Глава 1. История антропологии
1.2. Развитие
антропологии в средневековый период и эпоху Возрождения
1.3. Роль географических путешествий в накоплении знаний по
антропологии
1.4. Влияние теории эволюции на развитие антропологии
1.5. Развитие антропологии в России
Как самостоятельная наука
антропология сформировалась в середине XIX в. В истории становления антропологии
выделяют несколько периодов, связанных со сменой общественно-экономических
формаций, сопровождавшихся обострением борьбы между новым и старым
мировоззрением, столкновением интересов различных слоев населения, крушением
судеб тысяч людей.
Античный
период характеризуется философскими взглядами, достаточно наивными с точки
зрения современного уровня знаний, однако в высказываниях древнегреческих
философов содержались эволюционные идеи, заслуживающие внимания.
В
частности, в творчестве философа Анаксимандра (616–546 гг. до н. э.) существует
эволюционное предположение о том, что человек возник путем ряда превращений из
животного предка. Он считал, что человек появился на Земле под влиянием
солнечных лучей, причем вначале это были рыбообразные существа, зародившиеся в
полужидком иле, а затем, научившись поддерживать жизнь на суше, они покинули его
и превратились в людей.
Во взглядах Демокрита (470–380 гг. до н. э.) и Эмпедокла
(490–430 гг. до н. э.) также присутствовали идеи о происхождении человека от
животных, при этом они пытались найти главные источники отличия человека от
животных.
Анаксогор
(500–428 гг. до н. э.) и Сократ (469–399 гг. до н. э.) видели главное отличие
в том, что человек занял высокое положение в природе благодаря руке и речи.
Источником
антропологических обобщений служили также и анатомические знания, изложенные в
трудах греческих ученых.
В древнем Египте было известно искусство бальзамирования
трупов, оно принадлежало особой касте жрецов и переходило от отцов к сыновьям. Великолепные
скульптуры Древнего Египта, их поразительная портретность свидетельствовали о достаточном
уровне анатомических знаний.
Выдающийся античный врач
Гиппократ (460–356 гг. до н. э.) обратил внимание на то, что одной и той
же болезнью люди болеют по-разному в зависимости от климата, как считал он. Ему
принадлежит классификация людей на четыре темперамента (сангвиник, холерик,
флегматик и меланхолик), в основу которой положена идея о четырех «соках» организма:
кровь (sang), желтая желчь (holl), черная желчь (melanholl) и слизь (phlegma). Таким образом, сангвиник от-
личается преобладанием в организме крови, холерик – желтой желчи, меланхолик –
черной желчи и флегматик – слизи.
Большую
роль в развитии антропологии сыграли географические путешествия. Они обогащали
знания людей о различных племенах и расах. Значительному расширению кругозора
людей в античном мире способствовали путешествия Геродота еще в V в. до н. э. Его сочинения являются источником
для изучения быта и нравов народов, населявших Колхиду, северное Причерноморье
и территории между верхним Доном и средним течением Волги. По свидетельству
Геродота, предки грузин (жители Колхиды) темнокожи и курчавы, а жители
северного Причерноморья будины «все
голубоглазые и рыжеволосые».
Наибольший вклад в
антропологию античного периода внес Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В целом
ряде своих трудов он заложил основы изучения животных. Хотя идеи Аристотеля
были весьма далеки от эволюционных, его «лестница существ», или ряд
постепенного повышения уровня организации, сыграла большую роль в развитии
эволюционного учения в трудах ученых VIII века.
Однако Аристотель
был не согласен с Анаксогором и Сократом в оценке роли руки человека. «Человек
разумнейшее животное не потому, – замечал Аристотель, – что имеет руки, а
потому и имеет руки, что он разумнейшее существо, ибо разумнейший и будет
пользоваться хорошо очень многими инструментами, а рука, очевидно, не один инструмент,
а многие: она – как бы инструмент инструментов».
Аристотель
всех животных разделил на бескровных и с кровью. Впервые он выделил 3 группы
обезьян: 1) питекос (обезьяна без хвоста – макака (магот); 2) кинокефалос (собакоголовые
–
павианы); 3) кебос (обезьяна с хвостом – мартышки,
мангобеи).
Из
основных особенностей человека он выделил: двуногость, крупные размеры мозга,
членораздельную речь, уплощенность грудной клетки, неподвижность ушной раковины
и др.
Древнеримский поэт и философ
Тит Лукреций Кар
(99–95 гг. до н. э.) внес наибольший вклад в историю антропологических
знаний, ярко изложив в своей знаменитой поэме «О природе вещей» и о
естественном происхождении органического мира и человека в следующих строках:
«…Та же порода людей, что в полях обитала, гораздо крепче, конечно,
была, порожденная крепкой землею.
Остов у них состоял и из плотнейших, и из больших костей.
Мощные мышцы и жилы прочнее скрепляли.
Жизнь проводил человек, скитаясь, как дикие звери.
Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры, снятые с диких
животных, не служили одеждой их телу.
Древним оружьем людей были руки, ноги и зубы, камни, а также лесных
деревьев обломки и сучья.
Пламя, затем и огонь, как только узнали их люди, Силы железа потом
и меди были открыты…».
Крупнейший древнеримский
медик и анатом Клавдий Гален (131–200 гг.) оставил большое наследие для развития
антропологии. Его имя по праву стоит рядом с именами Гиппократа и Аристотеля.
1.2.
Развитие антропологии в средневековый
период и эпоху Возрождения
Средневековый период
отличается церковным гнетом, подавлением научной мысли. Тело человека было
объявлено греховным и недостойным изучения. В результате разгула церковного
преследования людей только в Испании за свободомыслие были объявлены еретиками
и уничтожены 35 тысяч человек на кострах инквизиции.
Происхождение человека в
течение 1,5 тысячелетий трактовалось только в соответствии с библией: бог
создал Адама, а Еву – из его ребра, и у них была беспечная жизнь в саду Эдема.
Тем не менее средневековый
Восток выдвинул такого гиганта мысли, как Ибн-Сина
(980–1037 гг.), который внес существенный вклад в развитие естествознания и
медицины.
Следующий период в истории
развития антропологии – это эпоха Возрождения,
ознаменовавшаяся крупными успехами в изучении анатомии человека и других
областях знаний. На смену церковному гнету пришло восхищение человеком, его
физической и духовной мощью. В книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс высказался по этому поводу следующим образом: «Это был
величайший прогрессивный переворот, пережитый тогда человечеством, – эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по
силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.), изучая строение стопы и кисти
человека и сравнивая их мышцы и нервы с мышцами и нервами животных, считал
человека первым в животном мире.
Выдающуюся роль в развитии
анатомии сыграл крупнейший реформатор и основоположник описательной анатомии Андреас Везалий (1514–1564 гг.). В своем
главном труде «Строение человеческого тела» (
По поводу произведения А.
Везалия академик И.П. Павлов писал: «Труд Везалия – это первая анатомия
человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и
мнения древних авторитетов и опирающаяся на работу свободного исследующего
ума».
Последователи А. Везалия
вошли в историю анатомии и антропологии своими блестящими исследованиями внутренних
органов: описанием женских половых органов (Г. Фаллопий), надпочечников,
строения зубов, органа слуха (Б. Евстахий), венозных клапанов, гортани, глаз и
др. (Г. Фабриций). Их исследования способствовали развитию функционального
направления в биологии и в какой-то мере подготовили открытие У. Гарвеем большого круга кровообращения.
В своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных»
(1628 г.) он доказал, что кровь движется по замкнутому кругу.
1.3.
Роль географических путешествий
в накоплении знаний по антропологии
Как было отмечено выше, накоплению
знаний о расах способствовали путешествия и великие географические открытия XV–XVI веков. Христофор Колумб, открывая путь в Индию, пристал к берегам
Америки (
Главным итогом великих
путешествий явилось знакомство европейцев с широконосыми обезьянами Америки, которые
составляют 1/3 всех приматов. Христофор Колумб описал местное население
индейцев, происхождение которых является центральной проблемой этнической
антропологии и в настоящее время.
Англичанин Эндрю Баптиль, плененный
португальцами, а затем попавший в Анголу, увидел обычного для этих лесов
«Понго» («чудовище»). Это были горилла и шимпанзе. Впоследствии одно из
семейств антропоморфных обезьян получило название «понгиды».
Позже в 1699 г. Эдвард Тайсон
написал книгу о строении тела шимпанзе, ошибочно приняв его за орангутана
«Орангутан, или Homo silvestris, или Анатомия пигмея в сравнении с анатомией
обезьян и человека». Было отмечено 43 признака сходства человека с
человекообразными обезьянами и 34 отличия. Была высказана идея о промежуточном
положении обезьяны между человеком и животными.
1.4.
Влияние теории эволюции на развитие
антропологии
В XVII веке были описаны все
виды антропоморфных обезьян – горилла,
орангутан, шимпанзе и гиббон.
Жорж Луи Бюффон, описавший
впервые гиббона (1766 г.), высоко оценивая развитие антропоидов, даже допускал
мысль о возможности их скрещивания с аборигенами. Их отличие он видел только в
уровне развития психики.
Шведский натуралист Карл
Линней в своей книге «Система природы» (
В книге Жана Батиста Ламарка
«Философия зоологии», вышедшей в свет в 1809 г., высказана идея о том, что человек
мог произойти от обезьяны наиболее совершенной (типа шимпанзе) под влиянием
изменяющихся условий окружающей среды.
По мнению Ж.Б. Ламарка,
происходящие в организме изменения связаны с упражнением или неупражнением органа.
Исчезновение лесов в связи с геологическими процессами повлекло за собой
образование открытых пространств, что вынуждало обезьян жить и передвигаться по
Земле. Их ноги теряли хватательную способность в связи с опорной функцией,
соответствующие изменения происходили в мускулатуре голени и стопы, руки
укоротились. Стадный образ жизни, усложнение поведения привели к развитию речи.
Однако в конце своих
рассуждений Ламарк добавляет: все было бы так, если не бог создал человека…
Эволюционные идеи тяжело
пробивали путь в науке, преодолевая ожесточенную борьбу взглядов.
В конце XVIII в. обострилась
борьба между сторонниками теорий креационизма и трансформизма. Ж. Кювье
(1769–1832 гг.) – авторитетнейший палеонтолог своего времени, проповедовал
теорию катастроф, согласно которой после каждой катастрофы (наподобие
библейского всемирного потопа) происходило повторение сотворения животных. Э. Жоффруа
Сент-Илер (1772–1844 гг.), современник и соотечественник Кювье, стоял на
позициях трансформизма, согласно которому организмы постоянно изменяются под влиянием
внутренних и внешних естественных причин, что предполагает постепенную эволюцию
животного мира. Принятие последней теории исключало теорию катастроф как
лишенную смысла.
19 июня 1930 года в Париже
состоялась публичная дискуссия между Кювье и Сент-Илером, в которой последний
потерпел поражение.
Важнейшим поворотным этапом в
развитии и становлении антропологии стала вторая половина XIX в. В 1859 г. по
инициативе Поля Брока в Париже было учреждено антропологическое научное
общество, позже такие общества создавались в Лондоне (
Молодой врач К. Пертье в 1830
г. в г. Абвиле обнаружил останки ископаемых животных и рубил (орудий труда) рядом
с ними. Археолог Буше де Перт исследовал находку Пертье, пытался доказать ее
древность и привлечь внимание французской Академии. Однако Академия оставила ее
без внимания.
В 1862 г. Д. Леббок предложил
ранний период каменного века, для которого характерны орудия в виде отщепов, называть
палеолитом, а время появления шлифованных орудий – неолитом.
В 1859 г. был опубликован
фундаментальный труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного
отбора». В книге Ч. Дарвина о происхождении человека сказано немного, хотя всем
было ясно, что человек и его предок подчиняются тем же закономерностям
развития, которые лежат в основе эволюции животных.
Как известно, труд Ч. Дарвина
вызвал шквал критики, споров и разногласий.
Дарвин ответил на критику в
своей книге, вышедшей через 12 лет, «Происхождение человека и половой отбор»
(1871 г.), где особый упор сделан на рудиментарных органах, атавизмах как
более доказательных признаках.
Труд Ч. Дарвина оказал
серьезное влияние на развитие всех направлений биологии. Общество восприняло
книгу с большим интересом, достаточно сказать, что тираж книги в 1250
экземпляров разошелся в течение нескольких дней.
После выхода в свет работы Ч.
Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (
Альфред
Уоллес, который принял эволюционную теорию сразу и полностью, возражал против
эволюции человека и считал, что человек не может быть объектом
естественного отбора, его создал бог: «Эволюция не могла создавать ничего
бесполезного, тем более вредного, как потеря
волосяного покрова в сыром лесу Африки или потеря опорной функции руки».
Однако под давлением фактов,
накопившихся в науке, развитие учения об эволюции человека и его происхождении
от животного предка остановить стало невозможно.
Томас Гексли (
Томас Гексли тщательно изучал
конечности обезьян и указывал на различия в строении мускулатуры и скелета ног
и рук. Поэтому он исключил понятия «четверорукие» и «двурукие», подчеркивая, что важнейшие различия между человеком и
обезьянами лежат в строении мозга и зубной системы.
Во время публичной дискуссии
епископ Вильберфорский бросил оскорбительную реплику Томасу Гексли по поводу
происхождения и сходства человека с обезьяноподобными предками, на что он ему
ответил: «Человеку нечего стыдиться, что его предок обезьяна, я скорее стыдился
бы происходить от человека суетного, болтливого, который вмешивается в научные
вопросы, о которых не имеет никакого представления».
Немецкий биолог Эрнст Геккель
в 1868 г. в сочинении «Естественная история мироздания» попытался восстановить
родословную человека и впервые предсказал возможность существования в истории
развития промежуточного существа между обезьяной и человеком. Эрнст Геккель
назвал его питекантропом или обезьяночеловеком. Это существо к тому времени не
было найдено и было названо «недостающим звеном».
1.5.
Развитие антропологии в России
Антропология как
самостоятельная наука начала формироваться в России в конце XIX века. К этому
времени возникли антропологические общества в Париже (
Толчок к развитию
этнографических исследований дало присоединение Сибири к Русскому государству. Появились
сочинения о народах Сибири, в которых содержались сведения о физическом типе
этих народов.
Развитие антропологии в
России связано также с именами русских ученых, оставивших заметный след в
развитии научных знаний, в том числе по этнографии.
В.Н. Татищеву
(1656–1750 гг.) принадлежит программа- анкета, содержавшая инструкции по сбору
антропологических материалов: рост, телосложение, форма и цвет волос, глаз,
размеры и др. Она оказала серьезное влияние на работу Северной экспедиции (1733–1743
гг.).
В этнографической монографии
«Описание земли Камчатки» (
Афанасий Каверзнев – молодой русский натуралист, направленный
в Германию для изучения пчеловодства, анонимно издал в Лейпциге книгу «О
перерождении животных», что по смыслу и при переводе с немецкого могло означать
«О возникновении разновидностей у животных». В книге прямо, хотя и бегло, говорилось
о происхождении человека от обезьяны.
Были совершены экспедиции с
участием русских ученых на Алеутские острова, Аляску, в Северную Америку.
Проводились антропометрические исследования как в России, так и в зарубежных
странах, параллельно проводились этнические исследования.
С 1749 по 1788 г. выходят 36
томов «Естественной истории Земли» Бюффона, где он обосновывает длительное
развитие Земли и возникновение из неорганических веществ растений, животных и
человека. Сходство близких форм он объяснял их происхождением от общих предков.
Особое место в истории
антропологии занимают работы выдающегося российского естествоиспытателя Карла
Бэра (1792–1876 гг.), который известен также как эмбриолог. Доклад К. Бэра «О
происхождении и распространении человеческих племен» является фундаментальным
произведением, где он высказывает мысль о монофилетическом (от одного корня)
происхождении рас. По мнению Бэра, все расовые различия связаны с расселением
племен из общего центра, жизнью и развитием в различных климатических условиях.
Ему принадлежат лекции по антропологии, состоящие из трех частей: 1) анатомия и
физиология; 2) сравнение человека с другими животными; 3) внутривидовое единство.
Бэром написан труд
этнографического плана «О папуасах и альфурах». Он инициировал созыв
антропологического конгресса в Геттингене (
Война между Севером и Югом в
США способствовала обострению борьбы между моноцентристами и полицентристами. Полицентристы
считали, что негры произошли не от одного корня с белыми, тем самым
оправдывалась их эксплуатация на плантациях в южных штатах. Важный вклад в
опровержение подобных взглядов внес Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888 гг.),
который в течение 15 месяцев жил с папуасами в Новой Гвинее, изучая их быт и
нравы.
Н.Н. Миклухо-Маклай обосновал
на антропологическом материале равноценность человеческих рас. Он доказал, что
различные вариации в строении черепов наблюдаются в пределах и одной расы, а отставление
большого пальца стопы у папуасов, как у обезьян, не является врожденным
признаком, а возникает вследствие трудовых операций по полировке риса, этот
признак больше выражен на правой ноге.
Против реакционных взглядов в
антропологии, поддерживаемых целым рядом «антропологов», резко выступали
русские революционные демократы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,
А.Н. Герцен и др.
Н.Г. Чернышевский в журнале
«Современник» (1757 г.) писал: «Мы убеждены, что негр отличается от
англичанина своими качествами исключительно вследствие исторической судьбы своей,
а не вследствие органических особенностей».
Когда в 1863 г. Московское общество
любителей природы возглавил профессор Московского государственного университета
А.П. Богданов (1834–1896 гг.), преобладающей тематикой стала антропологическая.
В 1864 г. в составе Общества учрежден Антропологический отдел, в программу которого
были включены исследования по антропологии, этнографии и археологии.
В 1867 г. А.П. Богданов
организовал этнографическую выставку, где были представлены 600 черепов
представителей разных народов, антропологические инструменты и другие материалы.
После А.П. Богданова Общество
любителей природы возглавил Д.Н. Анучин (1843–1923 гг.) – антрополог и географ. В 1879
году Д.Н. Анучин организовал вторую этнографическую выставку, которая стала
основой Антропологического музея МГУ, и продолжались исследования по краниологии.
С 1900 года издается «Русский
антропологический журнал», были установлены связи с ведущими антропологами за
рубежом – Брока, Топинаром и др.
В 1919 г. по ходатайству Д.Н.
Анучина в Московском государственном университете открыта кафедра антропологии,
которая в 1922 г. переведена в Институт антропологии, руководимый В.В. Бунаком.
В 20-е годы прошлого столетия
был основан Сухумский приматологический центр, где работали Н.А. Тих, Л.В. Алексеева
и др. При институте физиологии имени И.П. Павлова в Колтушах открыта
лаборатория «Поведение высших приматов», в которой изучались поведение и
физиология высшей нервной деятельности обезьян.
С 1957 года в издательстве
Московского университета выходил сборник «Советская антропология», а с 1960
года он переименован в журнал «Вопросы антропологии». Отечественный антрополог
М.Ф. Неструх занимался вопросами морфологии, систематики и физиологии приматов,
Я.Я. Рогинский изучал вопросы происхождения и исчезновения неандертальцев,
проблемы этнической антропологии, он же является одним из авторов учебника
«Антропология», вышедшего в свет в издательстве «Высшая школа» в
А.А. Зубов (1838–1904 гг.)
внес значительный вклад в развитие одной из важнейших областей антропологии –
одонтологии. Будучи сотрудником Института этнологии и антропологии Российской
академии наук (РАН), он разработал методику одонтологического изучения
популяций современного человека, выявил важнейшие таксономические признаки
зубной системы человека, занимался изучением одонтологических признаков
населения земного шара. Ему принадлежит гипотеза дицентризма – двух очагов
расообразования.
В.П. Алексеев (1929–1991 гг.)
– выдающийся российский антрополог, с 1987 г. академик АН СССР, с 1988 г. – директор
Института археологии АН СССР. Мировую известность В.П. Алексеев получил
благодаря фундаментальным трудам: «География человеческих рас» и «Палеоантропология
земного шара и формирование человеческих рас». В них поставлены проблемы
происхождения больших рас, изложена целостная теория очагов расообразования.
Большое значение он придавал также проблематике антропогенеза. Итоги научной деятельности
были подведены в фундаментальном труде «Историческая антропология и этногенез»
(
Г.Ф. Дебец (1905–1969 гг.) –
известнейший отечественный антрополог, один из основателей палеоантропологических
исследований на территории СССР. Основные его труды посвящены проблемам
расоведения, этнической антропологии, палеоантропологии и антропогенезу.
Обобщив огромный палеоантропологический материал, он издал монографию
«Палеоантропология СССР» (
Рис. 1. Неандертальский
мальчик из грота Тешик-Таш.
Реконструкция М.М. Герасимова
В развитии антропологии важнейшую
роль сыграли:
Т.И. Алексеева, написавшая
более 250 научных работ и монографий по проблемам этнической антропологии;
Е.Н. Хрисанфова – автор
фундаментального учебника по антропологии, вышедшего в четырех изданиях (1991,
1999, 2002, 2005 гг.) в соавторстве с И.В. Перевозчиковым;
В.М. Харитонов – автор
учебника по эволюционной антропологии совместно с А.П. Ожиговой,
Е.З. Годиной, Е.Н. Хрисанфовой, Б.А. Бацевич;
Г.Л. Хить – один из
основоположников антропологической дерматоглифики в СССР и России, автор статьи
«Дерматоглифика и раса» в сборнике «Расы и народы» (
С.В. Васильева – заведующая
отделом физической антропологии Института этнологии и археологии РАН, участница
50 экспедиций; основными направлениями ее научной деятельности были:
краниология, остеология, антропология, антропогенез и общая теория эволюции.
Важную роль в развитии и
становлении антропологии в России играет Институт
этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, основанный в 1933 году, – один
из старейших гуманитарных институтов. Здесь работают более 200
высококвалифицированных исследователей в области этнологии, истории,
социологии, антропологии, религиоведения, культурной и физической антропологии.
Институт ежегодно выпускает более 50 научных монографий, журнал «Этнографическое
обозрение» и проводит исследования в области предотвращения и урегулирования
конфликтов.
Развитие антропологии в
России связано также со старейшим Музеем антропологии и этнографии им. Петра
Великого РАН (Кунсткамера).
Кунсткамера была основана
Петром I и открыта для обозрения в 1714 г. в
Санкт-Петербурге. Это первый музей в России и один из старейших этнографических
музеев мира.
Этнографические, антропологические
и археологические коллекции музея представляют культуру и быт многих народов
мира всех континентов Земли.
Антропологический музей Московского университета создан профессором МГУ А.П.
Богдановым на основе экспонатов этнографической выставки (
1.
Предмет
и задачи антропологии.
2.
Место
антропологии в системе естественных наук.
3.
Основные
разделы антропологии, их краткая характеристика и связи с другими
биологическими науками.
4.
Значение
анатомии в развитии антропологических знаний.
5. Морфология, ее составные части и отличия от
анатомии.
6. Методы антропологии.
7. Представления
античных философов о происхождении и эволюции животных и человека.
8. Значение
кругосветных путешествий в развитии знаний по антропологии.
9. Развитие
антропологии в эпоху Возрождения.
10. Книга
К. Линнея «Система природы» и ее значение в развитии эволюционного учения.
11. Первая
эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
12. Теории
креационизма и трансформизма (Ж. Кювье и Сент-Илер), VIII век.
13. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на развитие
антропологии.
14. Представления Ч. Дарвина о происхождении человека, его труд
«Происхождение человека и половой отбор» (
15. Томас
Гексли и его роль в сравнительном изучении обезьян (низших и высших) и
человека.
16. Эрнст
Геккель о «недостающем звене» (питекантропе).
17. Вклад
русских ученых в развитие антропологии (В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников,
А. Каверзнев).
18. Значение
работ К. Бэра о происхождении и распространении человеческих племен и рас.
19. Роль
антропологических обществ, учрежденных в России и Европе.
20. Вклад
в развитие антропологии отечественных ученых в новейшей истории.
21. Роль
музеев в развитии антропологии в России.