Глава 2.
Определение, общие принципы построения и цели разработки информационных систем.
Тема 1. Понятие информационных систем.
1. Понятие ИС.
2. Цели, задачи,
свойства и функции информационных
систем.
3. Понятие АИС.
Этапы развития АИС.
Под информационной
системой понимается система, позволяющая осуществлять сбор, хранение, обработку,
передачу и предоставление информации.
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность
средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и
выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Необходимо понимать разницу
между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые
специализированными программными средствами, являются технической базой и
инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без
персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
В настоящее время
бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью
компьютерной техники. Это не так. Информационные системы могут функционировать
с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос
экономической целесообразности.
Преимущества
неавтоматизированных (бумажных) систем:
- простота внедрения
уже существующих решений;
- просты для
понимания, для их освоения требуется минимум тренировки;
- не требуются
технические навыки;
-
гибкие и способные к адаптации для соответствия деловым процессам.
В автоматизированной ИС
появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с
организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в
единой информационной форме в виде данных.
Под информационной системой
понимается организованная совокупность программно-технических и других
вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определённых
групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных
ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений,
необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного
контингента пользователей.
Исторически первыми видами
информационных систем являются архивы и библиотеки. Им присущи все атрибуты
инф. системы. Они обеспечивают в какой-либо предметной области сбор данных, их
представление и хранение в определённой форме (книго-,
архивохранилища, каталоги и т.д.), в них определяется порядок использования
информационных фондов (т.е. определены абоненты, режимы и способы выдачи
информации – абоненты, читальные залы и т.п.).
Процессы, обеспечивающие
работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в
виде следующей схемы (см. рис. 1.1).
Схема состоит из следующих
блоков:
§
ввод информации из внешних или внутренних источников;
§
обработка входной информации и представление её в удобном виде;
§
вывод информации для представления потребителям внутри организации или
передачи в другую систему;
§
обратная связь – это информация, переработанная персоналом
данной организации для коррекции входной информации.
Исходя из сказанного в составе инф. системы можно выделить три подсистемы, представленные на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Состав
информационной системы
Организационно-технологическая
подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему. Без
правильно организованной, оперативно и эффективно действующей
организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная
организация функционирования всей инф. системы в целом.
Подсистема представления и
обработки информации составляет ядро инф. системы и является отражением представления
разработчиками и пользователями системы структуры и картины предметной области,
сведения о которой должна отражать инф. система. Подсистема представления и
обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при
разработке инф. системы.
Нормативно-функциональная
подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов
системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач инф.
системы.
2. Цели, задачи, свойства и функции
информационных систем.
Цель ИС – обеспечение специалистов
информацией для решения стоящих перед ними задач.
Кроме того, результатом
работы ИС должно быть требуемое качество информационной продукции. Отсюда цель ИС – это также и повышение уровня
качества информации, выдаваемой специалистам-пользователям ИС.
В соответствии с целью основными
универсальными задачами ИС являются:
·
выполнение процессов преобразования информации и выдача её в удобном
для восприятия виде;
·
получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за
счёт внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;
·
производство достоверной, надёжной, своевременной и систематизированной
информации;
·
освобождение работников от рутинной работы за счёт её автоматизации;
·
совершенствование структуры потоков информации и системы
документооборота в фирме.
Специальные задачи определяются характером производства
и теми задачами, которые решает предприятие для достижения поставленной цели.
Они включают:
·
обеспечение необходимого объёма производства продукции;
·
обеспечение ритмичности в производстве продукции или услуг предприятия;
·
поведение мероприятий по обеспечению заданного уровня качества
продукции;
·
обеспечение маркетинговой деятельности предприятия и др.
В системе управления
специальные задачи для статуса ИС приоритетны.
Информационная система
определяется следующими свойствами:
·
любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена
и управляема на основе общих принципов построения систем;
·
информационная система является динамичной и развивающейся;
·
выходной продукцией информационной системы является информация, на
основе которой принимаются решения;
·
информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему
обработки информации;
·
структура информационной системы, её функциональное предназначение
должны соответствовать целям, стоящим перед организацией, например, в коммерческой
фирме – эффективному бизнесу, в государственном
предприятии – решению социальных и экономических задач;
·
информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься.
Функция
ИС – это постоянный набор процедур,
выполнение которых обеспечивает реализацию задач ИС.
Функции ИС можно разделить на функции управления и функции информационно-технологические.
ИС обеспечивает реализацию следующих функций управления:
a)
планирование и
прогнозирование деятельности предприятия;
b)
нормирование
производственной деятельности;
c)
учёт и
отчётность;
d)
контроль
производства;
e)
анализ
производственной деятельности.
Выделяются следующие информационно-технологические функции
информационной системы:
a)
сбор сведений об
управляемом объекте;
b)
регистрация
данных;
c)
передача данных;
d)
ввод данных в
ЭВМ;
e)
обработка данных;
Рассматриваются
два типа обработки:
• операционная;
• анализ
данных (сравнение с
нормами, критериями).
Операционная
обработка данных ведется в системах,
ориентированных на преобразование данных. Анализ
данных осуществляется в системах поддержки принятия решений, где
анализируется информация (часто больших объемов), на основе которой информационная
система помогает принимать решения.
f)
поиск данных;
g)
ведение баз
данных;
h)
хранение данных;
Существуют два способа хранения
информации:
• централизованный
(информация хранится в одном месте),
• распределенный (информация хранится в нескольких местах).
k) актуализация информации;
l) копирование и тиражирование информации;
m) предоставление информации (выдача
производственных документов пользователю);
n) защита данных.
Эта функция обеспечивает сохранность и
конфиденциальность информации.
3.
Понятие АИС. Этапы развития
АИС.
Современный
уровень информатизации общества предопределяет использование компьютеров и
других современных технических и программных средств в различных
информационных системах. Такие информационные системы называются
автоматизированными.
Информационные системы, в
которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью
вычислительной техники, называются автоматизированнымим, или сокращённо АИС.
1 этап.
Первые информационные системы появились в 1950-х г. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называют системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платёжных ведомостей и другие операции бухгалтерского учёта.
2 этап.
В 1960-е г. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие. Появляются операционные системы, дисковая технология, улучшаются языки программирования. Развитие вычислительной техники обусловило появление новых возможностей в автоматизации различных видов деятельности, например, подготовки отчётной документации. Изменяется отношение к информационным системам. Полученная с их помощью информация применяется для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. Появляются системы управленческих отчётов, ориентированные на менеджеров, принимающих решения.
3 этап.
В 1970-е г.
информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются
первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз
данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение
(средства, позволяющие работать с программой, не изучая её описания). Эти достижения
создали условия для появления систем поддержки принятия решений (СППР). В
отличие от систем управленческих отчётов, которые предоставляют информацию по заранее
установленным формам отчётности, СППР предоставляют её по мере возникновения
необходимости.
4 этап.
1980-е г. характеризуются
тем, что информационные технологии начинают претендовать на новую роль в
организации. АИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию,
помогают организации достигать успеха в своей деятельности, создавать новые
товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать достойных партнеров,
организовывать выпуск продукции по более низкой цене и многое другое.
В 80-х гг. в офисах применяют разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, расширяющие область применения информационных систем. К таким технологиям относят: текстовую обработку, настольное издательство, электронную почту и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой.
АИС начинают
широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего
и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 1980-х г.
концепция использования информационных систем вновь изменяется. АИС становятся
стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации
любого профиля.
5 этап.
В 1990-е г. весомые преимущества создаются за счёт использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность работы специалистов в процессе принятия решений за счёт скоростного сбора данных от региональных подразделений и оперативного анализа данных. Появляются автоматизированные офисы.
6 этап.
Этот этап связывают с началом XXI века. Он характеризуется дальнейшим развитием информационных технологий, которые приводят к появлению методов и средств, обеспечивающих интегрированные решения по автоматизации различных информационных процессов и офисов, позволяющих автоматизировать ручные операции и поиск документов, автоматически передавать и отслеживать перемещение документов и контролировать выполнение поручений, связанных с документами и др. Он характеризуется объектно-ориентированным подходом к проектированию АИС, автоматизацией проектирования, использованием функционально-распределенных информационных (как правило, корпоративных) технологий, а также геоинформационных и когнитивных (интеллектуальных) информационных технологий.
Таблица 3.1
Изменение подхода к использованию информационных
систем
Период времени |
Этапы развития АИС |
Концепция использования информации |
Вид информационных систем |
Цель использования |
1950 - |
1 этап |
Бумажный поток расчетных документов |
Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах |
Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты |
1960 - |
2-3 этапы |
Основная помощь в подготовке отчетов |
Управленческие информационные системы для производственной информации |
Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970 - |
3-4 этапы |
Управленческий контроль производства и реализации |
Системы поддержки принятия решений |
Выборка наиболее рационального решения |
1990 - |
5-6 этапы |
Управление стратегией развития предприятия Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество |
Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы |
Выживание и процветание фирмы |
Итак,
первоначально большинство экономических АИС обеспечивали лишь оперативный
уровень управления: обработку счетов, учёт товаров и материалов, расчёт зарплат,
обработку заказов и др. Впоследствии стали разрабатываться системы, обеспечивающие
выполнение расчётов на среднем уровне: расчёты квартальных, месячных и годовых
планов выпуска продукции, составление планов сбыта продукции и т.д. Современные
экономические автоматизированные информационные системы способны представлять и
обрабатывать информацию для всех уровней управления. Особенный интерес для
высшего уровня представляют экспертные системы, способные обрабатывать ориентировочную
информацию и на этой базе разрабатывать прогнозные планы.