Глава 2. Определение, общие принципы построения и цели разработки информационных систем.

Тема 1. Понятие информационных систем.

1.      Понятие ИС.  

2.     Цели, задачи, свойства  и функции информационных систем.

3.     Понятие АИС. Этапы развития АИС.

 

1. Понятие ИС.

Под информационной системой понимается система, позволяющая осуществлять сбор, хранение, обработку, передачу и предоставление информации.

Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Информационные системы могут функционировать с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

- простота внедрения уже существующих решений;

- просты для понимания, для их освоения требуется минимум тренировки;

- не требуются технические навыки;

- гибкие и способные к адаптации для соответствия деловым процессам.

В автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

Под информационной системой понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определённых групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей.

Исторически первыми видами информационных систем являются архивы и библиотеки. Им присущи все атрибуты инф. системы. Они обеспечивают в какой-либо предметной области сбор данных, их представление и хранение в определённой форме (книго-, архивохранилища, каталоги и т.д.), в них определяется порядок использования информационных фондов (т.е. определены абоненты, режимы и способы выдачи информации – абоненты, читальные залы и т.п.).

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 1.1).

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1.1. Процессы в информационной системе

 

Схема состоит из следующих блоков:

§     ввод информации из внешних или внутренних источников;

§     обработка входной информации и представление её в удобном виде;

§     вывод информации для представления потребителям внутри организации или передачи в другую систему;

§     обратная связь – это информация, переработанная персоналом данной организации для коррекции входной информации.

Исходя из сказанного в составе инф. системы можно выделить три подсистемы, представленные на рис. 1.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1.2. Состав информационной системы

 

Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей инф. системы в целом.

Подсистема представления и обработки информации составляет ядро инф. системы и является отражением представления разработчиками и пользователями системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать инф. система. Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке инф. системы.

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач инф. системы.

 

2. Цели, задачи, свойства  и функции информационных систем.

Цель ИС – обеспечение специалистов информацией для решения стоящих перед ними задач.

Кроме того, результатом работы ИС должно быть требуемое качество информационной продукции.  Отсюда цель ИС – это также и повышение уровня качества информации, выдаваемой специалистам-пользователям ИС.

В соответствии с целью основными универсальными задачами ИС являются:

·         выполнение процессов преобразования информации и выдача её в удобном для восприятия виде;

·         получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счёт внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;

·         производство достоверной, надёжной, своевременной и систематизированной информации;

·         освобождение работников от рутинной работы за счёт её автоматизации;

·         совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота в фирме.

Специальные задачи определяются характером производства и теми задачами, которые решает предприятие для достижения поставленной цели. Они включают:

·         обеспечение необходимого объёма производства продукции;

·         обеспечение ритмичности в производстве продукции или услуг предприятия;

·         поведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества продукции;

·         обеспечение маркетинговой деятельности предприятия и др.

В системе управления специальные задачи для статуса ИС приоритетны.

Информационная система определяется следующими свойствами:

·         любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

·         информационная система является динамичной и развивающейся;

·         выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

·         информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации;

·         структура информационной системы, её функциональное предназначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией, например, в коммерческой фирме – эффективному бизнесу, в государственном предприятии – решению социальных и экономических задач;

·         информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься.

Функция ИС – это постоянный набор процедур, выполнение которых обеспечивает реализацию задач ИС.

Функции ИС можно разделить на функции управления и функции информационно-технологические.

ИС обеспечивает реализацию следующих функций управления:

a)     планирование и прогнозирование деятельности предприятия;

b)    нормирование производственной деятельности;

c)     учёт и отчётность;

d)    контроль производства;

e)     анализ производственной деятельности.

Выделяются следующие информационно-технологические функции  информационной системы:

a)     сбор сведений об управляемом объекте;

b)    регистрация данных;

c)     передача данных;

d)    ввод данных в ЭВМ;

e)     обработка данных;

Рассматриваются два типа обработки:

операционная;

• анализ данных (сравнение с нормами, критериями).

Операционная обработка данных ведется в системах, ориентированных на преобразование данных. Анализ данных осуществляется в системах поддержки принятия решений, где анализируется информация (часто больших объемов), на основе которой информационная система помогает принимать решения.

f)      поиск данных;

g)     ведение баз данных;

h)    хранение данных;

Существуют два способа хранения информации:

централизованный (информация хранится в одном месте),

            распределенный (информация хранится в нескольких местах).

k)    актуализация информации;

l)       копирование и тиражирование информации;

m)  предоставление информации (выдача производственных документов пользователю);

n)    защита данных.

 Эта функция обеспечивает сохранность и конфиденциальность информации.

3.     Понятие АИС. Этапы развития АИС.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование компьютеров и других современных технических и программных средств в различных информационных системах. Такие информационные системы называются автоматизированными.

Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью вычислительной техники, называются автоматизированнымим, или сокращённо АИС.

Рассмотрим основные этапы развития автоматизированных информационных систем.

1 этап. 

Первые информационные системы появились в 1950-х г. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называют системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платёжных ведомостей и другие операции бухгалтерского учёта.

2 этап. 

В 1960-е г. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие. Появляются операционные системы, дисковая технология, улучшаются языки программирования. Развитие вычислительной техники обусловило появление новых возможностей в автоматизации различных видов деятельности, например, подготовки отчётной документации. Изменяется отношение к информационным системам. Полученная с их помощью информация применяется для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. Появляются системы управленческих отчётов, ориентированные на менеджеров, принимающих решения.

3 этап. 

В 1970-е г. информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с программой, не изучая её описания). Эти достижения создали условия для появления систем поддержки принятия решений (СППР). В отличие от систем управленческих отчётов, которые предоставляют информацию по заранее установленным формам отчётности, СППР предоставляют её по мере возникновения необходимости. 

4 этап. 

1980-е г. характеризуются тем, что информационные технологии начинают претендовать на новую роль в организации. АИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достигать успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по более низкой цене и многое другое. 

В 80-х гг. в офисах применяют разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, расширяющие область применения информационных систем. К таким технологиям относят: текстовую обработку, настольное издательство, электронную почту и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой.

АИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 1980-х г. концепция использования информационных систем вновь изменяется. АИС становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля.

5 этап. 

В 1990-е г. весомые преимущества создаются за счёт использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность работы специалистов в процессе принятия решений за счёт скоростного сбора данных от региональных подразделений и оперативного анализа данных. Появляются автоматизированные офисы.

6 этап. 

Этот этап связывают с началом XXI века. Он характеризуется дальнейшим развитием информационных технологий, которые приводят к появлению методов и средств, обеспечивающих интегрированные решения по автоматизации различных информационных процессов и офисов, позволяющих автоматизировать ручные операции и поиск документов, автоматически передавать и отслеживать перемещение документов и контролировать выполнение поручений, связанных с документами и др. Он характеризуется объектно-ориентированным подходом к проектированию АИС, автоматизацией проектирования, использованием функционально-распределенных информационных (как правило, корпоративных) технологий, а также геоинформационных и когнитивных (интеллектуальных) информационных технологий.

Таблица 3.1

Изменение подхода к использованию информационных систем

 

Период времени

Этапы

развития АИС

Концепция

 использования

информации

Вид информационных систем

Цель

 использования

1950 -
1960 гг.

1 этап

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960 -
1970 гг.

2-3

этапы

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970 -
1980 гг.

3-4

этапы

Управленческий контроль производства и реализации

Системы поддержки принятия решений

 

Выборка наиболее рационального решения

1990 -
по настоящее время.

5-6

этапы

Управление стратегией развития предприятия

Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы

Автоматизированные офисы

Выживание и процветание фирмы

 

Итак, первоначально большинство экономических АИС обеспечивали лишь оперативный уровень управления: обработку счетов, учёт товаров и материалов, расчёт зарплат, обработку заказов и др. Впоследствии стали разрабатываться системы, обеспечивающие выполнение расчётов на среднем уровне: расчёты квартальных, месячных и годовых планов выпуска продукции, составление планов сбыта продукции и т.д. Современные экономические автоматизированные информационные системы способны представлять и обрабатывать информацию для всех уровней управления. Особенный интерес для высшего уровня представляют экспертные системы, способные обрабатывать ориентировочную информацию и на этой базе разрабатывать прогнозные планы.