Модуль
5. Пищеварительная система рыб
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению |
|||||||||||||||
УЭ-0 |
Интегрирующая цель: в результате
работы над модулем Вы будете знать функциональные особенности пищеварительной
системы: секреторной активности желудка и кишечника, ферментных систем;
особенности механизма пищеварения, всасывания продуктов пищеварения, а также
моторной функции пищеварительного тракта. |
Внимательно прочитайте цель занятия. |
|||||||||||||||
УЭ-1 |
Цель: повторение учебного материала об
особенностях пищеварительной системы рыб. 1. Ответьте устно на вопросы: 1) Дать общую характеристику пищеварительной
системы рыб. 2) Назвать особенности морфологии пищеварительной
системы желудочных и безжелудочных рыб. 3) Каковы особенности гистологического строения
пищеварительного тракта рыб? 4) Опишите секреторный аппарат желудка и кишки
рыб. 5) Дать характеристику ферментов желудочного и
кишечного сока рыб. |
Устный ответ. Оценивает преподаватель. |
|||||||||||||||
2. Допишите предложения: 1)
По типу пищеварения рыб делят на 2 группы - ….и ….. 2) Эпителий желудка состоит из цилиндрических
клеток, обладает щеточной каймой, включает в себя …клетки. 3) Пищевод
некоторых видов рыб выполняет добавочные функции: …, … и …. 4) Энтероциты кишечника рыб делят на … и …. 5) Застенные пищеварительные железы рыб
представлены только … и …. |
Индивидуально. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. Ваша оценка - _____ |
||||||||||||||||
3.
Заполните таблицу «Типы пищеварительной системы по Г.Г.Вундш»
|
Индивидуально. Запишите в тетради Максимально - 3 балла Ваша оценка____ |
||||||||||||||||
4. Перечислите приспособления, за счет которых
увеличивается площадь кишки у костистых высокоорганизованных видов: ·
… ·
… ·
… |
Индивидуально Максимальная оценка – 2 балла Ваша оценка - _____ |
||||||||||||||||
Подсчитайте количество баллов за УЭ-1. |
Запишите____ |
||||||||||||||||
УЭ-2 |
Цель: углубить представления о функциональных особенностях
пищеварительной системы. 1.Какие утверждения верны: 1.
Ацетилхолин стимулирует выделение
гастрина, вызывая усиление синтеза гистамина. 2.
Гастрин выступает в роли
медиатора в синапсах. 3.
Гистамин действует на клетки
слизистой желудка через кровь, с временной задержкой. 4.
Основным протеолитическим
ферментом кишечного сока является трипсин. 5.
Энтероциты кишечника вырабатывают
слизь. |
Индивидуально Правильный ответ – 1 балл Максимально – 5 баллов. Ваша оценка - _____ |
|||||||||||||||
2. Выберите правильный ответ: 1.Ферменты
пищеварительного тракта, расщепляющие
белки: а)
липаза; б)
пепсин; в)
трипсин, химотрипсин. 2.Ферменты
пищеварительного тракта, расщепляющие жиры: а)
карбогидразы; б)
пептид-гидролазы; в)
липаза. 3.Ферменты
пищеварительного тракта, расщепляющие углеводы: а)
карбогидралазы; б)
липазы; в)
пептид-гидролазы. 4.Желчь
вырабатывается в: а)
двенадцатиперстной кишке; б)
в клетках печени; в)
поджелудочной железе. 5.Роль
желчи в пищеварении? а)
участвует в переваривании белков; б)
участвует в переваривании углеводов; в)
участвует в переваривании липидов. 6.Какой
фермент желудка играет главную роль в переваривании пищи? а)
трипсин; б)
амилаза; в)
пепсин. 7.Какой
фермент имеется в желудке хищных рыб? а)
коллагеназа; б)
трипсин; в)
химотрепсин |
Индивидуально Правильный ответ – 1 балл Максимально – 7 баллов Ваша оценка - _____ |
||||||||||||||||
3. Перечислите субстраты для гликолитических
ферментов кишечника и поджелудочной железы: 1.
… 2.
… 3.
… |
Идивидуально Максимально – 3 балла Ваша оценка - _____. |
||||||||||||||||
4. Заполните схему гидролиза жиров: |
Индивидуально Максимально 3 балла. Ваша оценка - _____ |
||||||||||||||||
5.Ответьте на вопросы: 1. Каковы функции соляной кислоты? 2. С каких процессов начинается гидролиз белков у
желудочных рыб? 3. В чем отличие гидролиза белков безжелудочных
рыб? |
Индивидуально Правильный ответ - 1 б. Максимально – 3 балла Ваша оценка - _____ |
||||||||||||||||
|
Подсчитайте
количество баллов за УЭ-2. |
Запишите____ |
|||||||||||||||
УЭ-3 |
Цель: Углубить представления о
механизме пищеварения 1.Заполните схему:
|
Прочитайте цель Индивидуально. Балл за выполненное задание – 2 Ваша оценка - _____ |
|||||||||||||||
2.
Рассмотрите рисунок. Какие процессы на нем изображены? Зарисуйте и обозначьте
структурные части. |
Индивидуально Проверяет преподаватель. Максимальный балл – 5 б Ваша оценка - _____ |
||||||||||||||||
Подсчитайте количество баллов за УЭ-3 |
Запишите_____ |
||||||||||||||||
УЭ-4 |
Цель: расширить знания о всасывании
продуктов пищеварения . 1.Соотнесите типы транспортирования продуктов
пищеварения (А) с их механизмами (Б):
|
Работайте индивидуально.
Ответ закодируйте. Максимально- 3 балла Ваша оценка - _____ |
|||||||||||||||
2.Вставьте пропущенные слова: 1.Захват клеткой капелек жидкости
с последующим их гидролизом называется… 2. Захват клеткой корпускулярных
структур при помощи временных цитоплазматических выростов- называется … 3.Пассивное транспортирование
объединяет процессы … и …. 4.Облегченная диффузия
осуществляется … электрохимического потенциала под контролем ферментативных
систем. 5. Активное транспортирование
осуществляется … концентрации и электрохимического потенциала. 6. Источником энергии для
транспортеров служит …. |
Индивидуально Правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 6 баллов Ваша оценка - _____ |
||||||||||||||||
Подсчитайте количество баллов за УЭ-4. |
Запишите___ |
||||||||||||||||
УЭ-5 |
Подведение итогов занятия. 1. Прочитайте цель занятия. 2. Достигли ли Вы цели занятия? В какой степени? 3. Оцените свою работу на занятии. Если по итогам
занятия Вы набрали 86-100 баллов, то получили оценку «5», 66-85 баллов – «4»,
51-65 балла – «3», менее 51 балла – «2». |
Индивидуально. |