модифицировать мультимедийные
файлы и создавать мультимедийные приложения.
Инструментальные
программные средства - это пакеты программ для создания мультимедийных
приложений:
редакторы
неподвижных графических изображений,
средства
создания анимированных GIF-файлов,
средства
аудио- и видеомонтажа,
средства
создания презентаций,
средства
распознавания текстов, введенных со сканера,
средства
создания обучающих программ,
системы
распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в
текстовые,
системы
создания приложений виртуальной реальности и другие. Инструментальные средства
существенно расширяют возможности
управления
мультимедийными устройствами по сравнению с теми, которые предоставляют
системные средства, но это всегда платные продукты и некоторые из них стоят
очень дорого, например профессиональные системы видеомонтажа.
Прикладные
программные средства
Прикладные программные средства - это готовые и, как
правило, продаваемые программные системы на CD или DVD дисках
- фильмы, учебники, энциклопедии, игры, книги, виртуальные музеи, путеводители,
рекламные материалы и т. д.