Модуль
2. Электрические
явления в жизни рыб
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению |
|||
УЭ-0 |
Интегрирующая цель: в результате работы
над модулем Вы ознакомитесь с электрическими явлениями в жизни рыб: будете
знать природу биотоков и потенциалов, причины и условия возникновения
потенциала покоя и потенциала действия, ознакомитесь с методами регистрации
биопотенциалов; изучите строение электрических органов у рыб. |
Внимательно прочитайте цель урока. |
|||
УЭ-1 |
Цель: расширить и углубить
представления о природе биотоков и биопотениалах 1. Ответьте устно на вопросы: 1) Природа биотоков и бипотенциалов? 2) Виды бипотенциалов? 3) Электрические рыбы 4) Строение электрических органов |
Оценивает преподаватель |
|||
2.
Выполните задание: «Какие утверждения верны? » 1) Мембрана окружена снаружи электростатически
фиксированными ионами натрия. 2) Поляризация и электрический потенциал поддерживаются
высокой проницаемостью мембран для ионов. 3) Клеточная мембрана обладает высоким
электрическим сопротивлением. 4) Движение ионов против градиента концентрации и
работа ионных насосов порождают ток покоя. 5).Токи действия возникают при проведении нервного
импульса по нерву. |
Индивидуально. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. Ваша оценка - _____ |
||||
3. Заполните таблицу.
|
Индивидуально. Правильный ответ –2 балла. Максимальное количество баллов – 6. Результаты работы обсудите в группе. Ваша оценка - _____ |
||||
4. Закончите предложение: 1. Запись биотоков работающей мускулатуры называют
….. 2. Графическая запись биотоков сердца, возникающая
при его возбуждении, называется….. 3. Запись биотоков сетчатки глаза называется ….. 4. Запись биотоков головного мозга называется………. |
Индивидуально. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4. Ваша оценка - _____ |
||||
Подсчитайте количество баллов за УЭ-1. |
Запишите_________ |
||||
УЭ-2 |
Цель:
углубить представления об электрических явлениях в жизни рыб. Прочитайте текст (прилагается) Составьте план Ответьте на вопросы: 1.Чем различаются
сильноэлектрические, слабоэлектрические и неэлектрические виды
рыб? 2. Характеристика
электрических разрядов рыб. 3. Какова электрочувствительность у рыб? |
Работайте в группе. Ответы запишите. Оценивает преподаватель Максимальный балл - 6 Ваша оценка______ |
|||
|
Подсчитайте количество баллов за УЭ-2. |
Запишите_________ |
|||
УЭ-3 |
Цель: изучить топографию и строение
электрических органов. Выполните задания: 1. Вставьте пропущенные слова: 1). Электрические клетки у большинства рыб
имеют…………происхождение. 2) Каждую клетку покрывает оболочка -…….. 3) Сторона пластинки, к которой подходят нервные
окончания, называется ….. 4). Противоположную сторону электрической клетки
называют …….. 5) Электрические клетки у электрического сома
происходят из ………..клеток. |
Индивидуально. Правильный ответ – 1 балл. Максимально за задание 5 баллов. Ваша оценка - _____ |
|||
2. Рассмотрите рисунок. Опишите топографию электрических органов. Рис. 1. Расположение электрических органов
у рыб: а
- электрический скат; б - японский скат; в - электрический сом; г -
электрический угорь; д - нильский слоник; е ~ нильская щука; ж - американский
звездочет |
Максимальный балл – 5 Проверяет преподаватель. Ваша оценка - _____. |
||||
3. Зарисуйте рисунок и подпишите структурные части Рис. 2. Организация видоизмененных
мышечных волокон в электрические органы рыб |
Правильный ответ – 5 баллов Проверяет преподаватель. Ваша оценка - _____ |
||||
Подсчитайте количество баллов за УЭ-3 |
Запишите______ |
||||
УЭ-4 |
Цель: обобщение и систематизация
изученного материала. 1. Выберите правильный
ответ: 1. Природа биотоков и биопотенциалов: а) несимметричное распределение ионов на разные
стороны биомембраны; б) симметричное распределение ионов на разные
стороны биомембраны; в) распределение ионов на разные стороны
биомембраны не имеет значения. г) концентрация ионов в глубине клетки 2. Электрические явления в организме, связанные с
разностью потенциалов, как по обе стороны клеточной оболочки, так и в
различных участках ткани, называются: а) биотоками б) токами покоя в) токами повреждения г) токами действия 3. Стационарная разность потенциалов между
внутренним содержимым клетки и наружным раствором в покое называется а) током покоя б) током действия в) током повреждения г) электрическим током 4.Между целой и поврежденной частью мышцы
возникают а) токи покоя б) токи действия в) токи повреждения г) переменные токи 5. Возбудимыми являются ткани, способные генерировать
потенциал действия: а) эпителиальная и соединительная б хрящевая и кровь в) нервная и мышечная г) костная и жировая 6. Запись биотоков работающей мускулатуры
называется? а) энцефалограммой; б) электромиограммой; в) электрокардиограммой. г) ретинограмма 7. Какие рыбы относятся к сильно электрическим? а) нильская щука б) африканский слоник; в) электрический угорь, электрический сом г) карп и сазан 8. Что представляет собой электрические органы? а) видоизмененные мышечные волокна, нервные клетки
или клетки кожи; б) видоизмененные гладкомышечные клетки; в) специальные новообразования. г) видоизмененные клетки кожи 9. Какое строение имеет электрические органы рыб? а) ориентированные в определенном направлении
столбики; б) электрические пластинки, расположенные по бокам
тела; в) батареи соединенные последовательно. г) скопления отдельных клеток. 10. Как используются электрические органы рыб? а) только для нападения; б) только для защиты; в) для нападения, защиты и локации. г) для миграции |
Работайте индивидуально. Правильный ответ – 1 балл Максимальный балл – 10 баллов Ваша оценка ___ |
|||
Подсчитайте количество баллов за УЭ-4. |
Запишите_________ |
||||
УЭ-5 |
Подведение итогов занятия. 1. Прочитайте цель занятия. 2. Достигли ли Вы цели занятия? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока
Вы набрали 80-85 баллов, то получили оценку «5», 74-79 баллов – «4», 68-73
балла – «3», менее 68 баллов – «2». |
Индивидуально. |