Модуль 5. Пищеварительная система рыб

№ учебного элемента

 

 

Учебный материал

с указанием заданий

 

 

Рекомендации

по выполнению

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы над модулем Вы будете знать функциональные особенности пищеварительной системы: секреторной активности желудка и кишечника, ферментных систем; особенности механизма пищеварения, всасывания продуктов пищеварения, а также моторной функции пищеварительного тракта.

Внимательно прочитайте цель занятия.

УЭ-1

Цель: повторение учебного материала об особенностях пищеварительной системы рыб.

1. Ответьте устно на вопросы:

1) Дать общую характеристику пищеварительной системы рыб.

2) Назвать особенности морфологии пищеварительной системы желудочных и безжелудочных рыб.

3) Каковы особенности гистологического строения пищеварительного тракта рыб?

4) Опишите секреторный аппарат желудка и кишки рыб.

5) Дать характеристику ферментов желудочного и кишечного сока рыб.

 

 

 

Устный ответ. Оценивает преподаватель.

 

 

 

 

 

 

2. Допишите предложения:

1) По типу пищеварения рыб делят на 2 группы - ….и …..

2) Эпителий желудка состоит из цилиндрических клеток, обладает щеточной каймой, включает в себя …клетки.

3) Пищевод  некоторых видов рыб выполняет добавочные функции: …, … и ….

4) Энтероциты кишечника рыб делят на … и ….

5) Застенные пищеварительные железы рыб представлены только … и ….

Индивидуально.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

 

 

 

Ваша оценка - _____

 3. Заполните таблицу

«Типы пищеварительной системы по Г.Г.Вундш»

Тип пищ.системы

Характеристика

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Индивидуально.

 

Запишите в тетради

Максимально - 3 балла

 

 

Ваша оценка____

 

4. Перечислите приспособления, за счет которых увеличивается площадь кишки у костистых высокоорганизованных видов:

·       

·       

·       

 Индивидуально

Максимальная оценка – 2 балла

 

 

Ваша оценка - _____

 

Подсчитайте количество баллов за УЭ-1.

 

Запишите____

УЭ-2

Цель: углубить представления  о функциональных особенностях пищеварительной системы.

1.Какие утверждения верны:

1.           Ацетилхолин стимулирует выделение гастрина, вызывая усиление синтеза гистамина.

2.           Гастрин выступает в роли медиатора в синапсах.

3.           Гистамин действует на клетки слизистой желудка через кровь, с временной задержкой.

4.           Основным протеолитическим ферментом кишечного сока является трипсин.

5.           Энтероциты кишечника вырабатывают слизь.

 

 

 

Индивидуально

 

Правильный ответ – 1 балл

Максимально – 5 баллов.

 

 

 

Ваша оценка - _____

2. Выберите правильный ответ:

1.Ферменты пищеварительного тракта,  расщепляющие белки:

а) липаза;

б) пепсин;

в) трипсин, химотрипсин.

2.Ферменты пищеварительного тракта, расщепляющие жиры:

а) карбогидразы;

б) пептид-гидролазы;

в) липаза.

3.Ферменты пищеварительного тракта, расщепляющие углеводы:

а) карбогидралазы;

б) липазы;

в) пептид-гидролазы.

4.Желчь вырабатывается в:

а) двенадцатиперстной кишке;

б) в клетках печени;

в) поджелудочной железе.

5.Роль желчи в пищеварении?

а) участвует в переваривании белков;

б) участвует в переваривании углеводов;

в) участвует в переваривании липидов.

6.Какой фермент желудка играет главную роль в переваривании пищи?

а) трипсин;

б) амилаза;

в) пепсин.

7.Какой фермент имеется в желудке хищных рыб?

а) коллагеназа;

б) трипсин;

в) химотрепсин

 

Индивидуально

 

Правильный ответ – 1 балл

Максимально – 7 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка - _____

3. Перечислите субстраты для гликолитических ферментов кишечника и поджелудочной железы:

1.    

2.    

3.    

 

Идивидуально

 

Максимально – 3 балла

Ваша оценка - _____.

 

4. Заполните схему гидролиза жиров:

Индивидуально

Максимально 3 балла.

Ваша оценка - _____

5.Ответьте на вопросы:

1. Каковы функции соляной кислоты?

2. С каких процессов начинается гидролиз белков у желудочных рыб?

3. В чем отличие гидролиза белков безжелудочных рыб?

Индивидуально

Правильный ответ - 1 б.

Максимально – 3 балла

Ваша оценка - _____

 

Подсчитайте количество баллов за УЭ-2.

Запишите____

УЭ-3

Цель: Углубить представления о механизме пищеварения

1.Заполните схему:

Типы пищеварения

 

 

 


Прочитайте цель

 

Индивидуально.

Балл за выполненное задание – 2

 

Ваша оценка - _____

2. Рассмотрите рисунок. Какие процессы на нем изображены? Зарисуйте и обозначьте структурные части.

Индивидуально

 

 

 

Проверяет преподаватель.

 

Максимальный балл – 5 б

 

 

Ваша оценка - _____

Подсчитайте количество баллов за УЭ-3

Запишите_____

УЭ-4

Цель: расширить знания о всасывании продуктов пищеварения .

1.Соотнесите типы транспортирования продуктов пищеварения (А) с их механизмами (Б):

А

1. макромолекулярный

2.микромолекулярный

Б     

а) диффузия

б) пиноцитоз

в) фагоцитоз

г) пассивное транспортирование

д)активное транспортирование

 

 

                      

 

 

Работайте индивидуально.

 

 

а

б

в

г

д

 

 

 

 

 

 

Ответ закодируйте.

Максимально- 3 балла

 

Ваша оценка - _____

2.Вставьте пропущенные слова:

1.Захват клеткой капелек жидкости с последующим их гидролизом называется…

2. Захват клеткой корпускулярных структур при помощи временных цитоплазматических выростов- называется …

3.Пассивное транспортирование объединяет процессы … и ….

4.Облегченная диффузия осуществляется … электрохимического потенциала под контролем ферментативных систем.

5. Активное транспортирование осуществляется … концентрации и электрохимического потенциала.

6. Источником энергии для транспортеров служит ….

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ – 1 балл.

 Максимальный балл – 6 баллов

 

 

 

Ваша оценка - _____

Подсчитайте количество баллов за УЭ-4.

Запишите___

УЭ-5

Подведение итогов занятия.

1. Прочитайте цель занятия.

2. Достигли ли Вы цели занятия? В какой степени?

3. Оцените свою работу на занятии. Если по итогам занятия Вы набрали 86-100 баллов, то получили оценку «5», 66-85 баллов – «4», 51-65 балла – «3», менее 51 балла – «2».

Индивидуально.