ТЕМА
11. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
Экология как наука о
взаимоотношениях между растительным, животным миром и окружающей средой в
последние годы значительно усложнилась философскими, социальными,
экономическими, техническими и географическими аспектами. Экологическое
мировоззрение должно способствовать правильному пониманию места и роли человека
в окружающей среде, являющегося ее продуктом и неотъемлемой составной частью.
На современном этапе выделяют два вида экологического мировоззрения:
антропоцентрическое и экоцентрическое. В процессе формирования личности
человека должно сформироваться экоцентрическое мировоззрение, которое
рассматривает человека как часть природы и поэтому заботящегося о ней, как
среде своего обитания.
Мировоззрение - это
совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение,
понимание мира, место в нем человека и вместе с тем жизненные позиции,
программы поведения, действия людей. Мировоззрение развивается и формируется
через наблюдение, познание и практическую деятельность. Его не удается приобрести
простым чтением книг и журналов, просмотром телевизионных передач и
заимствованием.
Мировоззрение - это то,
что остается в сознании индивида после практического применения усвоенных
знаний, системы ценностей и овладения навыками практической работы.
Современное общество
испытывает неосознанную потребность к восхождению от представлений к
мировоззрению. Нет общества без общественного сознания, и люди интуитивно
чувствуют необходимость разделить с другими отдельные воззрения, взгляды и
установки. Устойчивость такого общественного чувства самосознания гарантирует
устойчивость поведенческих установок и социального положения индивида. В
основе мировоззрения лежит сложившаяся в сознании картина мира. Картина мира -
это картина понимания мира. Понимание достигается путем накопления длительного
личного и общественного опыта и обладает чрезвычайно существенным для
формирования мировоззрения свойством: оно способно порождать убеждения.
Глубинное понимание достигает эмоционального слоя сознания. Экологические
феномены на поверхностном или обыденном уровне понимания констатируются как
экологические факты или доводы, на глубинном уровне они получают отчетливую
эмоциональную оценку, позитивную или негативную, не оставляя человека
равнодушным. Наличие убеждений связано именно с этим аспектом мировоззрения как
продукта понимания. Мировоззрение, которое базируется на твердых убеждениях,
заметно сужает сферу «безразличия» индивида: по мере формирования твердых
убеждений человек начинает эмоционально и целенаправленно реагировать на
явления, по отношению к которым в прошлом он был вполне равнодушен.
Экологическое мировоззрение в процессе своего формирования переводит природные
явления из той части мира, к которой человек равнодушен, в мир, эмоционально
окрашенный. Экологическое мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих общее видение человеком своего места в окружающем его мире, и
вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия в социальной и
природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия в системе
«человек - общество - природа». Становление новых норм поведения и деятельности
в обществе идет под воздействием жизненной практики. Квинтэссенцией этого
является в первую очередь решение задачи выживания и самосохранения человека в
условиях изменяющейся среды обитания. Как выработать единую систему защиты от
разного рода неблагоприятных антропогенных факторов, которые к тому же могут
быть различными в разных регионах или отличаться даже в пределах одного региона?
Безопасность человека, а также развитие его как представителя биологического
вида и социальной единицы в условиях неблагоприятной экологической ситуации
обеспечивается путем правильного экорационального поведения. Экорациональное
поведение - система осознанных действий с прогнозируемыми последствиями,
направленная на гармонизацию отношений в системе «человек - природа -
общество». Экорациональная модель поведения - это упорядоченная последовательность
действий личности (алгоритм поведения), основанная на экологическом
мировоззрении и направленная на гармонизацию отношений в системе «человек -
природа - общество». Сущность экорациональной модели поведения раскрывается в
ходе целенаправленной педагогической деятельности, призванной обеспечить
внедрение в общественное сознание и практику социальных отношений определенной
суммы экологических знаний, умений, навыков, правил и норм экорационального
поведения, поддерживающих равновесие в системе «человек - общество - природа»,
обеспечивающих стабильность и безопасность функционирования этой системы
применительно к конкретным условиям проживания индивида. Она заключается в
обеспечении устойчивого равновесия между природоссобразностью поведения
человека и требованиями социума к конкретной личности, достигаемого в ходе
целенаправленного личностно ориентированного педагогического процесса,
осуществляемого в рамках системы непрерывного экологического воспитания и
образования.
Экологическое мировоззрение – это
система знаний о природной среде, состоящей из тесно взаимосвязанных
метасистем: природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) и
техногенной (искусственные сооружения, здания, города и промцентры).
В структуре мировоззрения можно выделить
следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Знания, как основной компонент в
структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека.
В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие
целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.).
Ценности в мировоззрении выполняют
нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной
жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и
деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических,
религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.
Эмоционально-чувственные компоненты в
структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия
человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном
мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным
смыслом и значением.
Взгляды – определенная совокупность
знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения.
Убеждения – особое состояние знаний,
характеризующихся твердой уверенностью.
Существуют различные классификации форм
и типов мировоззрения.
Экологическое мировоззрение, развитие
которого является ведущей целью экологического образования, вбирает в себя в
качестве составляющих компонентов интеллектуальный, эмоционально-ценностный и
действенно-практический блоки. Экологическое мировоззрение, определяется нами,
как высшее свойство личности, возникшее вследствие ее адаптации к действующим
факторам окружающей среды, представленное системой обобщенных знаний об
окружающем мире и месте в нем человека, о возможных взаимосвязях в системе
«человек – окружающий мир», трансформирующихся во внутренний план действий в
виде взглядов, убеждений, идей, которые проявляются в суждениях и активной
деятельности субъекта по сохранению окружающей среды и собственного здоровья.
Процесс развития и становления
экологического мировоззрения личности сложен и многогранен, он происходит в
течение длительного времени и обусловлен воздействием на личность социального
фактора, отражающего уровень развития общества, в котором происходит процесс
становления экологического мировоззрения личности и его экологической культуры.
То есть норм и правил поведения при взаимодействии ее с объектами этого
окружения. В зависимости от степени усвоения личностью этих норм и следования
им в повседневной жизни, можно судить об уровне развития экологической культуры
индивида. Основу экологического мировоззрения, составляет пласт обобщенных
знаний об окружающем мире, о месте в нем человека, о возможных взаимосвязях в
системе «человек – окружающий мир», о сформировавшихся на основе этих знаний,
убеждений (что не всегда является гарантом их практического применения)
именуемый экологическим сознанием экоцентрического типа.
Формирование экологического
мировоззрения должно стать непременной частью деятельности всей системы
образования. Это возможно при условии, если в содержание школьного образования
будут входить следующие элементы:
1. Система знаний о взаимодействии
общества и природы (экологические знания).
2. Формирование ценностных экологических
ориентаций.
3. Система норм и правил отношения к
природе.
4. Умения и навыки по изучению природы и
её охране.
Острота современных проблем
взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и
педагогикой, призванных реально помочь поколению, обучающемуся сейчас в школе,
преодолеть последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в
последующем.
Современный этап развития экологического
образования строится на единстве природы и общества, их исторической
взаимосвязи, обусловленности человеческого отношения к природе. Важное значение
имеет раскрытие роли природы в формировании личности, ибо вся «духовная жизнь
человека неразрывно связана с природой». Многоаспектность взаимодействия
общества и природы определяет комплексность экологического образования. Общие
методологические и теоретические положения позволяют выделить следующие
основные принципы экологического образования.
1. Междисциплинарный подход в
формировании экологического образования школьников.
2. Систематичность и непрерывность
изучения экологического материала.
Существует три главные тенденции в
ориентации экологического образования. Первая направлена на формирование
системы экологических представлений, вторая – подструктуры отношений, третья –
подструктуры стратегий и технологий. В соответствии с выделенными тремя
ориентациями существует три основных подхода к проблеме содержания
экологического образования. Комплексное решение проблем экологического
образования требует синтеза трех тенденций в единой целостной системе.
Для старшей возрастной группы учащихся
характерно осознание особой универсальной ценности природы для общества и
человека, понимание важнейших взаимосвязей в системе «человек – общество –
природа», осознание роли антропогенного фактора в измерении природных
комплексов, обеспечивается широкое включение учащихся в практическую
экологическую деятельность.
Эффективными формами организации учебной
деятельности старшеклассников являются экологические проекты, обучающие
эколого-экономические игры, экологические тропы, т.к. они способствуют
формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, позволяют
значительно оживить экологическую работу среди учащихся, раскрыть учащимся свои
творческие способности, привлекают детей к поиску оптимальных решений
актуальных проблем. Комплекс форм организации деятельности старшеклассников
занимает достойное место среди активных методов экологического образования.
Применение данных видов мероприятий в учебном процессе повышает эффективность
образовательной деятельности.
Нами в процессе педагогической практики
было проведено анкетирование учащихся 10-11 классов с целью выявления уровня
экологической культуры и, следовательно, экологического мировоззрения.
Анкетирование показало, что учащиеся осознают значимость экологических знаний,
понимают важность решения экологических проблем и необходимость личного участия
в деле сохранения природы. Хотя, некоторые из них, ничего не делают для
сохранения природы, неактивно участвуют в природоохранных мероприятиях и не
проявляют интереса к углублению знаний в области экологии. Обращение к
проблемам экологии, использование деятельностного подхода повысило интерес
учащихся и положительно повлияло на формирование именно экоцентрического
мировоззрения.
Таким образом, в настоящее время,
главная цель экологического образования, сводится не только к формированию
системы экологических знаний, повышению экологической культуры и воспитания, а
также включает в себя развитие экологического сознания у современной молодежи. Это
позволит осознать значимость экологических проблем и позволит направить
деятельность активной молодежи на обеспечение устойчивого развития современного
общества.
Рациональное использование природных ресурсов.
Система деятельности
рационального природопользования призвана обеспечить экономную эксплуатацию
природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с
учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья
людей.
Главный принцип
рационального природопользования - экономическая специализация и организация
хозяйства, социальное устройство общества должны соответствовать
природно-ресурсной обеспеченности (потенциалу) территории,
ресурсовоспроизводящей и средовосстановительной функциям экосистем, их
естественным способностям противостоять антропогенным воздействиям.
Необходимыми элементами
рационального природопользования являются:
·
оптимальные режимы потребления видов ресурсов и их комплексное
использование;
·
учет скорости и объемов возобновления ресурсов;
·
управление простым и расширенным воспроизводством ресурсов;
·
сохранение качества используемого ландшафта (экосистемы);
·
блокирование и ликвидация негативных последствий изъятия природного
ресурса;
·
организация наиболее экономичных и рентабельных производств с учетом
естественного функционирования и динамики экосистем.
Пути рационального
использования природных ресурсов:
·
1. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов.
·
2. Экологизация технологических процессов.
Безотходное
производство - это такая организация ресурсных циклов на основе принципов
взаимосвязи и замкнутости, при которых отходы одних производств используются в
качестве сырья для других, что обеспечивает их полную утилизацию. Однако, в
подавляющем большинстве производств образование тех или иных отходов неминуемо.
Реальной целью является переход к малоотходному производству,
характеризующемуся максимально возможной утилизацией выбросов.
3. Смягчение негативных
последствий хозяйственной деятельности человека.
Природно-ресурсный
потенциал территории составляет совокупность приуроченных к ней природных ресурсов,
совместная эксплуатация которых технически возможна, экономически целесообразна
и экологически допустима. Под экологическим потенциалом понимается
степень комфортности природных условий и экологической обстановки на
оцениваемой территории. Экологический потенциал территории отражает условия
развития поселений и формирования систем расселения.
С позиций рационального
природопользования, природно-ресурсный потенциал - это не абсолютно предельный
запас ресурсов, а только тот их предел, который может быть использован без
существенного нарушения важнейших свойств и функций экосистем. Поэтому, прежде
чем начнется использование экосистемы, должна быть определена мера изъятия
вещества и энергии, которая не подрывает ее способности к саморегулированию и
самовосстановлению. В противном случае использование будет стихийным, несмотря
на внешне плановый характер.
Рациональное
использование потенциала ландшафтов невозможно без учета их целостности,
пространственной дифференциации, определения их устойчивости к выбранному виду
антропогенного воздействия, без анализа возможных изменений в природе и
разработки мер по предупреждению негативных последствий. Наиболее актуально это
для биологических и рекреационных ресурсов, состояние которых в большой степени
определяется состоянием природных комплексов как целостных образований.
В настоящее время из
науки природопользования происходит выделение научного направления биологического
природопользования, которое исходит из того, что все
природопользование должно опираться на экономические и экологические основы и
носит отчетливо эколого-этический характер.
В качестве позитивного
примера биологического природопользования приведем сведения о состоянии
охотничьего хозяйства в США. Двадцатый век застал живую природу в США в очень
неприглядном состоянии. В частности ресурсы животного мира были сильно истощены
и разграблены. Ныне в США около 14 млн. охотников-любителей, прямой вклад
которых в экономику страны превышает 20 млрд. долларов в год, а косвенный 60
млрд. долларов. (В 2003 г. весь государственный бюджет России составлял около
80 млрд. долларов). Обслуживание охоты дает более 700 тыс. рабочих мест,
государство получает свыше 3 млрд. долларов налогов. Но охотничьи ресурсы не
сокращаются. Если в начале прошлого века в Северной Америке оставалось около 10
тыс. бобров, то сейчас 6-9 млн., при ежегодном изъятии 600-700 тыс. особей.
Численность белохвостых оленей огромна - 32-33 млн. особей, размеры
популяций вапити достигли невиданного прежде размера -1.2 млн.
голов, численность диких индеек за несколько лет увеличилась с 1 до 5 млн.
Вывод очевиден: интенсивная эксплуатация популяций охотничьих животных при
соблюдении норм и ограничений при строгом контроле и помощи со стороны человека
не сказывается отрицательно на их численности и воспроизводстве.
При рациональном
природопользовании антропогенная нагрузка не должна превышать уровень
устойчивости экосистем (экологическую емкость территории). Как правило,
в условиях развития техногенеза экологическая емкость территории является
лимитирующим показателем.
В частности говорят о
рекреационной емкости территории, т. е. о допустимой рекреационной нагрузке,
которая выражается в количестве людей (или человеко-дней) на единицу площади в
единицу времени. Обычно ее измеряют количеством отдыхающих на 1 га (чел/га).
Как определить этот
предел? Известно, что при чрезмерных нагрузках в лесных ландшафтах значительно
уплотняется почва, обедняется и сменяется напочвенный покров, исчезает подрост,
усыхают молодые деревья. Постепенно исчезает лесная подстилка, подавляется
почвенная фауна, почвы иссушаются и заметно снижается их плодородие. В
результате наблюдается прогрессивное падение текущего прироста - показатель
старения эко- системы леса. При ускорении этого процесса возобновление
подавляется и лес может погибнуть.
Отсюда следует, что
величина отношения текущего прироста к среднему диаметру деревьев в условиях
ненарушенных экосистем характеризует их рекреационную емкость и устойчивость.
Максимальное количество рекреантов (чел/га), влияние которых не может
существенно уменьшить эту величину, рассматривается в качестве предельной
нагрузки на данную экосистему. Как показали наблюдения, в сухих сосновых лесах
предельная нагрузка составляет 2-3чел/га в 1 ч, в свежих сосняках и
ельниках - 5-8 чел/га, во влажных сосняках и ельниках - 8-15
чел/га, в условиях свежих и влажных пойменных и низменных лугов - 20-30
чел/га .
В настоящее время
управление природопользованием осуществляется по
административно-территориальному, природно-географическому, бассейновому
признаку. В то же время эти признаки не всегда применимы для других отраслей
экономики.
Процесс рационализации
природопользования представляет собой переход от сугубо автономной, отраслевой
по своему характеру эксплуатации отдельных видов природных ресурсов к
комплексному использованию совокупности природных условий в регионе и
максимальному сближению и, возможно, даже слиянию границ природных и хозяйственных
территориальных систем.
Сопряженная оценка
природно-ресурсного и экологического потенциалов и экологической емкости
территории позволяет установить экологически обоснованные направления
природопользования, во многом определяющие условия развития экономики региона.
Совокупность указанных направлений составит природный потенциал регионального
развития (ППРР).
Природно-ресурсный
потенциал + Экологический потенциал территории + Экологическая емкость
территории = Природный потенциал регионального развития
Таким образом, ППРР
определяет региональную стратегию природопользования на основе
эколого-экономического подхода. Отражением пространственной дифференциации ППРР
является эколого-экономический район, выделяемый как объект территориального
управления природопользованием, в котором эксплуатация природных ресурсов
регламентируется условиями жизнедеятельности населения и экологической емкостью
соответствующей территории.
До сих пор задача
управления экономически важными биоресурсами ставилась как задача
максимализации стабильно изымаемой продукции. Между тем такой подход не
согласуется с целями сохранения биоразнообразия. Антропогенные трансформации
природных систем, ведущие к временному повышению их продуктивности,
сопровождаются сокращением общей биомассы и упрощением структуры самих систем.
Как и в большинстве
регионов России, в Алтайском крае не разработан исчерпывающий перечень
биологических ресурсов, пригодных к использованию, не определены платежи за их
использование, запасы и допустимые лимиты изъятия, распределение ресурсов по
территории края. Не разработана система мониторинга состояния популяций
большинства ресурсных видов и контроля за их использованием.
Особенно остро стоят эти
проблемы в отношении лекарственных растений. Объекты промысловой заготовки
практически всегда определялись как видовое название растения без указания
заготавливаемых частей, ставки платы были минимальны и практически не учитывали
биологических особенностей видов и коммерческой стоимости лекарственного сырья.
Все это приводило к тому, что ставки были близки и для заготовки корневищ, и
для заготовки листьев и травы, а платежи в бюджет мизерны. Ставки лесных
податей не учитывали не только экологическую значимость растений, но даже и
коммерческую ценность. Так, например, ставки лесных податей за промысловую
заготовку лекарственного сырья душицы обыкновенной, зверобоя продырявленного,
солодки уральской, тимьяна ползучего, девясила высокого, синюхи голубой, листа
брусники в 2006 году составляли 1,70 рублей за килограмм!
Анализ показывает, что
основной коммерческий оборот дикорастущих растений в российском секторе
Алтае-Саянского экорегиона осуществляется через неструктурированный (и
бесконтрольный!) рынок. Промышленные переработчики и многочисленные посредники
скупают сырье у местного населения, для которых этот вид дохода является
зачастую основным, а в отдаленных населенных пунктах предгорных и горных
районов Алтая и единственным.
Система рационального
природопользования в отношении любого природного ресурса включает несколько
взаимосвязанных подсистем: мониторинга состояния растительного мира, сохранения
и восстановления растительного покрова, использования растительных ресурсов,
контроля и надзора (рис. 1). Целью организации каждой системы является
разработка и внедрение научно-обоснованных организационных, правовых и
финансово-экономических механизмов в указанной сфере.
Система
мониторинга - это комплексная система регулярных наблюдений за качественными и
количественными показателями природных ресурсов и состоянием природной среды в
целях своевременного выявления, анализа и прогнозирования возможных изменений
на фоне естественных процессов и под влиянием антропогенных факторов, оценки
этих изменений, разработки рекомендаций для своевременного предупреждения и
устранения последствий негативных воздействий.
Важным элементом в
системе государственного регулирования природопользования должно стать
формирование исчерпывающего перечня объектов мониторинга и контролируемых
показателей для каждого объекта, разработка унифицированных схем описания
(паспортизации) объектов, определение исполнителей мониторинговых исследований
и периодичности наблюдений, оперативности сбора и обработки информации, форм ее
представления и передачи. Должна быть обеспечена сопоставимость данных,
содержащихся в разных базах данных. Созданные информационные ресурсы должны
обеспечить исчерпывающей информацией о природных комплексах органы
государственной власти, органы местного самоуправления и другие
заинтересованные лица.
На основании проведенных
исследований разрабатываются рекомендации: в случае стабильного состояния
ресурса - использование его в пределах установленных нормативов; для ресурсов
ограниченного и фрагментарного распространения - использование для нужд
местного населения на лицензионной основе; в случае деградации либо слабой
изученности - ограничение либо полное запрещение использования и
разработка системы мероприятий по охране и восстановлению, которая
включает как превентивные, так и прямые меры охраны. Приоритетным направлением
также является разработка и внедрение методик оценки ущерба биоресурсам и
природным объектам, развитие правоприменительных механизмов по взысканию
средств с правонарушителей на восстановление природных ресурсов.
Рис. 1. Концептуальная
схема сохранения и использования природных ресурсов.
Возмещение вреда
окружающей среде. Ущерб делится на ущерб хозяйству (охотничьему,
рыбному, лесному) и ущерб природным объектам как таковым. Ущерб хозяйству
определяется стоимостью продукции, которая не будет получена после реализации
проекта или в результате аварии. Ущерб биоте и потери биосферных функций могут
получить стоимостную оценку через прямую денежную оценку популяций животных или
растений, утрату их местообитаний и пр.
В последнее время в
центре внимания ученых и практиков находятся вопросы оценки, определения
реальной экономической ценности биологических ресурсов и внедрение
экономических и финансовых механизмов регулирования природопользованием. Сейчас
общим случаем является занижение цены природного блага или даже его нулевая
оценка, что приводит, в частности, к уменьшению биоразнообразия. При
определении ценности биологических ресурсов в качестве наиболее перспективного
подхода выделяется концепция общей экономической ценности (стоимости): попытка
учесть в суммарной оценке как стоимость использования ресурсов живой природы, в
том числе экосистемных услуг, так и стоимость «неиспользования», консервации
биоразнообразия.
В действуетщих методиках
учитывается лишь вред, наносимый природе в момент воздействия. Он не
пролонгируется на период самовостановления экосистем, возвращения популяций
организмов к первоначальному состоянию.
Экономическая оценка
должна учитывать не только коммерческую (рыночную) ценность природных ресурсов,
но и ценность экосистемных функций (климаторегулирующих, средообразующих,
биоресурсных), социальную и культурную значимость, а также стоимость
мероприятий по восстановлению изымаемого (используемого) ресурса.
В целях стимулирования
экономической мотивации у населения перспективным является разработка
механизмов компенсации упущенной выгоды при ограничении хозяйственной
деятельности населения и хозяйствующих субъектов.
Для биологических
ресурсов непосредственная охрана природных популяций непромысловых видов должна
сочетаться с охраной промысловых видов в ходе рационального использования. В
случае, если после проведенных мероприятий состояние популяции вида не вызывает
опасений, в дальнейшем возможно использование ресурса, но при строгом контроле
и регулярном мониторинге.
В системе
использования ресурсов важными задачами являются развитие системы
учета и экономической оценки природных ресурсов, систем нормирования
природопользования и объективизация прогнозных оценок запасов сырьевых растений
и численности животных.
Положительный эффект
могут дать такие административно-контрольные инструменты управления как лимиты
на заготовление дикорастущих растений, нормативы посещаемости ООПТ,
лицензирование и др.
Экономическая оценка
должна учитывать не только коммерческую (рыночную) ценность, но и ценность
экосистемных функций (климаторегулирующих, средообразующих, биоресурсных),
социальную и культурную значимость, а также стоимость мероприятий по
восстановлению изымаемого (используемого) ресурса.
Система контроля и
надзора. В России в соответствии с законодательством осуществляется государственный,
производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Особую значимость приобретают функции государственного контроля, так как
природные ресурсы являются общенациональным достоянием, что закреплено
Конституцией РФ, и постоянно возникают конфликты интересов различных
хозяйствующих субъектов и слоев общества.
Объективной
необходимостью является увеличение штата государственных инспекторов в области
охраны окружающей среды до экологически оптимальной и экономически обоснованной
численности.
Особую роль может
сыграть общественный экологический контроль, результаты которого подлежат
обязательному рассмотрению органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
Согласно действующему
российскому законодательству предприятие обязано обеспечить рациональное
природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность
от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может
проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала
предприятия, на состояние производственных сооружений, на ход технологических
процессов. Невыполнение этих обязательств должно повлечь за собой серьезные
правовые и экономические последствия для предприятия-нарушителя.
Условия существования на
рынке в настоящее время определяются и экологической составляющей производства.
Конкурентоспособность товаров промышленного назначения и потребительских товаров
на национальном и мировом рынках напрямую связана и с экологическими
параметрами технологий производства, выпускаемых товаров, а также затратами на
охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек
производства.
Подводя итог, можно указать
некоторые меры по минимизации негативного воздействия хозяйственной
деятельности человека на биологическое разнообразие:
·
максимальное использование освоенных земель (интенсивно используемые
аграрные, лесные, промышленные и др.);
·
выявление территорий с сильно деградировавшей растительностью, нуждающихся
в восстановлении;
·
экологическая реставрация (рекультивация) нарушенных земель;
·
предотвращение массового распространения вредителей и заболеваний объектов
растительного мира при осуществлении производственных процессов; введение в
культуру хозяйственно ценных видов флоры и фауны;
·
развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и
рационального использования природных ресурсов;
·
стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий,
увеличения доли использования вторичных ресурсов, повышения степени утилизации
отходов;
·
стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления
природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с
международными стандартами серии ISO 14000.
Вопросы к теме:
1. Роль экологического образования и
воспитания в формировании нового экологического мировоззрения человека.
2. Экологическое образование для
устойчивого развития в России.
3. Особенности дошкольного, школьного,
вузовского и поствузовского образования по экологии и природопользованию.
4. Роль профессиональных экологов в
предотвращении экологического кризиса.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Тема 11. Формирование
нового экологического мировоззрения человека в целях обеспечения рационального
использования природных ресурсов (2часа). Основные составляющие экологического
мировоззрения человека. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной
среды. Экологическая этика и экологическая эстетика. Роль экологического
образования и воспитания в формировании нового экологического мировоззрения
человека. Экологическое образование для устойчивого развития в России. Роль
общественных природоохранных организаций в реализации концепции устойчивого
развития.
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебное пособие.
–М.: ДОНИТИ,2005.
2. Горелов А.А. Экология (курс лекций). Учебное пособие.
— М.: Центр. 2003.
3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.,
2001.
4. Примак Р.Б. Основы сохранения биоразнообразия. – М.: Издательство
Научного и учебно-методического центра, 2002
5. Арманд Д. Нам и внукам. - М., Мысль, 1966. 252 с.
6. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч.,
Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что
происходит, кто виноват и что делать? - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 332
Перечень контрольных вопросов