Модуль 1. Движение рыб

№ учебного элемента

 

 

Учебный материал

с указанием заданий

 

 

Рекомендации

по выполнению

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы над модулем Вы будете знать особенности строения мускулатуры и движения рыб: способы движения рыб; основные типы мышц, их функциональное предназначение; метамерия тела рыб; особенности темной и светлой скелетной мускулатуры, их морфологические и физиологические свойства; особенности гладкой мускулатуры, ее топография и структура, физиологические особенности.

Внимательно прочитайте цель занятия.

 

Цель: повторение учебного материала о движении рыб и строении мускулатуры.

1. Ответьте устно на вопросы:

1). Способы движения рыб, механизм формирования локомоторной волны

2). Метамерия тела рыб, различия между миомерами, миосептами и мышечными конусами.

3). Особенности темной мускулатуры рыб.

4). Характеристика светлой мускулатуры рыб.

5). Особенности гладкой мускулатуры рыб.

6). Строение мышечного волокна.

 

 

 

Устный ответ. Оценивает преподаватель.

 

 

 

 

 

 

2. Допишите предложения:

1) Плавание рыб волнообразным изгибанием всего тела называется….

2) В результате изгибания и разгибания туловища в горизонтальной плоскости воникает…

3) Мышечный сегмент рыб называется …

4) Отдельное мышечное волокно в составе миомера прикрепляется к костям скелета в виде…

5) Скелетная мускулатура рыб подразделяется на … и … мышцы.

Индивидуально.

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5

 

 

 

Ваша оценка - _____.

 3. Какие утверждения верны:

1). Красные мышцы по массе уступают белкам.

2). Темный цвет мускулатуре придают жиры.

3). В белых мышцах большое количество кровеносных сосудов.

4).Плавание рыб осуществляется только за счет туловищно-хвостовой мускулатуры.

5) Миофибрилла является структурным элементом мышечного волокна, обеспечивающим сокращение.

6) Гладкие мышцы не способны к спонтанному возбуждению.

 

Индивидуально.

 

 

Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

 

 

Ваша оценка - _____

4. Заполните таблицу “Характеристика красных и белых мышц».

Красные мышцы

Белые мышцы

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Работайте индивидуально.

Запишите.

Правильный ответ – максимально 3 балла

 

 

 

Ваша оценка - _____

5. Соотнесите типы мышц (А) с их характеристиками (Б):

А

Б

а) темные мышцы

б) белые мышцы

 

 

1. обеспечивают быстрые движения рыб

2. преобладание аэробных процессов

3. богаты гликогеном

4. богаты жиром

5.отсутствие миоглобина

6. резкое падение уровня гликогена при быстром плавании

 

 

индивидуально

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Проверяет преподаватель.

Максимальная оценка – 2 балла

 

Ваша оценка____

Подсчитайте количество баллов за УЭ-1.

Запишите____

УЭ-2

Цель: углубить представления  о формах механических движений у рыб.

Прочитайте текст (прилагается)

Ответьте на вопросы:

1. Что такое ламинарность обтекающего потока воды?

2. КПД плавательной мускулатуры?

3. Что такое «дорожки Кармана»?

4. Что такое «парадокс Грея»?

 

 

Работайте в группе.

Оценивает преподаватель

Правильный ответ – 2 балла. Максимально - 8

Ваша оценка - _____

 

Подсчитайте количество баллов за УЭ-2.

Запишите_____

УЭ-3

Цель: изучить строение мускулатуры рыб

Задание 1. Порядок выполнения работы:

1. Срезать небольшой участок кожи у головы, рассмотреть строение и расположение мышц.

2. Обратить внимание на мышцы вокруг позвоночника.

3. Определить группу мышц, обеспечивающих движение рыбы.

4. Рассмотреть топографию красных мышц.

 

Выполните лабораторную работу группой по 2-3 человека

Балл за выполненное задание – 5

 

Ваша оценка_____

Задание 2.

Зарисуйте в тетрадь рисунок и подпишите структурные части.

paragr45

 

Индивидуально.

 

Запишите в тетрадь.

 

 

Балл за выполненное задание - 3

 

Ваша оценка_____

Подсчитайте количество баллов за УЭ-3

Запишите____

УЭ-4

Цель: расширить знания о строении мышечного волокна.

Выполните задания:

1. Вставьте пропущенные слова:

1) Клетка мышечной ткани снаружи покрыта осо-бой мембранной оболочкой – …, а ее прото-плазма включает в себя особые органеллы - …

2) В состав миофибрилл  входят белки - ... и …

3) В состав … входят тонкие и толстые прото-фибриллы.

4) Тонкие актиновые протофибриллы образуют так называемые … диски.

5) Толстые миозиновые протофибриллы и заходящие своими концами актиновые нити образуют … диски.

 

 

Работайте индивидуально.

 

 

Правильный ответ - 1 балл.

Максимально - 5 баллов

 

 

 

 

Ваша оценка____

2. Ответьте какие утверждения верны.

1). В средней части изотропного диска расположена Z-пластина.

2). Участок миофибриллы между двумя Z-пластинами называют саркоплазмой.

3). Быстрые мышцы имеют большее количество саркоплазмы, чем медленные.

4). Разветвленные выпячивания, проникающие в область Z-пластин, называют Т-канальцами.

5). Объем Т-канальцев в медленных мышцах значительно меньше по сравнению с их объемов в быстрых мышцах.

Правильный ответ – 2 балла.

Максимальный балл

 – 10 баллов

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка____

3. Зарисуйте рисунок и обозначьте его структурные части:

6

 

5

 

3

 

4

 
                                

1

 
                                                                   

paragr48

Подпись: 2

Рис.1. Взаимное расположение актиновых и миозиновых протофибрилл.

Работайте индивидуально, в тетрадях.

Правильный ответ - 3 балла

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка_____

Подсчитайте количество баллов за УЭ-4.

Запишите____

УЭ-5

Подведение итогов занятия.

1. Прочитайте цель занятия.

2. Достигли ли Вы цели занятия? В какой степени?

3. Оцените свою работу на занятии. Если по итогам занятия Вы набрали 86-100 баллов, то получили оценку «5», 66-79 баллов – «4», 51-65 балла – «3», менее 51 балла – «2».

Индивидуально.