Введение
Антропология (греч. anthropos «человек» и logos «слово,
учение») – наука о человеке. Первое применение термина «антропология»
связывают с именем Аристотеля (IV в. до н. э.), который употребил его в своем трактате
при описании духовной сути человека. В сочинениях последователей Аристотеля
антропология имела двойственную трактовку: учение как о
человеческом теле, так и о человеческой душе. Такое толкование антропологии сохранялось
вплоть до 1501 года, когда немецкий ученый Магнус Хундт из г. Лейпцига
издал труд, в котором антропологию определил как науку о достоинствах, природе
и свойствах человека, а также о строении его тела.
В XIX веке в связи со сменой
общественных формаций шло бурное развитие всех наук, в т. ч накапливались сведения
о происхождении человека, расселении, культуре и быте разных народов и рас,
населяющих Землю.
До сих пор западные ученые
придерживаются дуалистического подхода к
антропологии: с одной стороны, ее рассматривают как науку о физической
организации человеческого тела, а с другой – о его духовном начале (Э. Кант), быте и
культуре различных народов и племен в прошлом и настоящем.
Однако в отечественной
литературе существует строгое разграничение трех направлений науки о человеке:
антропология, этнография и археология.
Археология (греч. arhaios «древний» и logos «наука») – это наука, изучающая историческое
прошлое человечества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и
деятельности людей.
Этнография (греч. ethnos «племя» и grapho
«пишу», описание) изучает культуру, быт, происхождение ныне живущих народов
(этногенез), их расселение (этногеография), передвижение и исторические взаимоотношения,
культурные и бытовые особенности.
Антропология занимается
изучением изменений в морфологии человека в течение многих веков и в
пространстве всей планеты.
Предмет, задачи и место
антропологии в системе
естественных наук
Антропология – отрасль
естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации
человека и его рас. Однако подходы к изучению строения тела человека не могут
быть такими же, как подходы к изучению зоологических видов. Человек является
биосоциальным феноменом, так как проявления его биологической природы
опосредованы социальной средой.
Важнейшей задачей
антропологии является изучение влияния биологических, а затем и социальных
факторов на человека.
При изучении строения
человека, его физической организации нельзя ограничиваться рамками
естественноисторических вопросов, необходимо учитывать также влияние на процесс
его становления социально-исторических факторов.
На Земле в целом, и в Африке
в частности, происходили существенные геолого-тектонические и экологические изменения
(смена климата, ландшафтов), которые послужили фактором преобразования
наследственного аппарата, усиливавшим борьбу за существование и
видообразование. Однако на более поздних этапах развития человека важное значение приобретали социальные факторы: социогенез,
кооперация, альтруизм, строительство жилищ и т. д.
В связи с этим
обстоятельством антропология является биологической дисциплиной, неразрывно
связанной с общественными науками. Она составляет вершину всех естественных
наук. Поэтому поводу М.А. Гремяцкий (1887–1963 гг.) высказался следующим
образом: «Антропология – это вершина в изучении эволюционных
и биологических процессов, она венчает естествознание». Именно антропология
служит тем мостом, который связывает
естественные науки с общественными: историей,
философией, экономикой, психологией.
Антропогенез связан с геологией
третичного и четвертичного периодов, археологией палеолита.
Антропология тесно связана с
анатомией, гистологией, эмбриологией, физиологией ВНД и другими областями знаний
(схема 1).
|
|
Философия Экономика Психология Языкознание История Геология Археология |
Зоология Биология
индивидуального развития Физиология Теория
эволюции Зоопсихология Психофизиология Генетика Анатомия Эмбриология Гистология |
Схема 1. Взаимосвязь
антропологии с естественными
и общественными науками
1.
Разделы антропологии
Антропология включает в себя
три основных раздела: морфологию, антропогенез и этническую антропологию, или
расоведение.
Морфология человека занимается вопросами индивидуальной
изменчивости, его физической организации, возрастных особенностей, начиная от
раннего возраста до старости, явлениями полового диморфизма, изменениями в
строении тела человека, связанными с условиями его жизни и труда.
Раздел «Морфология» состоит из:
1)
мерологии (греч. meros – «часть»), изучающей вариации отдельных органов и тканей человека и их
взаимную связь;
2)
соматологии (греч. soma «тело»), которая изучает
строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности в его вариациях (отклонениях
от какой-то средней меры роста, веса, окружности груди, пропорций и т. д.).
Одна из задач соматологии – это установление стандартов
или размеров тела человека, что позволяет ставить на научную основу
производство одежды, обуви, униформы для солдат, школьников и других
специалистов различных стандартов.
Важную роль морфология играет
в установлении норм физического развития человека в разные возрастные периоды,
поэтому педиатры постоянно следят за прибавлением роста и веса растущего ребенка.
В отличие от анатомии,
морфология делает акцент на вариациях морфологических типов человека и пытается
установить причины и значение этих отклонений от усредненного типа.
Антропогенез занимается природой изменений, которые произошли в строении тела
человека (его ближайшего предка и самого человека) в течение четвертичного
периода Кайнозойской эры, т. е. в период процесса его становления.
Раздел антропогенеза включает:
приматоведение, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию (изучение
ископаемых форм человека).
Этническая антропология (расоведение)
изучает сходство и различия между расами человека, причины их возникновения, распространение на планете.
Этническая антропология
рассматривает вопросы, связанные с такими науками, как генетика, биометрия,
археология позднего палеолита, этнография, языкознание, история.
2.
Методы антропологии
К основным методам
антропологии относятся: антропометрия (соматометрия,
остеометрия и краниометрия) и антропоскопия.
Антропометрия – это система измерений человеческого тела и его частей.
Антропоскопия – метод описательной, или качественной
характеристики частей тела, волос, черепа, лица, пигментации кожи, волос, глаз
и т. д.
Основы антропометрических
методов заложили Рудольф Мартин (1864–1925 гг.) и Поль Брока (1824–1880 гг.).
При антропометрических
измерениях необходимо строго соблюдать ряд специальных условий, строго
следовать инструкциям, придерживаться определенных приемов и правил.
Даже при измерении роста
человека наблюдаются отклонения: утром, вечером, в напряженной позе и в расслабленном
виде результаты могут быть совершенно разными.
Описание пигментации кожи
может быть разным в зависимости от освещения.
В
антропологии часто прибегают к методам воспроизведения
объекта, структуры его элементов (т. е. размеров и формы) и графического
воспроизведения контуров тела, черепа.
Широко используются
антропометрические методы фотографирования, пластического воспроизведения формы
с помощью приготовления слепков; получения
отпечатков рельефа кожи (дактилоскопия); приготовления мазков крови и др.
В практику антропологических
исследований прочно вошли методы вариационно-статистической обработки результатов.
Во второй половине XX в. широкое распространение получили новые направления в изучении
биологического статуса человека: функциональная, молекулярная, популяционная
антропология. Стали интенсивно развиваться ее генетические, медицинские и
экологические аспекты.