Тема 8 (2 часа). Международные правовые средства охраны
окружающей среды.
Международно-правовые
средства охраны атмосферы Земли, околоземного и космического пространства,
мирового океана, животного и растительного мира; охраны окружающей среды от
загрязнения радиоактивными отходами. Международные экологические стандарты
качества ISO 14000.
В рациональном использовании природной среды заинтересовано
все мировое сообщество, но охрана окружающей среды исключительно усилиями
отдельных государств неэффективна, положительные результаты могут быть
достигнуты лишь при сочетании национальных мер с международными.
В настоящее время в сфере охраны природной среды действуют
многочисленные международные организации (Международная морская организация,
Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд диких животных и т.д.) и
программы (Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП, Программа наблюдений за
распространением загрязнителей при Европейской экономической комиссии ООН и
др.), состоялись представительные международные конференции с участием глав
большинства государств и правительств — Конференция ООН по окружающей среде
(Стокгольм, 1972 г.), Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому
развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Заключено большое число международных
соглашений (как универсальных, так и двусторонних), регламентирующих различные
аспекты сотрудничества в данной области отношений.
Специфика предмета регулирования соответствующих отношений
и объем нормативной регламентации позволяют сделать вывод, что в современном
международном праве произошло формирование новой отрасли — права охраны
окружающей среды.
Источниками данной отрасли являются: Конвенция о
международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой
исчезновения, 1973 г., Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана
1976 г., Конвенция об охране мигрирующих видов животных 1979 г.. Конвенция по
причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в
результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г., Конвенция об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г., Конвенция
об охране биологического разнообразия 1992 г. и др. Значительна роль
региональных соглашений в области охраны окружающей среды (в Северной Америке,
в Европейском Союзе). Так, при рассмотрении вопроса о принятии в ЕС
первоочередным кандидатам — Польше, Венгрии, Чехии, Словении, Кипру и Эстонии
необходимо, в частности, выполнить около 100 существующих в рамках ЕС
предписаний по охране окружающей среды — от очистки сточных вод до правил
природопользования.
Можно выделить следующие принципы права охраны окружающей
среды:
принцип суверенитета государства над своими природными
ресурсами; предотвращение загрязнения природной среды; объявление природной
среды в пределах международных территорий общим достоянием человечества; свобода
исследования природной среды;
сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.
Основные направления международного сотрудничества в
области охраны окружающей среды — собственно охрана окружающей среды и
обеспечение ее рационального использования. Объектами международно-правовой
защиты являются:
атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;
1.
Мировой океан;
2.
животный и
растительный мир;
3.
охрана окружающей
среды от загрязнения радиоактивными отходами.
4.
Международно-правовая
охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства
Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли
занимают Конвенция о запрещении военного
или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную
среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие
расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.
Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного
враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств
воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными
процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют
широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения
ущерба или причинения ущерба другому государству. При этом перечень запрещенных
действий не исчерпывается указанными в Конвенции, поскольку в любое время могут
быть созданы новые средства воздействия. Конвенция устанавливает пределы
дозволенных действий государств в сфере управления природными явлениями и
является бессрочной.
В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении
воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о
необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде
всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным
образом серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обмен
информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление
совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке
соответствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европейской
экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию
национальных мер по выполнению конвенционных положений. В 1985 г. к Конвенции
был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков,
согласно которому выбросы серы должны быть сокращены к 1993 г. на 30 процентов.
Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата
1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на
таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на
климатическую систему. Участники Конвенции будут принимать предупредительные
меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин
изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.
Вторым составляющим системы международной защиты природы
является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985
г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г.
дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и
вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся
государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз
указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и
протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство
фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было
прекратиться. Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и
Протоколом орган (Секретариат) о производстве, потреблении и использовании
озоноразрушающих веществ. Участниками Конвенции разрабатываются национальные
системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ.
Третьим объектом защиты является космическое пространство.
Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г. обязывают государства при
изучении и использовании космического пространства и небесных тел избегать их
загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на
них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием
человечества.
Международно-правовая охрана Мирового океана.
Нормы по охране морской среды содержатся как в общих
конвенциях по морскому праву (Женевских
конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и
специальных соглашениях (Конвенция по
предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.,
Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г.,
Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).
В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву
1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по
предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования.
Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов
морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря
нефтью 1954 г. (в последней редакции) предусматривает меры для оборудования
портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.
Международная конвенция относительно вмешательства в
открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.
устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий
загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства
должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты
морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все
возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба.
К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях
аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.
В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению
загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями —
Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов:
сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и
затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы,
сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в
Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет
обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.
Международно-правовая охрана животного и растительного мира
Отношения в области охраны и использования животного мира,
а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях
обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного
мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира
регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в
большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране
всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973
г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их
использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают
формы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г.
являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его
компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод,
связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты
биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их
использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму
неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.
Международно-правовая охрана животного и растительного мира
развивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с
Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным
образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства
определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили
их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране
природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение
периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;
2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего
на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры,
находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три
Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой
исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное
влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой
исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении
III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция
устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами
фауны и флоры.
В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей
1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в
научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и
некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а
также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из
них продукцией (шкур и т.п.);
3. обеспечение рационального использования природных ресурсов.
Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. гласит, что
любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели
южной широты должны подчиняться следующим принципам:
предотвращение сокращения численности вылавливаемой
популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;
восстановление истощенных популяций;
сведение до минимума опасности изменений в морской
экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов
Антарктики.
На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению
морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об
использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности
государств-участников.
Международно-правовая
охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами.
Вопросы защиты окружающей среды от радиационного
загрязнения регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядерного
оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договора о
нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной
конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к
этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками),
Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты
1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных
материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других
международных документов.
Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности,
обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от
радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в
результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов.
Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными
организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны
такими организациями. Таким образом, Женевская конвенция 1958 г. содержит лишь
общий запрет радиоактивного загрязнения морской среды и атмосферы, имея в виду
в первом случае захоронение отходов, а во втором — деятельность, связанную с
применением радиоактивных материалов, и не содержит запрета на захоронение
радиоактивных отходов в море.
Договор об Антарктике
1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной
широты.
Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе
радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению
загрязнения моря сбросом отходов и других материалов. В Приложении I к
Конвенции определены категории отходов, сброс которых запрещен (отходы с
высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким же уровнем,
которые компетентная в данной области международная организация определяет, с
точки зрения здравоохранения, как недопустимые для сброса в море), в Приложении
II — сброс которых требует особой предосторожности (все остальные радиоактивные
отходы). Конвенция не регулирует порядок захоронения радиоактивных отходов, транспортируемых
в качестве грузов.
Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками
и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г.,
Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.,
Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной
энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г.,
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г.,
Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских
перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об
ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции
регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате
использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных
отходов.
Вопросы к теме:
1. Деятельность государства и представительных органов по международному сотрудничеству в области природопользования.
2. Объекты международного сотрудничества.
3. Субъекты международного сотрудничества.
4. Национально экологическая политика Российской Федерации в области международного сотрудничества по охране окружающей среды и природопользования.
5. Международные договора и обычаи.
6. Понятие, задачи, принципы и виды международной ответственность по экологическому праву.
7. Основания ответственности по международному законодательству. Субъекты юридической ответственности.
Учебно-методическое
обеспечение самостоятельной работы студентов.
Тема 8. Международное сотрудничество в
сфере экологического обеспечения
международной и национальной безопасности (8 часов). Международно-правовое
регулирование охраны окружающей среды. Механизм международного управления
системы ООН в сфере охраны окружающей среды.
Авраменко И.М.
Международное экологическое право: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс,
2005. 192 с.
Бринчук М.М.
Экологическое право: учебник. 4-е изд. М.: Эксмо, 2010. 672 с.
Дмитренко А.В.
Экологическое право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010. 255 с.
Дубовик О.Л.
Экологическое право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 720
с.
Повестка дня на XXI
век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро,
3–14 июня 1992 года.
Федеральный закон
Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ.
Экологическое право России: учебное пособие / Московский университет МВД
России (МУ МВД); под ред. Н. В. Румянцева. 4-е изд., перераб. и доп. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 431 с.
Перечень
контрольных вопросов
8. Деятельность государства и представительных органов по международному сотрудничеству в области природопользования.
9. Объекты международного сотрудничества.
10. Субъекты международного сотрудничества.
11. Национально экологическая политика Российской Федерации в области международного сотрудничества по охране окружающей среды и природопользования.
12. Международные договора и обычаи.
13. Понятие, задачи, принципы и виды международной ответственность по экологическому праву.
14. Основания ответственности по международному законодательству. Субъекты юридической ответственности.