Тема 3 (1 час). Уполномоченные
органы в реализации международных договоров. Объекты международно-правовой охраны окружающей природной среды.
Международно-правовое регулирование и международные договоры.
Уполномоченные
органы в реализации международных договоров.
Стадии заключения договора. Заключение
международных договоров представляет собой процесс, который включает следующие
стадии: подготовка и принятие текста договора, установление аутентичности
текстов договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность
договора.
Заключению договора предшествует договорная
инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы
государств или международной организации заключить определенный договор с
одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива
облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.
Полномочия и уполномоченные. Законодательство
государств и правила международных организаций определяют, какие органы могут
от их имени заключать договоры. Как правило, договоры от имени государств или
международных организаций заключают специально уполномоченные такими органами
лица. Этим лицам выдается документ, который называется полномочиями. Полномочия
могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то
определенную стадию.
Международное право установило, что
определенные лица, представители государств или международных организаций, не
нуждаются в полномочиях. Это положение нашло закрепление в ст. 7 Венских конвенций
1969 и 1986 годов. В этой статье предусматривается, что главы государств, главы
правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут
совершать все действия, относящиеся к заключению договоров. Главы
дипломатических представительств и представительств при международных
организациях, а также главы делегаций на международных конференциях также не
нуждаются в полномочиях лишь в целях принятия текста договора.
В соответствии со ст. 12 российского Закона о
международных договорах Президент, Председатель Правительства и министр
иностранных дел Российской Федерации могут вести переговоры и подписывать
договоры без предъявлений полномочий. Федеральный министр и руководитель иного
федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции ведут
переговоры и подписывают договоры также без предъявлений полномочий. Без
предъявлений полномочий глава российского дипломатического представительства
или глава представительства при международной организации вправе вести
переговоры в целях принятия текста договора между Россией и государством
пребывания или в рамках международной организации.
Полномочия предоставляются соответствующим
лицам Президентом либо Правительством России. Они оформляются соответственно от
имени Президента либо Правительства Министерством иностранных дел. В отношении
договоров межведомственного характера полномочия предоставляются федеральным
министром или руководителем иного федерального органа исполнительной власти.
Международная организация представляется
лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил
международной организации представляет ее без предъявлений полномочий (ст. 7
Венской конвенции 1986 г.).
Подготовка текста договора. Подготовка текста
договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы,
на международных конференциях и в международных организациях. Путем
дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних
договоров. В международных организациях подготавливаются тексты многосторонних
договоров, и такую подготовку осуществляют их главные органы либо специально
созданные для таких целей вспомогательные органы. Так, в рамках ООН действует
Комиссия международного права, вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи,
которая подготовила ряд проектов конвенций. В международной практике имеются
примеры, когда международная конференция сама вырабатывала проект договора. В
качестве примера можно назвать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, текст
которой III Конференция ООН готовила с 1974 по 1982 год.
Принятие текста договора. Принятие текста
договора является необходимой процедурой. Международная практика выработала
различные формы принятия текстов договора. Такими формами могут быть подписание
или парафирование текста договора. На международной конференции текст договора
принимается путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и
участвующих в голосовании, если иное не было установлено ее участниками (ст. 9
Венской конвенции 1969 г.).
В международных организациях тексты договоров
принимаются в соответствии с правилами таких организаций. Текст договора обычно
включается в качестве приложения к принимаемой в этой связи резолюции.
Текст договора может быть принят в
международных организациях и на международных конференциях посредством
консенсуса, то есть без голосования, путем согласования позиций участников и
при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников.
Установление аутентичности текста договора. Принятие
текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его
аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст
является подлинным и достоверным. После того, как установлена аутентичность,
текст договора не подлежит дальнейшим изменениям.
Как указывается в ст. 10 Венской конвенции
1969 года, «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем
процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо
путем подписания, подписания ad referendum, парафирования самого текста
договора или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст.
Подписание ad referendum (условное
подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем
подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной
организацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами
уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста
договора.
Объекты
международно-правовой охраны окружающей природной среды.
Под объектами международно-правовой охраны
окружающей среды, экологическое законодательство понимает природные объекты, по
поводу которых у субъектов международного права (государств и международных
организаций) возникают и развиваются экологические отношения. Среди них выделяются
две категории:
·
международно-правовые
объекты охраны, не входящие в юрисдикцию государств;
·
международно-правовые
объекты охраны, входящие в юрисдикцию государств.
Первые — это воздушный бассейн, Космос,
Мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и
используются в соответствии с нормами международного экологического права.
Международно-правовые объекты природы, входящие в юрисдикцию государств — это
объекты, включенные в число мирового природного наследия, занесенные в
Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений,
международные реки, моря, озера.
Объекты международно-правовой охраны
окружающей среды – это природные объекты и комплексы, по поводу которых у
субъектов международного права возникают экологические правоотношения.
Мы выделяем две категории таких объектов:
международно-правовые объекты, воздействие на которые происходит с территорий
отдельных государств, и объекты, воздействие на которые происходит с
международной территории или с территории со смешанным режимом. Сразу отметим
тот факт, что некоторые объекты могут относиться как к первой, так и ко второй
группе.
К международно-правовым объектам, воздействие
на которые происходит с территорий отдельных государств, относятся: воздушная
среда, внутренние воды, флора и фауна.
Воздушная среда является общим достоянием
человечества. Основное вредное воздействие на атмосферу происходит с территорий
отдельных государств по таким видам их деятельности, как: выбросы серы в
атмосферу, порождающие кислотные дожди; выбросы углекислого газа,
способствующие нарастанию парникового эффекта; использование и утечка
химических веществ, разрушающих озоновый слой Земли; утечка в атмосферу
радиоактивных веществ.
Одним из наиболее известных
международно-правовых актов по снижению выбросов (эмиссии) вредных газов в
воздушную среду является Киотский протокол, ратифицированный в 2004 г.
Российской Федерацией. Его участники договорились уменьшить выброс в атмосферу
газа на период 2008–2012 гг. минимум на 5% по сравнению с 1990 г.
Внутренние воды – это воды рек и озер,
которые хотя и находятся на территории отдельных государств, но являются
объектами международного права окружающей среды.
Реки, или точнее водотоки, под которыми
понимаются система поверхностных и подземных вод, образующих единое целое,
привлекли внимание международного сообщества по двум причинам. Во-первых,
некоторые реки протекают по территории двух или более государств (международные
реки). Во-вторых, воды рек так или иначе попадают в международные воды. Ряд
озер являются объектом международно-правовой охраны в связи с отнесением их к
числу объектов мирового природного наследия (например, озеро Байкал, озеро
Ломан).
Международное сообщество пытается защитить
пресные воды международного значения от следующих видов загрязнений:
детергентов, применяющихся в моющих и чистящих веществах; загрязнения
хлоридами, применяющимися при дезинфекции воды; сброса нефти и нефтепродуктов.
В качестве примера значения международной
охраны внутренних вод можно привести экологическую катастрофу в Румынии в
январе 2000 г., когда в результате аварии на золотодобывающем предприятии почти
100 000 куб. м воды с высоким содержанием цианидов попало в реку Тиссу, а из
нее в Дунай. Только за два первых дня после аварии в Тиссе погибло 80% рыбных
запасов. Венгрия направила в международные судебные органы иск о возмещении
ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью населения.
Фауна и флора относятся к смешанному объекту
правового регулирования, поскольку воздействие на них происходит как с
территории отдельных государств, так и за их пределами. Международной защитой
пользуются: исчезающие и редкие виды флоры и фауны, мигрирующие виды животных,
среда их обитания в отдельных регионах.
Можно выделить ряд конкретных направлений
сотрудничества государств в данной сфере:
– охрана растительного мира: охрана растений,
карантин растений и их охрана от вредителей и болезней, охрана тропической
древесины;
– охрана конкретных видов животных:
атлантических тюленей, атлантических тунцов, белых медведей, занесенных в
Мировую Красную книгу исчезающих и редких видов животных;
– охрана мест обитания: водно-болотные
угодия, места обитания перелетных птиц.
К международно-правовым объектам, воздействие
на которые происходит с международной территории или с территории со смешанным
режимом, относятся: космос, Мировой океан, объекты общего достояния
человечества, использование природы в военных целях.
Мировой океан – это экосистема, занимающая
более 70% территории планеты, способная переработать огромное количество
органического вещества (в понятие "Мировой океан" мы включаем как
воды непосредственно океанов, так и воды морей). Резкое увеличение количества
сбросов продуктов жизнедеятельности человечества, их химический состав,
поставили под угрозу формировавшийся тысячелетиями механизм самоочищения
Мирового океана.
Международное право окружающей среды
запрещает или ограничивает сброс в Мировой океан следующих веществ.
1) Нефти и нефтепродуктов. Особую опасность
представляет их длительный период распада и распространение но большим поверхностям.
Так, в результате аварии танкера
"Престиж" у побережья Испании в 2002 г. в воду попало 64 тыс. т
нефти, 500 км пляжа стали черными, погибло 300 тыс. птиц. В ноябре 2007 г. в
результате сильного шторма в Керченском проливе пострадали (в том числе сели на
мель) более десяти судов – сухогрузов, барж, танкеров (один из них переломился
пополам). В море попало около 1300 т мазута и 6800 т технической серы.
Нефтяными пятнами причинен значительный ущерб водным биоресурсам. Для
восстановления нормального экологического состояния пролива потребовался не
один месяц и крупные финансовые вложения.
2) Синтетических продуктов, к которым
относятся все виды пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и
пластмассовые мешки для мусора. Их опасность заключается в исключительной
плавучести.
3) Ядовитых веществ, включающих
хлорорганические соединения, ртуть, кадмий. К данным веществам также относят
материалы для биологической и химической войны.
4) Радиоактивных материалов. Международное
право окружающей среды ограничивает сброс и захоронение радиоактивных отходов.
Космос – это пространство, находящееся за
пределами атмосферы Земли.
Хозяйственное использование космического
пространства пока ограничено техническими возможностями человечества. Однако
перед международным сообществом уже встала проблема по охране данного объекта
от так называемого "космического мусора". Его накопление на
околоземных орбитах (ближний космос) может сделать невозможным дальнейший выход
человечества в космос.
Хотя без использования ядерной энергии в
освоении космического пространства обойтись невозможно, международное право
окружающей среды ограничивает испытание ядерного оружия в космосе. В связи с
этим установлен экологический иммунитет некоторых объектов космического
пространства, под которым понимается изъятие из хозяйственной деятельности
объектов, являющихся общим достоянием человечества. Применительно к космосу экологический
иммунитет распространяется на такое небесное тело как Луна.
Объекты общего достояния человечества – это
территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и
обладающие экологическим иммунитетом. К ним относится, например, Антарктида.
Международным правом окружающей среды
запрещено враждебное использование средств воздействия на природную среду, с
целью причинения вреда другим государствам (погодная, тектоническая война,
экоцид). История мировых войн знает немало примеров использования окружающей
среды в военных целях. В качестве таковых можно привести следующие
экологические войны.
С начала военных действий по март 1968 г. во
Вьетнаме было использовано более 100 000 т напалма, что явилось частью
стратегии опустошения, осуществляемой американскими вооруженными силами. Эта
стратегия предусматривала уничтожение лесов и плантаций, рисовых полей,
бомбардировки с применением зажигательного оружия, стирание с лица земли целых
территорий при помощи пожаров и бульдозеров.
В период ирано-иракских войн с 1 мая 1980 г.
по 31 декабря 1987 г. в Персидском заливе было атаковано не менее 447 нефтяных
танкеров, только в 1984 г. в море попало 2 035 000 т нефти. Не уцелел не один
из нефтедобывающих комплексов, расположенных в этих странах. Поэтому вполне
обоснованно мнение о том, что оба воюющих государства нанесли обширный,
долговременный и серьезный ущерб природной среде.
К тем же методам прибегали воюющие стороны во
время войны в Кувейте в 1991 г. Общее количество нефти, попавшей в Персидский
залив, составило не менее 11 млн баррелей сырой нефти. К маю 1991 г. пострадало
около 400 км побережья Саудовской Аравии, а также южное побережье Кувейта. Урон
был нанесен прибрежным болотам, фауне (погибло более 15 тыс. птиц), прибрежной
флоре, рыболовству, а также добыче нефти в открытом море.
Последствия разрушения нефтяных установок в
Кувейте оказались не менее серьезными. Потоки нефти, вытекающие из скважин,
образовали целые озера и проникли в водоносные слои почвы. Пожары привели к
большим потерям ценных природных ресурсов, выделению в атмосферу различных
газов, включая газообразную двуокись углерода, способствующую созданию
"парникового эффекта". В Кувейте в течение нескольких месяцев после
войны отмечалась высокая степень загрязнения атмосферы, которое вызвало
увеличение количества респираторных заболеваний, снижение температуры в
регионе, значительное ухудшение качества почвы. Дым от пожаров отрицательно
повлиял на экологическую обстановку соседних стран. В Турции, Иране и в
Гималаях прошли черные дожди. К счастью, сажа после пожаров не поднялась
достаточно высоко, чтобы привести к глобальным экологическим последствиям,
которых многие так опасались.
Детально не исследованы экологические
последствия вторжения НАТО в Ирак в 2003 г. Однако очевиден ущерб природе от
горения и разливов нефти, а также от использования некоторых видов вооружений
(повышение сейсмической активности в результате бомбардировок).
Экологические последствия войны в Югославии
долгое время не являлись достоянием общественности. Однако в декабре 2000 г.
разразился скандал, связанный с негативным воздействием радиации на состояние
здоровья натовских миротворцев. Выяснилось, что американские летчики
использовали в Югославии бомбы с сердечниками из обедненного урана-238, причем
выпустили около 31 тыс. таких бомб и снарядов (кстати, такие же снаряды
применялись и при бомбежках Ирака). В связи с радиоактивным заражением
территории, несколько десятков натовских миротворцев ощутили ухудшение здоровья
и обратились в суд с требованиями о компенсациях. Поставить вопрос об
экологических компенсациях мирным жителям Югославии никто не догадался.
Неизвестно даже точное число заболевших сербов и албанцев, хотя оно исчисляется
сотнями. Точных подсчетов экологических последствий этой войны также не проведено.
Неизвестны и экологические последствия войны
в Чечне, в том числе последствия трансграничного загрязнения атмосферного
воздуха (вызванного пожарами на нефтевышках и нефтеперегонных заводах) как на
территорию сопредельных государств (например, Грузии), так и на территории
других субъектов РФ (Ставропольский край, Дагестан и др.). Однако в
постановлении Правительства РФ от 12.04.2000 № 334 "О мероприятиях по
ликвидации источников загрязнения и реабилитации загрязненных территорий
Чеченской Республики на 2000–2001 годы" был указан перечень мероприятий,
впоследствии проведенных для выявления экологических последствий этой войны,
включая локализацию и ликвидацию очагов нефтяного загрязнения и обследование
пункта захоронения радиоактивных отходов.
Международные объекты охраны окружающей
природной среды
Прочие природные объекты, не вошедшие в
категорию международных охраняемых объектов, могут выступать в качестве
объектов международного сотрудничества в области охраны природы, рационального
природопользования, экологической безопасности.
Воздушный бассейн как природный объект
охватывает всю атмосферу Земли и является объектом международной охраны,
поскольку в силу своей постоянной
циркуляции атмосферный воздух не может быть
чисто национальным достоянием. Международная охрана воздушного бассейна
развивается по четырем направлениям:
а) предотвращение вредного воздействия на
погоду и климат;
б) предупреждение и устранение
трансграничного переноса загрязнителей атмосферы;
в) охрана озонового слоя от разрушения;
г) развитие международного сотрудничества в
области совершенствования средств очистки и контроля.
Космическое пространство не находится под
юрисдикцией какого-либо государства. Это в чистом виде международный объект
охраны. Свое отношение к Космосу мировое сообщество выразило в двух документах:
в Декларации правовых принципов деятельности государств по использованию
космического пространства, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1963 г.), и в
Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию
космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). В
этих документах нашли свое отражение основные принципы космического
правопорядка: Космос — достояние человечества; недопустимость национального
присвоения частей космического пространства; использование космического
пространства исключительно в мирных целях; недопустимость вредного воздействия
на Космос и загрязнения космического пространства.
Как совокупность морей и океанов планеты
Мировой океан занимает 71% территории Земли, сосредоточивает в себе 96% воды
земного шара, оказывает решающее влияние на формирование климата и атмосферы
Земли. Мировой океан — источник биологических, минеральных, энергетических
ресурсов. Загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, химическими и
радиоактивными веществами, другими вредными отходами нарушает равновесие в
биосфере, уничтожает планктон, служащий источником пополнения кислорода на
планете, сокращает рыбные запасы и другие биологические ресурсы, причиняет
непоправимый вред природной среде, здоровью человека. Источниками загрязнения
Мирового океана служат промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и иные
отходы, поступающие через стоки рек, слив нефтяных и других отходов с судов,
аварии нефтяных танкеров. Большую опасность представляет использование Мирового
океана для испытания ядерного оружия, для захоронения радиоактивных,
химических, биологических материалов.
Как совокупность морей и океанов планеты Мировой
океан занимает 71% территории Земли, сосредоточивает в себе 96% воды земного
шара, оказывает решающее влияние на формирование климата и атмосферы Земли.
Мировой океан — источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов.
Загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, химическими и радиоактивными
веществами, другими вредными отходами нарушает равновесие в биосфере,
уничтожает планктон, служащий источником пополнения кислорода на планете,
сокращает рыбные запасы и другие биологические ресурсы, причиняет непоправимый
вред природной среде, здоровью человека. Источниками загрязнения Мирового
океана служат промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и иные отходы,
поступающие через стоки рек, слив нефтяных и других отходов с судов, аварии
нефтяных танкеров. Большую опасность представляет использование Мирового океана
для испытания ядерного оружия, для захоронения радиоактивных, химических,
биологических материалов.
Разделяемые природные ресурсы - к данной
категории международных ресурсов природы относятся природные ресурсы, постоянно
или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более суверенных
государств. Характерным примером подобного состояния являются международные
водные ресурсы - моря, реки, озера (Балтийское море, река Дунай, Великие озера
на границе США и Канады).
Основным источником правового регулирования
охраны и использования служит договор, заключаемый заинтересованными
государствами. В нем предусматриваются порядок пользования международным
объектом, разрешения возникающих споров, внесения необходимых платежей, меры
охраны, воспроизводства и т.д. Для управления международным объектом создается
на паритетных началах постоянно действующий орган — комиссия, комитет.
Международно-правовое
регулирование и международные договоры.
Для глобальной охраны атмосферного бассейна
первостепенное значение имеют заключенные международные договоры о запрещении
испытания и применения оружия массового уничтожения — ядерного, биологического,
химического, стратегических наступательных вооружений и т.п. Конвенция о
запрещении военного или любого иного враждебного использования средств
воздействия на природную среду (1977 г.) обязывает ее участников не прибегать к
военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную
среду, которые бы повлекли долгосрочные или серьезные последствия, разрушения,
причинение вреда.
Большую опасность для экологической
обстановки в государстве представляют трансграничные загрязнения атмосферы.
Наблюдения показывают, что значительная часть загрязняющих веществ в виде
кислотных дождей выпадает в результате трансграничного переноса с Юга на Север
— на территории Скандинавских стран. Со стороны Западной Европы на территорию
России ежегодно поступают миллионы тонн двуокиси серы, серной кислоты,
сульфатов и т.д. Приблизительно такое же количество загрязняющих веществ
переносится с территории России в сторону западноевропейских стран. Конвенция о
трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, заключенная в 1979 г.
государствами Европы, в т.ч. СССР, под эгидой ЕЭК ООН, предусматривает
постепенное сокращение вредных выбросов на территории стран — участниц
договора. В 1991 г. принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду
в трансграничном загрязнении.
Концентрация озона над Северным полушарием,
как показали исследования, стала на 10-15% меньше нормальной, что
рассматривается как рекордно низкая величина за последние 13 лет. Обсуждается
вопрос о пересмотре Монреальских и Венских соглашений по озоновому слою с целью
ужесточения требований к сокращению производства и применения озоно - разрушающих
веществ. На Венской встрече министров иностранных дел (1986 г.) было принято
решение о сокращении выбросов углекислого газа и двуокиси серы на 30-50%.
Космическое пространство не находится под
юрисдикцией какого-либо государства. Это в чистом виде международный объект
охраны. Свое отношение к Космосу мировое сообщество выразило в двух документах:
в Декларации правовых принципов деятельности государств по использованию
космического пространства, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1963 г.), и в
Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию
космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). В
этих документах нашли свое отражение основные принципы космического
правопорядка: Космос — достояние человечества; недопустимость национального
присвоения частей космического пространства; использование космического
пространства исключительно в мирных целях; недопустимость вредного воздействия
на Космос и загрязнения космического пространства.
Договор о запрещении испытания атомного
оружия в трех сферах (1963 г.) не допускает производство любого взрыва в территориальных водах,
открытом море, под водой, если он приводит к выпадению радиоактивных осадков. Закон
РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 50) запрещает ввоз в целях
захоронения или хранения радиоактивных материалов и отходов из других
государств, затопление, отправку в целях захоронения в космическое
пространство, если иное, разумеется, не предусмотрено международным договором,
заключенным с участием Российской Федерации.
Международные Конвенции, заключенные в 1954
г. (с поправками 1962, 1969, 1971 и 1972 гг.), запрещают слив нефти с судов, загрязняющий
моря нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, опасными для здоровья
человека. Конвенция 1972 г, предусматривает меры борьбы с источниками
загрязнения морской среды, которые могут представлять опасность здоровью людей,
живым ресурсам моря, зонам отдыха или препятствовать законным видам
использования моря. В соответствии с новыми правилами (1990 г.) США в
американские порты будут допускаться только танкеры с двойным корпусом. В 1991
г. Комитет защиты морской среды ИМО рекомендовал судовладельцам приступить к
модернизации танкеров в соответствии с новыми требованиями к их корпусу.
Вторая проблема защиты морского океана —
охрана его биологических ресурсов. Она осуществляется на трех уровнях:
глобальном, региональном и национальном. На глобальном уровне действуют Конвенция
о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (1958 г.) и Конвенция ООН
по морскому праву (1982 г.). Конвенции провозглашают право государств на
промысел животных, но с учетом норм международного права, экологических
требований охраны живых ресурсов моря. Действует ряд международных конвенций,
запрещающих либо ограничивающих промысел на отдельные виды животных с целью их
охраны от исчезновения — китов, котиков, тюленей, белых медведей и т. д.
На региональном уровне проводится
регулирование использования биологических ресурсов на основе заключаемых
двусторонних или многосторонних договоров. Так, известны Конвенция о
рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана (1977 г.), Конвенция
о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1980 г.). Подобные
Конвенции регулируют рыболовство в Балтийском, Северном, Средиземном и других
морях и океанах. На национальном уровне регулируется рыболовство вне пределов
территориальных вод, но в зонах юрисдикции прибрежного государства. Женевская
конвенция по континентальному шельфу (1958 г.) установила суверенные права
прибрежного государства на естественные ресурсы морского дна и организмы
сидячих видов.
В порядке правопреемства Россия объявила
исключительность права федеральной собственности на ресурсы континентального
шельфа и морской экономической зоны. До принятия соответствующих
законодательных актов, регулирующих использование этих природных территорий,
применяются правовые акты СССР, регламентирующие правовой режим данных
объектов, если они, разумеется, не противоречат Конституции РФ и российскому
законодательству.
В ноябре 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была
принята конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Ее
задача — обеспечить твердые государственные гарантии охраны уникальных и типичных
природных образований - заповедников, национальных парков, резерватов,
памятников природы. Природные объекты, представляющие уникальную ценность для
настоящих и будущих поколений, принимаются на международный учет. Международные
организации оказывают материальную помощь государствам в содержании и охране
международных объектов природного наследия за счет средств специальных
международных фондов.
Международный
союз охраны природы и природных ресурсов ведет Международную Красную книгу
редких и исчезающих видов растений и животных. Государства — члены мирового сообщества
обязаны принимать меры к сохранению редких природных сообществ растений и
животных и увеличению их численности. Международная Конвенция, заключенная
под эгидой ООН, о торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой
исчезновения (1973 г.), устанавливает порядок выделения квот и выдачи
лицензий на продажу. Наряду с функциями резерватов и эталонов природы,
биосферные заповедники служат пунктами наблюдения за изменениями окружающей
среды, входят в систему международного мониторинга окружающей среды.
Как шестой континент Антарктика не находится
под юрисдикцией какого- либо государства или международной организации. Это в
подлинном виде международный объект охраны окружающей среды. Все
взаимоотношения государств и международных организаций по Антарктике строятся
на основе международных договоров. В настоящее время принципы охраны и
использования южного материка регулируются Договором об Антарктике (1959 г.).
Его основные положения: свобода научных исследований, запрет мероприятий
военного характера, охрана живых ресурсов. Регулирование использования
животного мира основано на Конвенции об охране животного мира арктического
бассейна. Для координации научных исследований создан научный комитет по
научным исследованиям СКАР. Контроль
за соблюдением договора и выполнением сторонами взятых обязательств
осуществляется ЮНЕП ООН. Создана и
действует Межведомственная комиссия по
делам Арктики и Антарктики. Ее основная задача: координация хозяйственной,
научной и природоохранительной деятельности учреждений и организаций, развитие
международного сотрудничества, участие в разработке проектов нормативных актов,
связанных с Арктикой — Антарктикой.
Разделяемые природные ресурсы - к данной
категории международных ресурсов природы относятся природные ресурсы, постоянно
или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более суверенных
государств. Характерным примером подобного состояния являются международные
водные ресурсы - моря, реки, озера (Балтийское море, река Дунай, Великие озера
на границе США и Канады).
Основным источником правового регулирования
охраны и использования служит договор, заключаемый заинтересованными
государствами. В нем предусматриваются порядок пользования международным
объектом, разрешения возникающих споров, внесения необходимых платежей, меры
охраны, воспроизводства и т.д. Для управления международным объектом создается
на паритетных началах постоянно действующий орган — комиссия, комитет.
Вопросы к теме:
Учебно-методическое
обеспечение самостоятельной работы студентов.
Тема 3. Уполномоченные
органы в реализации международных договоров (8 часов). Деятельность основных международных экологических организаций.
Деятельность Римского Клуба в направлении устойчивого развития. Основные
направления деятельности программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Авраменко И.М.
Международное экологическое право: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс,
2005. 192 с.
Бринчук
М.М. Экологическое право: учебник. 4-е изд.
М.: Эксмо, 2010. 672 с.
Дмитренко А.В.
Экологическое право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2010. 255 с.
Федеральный закон
Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ.
Экологическое право России:
учебное пособие / Московский университет МВД России (МУ МВД); под ред. Н. В.
Румянцева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 431 с.
Перечень контрольных вопросов
1. Понятие экологического права как отрасли науки, отрасли права, учебной дисциплины.
2. Экологическая функция государства и права (экология и право).
3. Международно-правовые способы решения экологических проблем.
4. Понятие источников экологического права в узком и широком смыслах слова. Их система.
5. Конституционные основы экологического права.
6. Законодательные и иные нормативно правовые акты как источники экологического права.
7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г. ФЗ №7.
8. Указы Президента Российской Федерации как источники экологического права.
9. Нормативно правовые акты органов исполнительной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации).