Модуль 2. Электрические явления в жизни рыб

 

№ учебного элемента

 

 

Учебный материал

с указанием заданий

 

 

Рекомендации

по выполнению

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы над модулем Вы ознакомитесь с электрическими явлениями в жизни рыб: будете знать природу биотоков и потенциалов, причины и условия возникновения потенциала покоя и потенциала действия, ознакомитесь с методами регистрации биопотенциалов; изучите строение электрических органов у рыб.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: расширить и углубить представления о природе биотоков и биопотениалах

1. Ответьте устно на вопросы:

1) Природа биотоков и бипотенциалов?

2) Виды бипотенциалов?

3) Электрические рыбы

4) Строение электрических органов

 

 

Оценивает преподаватель

 

 2. Выполните задание: «Какие утверждения верны? »

1) Мембрана окружена снаружи электростатически фиксированными ионами натрия.

2) Поляризация и электрический потенциал поддерживаются высокой проницаемостью мембран для ионов.

3) Клеточная мембрана обладает высоким электрическим сопротивлением.

4) Движение ионов против градиента концентрации и работа ионных насосов порождают ток покоя.

5).Токи действия возникают при проведении нервного импульса по нерву.

Индивидуально.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5.

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка - _____

3. Заполните таблицу.

Виды биопотенциалов

определение

1 токи действия

 

 

2 токи потоки

 

 

3. токи повреждения

1

 

 

2

 

 

3

 

Индивидуально.

Правильный ответ –2 балла.

Максимальное количество баллов – 6.

Результаты работы обсудите в группе.

 

Ваша оценка - _____

4. Закончите предложение:

1. Запись биотоков работающей мускулатуры называют …..

2. Графическая запись биотоков сердца, возникающая при его возбуждении, называется…..

3. Запись биотоков сетчатки глаза называется …..

4. Запись биотоков головного мозга называется……….

Индивидуально.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4.

 

 

Ваша оценка - _____

Подсчитайте количество баллов за УЭ-1.

Запишите_________

УЭ-2

Цель:  углубить представления об электрических явлениях в жизни рыб.

Прочитайте текст (прилагается)

Составьте план

Ответьте на вопросы:

1.Чем различаются сильноэлектрические,   

 слабоэлектрические и неэлектрические виды рыб?

2. Характеристика электрических разрядов рыб.

3. Какова электрочувствительность у рыб?

 

 

 

Работайте в группе.

Ответы запишите.

Оценивает преподаватель

Максимальный балл - 6

Ваша оценка______

 

Подсчитайте количество баллов за УЭ-2.

Запишите_________

УЭ-3

Цель: изучить топографию и строение электрических органов.

Выполните задания:

1. Вставьте пропущенные слова:

1). Электрические клетки у большинства рыб имеют…………происхождение.

2) Каждую клетку покрывает оболочка -……..

3) Сторона пластинки, к которой подходят нервные окончания, называется …..

4). Противоположную сторону электрической клетки называют ……..

5) Электрические клетки у электрического сома происходят из ………..клеток.

 

 

Индивидуально.

 

Правильный ответ – 1 балл.

Максимально за задание 5 баллов.

 

 

 

 

Ваша оценка - _____

2. Рассмотрите рисунок. Опишите топографию электрических органов.

рис1

Рис. 1. Расположение электрических органов у рыб:

а - электрический скат; б - японский скат; в - электрический сом; г - электрический угорь; д - нильский слоник; е ~ нильская щука; ж - американский звездочет

 

 

Максимальный балл – 5

 

 

 

 

Проверяет преподаватель.

 

Ваша оценка - _____.

 

 

3. Зарисуйте рисунок и подпишите структурные части

рис2

Рис. 2. Организация видоизмененных мышечных волокон в электрические органы рыб

Правильный ответ – 5 баллов

 

 

 

Проверяет преподаватель.

 

 

 

 

Ваша оценка - _____

Подсчитайте количество баллов за УЭ-3

Запишите______

УЭ-4

Цель: обобщение и систематизация изученного материала.

1. Выберите правильный ответ:

1. Природа биотоков и биопотенциалов:

а) несимметричное распределение ионов на разные стороны биомембраны;

б) симметричное распределение ионов на разные стороны биомембраны;

в) распределение ионов на разные стороны биомембраны не имеет значения.

г) концентрация ионов в глубине клетки

2. Электрические явления в организме, связанные с разностью потенциалов, как по обе стороны клеточной оболочки, так и в различных участках ткани, называются:

а) биотоками

б) токами покоя

в) токами повреждения

г) токами действия

3. Стационарная разность потенциалов между внутренним содержимым клетки и наружным раствором в покое называется

а) током покоя

б) током действия

в) током повреждения

г) электрическим током

4.Между целой и поврежденной частью мышцы возникают

а) токи покоя

б) токи действия

в) токи повреждения

г) переменные токи

5. Возбудимыми являются ткани, способные генерировать потенциал действия:

а) эпителиальная и соединительная

б хрящевая и кровь

в) нервная и мышечная

г) костная и жировая

6. Запись биотоков работающей мускулатуры называется?

а) энцефалограммой;

б) электромиограммой;

в) электрокардиограммой.

г) ретинограмма

7. Какие рыбы относятся к сильно электрическим?

а) нильская щука

б) африканский слоник;

в) электрический угорь, электрический сом

г) карп и сазан

8. Что представляет собой электрические органы?

а) видоизмененные мышечные волокна, нервные клетки или клетки кожи;

б) видоизмененные гладкомышечные клетки;

в) специальные новообразования.

г) видоизмененные клетки кожи

9. Какое строение имеет электрические органы рыб?

а) ориентированные в определенном направлении столбики;

б) электрические пластинки, расположенные по бокам тела;

в) батареи соединенные последовательно.

г) скопления отдельных клеток.

10. Как используются электрические органы рыб?

а) только для нападения;

б) только для защиты;

в) для нападения, защиты и локации.

г) для миграции

 

 

 

 

Работайте индивидуально.

Правильный ответ – 1 балл

Максимальный балл – 10 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка ___

 

Подсчитайте количество баллов за УЭ-4.

 

Запишите_________

УЭ-5

Подведение итогов занятия.

1. Прочитайте цель занятия.

2. Достигли ли Вы цели занятия? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока Вы набрали 80-85 баллов, то получили оценку «5», 74-79 баллов – «4», 68-73 балла – «3», менее 68 баллов – «2».

 

Индивидуально.